- Анализ рассказа М. М. Зощенко «Бабушкин подарок»: краткое содержание, главная мысль, чему учит (Литература XX века)
- Школьное чтиво
- 28.10.2018
- Зощенко М. «Бабушкин подарок»
- Мадам Жизнь
- Познавательно-развлекательный проект
- Отзыв о рассказе М.Зощенко «Бабушкин подарок»
- Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Бабушкин подарок»?
- Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Анализ рассказа М. М. Зощенко «Бабушкин подарок»: краткое содержание, главная мысль, чему учит (Литература XX века)
Краткое содержание: рассказ ведется от лица мальчика Миньки и самого автора. У Миньки была сестра Леля, старше его. Однажды к ребятам на дачу приехала бабушка и привезла пирожные. Миньку она любила больше, давала ему выбрать те пирожные, которые понравились, а Лельке давала оставшиеся. Леля из-за этого была в обиде и очень переживала.
Миньке бабушка подарила десять монеток, а Лельке ничего не дала.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Обидевшись, Леля ударила брата по руке и все монеты упали. Мальчик начала плакать, тут же прибежали родители, а Лелька с испугу забралась на дерево. Бабушка возмутилась поведением Лельки и была за Миньку, говорила какой он хороший, а папа объяснил, что надо делиться с сестрой, если ей не досталось подарка. Минька подарил сестре две монетки и сразу же рассказал об этом взрослым, но папа его не похвалил. Он сказал, что совершая добрые поступки, не надо всем об этом хвастаться. Минька подарил сестре еще одну монетку и не стал никому об этом рассказывать.
Леля на все подаренные деньги купила мороженое и так наелась, что к вечеру у неё разболелся живот. Ей пришлось несколько дней пролежать в постели.
Главные герои произведения: мальчик Минька и его сестренка Леля.
Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»: взрослые не должны показывать неравное отношение к своим детям. Это может вызвать лишь обиды, слезы и злость. Давая угощение одному человеку на глазах у другого, надо помнить, что ему станет обидно. Всегда нужно делиться.
О совершенных добрых поступках не надо хвастаться, они говорят сами за себя.
Произведение учит быть добрым, уважать старших и не жадничать.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44473
Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=44473
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.10.2018
Зощенко М. «Бабушкин подарок»
Зощенко М., рассказ «Бабушкин подарок»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок» и их характеристика
- Минька. Маленький мальчик, хотел стать хорошим. Добрый, прислушивается к словам родителей.
- Леля. Сестра Миньки. Завидовала мальчику, потому что бабушка выделяла его, а потому вредничала.
- Бабушка. Добрая, но не очень справедливая.
- Папа. Справедливый, умный, хороший воспитатель.
План пересказа рассказа «Бабушкин подарок»
- Бабушкины подарки
- Бабушка на даче
- Десять монеток
- Леля завидует
- Монетки потерялись в траве
- Взрослые ищут монетки
- Леля на дереве
- Мальчик с рогаткой
- Что сказала бабушка
- Что сказал папа
- Минька делится монетками
- Минька хвастает
- Минька отдает еще монетку
- Леля болеет
- Нужно стремиться быть хорошим.
Кратчайшее содержание рассказа «Бабушкин подарок» для читательского дневника в 6 предложений
- Бабушка любила Миньку больше чем Лелю и всегда дарила ему лучшие подарки и пирожные.
- На даче бабушка подарила Миньке десять монеток, а Леле ничего не дала.
- Леля ударила Миньку по руке и монетки рассыпались.
- Бабушка ругала Лелю, но папа сказал, что и Минька поступил плохо.
- Минька поделился монетками с Лелей, но папа осудил его хвастовство.
- Минька дал Леле еще монетку, она наелась мороженого и заболела.
Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»
Быть хорошим тяжело, но нужно постоянно к этому стремиться.
Чему учит рассказ «Бабушкин подарок»
Рассказ учит не жадничать и делиться тем, что имеешь. Учит не выделять среди детей любимчиков. Учит всем дарить одинаковые подарки. Учит справедливости. Учит не хвастать добрыми поступками. Учит стремиться к идеалу.
Отзыв на рассказ «Бабушкин подарок»
Мне понравился этот рассказ, хотя не очень понравилась бабушка. Мне тоже было бы обидно, если бы меня обделяли подарками. И главное в этом рассказе то, что Минька понял, как важна в жизни справедливость. Ведь тогда не будет повода для ссор и обид.
Пословицы к рассказу «Бабушкин подарок»
Сила дружбы в справедливости.
Где справедливость, там и правда.
Для хорошего человека ничего не жалко.
Скромность всякому к лицу.
Коль хорош, так не хвались, тебя и так заметят.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бабушкин подарок»
У Миньки была бабушка, которая его горячо любила. При этом его сестру Лелю бабушка любила меньше. Она всегда привозила детям подарки и пирожные. При этом Миньке она давала самые лучшие пирожные, позволяла их выбирать, а Леле выдавала сама, те что похуже. И поэтому Леля всегда была недовольна, причем обижалась она больше на Миньку, чем на бабушку.
Однажды бабушка приехала на дачу и привезла корзинку с пирожными. Леля сразу спросила ее, привезла ли она подарки, а бабушка рассердилась и сказала, что привезла. Только даст она их воспитанному мальчику Минбьке, который ничего не спрашивал, а не невоспитанной особе Леле.
И бабушка положила Миньке на ладонь десять монеток по десять копеек. Леля очень нехорошо посмотрела на Миньку и когда бабушка ушла, ударила мальчика по руке так, что все монетки разлетелись в траву.
Минька заревел и сразу сбежались взрослые, которые стали искать монетки. Они нашли все монетки, кроме одной, а бабушка сказала, что правильно не дала Леле монеток и спросила, где она сейчас.
А Леля залезла на дерево и оттуда дразнила Миньку и бабушку. Соседский мальчик предложил стрельнут в Лелю из рогатки, но бабушка ему запретила это делать, потому что Леля могла упасть и сломать ногу. Тогда мальчик стрельнул из рогатки в бабушку.
Бабушка охнула и сказала, что из-за Лели в нее еще и из рогатки стрельнули. Поэтому она не будет больше приезжать, а пусть родители привозят к ней Миньку, которому она будет всегда дарить подарки.
Папа согласился, но сказал, что Миньку напрасно хвалят. Ведь хороший воспитанный мальчик поделился бы монетками с сестрой, а не стал бы доводить ее до зависти. А Леля сказала с дерева, что хорошая бабушка дарила бы подарки всем детям, а не только глупому Миньке, который молчит и потому получает подарки.
Взрослые ушли пить чай, а Минька позвал Лелю и подарил ей две монетки. А потом побежал к родителям и рассказал, какой он хороший мальчик, потому что дал сестре две монетки. Мама и бабушка заохали от восторга, а папа сказал, что Минька все равно не хороший мальчик, потому что хороший мальчик не стал бы хвастать своим поступком.
Тогда Минька вернулся в сад и подарил Леле еще монетку и никому об этом не сказал.
А Леля нашла еще монетку в траве и у нее стало четыре монетки. Она купила на них мороженое, наелась и у нее заболел живот. И Леля целую неделю болела.
А Минька вырос, но хорошо запомнил папины слова. Хорошим быть трудно, но надо стремиться им стать.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Бабушкин подарок»
Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post33.html
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе М.Зощенко «Бабушкин подарок»
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок» — мальчик по имени Минька и его сестра Леля. Вместе с родителями они жили на даче, и к ним в гости раз в месяц приезжала бабушка. Она всегда привозила детям подарки и корзинку с пирожными.
Но однажды Минька и Леля, встречая в очередной раз бабушку, обратили внимание, что у нее в руках только корзинка с пирожными. Леля, не удержавшись, спросила у бабушки про подарки. Бабушка, рассердившись на несдержанную внучку, сказала, что подарок она привезла, но получит его только Минька, а невоспитанной Леле бабушка решила ничего не дарить.
Бабушка вручила Миньке десять монет по десять копеек и пошла к дому. Тогда Леля ударила Миньку по руке, и монеты разлетелись во все стороны. На рев малыша прибежали взрослые и стали собирать монетки. Они нашли все, кроме одной и снова вручили их Миньке.
А бабушка при этом сказала, что правильно не дала деньги Леле, которая оказалась завистливой девочкой. Леля, боявшаяся наказания, залезла на дерево и показывала всем язык.
Бабушка, обидевшись на внучку, сказала, что впредь будет дарить подарки только Миньке. Тут вмешался папа детей, он сказал, что Минька — тоже не лучший мальчик на свете. Папа сказал, что лучший мальчик тот, кто поделится деньгами со своей сестрой.
Когда взрослые ушли, Минька подарил Леле две монетки и побежал хвастать о своем поступке родителям. Но папа сказал ему, что лучший мальчик тот, кто сделает другому хорошее, и не хвастает об этом. Минька пошел обратно к Леле и подарил ей еще одну монетку, и никому не сказал об этом. Так у Лели оказалось целых три монетки. А потом она еще нашла утерянную десятую монету, и у нее стало четыре монетки. На эти деньги она купила мороженое, и до конца дня его ела.
А Минька, уже став взрослым человеком, продолжает помнить слова отца, сказанные в тот день.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Бабушкин подарок» заключается в том, что следует внимательнее оценивать поведение детей. Бабушка обратила внимание на несдержанность Лели и лишила ее подарка, отдав все деньги Миньке. Но Минька, по мнению его папы, не заслужил этих денег. Папа постарался объяснить сыну, кто может считаться лучшим мальчиком, и что для этого следует делать.
Рассказ учит быть сдержанным и не завидовать другим. Если бы Леля была более сдержанной, она бы тоже получила подарок от бабушки.
В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который посоветовал сыну поделиться подаренными монетками с сестрой и при этом не хвастать окружающим подобным деянием.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Бабушкин подарок»?
Чем больше терпения, тем умнее человек.
Берут завидки на чужие пожитки.
Собой не хвастай, дай наперед похвалить себя людям.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник статьи: http://madamelavie.ru/otzyvy/zoshhenko_babushkin_podarok/
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Подойдёт и взрослым и детям
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
История создания произведения
Прежде чем говорить об истории создания рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).
Но самое страшное случилось 5 мая 1954 года: на встрече с английскими студентами М.Зощенко открыто заявил, что не согласен с обвинениями в свой адрес. После этого имя писателя перестало упоминаться. За него вступились К. Чуковский, Каверин, В.С.Иванов, Н.Тихонов. Зощенко удалось выпустить в 1957 году сборник «Избранные рассказы и повести». Но здоровье было подорвано, и 22 июля 1958 года писателя не стало. Даже тело его после смерти подверглось опале: не разрешили хоронить в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.
Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.
Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.
Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
— В каком направлении будет развиваться человек?
— Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
— Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?
Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.
Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.
Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.
Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.
Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.
Композицию рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.
В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.
Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.
Система образов: мир взрослых и детей в произведении.
В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.
Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).
Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.
Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.
Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.
Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).
Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.
Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.
Речь героев, её особенности.
М.Зощенко был материалистом в области сказа. Это такие повествования, когда рассказчик обычно – участник событий, такая манера помогает точно передать индивидуальную характеристику героем, их речь, жесты. В рассказе «Бабушкин подарок» рассказчик — мальчик Минька, но уже ставший взрослым. Но поскольку речь идёт о детских годах, то автор использует и просторечные, разговорные слова: «стою как дурачок», «стрельнуть», потому что именно так рассказывал бы мальчик.
Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.
Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).
Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!
Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.
Средства художественной выразительности, их роль в произведении.
Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»
Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: « И мы с Лёлей…», « И тогда моя сестренка…»
В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.
В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.
Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…
Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.
В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.
Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.
В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.
Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».
Источник статьи: http://infourok.ru/analiz-rasskaza-mihaila-zoschenko-babushkin-podarok-2037442.html