Беседа с детьми старшей группы на тему: «Праздники русского народа»
Конспект беседы на тему: «Праздники русского народа»
для детей старшей группы.
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа.
Задачи: формировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа; воспитывать интерес к традициям русского народа; формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Материал: тематический альбом «Праздники народного календаря»; проигрыватель; детские рисунки «Пасхальное яйцо», «Масленица»; верёвка.
Воспитатель собирает детей возле себя. Я предлагаю вам создать газету для ваших родителей о русских народных праздниках, которые отмечают во многих семьях. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы нашу газету было всем интересно смотреть и читать? Предположения детей (придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, записать игры, приметы и др.) Молодцы, ребята, вы всё правильно предложили. Но чтобы наша газета получилась красивой и интересной, я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете? Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.
Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связанны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустки? (с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы). Правильно, эти праздники были связанны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы и считали, что это принесёт им удачу.
Масленица была одним из самых любимых в народе праздников, о чём говорят и поговорки: «Не житьё, а масленица», «Не всё коту масленица». Почему они так придуманы? Этот праздник был очень весёлым, он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины. Ребята, с чем в жизни русских людей был связан этот праздник? Ответы детей: с проводами зимы, приходом весны.
Каждый день Масленицы носит своё название. Первый день недели назывался «Встреча». Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли друг друга с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берёт своё начало с давних времён: так наши предки – славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин? Правильно – солнца. Из чего пекут блины? Из яиц, муки, молока. Блины пеклись из гречневой и пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. «Блин не клин, живота не расколет», — так говорили в народе. Как вы думаете, почему? Дети: пекли очень много блинов и ели их в большом количестве. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их большое количество.
Как назывался второй день Масленицы? «Заигрыш». В этот день строили снежные крепости, катались с гор, играли в игры.
Кокае название было у третьего дня праздника? Молодцы, «лакомка». Почему так его назвали? В этот день все ходили в гости и угощались блинами.
Как назывался четверг? «Широким». Почему его называли так? Потому что в этот день веселились больше всего. С четверга начиналось настоящее масленое гуляние, недаром этот день назывался «широким». Люди устраивали общее катание с горок, на санях, кулачные бои, штурмовали снежные крепости, пели и плясали до вечера.
Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье – Прощённый день. Как вы думаете за что его так назвали? В этот день все просили прощения друг у друга. Да, в этот день было принято просить прощения друг у друга за свои поступки перед родными и близкими. Последний день был проводом зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снег, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы и играть в игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Праздники в жизни русского народа были связанны не только с природными изменениями, но и с их верой в Бога какие церковные праздники вы знаете? Правильно, Рождество, Пасха, Троица.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службой в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Пасха считается самым главным церковным праздником. Как отмечали русские люди Пасху? Красили яйца, пекли куличи. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи и раздавали их родным и близким желая счастья.
Молодцы, ребята, много игр, поговорок связанных с русскими народными праздниками вы сегодня вспомнили. Сегодня после сна мы с вами будем оформлять газету: отберём рисунки, фотографии, запишем рассказы и подумаем, как красиво их разместить. Думаю, у нас получится замечательная газета, которая будет радовать вас и ваших родителей.
Источник статьи: http://infourok.ru/beseda-s-detmi-starshey-gruppi-na-temu-prazdniki-russkogo-naroda-1313203.html
Беседа с детьми старшей группы на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»
материал (старшая группа) на тему
Цель:
- познакомить с традиционными русскими народными праздниками;
- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
- прививать любовь к традиционным праздникам;
- развивать понимание названий праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_russkie_narodnye_prazdniki.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшей группы
на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»
- познакомить с традиционными русскими народными праздниками;
- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
- прививать любовь к традиционным праздникам;
- развивать понимание названий праздников.
— Наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей) Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)
Наши предки — русские люди — всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Закройте глаза…мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит русская народная мелодия).
Воспитатель начинает рассказ.
— Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
— Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались — христосовались — и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.
— Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. (Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации, фото.) А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много — для подарков родным и близким, для игр. Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко. И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок (дети играют).
— Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей) Это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (Да.)
— Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации.) Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу. Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ…
— Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты — колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг — пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
— Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гуляния на Масленицу.)
Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.
Душа ль ты, моя Масленица,
Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
— После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел свое название. Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «перелом», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечера», суббота — «посиделки», воскресенье — «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.
Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.
В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.
Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».
Вот так наши предки праздновали свои праздники.
— Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод русского народного праздника, который вам нравится и больше всего запомнился. (Дети рисуют.)
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/16/beseda-s-detmi-starshey-gruppy-na-temu-traditsii-rossiyan-russkie
Конспект беседы «Праздники русского народа»
Людмила Хасанова
Конспект беседы «Праздники русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Конспект беседы: «Праздники русского народа»
Конспект составил воспитатель
первой квалификационной категории
Городской округ «Город Губаха», 2019 г.
Тема беседы:«Праздники русского народа».
Возрастная направленность:дети старшей группы (5-6 лет).
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа.
Задачи: формировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа; воспитывать интерес к традициям русского народа; формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Демонстрационный материал: тематический альбом «Праздники народного календаря»; проигрыватель; детские рисунки «Пасхальное яйцо», «Масленица»; верёвка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей возле себя. Я предлагаю вам создать газету для ваших родителей о русских народных праздниках, которые отмечают во многих семьях. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы нашу газету было всем интересно смотреть и читать? Предположения детей (придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, записать игры, приметы и др.)
Молодцы, ребята, вы всё правильно предложили. Но чтобы наша газета получилась красивой и интересной, я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете? Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.
Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связанны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустник? (с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы). Правильно, эти праздники были связанны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы и считали, что это принесёт им удачу.
Масленица была одним из самых любимых в народе праздников, о чём говорят и поговорки: «Не житьё, а масленица», «Не всё коту масленица». Почему они так придуманы? Этот праздник был очень весёлым,он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины. Ребята, с чем в жизни русских людей был связан этот праздник?Ответы детей: с проводами зимы, приходом весны.
Каждый день Масленицы носит своё название. Первый день недели назывался «Встреча». Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли друг друга с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берёт своё начало с давних времён: так наши предки – славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин? Правильно – солнца. Из чего пекут блины? Из яиц, муки, молока. Блины пеклись из гречневой и пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. «Блин не клин, живота не расколет», — так говорили в народе. Как вы думаете, почему?Дети: пекли очень много блинов и ели их в большом количестве. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их большое количество.
Как назывался второй день Масленицы? «Заигрыш». В этот день строили снежные крепости, катались с гор, играли в игры.
Какое название было у третьего дня праздника? Молодцы, «лакомка». Почему так его назвали? В этот день все ходили в гости и угощались блинами.
Как назывался четверг? «Широким». Почему его называли так? Потому что в этот день веселились больше всего. С четверга начиналось настоящее масленое гуляние, недаром этот день назывался «широким». Люди устраивали общее катание с горок, на санях, кулачные бои, штурмовали снежные крепости, пели и плясали до вечера.
Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье – Прощённый день. Как вы думаете за что его так назвали? В этот день все просили прощения друг у друга. Да, в этот день было принято просить прощения друг у друга за свои поступки перед родными и близкими.Последний день был проводом зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снег, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы и играть в игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Праздники в жизни русского народа были связанны не только с природными изменениями, но и с их верой в Бога какие церковные праздники вы знаете? Правильно, Рождество, Пасха, Троица.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службой в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Пасха считается самым главным церковным праздником. Как отмечали русские люди Пасху? Красили яйца, пекли куличи. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи и раздавали их родным и близким желая счастья.
Подведение итогов беседы: Ребята скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? (о праздниках).Молодцы, ребята, много игр, поговорок связанных с русскими народными праздниками вы сегодня вспомнили.Сегодня после сна мы с вами будем оформлять газету: отберём рисунки, фотографии, запишем рассказы и подумаем, как красиво их разместить. Думаю, у нас получится замечательная газета, которая будет радовать вас и ваших родителей.
Конспект занятия по изучению культуры русского народа «Вербное воскресенье» Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Дети хорошо знают этот праздник, мало кто знает предшествующий праздник Пасхе – Вербное.
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.
Конспект НОД на тему «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа. Задачи: -формировать интерес детей и взрослых к произведениям.
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» Цель занятия: — приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой,.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Подвижные игры русского народа» Место проведения: музыкальный (спортивный) зал. Оборудование: длинная скакалка, канат. Во время сбора взрослым предлагается ответить на.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа» Образовательная область: «Познавательное развитие» (раздел «Окружающий мир», «Развитие речи», Физическое развитие Тема «Как живёт Кот.
Конспект занятия по развитию речи «Культура и традиции русского народа» Конспект занятия. Развитие речи. Тема: «Культура и традиции русского народа» Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой.
Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа» «Зимние традиции и обычаи русского народа» Подготовили и провели: Логинова Т. В. – учитель — логопед Пантюхова Г. Н. — воспитатель Булкина.
Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-prazdniki-ruskogo-naroda.html