Беседа история праздника нового года

Беседа с детьми подготовительной группы: История и традиции Нового года
материал

Скачать:

Вложение Размер
beseda_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy.docx 15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми подготовительной группы:

История и традиции Нового года

Откуда Новый год к нам пришел?

Рассказ об истории возникновения Нового года в России в подготовительной группе детского сада.

Описание: предлагаю вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам дошкольного и начального школьного образования при знакомстве детей с историей возникновения Нового года и о том, откуда в России появилась традиция украшать елку.

Цель: знакомить детей с историей и традициями празднования Нового года.

Задачи: расширять представления детей об истории возникновения праздника, воспитывать уважение к традициям русского народа.

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она – погляди!

Платье на елке зеленого цвета,

Яркие бусы блестят на груди

Елка у нас высока и стройна,

Вечером вся засверкает она

Блеском огней, и снежинок и звезд,

Словно павлина раскрывшийся хвост!

Елка в кармашки свои золотые

Спрятала множество разных сластей

И протянула к нам ветки густые,

Словно хозяйка, встречает гостей.

Дерево лучше нигде не найдешь!

С елкой хорошей и праздник хорош!

А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.

Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.

После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.

1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.

Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.

Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.

Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о истории возникновения и дальнейшем пути елочной игрушки.

Предлагаю Вам конспект проекта совместной деятельности воспитателя с детьми для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.

Конспект к презентации.

Первома́й — другие названия: День труда, День весны, Праздник весны и труда (в Российской Федерации), День международной солидарности трудящихся — отмечается в 142 странах и территориях ми.

уточнение и расширение представлений детей по теме «Деревья», профилактика дисграфии, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью нетрадиционной техники рисова.

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани&raquo.

Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут этот праздник. Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/25/beseda-s-detmi-podgotovitelnoy-gruppy-istoriya-i-traditsii-novogo-goda

Конспект занятия «История возникновения новогоднего праздника»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_voznik._novogod.prazdnika.docx 34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию: «История возникновения праздника «Новый год»

Задачи: активизировать знания детей о времени года «Зима», закрепить знания дней недели, упражнять в счете в пределах 20, познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», словарная работа со словом «посох», упражнять в сгибании бумаги гармошкой, актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье; создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: песня «Серебристые снежинки», «Песня о елочке»; перекидной календарь, портрет Петра I, презентация «Откуда этот праздник «Новый год»?», куклы Дед Мороз и Снегурочка, стеклянная елочная игрушка, набор картинок (летние, осенние, зимние развлечения), 2 корзины, снежки по количеству детей, наборы цветной бумаги для изготовления открытки.

  1. Песня «Серебристые снежинки» (дети заходят в группу и встают в круг)
  2. Разминка

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,

Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

  1. Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? Любите ли вы это время года? Почему? (ответы детей)

Воспитатель : У нас сегодня необычное занятие! Мы перенесемся с вами во времени и пространстве на 13 дней вперед! (дети подходят к календарю). Скажите, пожалуйста, какое сегодня число на нашем календаре? (рассматривание перекидного календаря).

Ответы детей: Сегодня 17 декабря!

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Ответы детей: понедельник.

Воспитатель: Давайте теперь отсчитаем на календаре 14 страниц! (счет вслух от 1 до 14). И перевернем с вами эти страницы! Итак, ребята! В какое число мы с вами попали? (ответы детей). Правильно, 31 декабря. Какой день недели? Кто знает, какой праздник отмечают в этот день? Правильно, Новый год! Каждый день мы будем начинать с того, что будем переворачивать по одной странице.

Скажите, кто-нибудь из вас знает историю этого праздника?

  1. Рассказ воспитателя об истории возникновения праздника «Новый год»

Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая. А с 1700 года по указу императора Петра 1 велено встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января (поместить на доску портрет Петра I).

Ребята, скажите, что является главной деталью праздника? (ответы детей)

Правильно, это елка. А вы знаете, почему мы наряжаем именно елку, а не другое дерево?

Рассказ воспитателя о елке : не всегда новогодний праздник украшала елка. Раньше вносили в свои жилища цветущие вишневые деревья. Новый год в то время праздновали 1 марта, и он был приурочен к пробуждению природы от зимнего сна.

Существовала такая легенда: когда родился младенец Иисус, все деревья пришли на него посмотреть. Маленькая елочка шла с севера и пришла позже всех, но не могла пробиться к младенцу – ее загораживали большие деревья. И тогда с неба посыпались звезды и украсили маленькую елочку. Она вся засияла и стала краше всех. С того момента люди и стали украшать елки для праздника.

Ребята, как вы думаете, чем раньше наряжали елку? (ответы детей)

Воспитатель: сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду.

Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки (показать стеклянную елочную игрушку).

А теперь ребята посмотрим с вами отрывки из известных мультфильмов. И убедимся с вами в том, что елку можно наряжать и старыми вещами, и конфетами (отрывок из «Щелкунчика» 14 мин 58 сек – 16 мин 45 сек, «Зима в «Простоквашино» 48 мин 28 сек – 49 мин 09 сек).

Ребята, как называются мультфильмы, которые мы просмотрели? Ребята, скажите, пожалуйста, кто является главным гостем на Новый год? (ответы детей). Правильно, Дед Мороз.

Знаете, ли вы откуда появился Дед Мороз?

Рассказ воспитателя о Деде Морозе

Раньше верили, что есть хозяин зимы и холода Мороз или как его часто называли Морозко. Считалось, что он ходит по лесам своим волшебным посохом стучит по земле, отчего начинаются сильные морозы. Это был старик с длинной бородой. С ноября по март месяц мороз был занят дозором по полям и лесам, помогал животным и растениям пережить холодную зиму.

На Руси зимой часто стояли лютые морозы. Чтобы Мороз не погубил посевы, его старались чем-нибудь угостить. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди киселя отведать! Не ешь овёс!». После чего на дворе выставлялась миска с овсяным киселём.

А вы знаете, где он живет?

Рассказ воспитателя о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.

— Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг (слайды с 1 по 6).

Ребята, кто знает, из чего состоит костюм Деда Мороза?

Слайд 15 Облик Деда Мороза. Словарная работа со словом «посох» ( трость особого вида и назначения. Считается, что в древности посохи наделялись определённой магической силой для различных целей. Длинная и толстая палка с заострённым опорным концом).

Ребята, а кто все время сопровождает Деда Мороза? (ответы детей)

Правильно, Снегурочка? А что знаете о ней? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о Снегурочке

В стихах и старых сказках говорится о холодном сердце внучки Деда Мороза. А доброй волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочка стала совсем недавно.

Слайд 16 Облик Снегурочки

Ребята, назовите, что нам необходимо для создания праздничной обстановки в группе? (ответы детей). Правильно, елка, Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель достает елку, игрушку дед мороз и снегурочку).

Какие новогодние традиции были в России?

  1. Хоровод возле елки
  2. Ребята, а какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)

Катание на лыжах, на санях, катание на коньках

На столе выложены картинки с разными играми (лето, осень, зима). Нужно выбрать те, которые относятся к зиме, и поместить их на магнитную доску (картинки по количеству детей).

У воспитателей в руках две корзины.

У детей снежки из бумаги или из ваты. По сигналу участники начинают бросать снежки в пакет (снежки по количеству детей).

Воспитатель: Скажите ребята, а что обычно дарят люди друг другу на новый год? (ответы детей)

Сегодня мы с вами сделаем новогоднюю открытку своими руками.

Изготовление новогодней открытки (звучит «Песня о елочке»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный сценарий праздника предназначен для детей 5-6 лет. Он позволяет по- новому ( с юмором) взглянуть на знакомых сказочных персонажей; способствует расширению детского кругозора.

Наступила Зима, приближается Новый Год. В детском саду дети с нетерпением ждут этого праздника. Сколько приятных сюрпризов мы ждём от него! Ребята с интересом разучивают стихи про Деда Мороза, Снегуро.

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь 2017 &raquo.

Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье; создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Конспект сценария новогоднего праздника для детей разновозрастной группы №2 «Новогоднее представление с символом года» .

История новогодней игрушки и украшение вечнозеленого дерева имееют давние истоки, берущие начало еще задолго до возникновения христианства.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/07/konspekt-zanyatiya-istoriya-vozniknoveniya-novogodnego-prazdnika

Беседа «История нового года»
классный час (2 класс) по теме

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему «История Нового года»

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_novogo_goda.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Из истории празднования Нового года»

Цель. Расширить знания детей об истории праздника

Способствовать развитию речи и мышления

1. Вводная беседа

— Сегодня на классном часе мы с вами посмеемся, пошутим и поговорим о любимом празднике всех ребят — о Новом годе.

— Почему вы его любите?

— Расскажите, как вы встречали в своих семьях Новый год.

— Какие подарки получили?

— Какое настроение у вас было?

— Как вы провели каникулы?

2. Знакомство с историей становления праздника.

— А вы знаете, что давным-давно Новый год праздновали по-разному; и летом — в Древней Греции, и в сентябре — в Византии и на Руси, и в марте — в Древнем Риме, и в ночь на первое января.

Это происходило потому, что страны жили по своему летоисчислению. Но пришло время, когда известный правитель римлян Юлий Цезарь провел реформу.

Астроном Созиген посоветовал ему внести изменения в календарь, взяв за основу солнечный год, который имел 365 дней. Однако такой год отставал от астрономического на 6 часов. Созиген предложил в каждый четвертый год прибавлять один дополнительный день. Такие года он назвал високосными. Юлий Цезарь переставил местами январь и февраль на те места, которые они занимают сейчас, и объявил, что Рим был основан 1 января, а не 1 марта. Так он захотел. Поэтому и празднуем новый год в этот день.

— А что же было на Руси? Вместе с христианством к нам из Рима пришел и календарь, созданный Юлием Цезарем. Но русский народ праздновал Новый год по-старому — 1 марта, а позже и второй раз — в сентябре. Весело? Встречали, как и сейчас — ночью, с гостями и угощениями. Ровно в 12 часов ночи гремел выстрел пушки и бухал большой колокол на колокольне Ивана Великого. Все обнимались и троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

— Почему? Как вы думаете?

— Петр I. Я ввел новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира и издал указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова».

Проведение этой реформы началось с того, что было запрещено праздновать Новый год 1 сентября. А 15 декабря 1699 года барабанный бой призвал народ на Красную площадь. Здесь был устроен высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ.

В знак доброго начинания и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви мною повелено; «по большим проезжим улицам и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года.

Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия» друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров или из хвороста, из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

— А теперь поговорим о главном герое этого праздника — Деде Морозе.

Появился Дед Мороз давным-давно. Поначалу это был дух холода. От него не ждали подарков, а, наоборот, дарили их ему. Прообразом нашего современного Деда Мороза стал святой Николай-угодник, так как день его поминовения —

19 декабря — перед самым Рождеством. Это был очень добрый человек. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

( Зачитывание статьи «Почему високосный год считается несчастливым ?)

А теперь я расскажу о костюме Деда Мороза.

Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета означают, что наш Дедушка имеет преклонный возраст и могущество.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме.

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром, отороченная лебединым пухом.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционная для русских царей.

Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, каким принято креститься в православии.

Пояс — белый, с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы Севера, воды и чистоты.

Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница, стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ власти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние.

Мешок с подарками — более поздний атрибут хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой, любит и лыжи.

— А где дом Деда Мороза? ( Дед Мороз живет в Великом Устюге.)

— Есть у Деда Мороза внучка Снегурочка (показать изображение Снегурочки).

В пьесе А.Н. Островского она произносит слова: «У матери Весны возьму немножечко сердечного тепла. » Это все, что мы про нее знаем. Однако она — самый милый персонаж новогодних праздников, всегда молода, красива, но немного грустна.

Учитель. Наверное, вам интересно, как называют персонажей новогодних праздников в других странах? Слушайте.

Йоулупукки — у финнов.

Кристкинд — у немцев.

Пэр-Ноэль — у французов.

Фазэр Кристмас — у англичан.

Баббо Натале — у итальянцев.

Йолотомтен — у шведов.

Юлебукк — у норвежцев.

Микулаш — у чехов.

Санта Клаус — у американцев.

— Во всех странах и празднование проходит по-разному.

В Англии до сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени — плющом , остролистом, а над дверью, как и прежде, укреплять веточку омелы. По обычаю, эта ветка дает хозяину право поцеловать каждого входящего . Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно и был завезен из Германии.

Англичане любят дарить подарки. С особым чувством ждут их дети, а разносит их добрый Санта Клаус.

В Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра — кеббен, на обед — жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму — круглые, с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это считалось дурным предзнаменованием.

В настоящее время в Шотландии для новогоднего стола выпекают большой круглый песочный торт, украшенный цукатами, миндалем, орехами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся за границей.

— А где же впервые нарядили ёлку?

( Пересказ статьи «Раньше ёлки украшали яблоками)

Учитель. Очень интересные сведения мы сегодня узнали. Надеюсь, что вы все новые знания запомнили и поделитесь ими с друзьями. А сейчас давайте отгадаем загадки про зиму и Новый год, которые приготовили для вас ваши одноклассники. (Учащиеся по очереди загадывают загадки.)

Лежит белое суконце.

А весной убежит! (Снег)

2. Колкую, зеленую

Принесли к нам в дом. (Елка)

3. С неба падают зимой

И кружатся над землей

4. Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

5. Он приходит в зимний вечер

Зажигать на елке свечи.

Бородой седой оброс,

Кто же это? (Дед Мороз)

6. Замечательный художник

У окошка побывал,

Кто окно разрисовал? (Мороз)

7. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды —

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

8. Рассыпала Лукерья Серебряные перья. (Метель)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/22/beseda-istoriya-novogo-goda

Читайте также:  Национальные праздники приморского края
Оцените статью
Adblock
detector