Педразвитие
Автор: Ильченко Вера Константиновна
Должность: Преподаватель театральных дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ГО «Город Калининград» «ДШИ им. Ф. Шопена»
Населённый пункт: г. Калининград ул. Горького 113
Наименование материала: Статья
Тема: «Массовый праздник как художественное явление»!
Дата публикации: 20.03.2020
Раздел: дополнительное образование
Массовый праздник как художественное явление.
Массовый праздник – это художественное явление, включающие в себя
явление социальных и личных запросов человека, выраженное в масштабно
эмоциональном действии, с использованием различных видов и жанров
Свой жизненный отсчёт массовый праздник ведет аж, от эллинской
культуры. Уже тогда возникла необходимость в неком виде объединения людей,
его сплочения, что и является одной из важнейших функций праздника,
обволакивающим это объединение в яркую, красочную, и что самое главное
ненавязчивую форму. Уже тогда понимали, что праздник богат средствами
эмоционального воздействия, и при правильном их использовании, могли
привести к нужному результату — управлению людьми. Массовый праздник мог
носить не только развлекательный характер, но и социальный, как например в
Древней Греции, где участие каждого гражданина — было выражением
демократии. Древняя Греция вообще служила праотцом Массового праздника.
Так в 776г. До н.э. там возникают Олимпийские игры, которые на сегодняшний
день носят не только спортивный, но театрализованный характер. Огромный
вклад в развитие массового праздника внёс праздник весны, плодородия и
здоровья, посвященный богу виноделия Дионису. Эти праздники включали в
себя: шествия, обрядовые церемонии, состязания, хоровые игры граждан. Что
послужило рождению первых театральных спектаклей. Аналогичные праздники
проходили и в Риме, составные части которых были триумфальные бои
гладиаторов, сражения на воду, цирковые состязания. Но в отличие от Древней
Греции в древнем Риме существовало разделение на тех, кто участвует и на тех,
кто смотрит. Огромный вклад римлян состоит в том, что они создали
уникальную систему механизмов сцены, которая и по сей день используется.
Массовый праздник как живое существо, живёт и воплощается в каждой
эпохе, являясь некой «губкой», впитывающей в себя всю правду, состояния того
времени. Так для Средних веков характерны церковные праздники, что говорит
о приоритете в то время духовенства, церкви, которая не жалела средств на
пышные церковные шествия в дорогих костюмах. И как антитеза им
существование народных праздников, таких как «Праздник Дураков», который
высмеивал религиозные обряды и нравы королевского двора. В туже эпоху
появляется и карнавал, который станет идеальным украшением массового
праздника, а впоследствии и отдельной разновидностью массового праздника.
Праздник был общественно-значимым явлением, который служит воспитанием
народа и его объединением, что говорит о слиянии политики и искусства. Таким
бал праздник «Свободы», проходивший на Марсовом поле, и в котором уже
тогда использовали пиротехнику и пушки.
Свои корни массовый праздник берёт и от народных гуляний от
«Масленицы», «Праздник Ивана Купала», зимних гуляний и т.д., которые
носили яркую, красочную форму. Так праздник «Ивана Купалы» носил суть
заклинания урожая; где существовал обычай прыжков через костёр. Самый
высокий прыжок сулил дородный урожай. Масленица же служила призывом
солнца, ожиданием весны, где ритуалом было сжигание чучела – что уже само
по себе зрелищно, и уже здесь мы наблюдаем всеучастность каждого в
празднике. Всё это привело к формированию некоторых законов массового
Основные черты массового праздника:
Ощущение личной причастности;
Стремление к широкому общению;
Особый эмоциональный настрой;
Удачно найденное событие.
Активный контакт со зрителем — вообще служит залогом успеха и тем, что
праздник надолго останется в памяти человека.
Личность говорящего: Заразительность, обаяние;
Временная мера происходящего. Основная часть должна быть не более 30
минут, а в идеале 15-20 минут;
Ведущий, как компонент эмоционального воздействия;
Поэзия, поэтическое слово;
Звуковой ряд (шумы, ассоциативные кусочки);
10.Ансамбли разного рода;
13.Пантомимы и пластические композиции;
14.Юмор (Юмор необходимо расположить так, чтобы он создавал
19.Свет и световые эффекты;
20.Художественное оформление и его элементы.
Признаки массового праздника:
Минимальная текстовая структура;
Отсутствие психологических нюансов (Нужны яркие эмоции);
Гармонизация всех частей в искусстве монтажа;
Закон утомляемости зрителя;
Контраст жанров, ритмов (последующий эпизод не должен
продолжать предыдущий, а должен вступать с ним в
Необходимо определить кульминацию действия, которая будет той
смысловой и эмоциональной вершиной спирали, к достижению,
которой, стремится все действо праздника. Он может быть и в
середине и в конце.
Режиссер, определив кульминацию, подводит к ней весь ход действия — и
внутренний и внешний. На кульминацию должны работать все элементы.
Ритмическая основа создается, как и для всего действия в целом, так и
для отдельных частей. Ритм меняется в определённых эпизодах, где-то
ускоряется, где-то появляется необходимость его задержать.
Классификации массовых праздников:
1. Всеобщие праздники (День Победы, Новый год и т.д.);
2. Локальные праздники (профессиональные, конфессиональные);
3. Личностные (День рождения и т.п.).
На сегодняшний день существует огромное количество массовых праздников,
но наиболее распространенными считаются вот такие виды:
1. Праздничный концерт;
3. Корпоративный праздник;
5. Праздник, посвященный дню города;
6. Конкурс красоты;
7. Политический праздник, приуроченный к выборам;
8. Различные вручения премий;
9.Народные гулянья, фольклорные праздники.
Организация Массового праздника.
Для организации массового праздника также существует свой закон.
ШИРОКОЕ, ТОТАЛЬНОЕ, МАССОВОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ В
Осуществить это можно с помощью следующих компонентов:
1. Факельное шествие;
2. Возложение венков и цветов;
3. Всевозможные игры на разных площадках;
6. Молодёжные марши, шествия;
7. Скандирование слов, фраз;
8. Всевозможные шары;
10. Самолёты, вертолёты;
12. Духовые оркестры на шествиях;
13. Широкий спектр народного творчества (Подворья);
15. Разного рода состязания;
16. Карнавальные шествия.
Неотъемлемой частью массового праздника являются ведущие. Правда
функция ведущего напрямую зависит от вида массового праздника. Так для
тематического массового праздника необходимо подобрать ведущих,
соответствующих вечеру, то есть имеющих какое-либо отношение к нему,
информационно подготовленных. Тем самым усилится эмоциональное
воздействие, будет ощущение «своего человека » на сцене. Если же праздник
носит общий характер, то функция ведущего несколько меняется. Теперь она
чисто развлекательная. К большому сожалению, эта функция ведущего перешла
на первый план. Если раньше существовал некий культ ведущих, по ведущему
можно было определить стиль вечера, его тематику, то сейчас их так много, и
многие довольно безлики, выполняют лишь роль ознакомителя со следующим
номером. Зато в отношении оформления массового праздника наступил очень
прогрессивный период. С развитием техники, в том числе и компьютерной. С
появлением цифровой техники появилась возможность воплощения, ранее
казавшегося невозможным. Компьютерное проецирование на огромные полотна
с идеальным качеством – это лишь то малое, что сейчас возможно. Различные
подвесные конструкции, которых раньше не было, усовершенствование
световой техники. Использование музыкальных фейерверков и фонтанов. В
этом плане прогресс техники оказывает неоценимую услугу организации
массового праздника. Так как зрелищный компонент, в том числе и оформление
неотъемлемая часть массового праздника. Что же касается музыкальной
партитуры праздника, то она очень богата. Потому что включает в себя
инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах,
музыку в оригинальных жанрах и т.д. Только при подборке музыкальной
партитуры режиссёр должен учитывать тематику вечера, так чтобы музыка
создала необходимую атмосферу. Характер музыки должен быть
монументальным, поднимающим дух народа или популярным (Но не
попсовым) для объединения людей. Самым главным законом успеха массового
праздника служит организованная, слаженная работа коллектива
устраивающего праздник. Учитывающего тематику, место проведения,
интересы и запросы зрителя, учитывающего музыкальную картину, уделяющего
особое внимание зрелищному компоненту и обязательному участию каждого
зрителя в празднике. Будь то конкурсы, викторины, аукционы, лотереи,
награждения, спортивные эстафеты и даже участия в ритуальной части
Иногда массовый праздник надолго остается в памяти зрителя и всё бы нечего,
но вот только беда массового праздника – в его одноразовости и повторить его в
Источник статьи: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20240
Идея, сущность и эффективность праздника
Участники праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.
Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.
Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.
Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.
Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
— абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
— свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
— наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.
Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.
Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.
Праздник обусловлен не только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.
Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.
В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.
Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.
Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.
Источник статьи: http://studopedia.ru/13_154207_ideya-sushchnost-i-effektivnost-prazdnika.html