- Беседа «Рождество. Зимние святки» материал по окружающему миру (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок-конспект по теме: «Зимние праздники»
- Цели урока:
- Планируемые результаты:
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Подготовка к восприятию темы
- III. Объяснение новой темы
- Проект «Зимние праздники» методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа «Рождество. Зимние святки»
материал по окружающему миру (средняя группа)
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.rozhdestvozimnie_svyatki.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми на тему: «Рождество. Зимние святки».
Цель: познакомить с народным праздником Рождество Христово.
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. У нас в группе ещё стоит елка. А это — свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Ребята, а вы знайте, как называется день перед Рождеством Христовым?
Воспитатель. Сочельник. День перед Рождеством Христовым, самый тихий и строгий день Рождественского поста. Положено не есть «до звезды» пока не появится на небе первая звезда. Православный народ готовится к празднику. и в этот день готовится постная каша из зерен – пшеницы, риса, ячменя с медом и изюмом. А называется эта каша сочиво.
После Рождества начинались святки, люди пели колядки.
КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
— Ты нас будешь дарить –
Мы будем хвалить,
— Ане будешь дарить-
Мы будем корить.
Маленький мальчик сел на диванчик.
Диванчик хрупь – гони рубь.
За привет, за угощенье,
Все примите поздравленье.
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.
Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Рядились в медведей, стариков, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.
А на свежем воздухе любили устраивать зимние забавы наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.
Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки. Мы сейчас тоже будем их отгадывать.
Весь день ушами шевелит,
И время узнавать велит.(часы)
Пухом землю замело –
За окном белым бело.
Эти белые пушинки,
Не годятся для перинки.(снег)
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Молодцы. Все загадки отгадали.
Святки – это особое время. Издавна на святках занимаются гаданием.
Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.
Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/01/27/beseda-rozhdestvo-zimnie-svyatki
Урок-конспект по теме: «Зимние праздники»
Цели урока:
• Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы;
• познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;
• расширить представление учащихся о культурном наследии;
• работать над развитием речи;
• продолжить воспитание чувства любви к родному краю;
• развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
• уметь различать государственные и церковные праздники;
• знать особенности зимних праздников;
• формировать интерес к самостоятельному поиску материала.
Оборудование: кластеры, запись колядок, репродукции картин, зашифрованный квадрат, видеозапись мультфильмов, маленькая новогодняя елка, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию темы
Учитель читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
• О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)
• По каким признакам вы определили, что это зима? (Снег, короткие дни, солнце мало греет)
• Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
• Как вы могли бы описать зиму? (холодная, снежная, красивая, волшебная, нарядная, праздничная)
Зима дарит нам не только чудо преображения природы. Зима – еще и веселое время года, потому что дарит нам много праздников. Вот о зимних праздниках мы сегодня и поговорим.
III. Объяснение новой темы
Итак, зима. Дни стали короче, и солнце уже совсем не пригревает, а светит тускло и уныло. Но мы как-будто не замечаем этого, потому что декабрь связан с самым торжественным и значимым праздником православных. Это Рождество.
• Что вы знаете об этом празднике?
• Какой это праздник – церковный или гражданский? Почему вы так считаете?
Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.
Давайте разберемся с датами. В Европе Рождество празднуют 25 декабря. А в России – 7 января. Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.
Что же такое Рождество? И чье рождение мы празднуем так празднично?
Считается, что в этот день в далеком городе Вифлееме родился Иисус Христос.
Показ отрывка из мультфильма «Рождество Христово»
Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
Начиналось все накануне. День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.
Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает вся нечисть – черти и ведьмы, вампиры и русалки. Они празднуют последнюю ночь на земле, потому что с рассветом все должны будут исчезнуть.
Показ отрывка из мультфильма «Ночь перед Рождеством»
Раз ночь такая волшебная, и черти пляшут, и ведьмы летают, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.
• Знаете ли вы, что такое колядки?
Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в черта, кто в козла, кто в ведьму. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.
Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.
1) Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
2) Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
Звучит запись песен-колядок.
Оформление кластера: Сочельник (день перед Рождеством, угощение, подарки, колядки)
После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу.
С Рождеством связаны и другие традиции.
Работа по картине
Посмотрите на картину:
Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке)
Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.
А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Оформление кластера (Рождество: 7 января, подарки, угощенье, елка, звезда)
Зимой мы празднуем еще один праздник, который по праву читается самым веселым и самым любимым.
Посмотрите на таблицу:
Сможете ли вы догадаться, что в ней зашифровано?
Зашифрована фраза «С Новым Годом!»
• Любите ли вы Новый Год?
• Как вы отмечаете этот праздник?
• Какие традиции, связанные с самой волшебной ночью в году, вы знаете?
Новый год празднуют 31 декабря, потому что, согласно нашему календарю, с 1 января начинается отсчет уже другого года. Но так было не всегда. Давным-давно на Руси начало нового года отмечали 1 сентября. А еще раньше, в Древнем Риме начало года отмечали 1 марта. А декабрь был всего лишь десятым месяцем. Отсюда и его название: «decem» в переводе в латинского означает «десять».
Все переменилось в 1700 году. Император российский Петр I издал указ, что начало нового тысячелетия будут отмечать именно с 1 января. В Указе же было отмечено, как следует праздновать этот день.
Указ:
«1 января украсить улицы ветками еловыми и сосновыми. Учинить стрельбу из пушек, пускать ракеты и палить из мушкетов, зажигать огни и в веселии поздравлять друг друга с началом нового века».
В начале ХХ века в России запрещали праздновать Рождество. И постепенно этот церковный праздник сменил праздник гражданский – Новый год. Тоже украшали елку, только звездочка на елке стала красной – как та, что горит на главной башне Кремля в Москве. Также стало принято дарить подарки, готовить угощение.
И появился очень веселый персонаж, без которого Новый год сейчас трудно и представить. Вы уже догадались, о ком идет речь?
(Это Дед Мороз)
Есть у него и славная помощница. Кто это?
(Снегурочка)
Чем же заняты Дед Мороз и Снегурочка на Новый год? (дарят подарки, зажигают елочку, веселят детей)
Показ отрывка из мультфильма «Маша и медведь: Раз, два, три, елочка-гори!»
Давайте вместе споем песенку про Деда Мороза.
Поют песню «Дед Мороз, что ты нам принес».
IV. Закрепление темы
У нас тоже есть ёлочка. Я украсила ее хлопушками. Но каждая хлопушка особенная: в них спрятаны вопросы, на которые вы должны ответить.
Учащиеся по очереди снимают шары и отвечают на вопросы.
Что такое колядка?
Какой праздник отмечают 7 января? 1 января?
Кто издал указ о праздновании Нового года 1 января?
Назовите самый главный церковный и гражданский зимний праздник.
Когда отмечают Сочельник?
Откуда пришла традиция наряжать ёлку?
Расскажите стихотворение про Новый год.
V. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше?
Что было непонятно?
VI. Домашнее задание
Выучите стихотворение на выбор (про Рождество, колядку или про Новый год)
Источник статьи: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html
Проект «Зимние праздники»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Постановка проблемы: дошкольники не знают истории появления и традиции зимних праздников (Нового год, Рождества и Масленицы) в России. Гипотеза: В ходе мероприятий по ознакомлению детей с историей возникновения праздников в России, с их традициями, повысится уровень их просвещенности в этих вопросах. При разработке этого проекта планируется совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_prazdniki.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимние праздники»
1. Паспорт проекта.
Автор: Алексеева Валентина Анатольевна, старший воспитатель, МКДОУ «Маминский детский сад»
Тема проекта: «Зимние праздники»
Тип проекта: исследовательско-творческий
Цель проекта: обогащение познавательного интереса старших дошкольников.
1) воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм;
2) развитие у детей умение работать в коллективе;
3) развитие эмоционально положительного отношения к праздникам и желание участвовать в их подготовке;
4) ознакомление детей с традициями празднования Нового года, Рождества и Масленицы в России.
Актуальность проблемы: Приобщение детей к своей культуре просто необходимо. И как показывает практика, детям это очень нравится. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания толерантного отношения дошкольников друг к другу.
Создание коллажа «Русские народные зимние праздники».
Создание книжки с зимними сказками для Деда Мороза.
Создание сборника «Новогодние традиции нашей семьи».
— Дети. Формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности. Развитие творческо-познавательного интереса дошкольников.
— Педагоги. Расширяет образовательное пространство, придать ему новые формы, способствует эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.
— Родители. Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, в процессе поиска информации и проведения праздников.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников группы,
— воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (2 месяца с 14.12.2015 г. по 14.02.2016 г.)
2. Краткое описание этапов реализации проекта.
Определение темы проекта. Формулировка цели и задач.
Формирование проектировочной группы.
Подбор информации, игр, литературы, музыкальных произведений, картин.
Совместная организованная деятельность с детьми
Беседа «Что такое Новый год?» с использованием мультимедийной презентации
Прогулка «В гости к елочке»
Просмотр мультфильма «Маша и медведь. Раз, два, три, елочка гори»
Развлечение «День рождения елочки»
Изготовление новогодних поздравительных открыток
Украшение группы к Новому году
НОД «Календари бывают разные»
Презентация «Про Деда Мороза и его подарки»
Создание новогодней стенгазеты «К нам идет Новый год»
Создание «Елочки желаний»
Беседа «Зимние святки» с использованием мультимедийной презентации
Развлечение «Прощание с елочкой»
Изготовление масок для колядования.
Ручной труд — Рождественский венок
Изготовление подарков для родителей и друзей.
Рисование на тему «Рождественская ель»
Экскурсия в музей
Работа с соленым тестом. Рождественское угощенье пряники — «Козули».
НОД. Рождество. Рождественский ангел.
Просмотр мультфильма Уолта Диснея «Ночь перед Рождеством»
Развлечение «Рождественские Колядки»
Беседа «Масленица» с использованием мультимедийной презентации
Ситуации общения «Народные традиции масляной недели»
Экскурсия в музей «Народные промыслы»
Физкультурный досуг в зале “Русские забавы”
Рисование на тему: «Масленица»
Беседа на тему: «Огонь – не забава!» (о правилах поведения во время праздника)
Видеофильм «Смешарики – Масленица»
Лепка на тему: «Барышня на Масленице»
Конкурс рисунков на снегу
Коллективная аппликация на тему: «Прощание с зимой»
Творческое рассказывание «Веселые загадки»
На прогулке — украшение веранды, постройка снежного городка
Конкурс частушек «Как на масляной неделе»
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу
Фольклорный праздник «Масленица»
Фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали»
«Едем на праздник», «В гостях у елочки», «Почта Деда Мороза»
«Бюро добрых услуг»
«Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская», «Ярмарка», «Театр»
«Наряди елочку», «Придумай загадку про Новый год», «Собери картинку», «Найди пару», «Кто спешит на Новый год»
Игры- классификации «Какие животные могли быть в вертепе?», «Символы Рождества».
«Что лишнее и почему?», «Как я украшал(а) елку»
«Поиграем в дизайнеров»
«Бабушкин сундук», «Ты катись веселый бубен…»
«Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку»
Словесно-дидактическая игра «Какие бывают блины»
«К нам гости пришли на Новый год», «Собираемся на праздник», «Концерт для кукол»
«Два Мороза», «Ледяные ворота», «Раз, два, три – к елочке беги!» и др.
«Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник», «Езда на метле», «Петушиный бой» и др.
Хороводные игры «Елочки бывают»
«Горелки», «Звонарь», «Ручеек», «Веселый бубен» и др.
хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»
игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир»
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко», «Мороз и заяц»;
Словацкая сказка «Двенадцать месяцев»;
И. Токмакова «Живи, елочка!»;
Л. Воронкова «Как елку наряжали»;
А. Н. Толстой «Елка»;
К. Чуковский «Елка».
Русские народные сказки «Ермилка и лесной боров», «Солдатские колядки»;
Рассказ «Легенда о елочке»;
К. Лукашевич «Рождественский праздник»,
И. Токмакова «Самая красивая звезда»,
О. Гурина «Святой вечер, добрый вечер!»,
Л. Пальмин «Рождественская звезда»,
Б. Пастернак «Рождественская звезда»,
А. Фет «Стихи о Рождестве»,
Хомяков «В этот светлый праздник»
Н. Губская «Масленица на дворе»
Русская народная сказка «Снегурочка»
К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Д. Кузнецов «Блины»
Т. Нуждина «Блины»
Чтение стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
— Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
— Прослушивание и разучивание рождественских колядок
музыкально-дидактические игры «Дед Мороз», «Из какой это песни», «Угадай мелодию»
Вертепный кукольный театр
Ритмопластика (движения под музыку)
П. Чайковский «Февраль. Масленица»
Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Чей кружок скорее соберется», «Со вьюном я хожу», «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»
Разучивание танца «масленица»
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей
Взаимодействие с родителями
Консультация «Народные традиции в воспитание дошкольников»
Анкетирование «Семейные традиции»
Участие в конкурсе-выставке «Мастерская Деда Мороза»
Участие в создании сборника «Новогодние традиции нашей семьи»
Участие в утреннике, развлечении и празднике
Консультация «Рождество в семье».
Участие родителей в изготовлении масок, рождественских игрушек для елки
Папка-передвижка «Пришла коляда накануне Рождества»
Папка-передвижка «Широкая Масленица ты с чем пришла?»
Участие родителей в изготовление костюмов, атрибутов для фольклорного праздника
Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные руками родителей (для шумового оркестра).
Мастер- класс «Кукла-бессонница»
Беседа «Зимние праздники на Руси» с использованием мультимедийной презентации
Вручение благодарностей за участие в проекте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники «Молока» для старших и праздник ".
Консультация для родителей«ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О СВЕТЛОМ ПРАЗДНИКЕ ПАСХА»В христианстве не найти важнее, светлее и радостнее праздника, чем Пасха. История возникновения праз.
Веселый праздник с любимыми героями, сделает встречу с долгожданным Летом незабываемым и ярким.
Развлечение во второй младшей группе ко Дню защиты детей.
Сценарий тематического праздника, посвящённого Дню Победы для детей старших и подготовительных к школе групп « Праздник Победы – это праздник весны. »ЦЕЛЬ: патриот.
Задачи:- развивать положительное отношение и интерес к национальной культуре;- расширять представление об образе жизни людей на Руси, обычаях;-способствовать музыкальному, речевому, нравственному, соц.
Сценарий праздника ко Дню матери «Лучший праздник-праздник мам!»в старшей группы МАДОУ №58(Музыкальный руководитель: Лоза К.Ю.) Ход праздника.Зал украшен цветами, шарами, рисунками де.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/29/proekt-zimnie-prazdniki