Терендез: огненный праздник сквозь время
14 февраля Армянская апостольская церковь отмечает Сретение. Это 40-й день после Рождества, когда Мария и Иосиф впервые принесли младенца Христа в Иерусалимский храм.
По законам Моисея, родители должны были посвящать Богу своих первенцев-сыновей, принося их в храм, а также совершая жертвоприношение, именно на 40-й день, когда заканчивался период нечистоты родившей женщины. Иисуса встретил благочестивый старец Симеон Богоприимец, который воплощал в себе образ человечества, встречающегося с богом. Само название праздника так и переводится на современный русский язык — «встреча». Это объясняет и бытующее в армянской церкви название — Тъярнэндарач, т.е. «навстречу господу».
В армянской церкви это праздник молодоженов и молодых пар. После вечернего богослужения происходит благословение молодых — сравнительно новое явление, введенное в церковный обиход действующим католикосом. Это происходит накануне, 13 февраля, когда и принято зажигать костер на церковном дворе. Считается, что если молодая пара перепрыгнет через огонь, не расцепив руки, то их брак будет особенно крепким.
Празднование в Ереване ©Sputnik / Asatur Yesayants | armeniasputnik.am
Среди основных черт этого праздника две остаются неизменными на протяжении столетий: это собственно огонь и особое отношение к молодоженам, молодым парам. В остальном возможны варианты, этнографические описания с середины позапрошлого века до нашего времени позволяют в этом убедиться.
В своей книге 1864 года инспектор и профессор Лазаревского института Никита Эмин так описывал традицию празднования Терендеза:
«Во время вечерней службы на церковном дворе воздвигается костер из легкосгораемого топлива и преимущественно из терновника; костру придается пирамидальный вид; его обыкновенно убирают дикорастущими плодами и в особенности пешатом, вроде кизила. Молодые девицы и вновь вышедшие замуж женщины составляют около него хоровод. Когда один из юношей, густою толпою обступивших хоровод, подложит под костер огонь, хоровод тихо и торжественно начинает кружиться около зажженного огня. По мере того, как пламя более и более охватывает костер, хоровод сильнее продолжает кружиться, усиливая мерное, но слабое вначале топтание ногами. Эта пляска продолжается до тех пор, пока пламя не спадет. Когда хоровод расступается, на сцену выступают молодые люди только что женившиеся, женихи и вообще юноши начинают перепрыгивать через костер с необыкновенной легкостью. Под конец, когда пламя совсем утихает, тот же процесс совершают только что вышедшие замуж женщины Вся эта церемония продолжалась во время вечерни, после которой расходятся по домам» [1].
Как видно, молодые люди разного пола прыгали через огонь порознь, а не держась за руки, что чаще всего встречается в наши дни.
Еще одна черта праздника, которая не упоминается Эмином, но известна по другим источникам — зажигание свечей от костра. Его огонь считался благословенным, поэтому люди старались взять его домой [2].
Среди армян, переселившихся из Персии, когда-то встречалась и такая вариация: «Прихожане, возвратившись из церкви домой, на крышах зажигают костры, через которые потом прыгают каждый на менее семи раз, произнося каждый раз имя Иисуса Христа. После того пускают фейерверки и стреляют из ружья. После ужина едят сухие фрукты и грызут каркат» [3].
В Эчмиадзинском уезде на крышах поджигали сено и следили за направлением дыма: в какую сторону понесет дым, там и будет хороший урожай. А новобрачные трижды обходили огонь, а затем прыгали через него, чтобы жить счастливо «до гробовой доски» [4].
На фейерверки и пальбу из ружья следует обратить внимание, так как эта черта перекликается с другим «огненным» праздником — Чахаршанбе-Сури, которые иранцы-мусульмане унаследовали от доисламской религиозной традиции. Этот праздник отмечается за несколько дней до Ноуруза и маркирует смену сезонов и скорое наступление нового года. На улицах городов зажигают костры, в них летят старые вещи, мебель, а нередко еще и петарды, из-за чего праздник стал самым травмоопасным в году. Люди веселятся и под музыку прыгают через огонь, которому приписывается очищающая сила. Современные зороастрийцы относятся к этому празднику без одобрения: для них прыгать через огонь — все равно что христианам через крест. После установления исламской республики власти периодически пытались запрещать празднование Чахаршанбе-Сури, потому что это не мусульманское явление, которое к тому же оборачивается огромным числом травм, в основном от неудачного запуска фейерверков, а также практически неуправляемыми кострами на улицах и площадях.
Надо сказать, что среди современных зороастрийцев бытует еще один огненный праздник — Саде. Он отмечается за 50 дней до Ноуруза и маркирует середину зимы. При Ахеменидах он отмечался с особенным размахом. Огонь является «главным героем» этого праздника, он символизировал победу над зимой, холодом, тьмой. После произнесения молитв зороастрийские священнослужители, мобеды, зажигают огромный костер, вокруг которого водят хороводы. Однако, как уже было сказано, никому в голову не придет через него прыгать — для зороастрийцев это осквернение огня.
В дохристианской Армении смысловое содержание Терендеза было схожим: победа над зимой, смена сезонов. А посвящен этот день был змееборцу Ваагну, богу огня и войны.
Когда в 1924 году классик армянской этнографии Степан Лисициан приехал с экспедицией в Карабах, среди прочего он собирался искать следы зороастрийского влияния в этом регионе. В его описании Терендеза, в частности, указано, что прыгать через огонь было непринято:
«Молодожены приносили в церковную ограду по вязанке можжевельника и складывали большой костер, причем в его основании ветки раскладывались крестом, в выше — четырехугольниками. После вечерни священник, выйдя из церкви, читал молитву, хотя официально армянская церковь и не признала этого освящения огня. Молодожены со всех сторон поджигали костер свечами, с которыми они вышли из церкви, старики и старухи благочестиво молились, и все следили за направлением дыма: куда он повернет, на той стороне и быть обильному урожаю. Обыкновенно через костер никто не прыгал» [5].
Как мы видим, зажигание костра служило еще и своеобразным способом спрогнозировать будущий урожай, а прыжки через огонь не были обязательной частью праздника. Причем и сейчас есть случаи, когда люди отказываются от прыжков через огонь под влиянием проповеди церкви, такой случай известен в церкви Аскерана (Арцах).
[1] Эмин Н.О. Очерк религии и верований языческих армян. М., 1864. С. 60-61
[2] Григоров Н. Село Татев Загезурского у. Елизаветпольской губ. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1892. В.13. С. 119
[3] Зелинский С.П. Этнографические очерки из быта армян-переселенцев из Персии, живущих в Нахичеванском у. Эрив. губ. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1882. В.2. С. 20-21
[4] Бунатов Г. Из поверий предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1893. В.17. С. 183
[5] Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван, 1992. С. 179-180
Источник статьи: http://www.armmuseum.ru/news-blog/terendez-festival
Как проходит Терендез в Армении?
Когда будет Терендез в 2021 году?
Когда проводится этот праздник? Армянский праздник Терендез ежегодно отмечается 13 февраля.
История и традиции праздника Терендез
Он появился еще в языческие времена. Согласно многовековой традиции, на праздник Терендез в Армении огнепоклонники, которые отмечали проводы зимы, зажигали костры.
Первоначальноа он назывался «Дерендез», что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», а после принятия армянами христианства получил название «Терендез» (от слова «тере» – хозяин, творец).
Христианская церковь нашла армянскому празднику Терендез новое объяснение: свет костров символизирует спасительный свет веры в Христа. В этот день Армянская Апостольская церковь также отмечает Сретение Господне (в русской православной церкви его дата приходится на 15 февраля, у католиков – на 2 февраля).
В переводе на современный русский язык слово «сретение» означает «встреча». В этот день младенца Иисуса Христа впервые принесли в Иерусалимский храм, чтобы почтить закон Моисея. Здесь Иисуса встретили старец Симеон Богоприимец, который, согласно преданию, жил свыше трехсот лет, и пророчица Анна.
Как отмечается Терендез?
Как проходит празднование? Если праздник Терендез в Армении приходится на Великий пост, в церквах служат открытую литургию. После праздничной литургии Тярндарача в армянских храмах совершается обряд благословения молодоженов.
И это неслучайно, ведь народные обряды на армянский праздник Терендез напоминают те, что проводятся на Масленицу и День святого Валентина. Главные действующие лица – молодые супружеские пары и просто влюбленные, которые, взявшись за руки, прыгают через костер.
Считается, что если им удастся прыгнуть, не разомкнув рук, то их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Чтобы она была благополучной, люди старшего возраста осыпают молодых семенами пшеницы и конопли.
Затем через огонь прыгают бездетные женщины, желающие иметь детей. Многие убеждены, что эта очистительная процедура помогает избавиться от бесплодия. Потом наступает очередь молодых девушек, которые хотят выйти замуж, а затем через костер прыгают все от мала до велика. Если подол одежды загорается, это рассматривается как благоприятный знак.
В старину в Армении на Терендез родственники или несколько соседей могли разводить один костер. Вокруг него, взявшись за руки, с песнями и танцами нужно было пройти семь кругов.
В огонь бросали старую одежду, чтобы вместе с ней сгорели все беды, случившиеся в прошлом году. Такой костер нельзя было гасить – он должен догореть сам. Пепел от него разбрасывали по полям для обеспечения хорошего урожая.
В наши дни костры на армянский праздник Терендез разжигают не везде. По сложившейся в последние годы традиции юноши и девушки гуляют по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Источник статьи: http://vstretim-prazdnik.com/kak-prohodit-terendez-v-armenii.html
Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история
Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля
Sputnuk Грузия рассказывает, что за праздник Терендез в Армении, а также об истории и традициях этого народного торжества.
Что за праздник Терендез
История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.
Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.
В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.
Люди верили, что после праздника Терендез погода становилась теплее.
Традиции праздника
После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.
Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления – 14 февраля. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения Господня Армянская церковь отмечает 6 января.
По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.
Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
По церковному уставу, накануне праздника, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.
По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.
В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.
Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.
На Терендез, по традиции, костры разжигают и на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, через которые прыгают все желающие. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.
На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером юноши и девушки гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками.
В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.
Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20200212/247718278/Chto-za-prazdnik-Terendez-v-Armenii-2020-traditsii-istoriya.html