4 класс народные праздники троица урок конференция

урок в 4 классе «Народные праздники. ТРОИЦА»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Урок-разгуляй завершает фольклорный раздел народным праздником Троицы и его прочтением в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублёва.

Знакомство с обычаями празднования Троицы на Руси, исполнение ранее разученных и разыгрывание незнакомых троицких песен «ТЫ БЕРЁЗКА», «ПОСЕЮ Я ЛЁН», «КАК У БАБУШКИ КОЗЁЛ» очень помогли в формировании метапредметных навыков..

Хоровод «Во поле берёза стояла» и игра «Ручеёк» особенно любимы учащимися. Песенный и игровой фольклор с его инструментальными наигрышами открывает исполнение прозведений с истинной природной стороны — неисчерпаимой импровизации и яркой вариационности. В такой импровизационной цепочке учащиеся исполняют песню «Берёзонька кудрявая», представив свои варианты мелодической линии песни.

Разнообразные приёмы развития музыкальной мысли нашли своё выражение в вариациях, которые использовали в выполнении творческих заданий учащиеся на этом уроке.

Скачать:

Вложение Размер
4_klass.docx 43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе

Тема урока: Народные праздники. Троица

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и осмыслению новых знаний по теме и умению связать их с ранее изученным материалом, структурирование алгоритма развития музыкальных образов оперы

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий, активное использование ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на уроке

Учебные – формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

— знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

— ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами

Развивающие — духовное развитие личности;

— формирование личностного отношения к искусству;
— формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;

— формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;

— развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

— развитие целостного восприятия картины мира;

— развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

воспитательные – воспитание понимания целостной картины мира (в частности и художественной),

— патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе,

— активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

— формирования целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.

– наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,

— приобретения навыков общения в диалоге;

— формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении);

— умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

Тип урока: комбинированный, урок-разгуляй

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 4 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, рассказ «Троица» С.Романовского, икона «Троица» А.Рублёва, картинки с изображениями русских народных инструментов, оркестра рус.нар.инструментов,

Муз. Инструменты: фортепиано, балалайка, гармонь, баян

Муз. Репертуар : Песни «До чего же хорошо кругом», муз.И.Дунаевский и сл. Л.Некрасова, «Родные места», муз. И сл. Ю.Антонова

«Ночные музыканты», «Берёзки России»

«Если б дали дудку мне»

Аудиозаписи: оркестр рус.нар.инструментов, финал 4 симфонии П.Чайковского, флешмоб «Русская пляска»

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих.

Учитель: Последний праздник Цветной Триоди. День Пресвятой Троицы, за ним — день Святого Духа. День рождения Церкви. Или, как говорили на Руси, «земля-именинница». Все праздники наши, церковные — удивительные и чудесные. Но Троица — действительно какой-то особенный. Как будто правда именинный.

Празднование этого великого события — дня сошествия Святаго Духа — установлено самими апостолами, об этом мы узнаем из Деяний и Посланий апостольских. И вот уже две тысячи лет христиане празднуют святую Пятидесятницу, Пентикостию, соединяющую нас во Святую Единую Соборную и Апостольскую Церковь Православную, сохранившую учение Христово и водимую Духом Святым.

Каждая малая Церковь встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой

И каждая малая Церковь тоже встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой. День Церкви — значит, и день Церкви малой, день соединения нашей малой Церкви с Церковью великой.

Как обычно, за несколько дней до церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем дома то Евангелие, которое Церковь предлагает на каждый день года, то мы можем заметить такую подготовку в церковных службах. Ведь эти чтения так или иначе говорят о сошествии Святого Духа. И если мы читаем Евангелие всей семьей, то мы можем обращать внимание детей на слова Христа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26 ), приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).

А за два-три дня до Троицы мы расскажем своими словами детям о том, к чему мы готовимся. Вообще-то, конечно, нам предстоят два праздника: первый, в воскресенье, — День Святой Троицы, он же Пятидесятница. Второй, в понедельник, — День Сошествия Святаго Духа, «Духов день». Но эти праздники так близки, и даже богослужения у них настолько соединены друг с другом, что мы будем готовиться одновременно к ним обоим.

Объявление темы урока. 2 минуты

Откройте учебник на странице 70 и прочитайте рассказ «Троица» С.Романовского.

  1. Подача нового материала 10-12 минут

Ведь именно в день Пятидесятницы нам открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими, можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трех Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой Троицы, с прославления Ее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть — Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть, всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублева.

А теперь внимательно рассмотрите икону «Троица» А.Рублёва. Как вы думаете, какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А.Рублёва?

А ещё ребята Троица это народный праздник, это величание природы. На Руси издревле отмечают его в июньскую пору. Троицким деревом называют нашу берёзку. Ею украшают храм на все Богослужения Троицкой недели. В народе эта неделя зовётся зелёной. Ветками берёзы и разнотравьем украшается дом, церковь, есть обычай на могилки усопшим сродникам и близким приносить эту зелень.

С древних времен на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками деревьев и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви. Этот обычай связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал Странников под сенью дуба. А еще зеленые ветки — это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.

О том, как ребенок может воспринимать этот чудесный обычай, наверное, никто не расскажет лучше Ивана Шмелева. Сначала о том, как украшали к Троице дома:

«Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.

… Все нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей».

А вот еще о храме:

«Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.

…Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой.

…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня».

И дома, и в храме — всё — Троица.

Предлагаю вам немного поиграть (модель «Морфологический ящик-копилка-корзинка»). А начнём мы вот с чего. Скажите, что вы знаете о народных праздниках?

Так, правильно. Разделимся на 3 группы.

2.Народные песни и музыка

3.Народные игры

На закате дня по старинному народному обычаю берёзку развивают-раздевают, оставляя на ней только алую ленту. Ветки берёзы, а вслед за ними венки из душистых трав и цветов бросают в воду. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца — но не в красный, а в зеленый цвет. Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. Мы красим яички покупной зеленой краской.

Чтобы традиции нашего народа не оказались важнее веры нашего народа, чтобы внешнее не подменяло внутреннее, мы не просто не забудем о церковном праздновании дня Святой Троицы — мы будем в первую очередь праздновать этот день в храме, вместе с Церковью. И тогда все займет положенное место: главным будет богослужение и учение Церкви, на втором месте будут обычаи Православной Церкви, а когда это возможно — тогда на третьем месте окажутся и наши народные традиции, в тех случаях, когда они не будут противоречить первостепенным позициям.

А с каким настроением поют рус.нар.песню «Во поле берёза стояла?»

Предлагаю вам стать в хоровод и самим исполнить её.

Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Вы уже знаете о том, что простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии.

  1. Закрепление темы, материала

Садитесь на места. А мы продолжим, может кто-то из вас вспомнит, в каком симфоническом произведении П.Чайковского звучала мелодия этой песни? Где троицкая песня «Во поле берёза стояла» получила своё второе рождение? И как в нём композитор «нарисовал» народный праздник?

Соберём-ка корзину идей. Прошу вас назвать факты, имена, названия песен, праздников, возможно даты, понятия, муз.термины связанные с темой урока.

Вот какой у вас урожай знаний, итак мы узнали, что…

Предлагаю продолжить урок творческой работой. На стр.69 текст народной песни «Берёзонька кудрявая», прошу вас сочинить мелодию к ней.

А как вы понимаете народную пословицу «Пройдут весна да Троица – всё веселье скроется». Объясните её смысл.

На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом мечты о будущем. Для поэта, композитора и художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы. Творец и Создатель – Бог Отец, Спаситель – Бог Сын и Утешитель – Бог Дух Святый – Троица Единосущная и Нераздельная. Она создала и устроила этот мир, его красоту и вечность.

Ребята, поиграем в «Да-нетку»

Подведём итоги. Сейчас по цепочке прошу вас назвать СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС-ОТВЕТ в соответствии с темой урока. Начинаем с Варвары Гусевой. (Троица- Церковный и народный праздник-народный символ праздника-берёза т.д.)

  1. Анализ и оценка урока
  2. Оценивание работы учащихся

Почитание Пресвятой Троицы. Это, конечно, и догматическое богословие, и много всего высокого. Но, в частности, это касается нашей жизни. Наших отношений друг с другом. Ведь поклоняться Святой Троице — значит стремиться к тому таинственному единству, к той любви, образ которой нам показывают Лица Святой Троицы. О подобии церковного человечества единству Лиц Пресвятой Троицы много писал, в частности, священномученик Иларион (Троицкий), например, в своей работе «Триединство Божества и единство человечества». В этом тексте святитель напоминает нам о словах святого Киприана Карфагенского: «Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные». Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22 ). Мы будем еще не раз вспоминать об этом, если действительно собираемся праздновать день Святой Троицы.

Это то, чему всех нас снова и снова, на каждой литургии, учит наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница:

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем

Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

  1. Домашнее задание (по желанию)

На этом наш урок окончен. Совсем скоро мы снова встретимся в музыкальном театре. Всего хорошего. До свидания ребята!

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2019/05/04/urok-v-4-klasse-narodnye-prazdniki-troitsa

Открытый урок. Народные праздники. «Троица»

Подойдёт и взрослым и детям

Открытый урок по музыки в 4 классе

Народные праздники «Троица»

Учитель музыки СОШ №42

Потапова Татьяна Валентиновна

Урок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: Народные праздники. « Троица»

познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками,

способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе,

прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

Задачи урока:
1. Обучающие:
• Дать понятие о происхождении праздника
• Приобщить детей к истокам православной культуры и восстановление традиций русского народа
• Создать условия для творческой деятельности
2. Развивающие:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Развивать творческую инициативу детей.
• Развивать творческие способности детей
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к Родине, к русской песне.
• Обогащать духовный мир детей.
• Формировать толерантные навыки учащихся 4 класса

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран — используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.

Планируемый результат . Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

( Под народную музыку дети входят в класс. )

Учитель: И не в некотором это было царстве и не в некотором государстве, а было на Руси святой. Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.

Учитель: А что это за праздник?

1 Видео. Мут /фильм на фоне слова:

Учитель . Это Святая Троица –праздник русской березки. Выходите девицы, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем.

1.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

2.Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

3.Я пойду,пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

4.Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.

5.Ачетвёртую балалайку,
а четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.

6. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого потешати

Люли люли, потешати

Люли люли, потешати.

Учитель: Ребята, вначале лета, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Начало лета — буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц , ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников — Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками».В этом году Троица празднуется 31 мая.

Учитель: А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес – именинники.

Дети (1) : Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

Дети (2) : В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

Дети (3) : На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, любви к нежности.

Дети (4) : Березка белый сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица-душа!

А теперь, детки, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

темной ночью — свет;

и, как некопаный колодец, поит всех.

1ученик: . Темной ночью свет — это лучина, ее раньше в деревнях жгли.

2 ученик: Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек:.

3 ученик. Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи, а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный!

— Ребята, давайте, и мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке.

( Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы)

Березовым веником можно париться в бане. Освещать жилище лучиной. Топить печь звонкими березовыми дровами. Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. Связывают берестой разбитые горшки. Отпаивали больных березовым соком. Березовые почки очень полезны. Они помогают лечить многие болезни.

Учитель: Березе на Руси посвящалось много песен. А Вы ,ребята, знаете песни о березе. Резерв ( № 3 видео В. Толкунова)

Конкурс (песенная перестрелка)

1. То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый.

Где найдешь еще такой…

2.Вы шумите, шумите надо мною березы…

Колыхайтесь, ведите свой напев вековой.

3. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…

4. В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка — будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

5.Лишь только подснежник появится в срок

Лишь только приблизятся первые грозы

На белых стволах появляется сок

То плачут березы, то плачут березы.

6. Отчего так в России березы шумят,
Отчего белоствольные все понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят,
И листву так печально кидают.

7. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

8. Белая береза под моим окном….

Учитель: В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Только одну маленькую березку можно было срубить. Её наряжали как красную девицу в сарафан, платочек и ходили с нею по домам в гости. Вот и к нам сегодня пришла девица-красавица березка.

1ученик: Белая березка, милости просим к нам!

Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?

Береза: На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.

2 ученик: У кого же ты гостила?

Береза: У отца, у матери, у красных девушек.

Учитель: Березонька кудрявая, кудрявая моложавая.

Под тобою, березонька, все не мак цветет,

Под тобою, березонька, не огонь горит.

Не мак цветет, не огонь горит.

Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.

4 Муз ( Исполняется хоровод « Земелюшка, чернозем…»)

чернозем, чернозем. земелюшка-чернозем

2Там березка выросла, там березка выросла,

выросла, выросла,там березка выросла

3.. На березке листочки, на березке листочки,

листочки, листочки, на березке листочки

4 Мы к березке подойдем, мы к березке подойдем.

подойдем. подойдем. мы к березке подойдем

5 Мы цветочки соберем. мы цветочки соберём. соберём. соберем.

мы цветочки соберём.

6 Да веночки мы сплетем. да веночки мы сплетем
мы сплетём. мы сплетем. да веночки мы сплетем.

7.Хоровод мы заведем. хоровод мы заведем,

заведём. заведем, хоровод мы заведем ..

Учитель : Ветки березы, а за ними и венки из душистых трав и цветов бросают в воду . Далеко плывет веночек, не тонет, не гаснет меж цветков восковая свеча – сбудутся ли девичьи мечты?

Учитель: Работа с учебником стр.70-71

Задание с конвертами (Пасха, Вербное воскресенье, Масленица)

7 Муз «Ой вставала я ранешенько»

Учитель: Как у наших у ворот собирается народ,

Все со скрипочками, с балалаечками

Засиделись мы ребята, не пора ли нам сыграть!

Игра ни муз. инструментах

Учитель: Вот так на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник — Троицу . Надеюсь ребята, что каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного о традициях и обычаях этого праздника.

Рефлексия:( продолжи предложения)

Мне было интересно, потому что…

Я расскажу дома…

Мне было трудно…

Укрась березку листочками (зеленый, желтый ,белый)

На прощание подарим нашей березке песню «Родные места»

Учитель: Вот и подошел наш урок к концу. Спасибо вам, гости дорогие за песни да танцы. Веселья вам да радости! Счастья и здоровья крепкого!

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-narodnie-prazdniki-troica-534577.html

Читайте также:  Нынче праздник с нотами
Оцените статью
Adblock
detector