- Антонова «Подарок»
- Ирина Антонова «Подарок»
- Мадам Жизнь
- Познавательно-развлекательный проект
- Отзыв о рассказе Антоновой «Подарок»
- Какие пословицы подходят к рассказу Антоновой «Подарок»?
- Антонова «Подарок»
- Ирина Антонова «Подарок»
- Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?
- Что такое текст и как его составляют?
- Как определяют основную мысль в тексте
- Как определить и записать основную мысль на практике?
Антонова «Подарок»
Ирина Антонова «Подарок»
Витя Тарасов с утра был озабочен. Его пригласил к себе на день рождения Саша Скворцов. Хотелось подарить другу что-то особенное, чтобы угодить, поразить и обрадовать.
Тарасов долго перебирал в голове разные варианты. И вдруг его осенило: Скворцов обожает собак! Сто раз Саша твердил ему об этом! А когда на уроке литературы им читали рассказ Чехова «Каштанка», Скворцов даже плакал. Тихо так. Никто не заметил, только он, Тарасов, это видел, но промолчал.
И ещё. У Скворцова была особенность — при виде собаки застыть столбом и стоять так, пока она не скроется из виду. Об этом весь класс знал.
Отличная идея! Тарасов подарит Скворцову щенка!
Даже на примете подходящий имеется. У соседки Марьи Ивановны месяц назад ощенилась Марта. Десять забавных щенят. Тарасов иногда заходил поиграть с ними и одного приглядел для себя. Но родителей уговорить пока не удалось. Так что этого щенка он подарит другу!
. Со спортивной сумкой в руках Тарасов позвонил в квартиру соседки.
— Марь Иванна, я за щенком. У друга сегодня день рождения! — выпалил Витя, когда пожилая женщина открыла ему дверь.
— А родители друга согласны? — первым делом поинтересовалась Марья Ивановна.
— Согласны? — Глаза Тарасова сделались круглыми. — Да они просто мечтают о собаке! — для убедительности закричал он.
— Ну, тогда проходи.
Соседка проводила Витю в комнату, где на подстилке возле Марты возился с мячиком лохматый щенок.
— Вот этот подойдёт? — спросила Марья Ивановна.
Тарасов растерянно поискал по сторонам.
— А где остальные? — залезая под диван, поинтересовался он.
— Разобрали. Вот только этот остался, — сказала Марья Ивановна. — Не подойдёт, что ли? — насторожилась она.
— Подойдёт, подойдёт, — затараторил Тарасов, сажая щенка в сумку. — У вашей Марты всегда щенки самые лучшие. Спасибо, Марь Иванна. — И выскочил за дверь.
. Тарасов нетерпеливо трезвонил в квартиру друга. Дверь открыла Сидорова.
— Привет! Все собрались? А где Сашка?
Сидорова ничего не ответила, а молча провела Тарасова в комнату.
Возле празднично накрытого стола переминались с ноги на ногу растерянные одноклассники. Именинник столбом застыл рядом. Взгляд его был устремлён в одну точку, словно он увидел там нечто и не может от этого «нечта» оторваться.
Не обращая ни на кого внимания, Тарасов достал из сумки щенка и протянул другу.
— Держи, Сашка! С днём рождения! — захлебнулся восторгом он.
Но Скворцов не отреагировал.
— Ты чего? — испугался Тарасов. — Ты же мечтал. я знаю! — неуверенно начал он, переводя взгляд на одноклассников.
И тут позади него раздалось задорное тявканье. Тарасов обернулся.
На диване с полотенцами на головах, держась за сердце, сидели Сашины родители. По ним и по дивану бегали девять лохматых Мартиных щенков.
Источник статьи: http://kladraz.ru/metodika/vneklasnoe-chtenie-4-klas/antonova-podarok.html
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Антоновой «Подарок»
Главный герой рассказа Ирины Антоновой «Подарок» — мальчик Витя. Он думал о том, что подарить на день рождения своему другу Саше, но никак не мог выбрать подарок. Потом Витя вспомнил, что Саша любит собак и всегда на улице застывает неподвижно, когда видит собаку.
Витя обрадовался, что решил вопрос с подарком для друга. Тем более, что он знал, где можно взять щенка. У его соседки была собака Марта, у которой недавно появилось десять щенков.
Витя пришел к соседке и сказал, что хочет взять одного щенка, чтобы подарить его другу. Соседка сказала, что всех щенков у нее разобрали, и остался только один. Потом она поинтересовалась, согласны ли родители друга завести в доме собаку, и Витя соврал, сказав, что родители Саши согласны. Тогда соседка позволила ему забрать последнего щенка.
Когда Витя пришел к Саше на день рождения, неся в сумке щенка, там уже были остальные друзья именинника. Витя достал щенка из сумки и вручил его другу. Саша выглядел каким-то растерянным, и не выразил восторга от подарка.
Потом Витя услышал тявканье. Он обернулся и увидел, что по комнате бегают девять щенков собаки Марты. А родители Саши сидят на диване и держатся за сердце.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Антоновой «Подарок» заключается в том, что нельзя мыслить шаблонами. Витя решил, что если его друг Саша любит собак, то ему надо подарить щенка. Но точно так же подумали и другие ребята, приглашенные на день рождения к Саше. Они тоже принесли ему в подарок щенков, взятых у Витиной соседки.
Рассказ Антоновой «Подарок» учит не быть излишне самонадеянным и согласовывать свои действия с другими людьми. Ребята, приглашенные к Саше на день рождения, не поинтересовались друг у друга, кто и что будет дарить имениннику. В итоге, они принесли ему одинаковые подарки.
В рассказе мне понравился Витин друг Саша, который настолько любил собак, что плакал, когда слушал в школе рассказ Чехова «Каштанка». А что касается подарка, особенно если в качестве подарка выступает живое существо, то тут надо быть осторожным. Такие подарки нужно обязательно согласовывать. Если бы ребята подарили, к примеру, десять зонтиков, то это было бы невесело, но зонты есть-пить не просят в отличие от собак. Собакам нужна еда и место для житья. А это уже особый вопрос, требующий предварительного согласования.
Какие пословицы подходят к рассказу Антоновой «Подарок»?
Кто думает, до чего-нибудь да додумается.
Дареного назад не берут.
Сперва думай, потом делай.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник статьи: http://madamelavie.ru/otzyvy/otzyv_antonova_podarok/
Антонова «Подарок»
Ирина Антонова «Подарок»
Витя Тарасов с утра был озабочен. Его пригласил к себе на день рождения Саша Скворцов. Хотелось подарить другу что-то особенное, чтобы угодить, поразить и обрадовать.
Тарасов долго перебирал в голове разные варианты. И вдруг его осенило: Скворцов обожает собак! Сто раз Саша твердил ему об этом! А когда на уроке литературы им читали рассказ Чехова «Каштанка», Скворцов даже плакал. Тихо так. Никто не заметил, только он, Тарасов, это видел, но промолчал.
И ещё. У Скворцова была особенность — при виде собаки застыть столбом и стоять так, пока она не скроется из виду. Об этом весь класс знал.
Отличная идея! Тарасов подарит Скворцову щенка!
Даже на примете подходящий имеется. У соседки Марьи Ивановны месяц назад ощенилась Марта. Десять забавных щенят. Тарасов иногда заходил поиграть с ними и одного приглядел для себя. Но родителей уговорить пока не удалось. Так что этого щенка он подарит другу!
Со спортивной сумкой в руках Тарасов позвонил в квартиру соседки.
— Марь Иванна, я за щенком. У друга сегодня день рождения! — выпалил Витя, когда пожилая женщина открыла ему дверь.
— А родители друга согласны? — первым делом поинтересовалась Марья Ивановна.
— Согласны? — Глаза Тарасова сделались круглыми. — Да они просто мечтают о собаке! — для убедительности закричал он.
— Ну, тогда проходи.
Соседка проводила Витю в комнату, где на подстилке возле Марты возился с мячиком лохматый щенок.
— Вот этот подойдёт? — спросила Марья Ивановна.
Тарасов растерянно поискал по сторонам.
— А где остальные? — залезая под диван, поинтересовался он.
— Разобрали. Вот только этот остался, — сказала Марья Ивановна. — Не подойдёт, что ли? — насторожилась она.
— Подойдёт, подойдёт, — затараторил Тарасов, сажая щенка в сумку. — У вашей Марты всегда щенки самые лучшие. Спасибо, Марь Иванна. — И выскочил за дверь.
Тарасов нетерпеливо трезвонил в квартиру друга. Дверь открыла Сидорова.
— Привет! Все собрались? А где Сашка?
Сидорова ничего не ответила, а молча провела Тарасова в комнату.
Возле празднично накрытого стола переминались с ноги на ногу растерянные одноклассники. Именинник столбом застыл рядом. Взгляд его был устремлён в одну точку, словно он увидел там нечто и не может от этого «нечта» оторваться.
Не обращая ни на кого внимания, Тарасов достал из сумки щенка и протянул другу.
— Держи, Сашка! С днём рождения! — захлебнулся восторгом он.
Но Скворцов не отреагировал.
— Ты чего? — испугался Тарасов. — Ты же мечтал. я знаю! — неуверенно начал он, переводя взгляд на одноклассников.
И тут позади него раздалось задорное тявканье. Тарасов обернулся.
На диване с полотенцами на головах, держась за сердце, сидели Сашины родители. По ним и по дивану бегали девять лохматых Мартиных щенков.
Источник статьи: http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-o-shkole-i-shkolnikah-chitat/antonova-podarok.html
Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?
Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощью алгоритма.
Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.
Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.
Что такое текст и как его составляют?
Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.
При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.
Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.
Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.
Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.
Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.
Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.
В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.
Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.
Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему , помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.
Микротемы нужны для полного раскрытия темы.
Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.
Как определяют основную мысль в тексте
Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.
Чтобы определить основную мысль текста нужно:
- Прочитать весь текст.
- Определить тему высказывания.
- Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
- Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
- Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
- Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.
Внимание : распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.
Как определить и записать основную мысль на практике?
Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.
В русском алфавите есть две очень похожие буквы — «ё» и «е». (2) Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы — «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру — букву «ё».
(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11) Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.
(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18) Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.
Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.
Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста :
Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e16a722e4fff000added781/kak-bystro-nauchitsia-opredeliat-i-zapisyvat-osnovnuiu-mysl-teksta-5e71527007e55847223b6c94