Акатуй
Акатуй (чуваш. Акатуй ) | |
Значение | весенний праздник, посвящённый земледелию |
---|---|
Отмечается | чувашами |
В период с | середины мая |
По | первую декаду июля |
Акату́й, Агаду́й (чуваш. акатуй [1] «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).
Содержание
Описание
После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремо [2] нтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.
В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов.
Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шăрттан и, разумеется, пиво. Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце (селкĕ), резное ведерко с пивом (чĕрес) также покрывали вышитым полотенцем. Все участники ритуала в праздничном одеянии. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.
В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.
После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, то есть положение, в котором хоронят покойников.
После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Нарушителям от сельского общества не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Игнорирование традиций, по представлениям чувашей, навлекало беду на все сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие.
Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальский значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т. п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.
По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй» часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящён завершению весенних полевых работ.
К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалась нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.
Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».
Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, то и всей округой.
В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования проходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Ещё до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.
На опушке леса на почетном месте усаживались старики члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя).
Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания-бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязание начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.
Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.
Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.
У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.
Этимология
Акатуй — уст. торжественно, шумно праздновавшийся в старое время праздник весеннего сева. Из ака «пашня»+туй «торжество», «пиршество», «свадьба». См. К. В. Элле. Акатуй. Чебоксары, 1935
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B9
Акатуй (чувашский праздник)
Екатерина Ятрушева
Акатуй (чувашский праздник)
Акатуй – весенний праздник чувашей, «праздник земледелия» — завершение весенних полевых работ. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
После великого дня (пасха) чувашиначинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Праздник продолжается неделю.
Заранее готовили съестные припасы, варили пиво, красили яйца. В доме накрывали стол.
Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего старца руководителем, и он приступает к исполнению своих обязанностей.
В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Тура (главного бога) обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья всем членам семьи, родственникам, родным, соседям и знакомым.
На стол ставили каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шартан и пиво.
Праздник устраивали в поле. На празднике гадали на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру.
По окончании весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуя. Молодежь проводила скачки.Начинались состязания: бег, прыжки, борьба, конные скачки.
1. Игра «Бег в мешках», «Бег на трех ногах»
2. Бой с мешками – развивать силу.
3. Поднимание гирь.
4. перетягивание каната
5. «Конные скачки»
6. борьба на поясах
7. Загадывание загадок о севе
8. «Песня акатуя»
Исполнение пляски «Тюньки-тюньки»
Здравствуйте, дети! Здравствуй, наша планета Земля!
Здравствуйте, океаны, реки, моря и озера! Здравствуйте, насекомые, звери и птицы! Здравствуйте, луга, леса, поляны и рощи!
Ты можешь удивляться,
Узнав: Земля наш общий дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.
Акатуй – это славно!
Это чудно и забавно!
Это шутки, танцы, смех,
Игры, песни и сюрпризы.
Будет весело для всех!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Не по морю плывет,
2. В желтом море
3. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
Семь плугов тащит.
4. Какой конь землю пашет,
5. Едет конь стальной,
Сзади плуги волочит.
7. Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
8. Пришла летняя пора,
Стала золотая гора.
Посреди поля стоит,
Во все стороны глядит.
А ручки маленькие.
Режет черный каравай.
1. Игра «Меня зовут Иванушка»
Среди игроков выбирают водящего Ивана. Игроки встают в круг, водящий выходит в середину. Игроки берутся за руки и идут по кругу и идут по кругу,припевая:
Рады звери, птицы тоже,
Плакать нынче нам негоже:
В небе солнышко сияет,
Поиграть нас приглашает.
Игроки разбегаются в разные стороны. Входящий их ловит.
Правила игры. Осаленный игрок становится водящим.Он громко говорит: «Я – Иван!» — и ловит игроков. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает, то выбирают нового водящего.
2. Игра «Что делаешь?»
Один из игроков выбирается водящим – дедушкой. Остальные встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и ковыряют палкой землю,игроки спрашивают у него:
— Дедушка, чем занимаешься?
— Для чего копаешь?
— Рожь посею (дерево посажу и т. д.)
— Для чего растить?
— Чтобы урожай собирать.
— А зачем тебе урожай?
— Чтобы есть, силу для работы набирать.
— Чтобы вас догнать.
Игроки разбегаются по площадке, водящий их ловит.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки разбегаются по площадке только после слов «Чтобы вас догнать!» Пойманный игрок становится водящим.
Игроки встают в круг. Ведущий спрашивает,остальные ему отвечают:
— Боронят вот так.
— На лугах косят как?
— Хороводы водят как?
— Поют дружно, вот так.
Игроки выполняют движения в соответствии с текстом.
Пришла Весна, поет ручей,
Цветет сирень, вся белокура.
Прелестные кисти роняют цветы:
Красивые зонтики кружатся вниз,
Как будто снежинки поспелые.
А ветки сирени волнуют наш взгляд
И душу, и сердце сиреневым.
Развлечение для старших дошкольников «Край любимый — Край чувашский» «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – КРАЙ ЧУВАШСКИЙ» Развлечение для старших дошкольников ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю;.
Конспект образовательной деятельности в средней группе. «Чувашский язык» «В гостях у бабушки. (Асанне патенче ханара)» Программное содержание: — продолжать учить применять знакомые и вновь введенные слова в простых конструкциях; — познакомить с новыми лексическими.
Край родной-край чувашский Край родной. Край Чувашский. В МБДОУ №4 «Ладушки» в подготовительной группе «Ромашка» прошло развлечение на тему: «Край родной — Край.
Летний спортивный праздник в День защиты детей «Праздник солнца» Летний спортивный праздник в День защиты детей. «Праздник солнца» Петрушка Горошек: Здравствуйте, здравствуйте ребята. А так же уважаемые.
Осенний праздник в младшей группе «Мы праздник сегодня устроим и осень к нам в сад позовём…» «Мы праздник сегодня устроим и осень к нам в сад позовём…» Дети под музыку выходят в зал с листочками в руках. Музыкальный работник: Добрый.
Развлечение «Чувашский праздник» в детском саду Цели: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским национальным музыкальным фольклором. Закреплять умение.
Сценарий утренника на 8 Марта для старшей группы «Лучший праздник — праздник мам!» МБДОУ ЦРР — д\с»Золотой ключик» г. Зернограда Лучший праздник — праздник мам! Старшая группа «Сказка» Составила воспитатель: Грузинова.
Семейный праздник «8 Марта — праздник мам» в старшей группе компенсирующей направленности В группу под музыку вбегают 2 мальчика. 1 мальчик. Вы слыхали? Вы слыхали? Отменили праздник в зале! Как же праздник отмечать? Как девчонок.
Совместный праздник для детей и родителей в старшей группе «Праздник воинов отважных». Сценарий праздника : «Праздник воинов отважных». для детей старшей группы МДОУ д\с № 3 «Тополек» Воспитатель: Красовская Т. И.
Спортивный праздник к Дню защитника Отечества в средней группе «Праздник мальчиков и пап» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Спортивный праздник, посвящённый Дню защитников Отечества.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/akatui-chuvashskii-prazdnik.html