Ассамблеи балы фейерверки светские государственные праздники
Историки отмечают, что при Петре I петербургские жители были избалованы всевозможными праздниками, «зрелищами». Праздники, как правило, использовали для пропаганды государственных нововведений.
Праздничные дни начинались с торжественного богослужения, в городе палили пушки, обязательныи являлись маскарады, фейерверки, народные гуляния. Все это продолжалось несколько дней.
Также фейерверками и прочими «огненными потехами» сопровождались торжества: дни восшествия на престол, тезоименитства, рождения царственных особ. Эти «огненные потехи» в какой-то мере заменяли официальную информацию о победах русской армии над неприятелем.Фейерверки устраивали на Потешном поле или на специальных судах на Неве.
Неистощимый в выдумывании всякого рода потех, Петр изобрел «должность самоедского князя-папы или короля-папы». Этот человек должен был по приказу царя устраивать различные увеселения для петербургских жителей.
В первой половине 18 века получили распространение потешные зрелища. Существовала особая церемония при замерзании и вскрытии Невы. Замерзание возвещалось жителям одним из придворных шутов барабанным боем. О вскрытии Невы возвещалось тремя пушечными выстрелами из крепости.
Большой торжественностью отличался спуск на воду посторенного корабля. В эти праздничные дни поднимали большой желтый флаг с российским орлом, в когдтях и на крыльях которого представлены были четыре моря: Белое, Черное, Каспийское. и Каспийское.
Праздник встречи Нового года берет свое начало с 1 января 1700 года, так как Петр I изменил в Русском государстве летоистчисление.
Еще одно зимнее развлечение- катание с гор. В Петербург принесли его первые строители. Ледяные горы строили на Неве, Охте, недалеко от Смольного перевоза, на Крестовском острове, напротив Адмиралтейства и перед императорским дворцом, откуда российский монарх мог видеть свой народ веселящимся «невинными забавами зимнего времени».
Устраивал Петр I и катание на буерах. Когда Нева замерзала, на ней расчищали снег, ботики ставили на железные полосья и шкипер-царь обучал жителей умению ходить под парусами и маневрировать. Маневры такой флотилии, как правило, устраивали на невском льду между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.
По заведенном Петром I обычаю, петербуржцы ездили 1 мая встречать лето в Екатерингоф. Праздник сопровождался гуляньями, иллюминациями. Эта традиция сохранялясь вплоть до царствания Александра III.
Маскарады и фейерверки, приемы иностранных гостей, ассамблеи и иллюминации, театрализованные шествия- все эти праздники м увеселения собирали огромное количество горожан. Праздники проходили непринужденно, весело и объединяли жителей северной столицы.
Источник статьи: http://saint-pb300let.narod.ru/party.htm
Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи
Исконно петербургские традиции празднования каких-то значительных событий стали закладываться во время Северной войны, поэтому «отдельной графой» торжеств молодой столицы России становятся именно праздники-виктории. Эти празднества побед русского оружия отличались неизменной пышностью, особой торжественностью и огромной роскошью. Российские виктории несли на себе большую идейно-смысловую «нагрузку»:
Настрой праздников-викторий должен был стимулировать также готовность молодых людей встать на защиту России и поощрять гордость за свое Отечество.
Например, торжество по поводу заключения Ништадского мира 1721 года сопровождалось грандиозным фейерверком и артиллерийским салютом. С утра до поздней ночи глашатаи под звуки фанфар на всех улицах и площадях Петербурга объявляли о мире. Само празднование, как писал в дневнике дипломат В.Ф. Берхгольц, продолжалось много дней: «С 10 сентября 1721 г. в столице неделю продолжался большой маскарад с участием тысячи масок. Петр, одетый в платье голландского матроса, бил в барабан, возглавляя карнавальное шествие. В гуляньях участвовали сотни ряженых с бичами, пузырями, наполненными горохом, с погремушками и свистками. Под страхом большого штрафа участники маскарада не должны были появляться в общественных местах иначе, как в масках. 24 сентября маскарад возобновился по случаю ратификации мирного договора в Стокгольме. Ряженые в течение двух часов шествовали веселой процессией по столичным улицам. В последующие недели празднество продолжалось в столице, а затем в Кронштадте, где флот и береговые батареи салютовали в честь победы. По случаю заключения мира Сенат 22 октября преподнес Петру I императорский титул. Торжества сопровождались грандиозным фейерверком и народными гуляниями. Народ потчевали жареным быком и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью при громе артиллерийской канонады». Праздники-виктории положили начало еще одной петербургской традиции – в столице стали строить триумфальные ворота, которые знаменовали победные события русской истории. Интересно, что в отличие от европейских триумфальных образцов, российские — украшались не христианскими сюжетами и элементами, а имели в своей основе реальный исторический материал. В их оформлении преимущественно фигурировали эмблемы и символика, которые соответствовали духу государственной политики и насущным идеям времени. Например, это были изображения победных колесниц, герои античности и божества побед и мифологические персонажи – Ника, Слава, которые должны были олицетворять победу, героизм, мужество, мир и вечность, а также демонстрировать мощь нынешней России. Постепенно новые виктории и иные столичные торжества стали создавать альтернативный календарь праздников к имеющемуся церковному кругу торжеств. Происходил новый синтез религиозно-государственной системы, что демонстрировало новую политику императора-реформатора. Например, в государственных торжествах, особенно в праздниках-викториях значительную роль стали играть церковные колокола. Так, по поводу празднования викторий по всему Петербургу совершался «целодневный», трехдневный, а в особо торжественных случаях, как, например, заключение Ништадтского мира, семидневный звон. Церковный колокол, таким образом, становился также символом императорской силы и власти и величественной мощи российского государства. (Интересно, что колокол олицетворял собой не только силу, направленную против врагов страны, но и силу, с которой молодой самодержец внедрял в культуру новые «правила» жизни общества). Также в ритуалах новых государственных праздников элементы церковного и воинского церемониалов – колокольный звон, пушечная пальба и строевая музыка – совмещались с театрально-зрелищным действием «огненной потехи». Совмещение религиозного и светского начал проявило себя в церковных освящениях всего воинства, каждого морского похода, нового военного корабля и в соответствующих храмовых праздниках. Праздник в честь виктории связывался с днем памяти соответствующего христианского святого. Освящение храма во имя того или иного святого становилось актом не только церковным, но и политическим, утверждающим государственную значимость события. Растет количество храмов, освященных в честь воинских побед. Храмовые праздники совмещали в себе пушечную и ружейную пальбу, барабанный бой и воинственные звучания труб с «молебным пением» и колокольным звоном, соединяясь в единый ритуальный порядок. Празднества петровского времени были связаны с насильственным внедрением новых манер поведения, европейской одежды, этикета, танцев, увеселений. Новое поведение было обязательным и на ассамблеях, введенных Петром I. Во время танцев Петр I и Екатерина I вставали в первую пару и вслед за ними обязывали всех в точности повторять сложные и замысловатые движения. Разумеется, новоиспеченные участники ассамблей держались скованно, нелепо двигались в непривычных костюмах. Дамы, затянутые в жесткие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышными напудренными прическами, не умели не только грациозно танцевать, но не знали, как сесть и как встать. А во время танца, и вовсе забывая о новом этикете, делали привычный русский поясной поклон кавалеру. От таких движений косточки корсета впивались в тело, великосветская красавица краснела и смущалась. Немыслимое нервное напряжение усиливалось от бесконечных подношений непривычных напитков. Испуганные и растерянные, русские дамы отказывались танцевать с иностранными послами — такие курьезные истории случались нередко. Однако петровские ассамблеи стали школой светского общения, бального танца и этикета. Петербургское общество постепенно начинало соответствовать понятию «светское общество» европейской ориентации, ассамблеи же со временем трансформировались в знаменитые петербургские балы, а виктории положили начало прекрасной традиции отмечать победы русского оружия и почитать Отечество. Источник статьи: http://www.peterburg.biz/petrovskie-prazdniki-viktorii-i-svetskie-assamblei.html Балы в России и в Европе. Петровские ассамблеи.С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал — время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием. Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах. На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады — прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим. Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.
До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу. В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов. 25 ноября 1718 года Пётр I издал указ об ассамблеях, который произвел коренной перелом в области развлечений городского населения. Женщины впервые получили право посещать общественные собрания, а вход на ассамблею должен был быть доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян. Вот текст этого указа Петра I:
Петр понимал, что без одобрения церкви его нововведение не имеет будущего. Священный страх перед царем, как перед воплощением бога на земле – это одно, но ужас перед дном адовом и падении бессмертной души это другое. Чтобы переломить традиционное неприятие танца служителями культа, Петр вовлекает в это светское мероприятие и черное духовенство. Согласно указу первоприсудствующего в Синоде, с 1723 года учреждались ассамблеи в московских монастырях. 29 декабря 1723 года была проведена первая ассамблея у архимандрита Донского монастыря. На нее были приглашены президент Синода архиепископ новгородский Феодосий, архиепископ Крутицкий Леонид, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Это тоже имело неоднозначные последствия. Митрополит Казанский Сильвестр в доносе осуждал это действо, но в основном имело положительный отклик. Вот, например, что писал казанский митрополит Сильвестр о ассамблеях, которые устраивал I новгородский архиепископ Феодосий Яновский (1650-1726)(в миру известный также как Франциск):
Обычно для ассамблеи «очищались» четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: «В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке». Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми. По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме. На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно. Вскоре Петром был издан указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентировавший поведение на ассамблеях.
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть: 1. Мыту старательно, без пропускания оных мест. 2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. 3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе. 4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть. 5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся. 6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна. 7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять. 8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть. 9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет. 10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься. 11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха. 12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь. 13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают. 14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей. 15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно. 16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд . Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья. Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить. Вначале на ассамблеях танцевали так, как это описал А.С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого»: «Во всю длину танцевальной залы. дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее». В дальнейшем на ассамблеях стали танцевать полонез и менуэт, отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Во второй половине мероприятия начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения. Во время ассамблей Петр ходил взад и вперед по зале, присаживался к какой –нибудь компании и вступал в общий разговор. Когда он был в хорошем настроении, то не было человека веселее и разговорчивее его. В танцах он был мастером своего дела и большим затейником. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Все танцующие кавалеры должны были в точности выделывать ногами, что и государь. Императрица с супругом, с герцогом Голштинским или с князем Меншиковым как правило открывала танцы. Екатерина, как и Петр Великий, танцевала прекрасно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не оканчивали еще и первый. Но прилежно она танцевала только в паре с государем, с остальными кавалерами была небрежна и ходила шагом. Всякому свободно было просить танцевать великих княжон, и так как многие искали чести, то они не знали отдыха. Одна только царевна Прасковья, младшая дочь брата Петра I Ивана V, не любила танцев и шла танцевать не иначе как по повелению самого государя под нахмуренные брови «батюшки – дядюшки». Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада. Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки Невы. У государя была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, и он старался устраивать все это при всяком удобном случае. Одним из наиболее известных маскарадов является пятидневный маскарад. Проходивший в Москве в начале 1722 года по поводу подписания Ништадтского мира. За несколько дней до маскарада, император лично осматривал костюмы участников и в случае неудовлетворения заставлял все переделывать. Ношение масок во время маскарада было обязательным. Известен случай. Когда в день маскарада 11 февраля 1724 года сенаторы заседали с масками на лицах. Ситуация абсурдная. Но характерная для своего времени. Люди приобщались к новым правилам поведения в обществе, надевали одежду нового образца, учились по новому веси дела. Для многих участников это было дорогое и утомительное мероприятие. Так маскарадная составляющая постепенно перетекала в повседневную жизнь, постепенно становясь привычкой. После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Из единых мероприятий для всех постепенно стали увеселением только для отдельных слоев общества. С одной стороны, балы высшего света. А с другой стороны – танцы для средних слоев общества, объединяющий людей одного социального круга. Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выезжать в свет. Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.
На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал. XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников. Во второй половине XIX столетия большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Помните фильм «Анна на шее»? В нем как раз показана сцена благотворительного базара на балу. Иногда балы собирали деньги на благотворительность за счет высоких цен на билеты. Эти балы так и назывались: «бал в пользу Николаевской детской больницы», «бал в пользу семейств убитых и раненых на войне» и так далее. Вообще благотворительность занимала тогда важное место в общественной жизни России, и балы лишь отражали свое время и его устремления. Начиная с XIX века и по сей день главной столицей балов считается Вена. Бальный сезон открывается в новогоднюю ночь Императорским балом во дворце Хофбург. А всего с января по март в австрийской столице проходит более трехсот балов! И на них не просто танцуют — здесь собираются вместе единомышленники, люди, объединенные профессией или другим общим делом. Свои балы устраивают садовники и студенты, врачи и кондитеры. При этом на любой бал может купить билет и любой желающий. Один из самых роскошных балов сезона — Оперный. На одну только ночь в году убирают все стулья из зрительного зала, настилают вровень со сценой специальный паркет, и тысячи гостей танцуют всю ночь напролет. Первый Оперный бал состоялся в 1935 году. С той поры балы в Венской опере даются каждый год в последний четверг перед Великим постом. Эта традиция прерывалась лишь дважды: в начале Второй мировой войны (тогда вальсирующие пары вернулись в стены Венской оперы только в 1956 году) и в 1991 году из-за войны в персидском заливе. Так что же все-таки такое бал? Почему, услышав это слово, мы почти всегда ощущаем легкий трепет и ностальгию? Чем так прекрасно это событие, что, слушая минутные новости о венских балах, мы испытываем сладкое: «Ах! Попасть бы туда»? Наверное, мы тоскуем по тем благородным временам, по красивым отношениям, учтивым беседам, по красоте церемонии бала. Чего-то нам не хватает… Может быть, возможности одним плавным движением протянуть руку партнеру, изящным наклоном головы принять приглашение на танец. И закружиться в вальсе, отдавшись музыке. А потом, плавно покачивая веером, выслушать пару учтивых комплиментов и ответить деликатно и уместно. Может быть, мы тоскуем по общению простому и чистому, когда твоей душе открывается душа другого, и сердцам становится радостно и легко. И получается, дело не только в красивых платьях, множестве зеркал и свечей — если не приподняться до красоты общения, то можно бал и не затевать: сказка так и не придет. А если поразмышлять, то благородные манеры не оденешь, как бальное платье, на один вечер. Чтобы сказка состоялась, придется постараться… Помните, Золушка тоже не сразу попала на бал, вначале ей пришлось хорошенько потрудиться. Ведь бал — это не просто присутствие красиво одетого человека в красивой обстановке. Бал — это возможность. Возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов Источник статьи: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43291385511/Balyi-v-Rossii-i-v-Evrope.-Petrovskie-assamblei. Adblockdetector |