конспект занятия «Семейные праздники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ОрганизованнаЯ — образовательная деятельность область познавательное развитие старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semeynye_prazdniki.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №10 « Сказка»
организованно — образовательной деятельности
область познавательное развитие
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
Обучающие : — Формировать представление детей о семье и ее членах.
— Познакомить детей с понятиями « Семейные традиции», «Семейные праздники».
— Обогащать духовный мир детей.
— Побуждать детей к рассказыванию, учить правильно строить простые и сложные предложения.
— Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Развивающие : — Развивать общие речевые навыки.
Воспитывающие: — Воспитывать любовь и уважение к своей семье, семейным традициям.
— Воспитывать заботливое отношение к близким людям.
— Воспитывать гордость за свою семью.
Предварительная работа : Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций на тему « Семья», беседы « Я и моя семья», Выставка рисунков на тему « Моя семья», Заучивание пословиц и поговорок о семье, Пальчиковые игры « Это пальчик», « И у мамы есть , и у папы есть.», Слушание песен на тему «Семья».
Активизация словаря: Активизация словаря прилагательными : музыкальная, спортивная, заботливая, трудолюбивая, дружная, многодетная. Обогащение словаря словами: семейный праздник, семейные традиции, колядки, рождество, ангел, колядовать.
Материал : картинки на тему « Семья» и « Семейные праздники», семейные альбомы с фотографиями, рисунки детей « Моя семья!», презентация на тему « «Семейные праздники», ребус « Семья».
Методы и приемы : 1 .Организационный момент. 2. Постановка цели занятия. 3.Отгадывание ребуса « Семья». 4. Понятие « Семья» 5. Игра « Вопрос – ответ» 6.Чтение пословиц о семье.7. Посещение выставки иллюстраций, рисунков и фотографий на тему « Семья и семейные праздники» 8Просмотр презентации. 9. Беседа. 10. Чтение стихов о семье. 11. Анализ занятия.
В: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу. (Дети стоят полукругом )
Вводная часть. Постановка цели занятия.
В: Сегодня, ребята я хочу поговорить с вами о семье, семейных праздниках и традициях.
Но, сначала я предлагаю вам отгадать ребус. Угадав ребус мы с вами узнаем, какое слово мной задумано и спрятано. ( ребус 7я»)
В: Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь прибавлю « Я»
Что получится « Семья»
В : Правильно Семья.
2. Понятие «Моя семья»
В: У каждого из вас есть своя семья.
А кто для вас семья ?
В: Андрей, а твоя семья , это кто? ( это мама, папа, и два брата)
А у Насти есть семья? Назови их. ( Да . Моя Семья это мама, папа, дедушка и бабушка)
В: А как вы думаете и понимаете ,что такое семья? ( Семья — это люди которые живут вместе с нами в доме квартире, это близкие люди, это наши родные, родственники, родня и тд.) Проходят на стульчики.
В: Да, ребята, я с вами полностью согласна. Семья – это люди которые живут с нами под одной крышей, которые любят друг друга, заботятся о каждом члене семьи, помогают. Жалеют, сочувствуют с уважением относятся к друг другу- это наши близкие, родные.
3.Игра « Вопрос – Ответ»
В: А какие семьи бывают мы узнаем поиграв в игру «Вопрос – ответ»
В: Если в семье все дружат, какая это семья? (Дружная семья)
В: Если в семье много детей, какая это семья? ( Многодетная семья)
В: Если в семье все играют на музыкальных инструментах, любят сочинять песни, слушать музыку, какая это семья? ( Музыкальная семья)
В: Если в семье любят заниматься спортом, какая это семья? ( Спортивная семья)
В: В семье очень много работают любят трудиться, какая это семья? ( Трудолюбивая)
В: Молодцы дети, теперь мы знаем какие семьи бывают, давайте еще раз их перечислим.( дети перечисляют дружная и тд.)
4.. Чтение пословиц о семье.
О семье ребята сложено много пословиц.
Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Чтение пословиц детьми.
1.Везде хорошо, а дома лучше.
2.Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Дерево держится корнями, а человек семьей.
4.Человек без семьи, что дерево без плодов.
5. Человек без братьев и сестер – одинокое дерево.
6. В хорошей семье, хорошие дети растут.
Вот одну из них я вам сейчас прочту:
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
В гостях хорошо – а дома лучше.
В: Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
В: Правда, ребята, говорят , что мир, любовь, уважение и согласие в доме лучше любой печи., обогревателя или отопления. Именно эти чувства , которые мы испытываем к нашим близким, делают наш дом теплым и уютным.
5.. Посещение выставки .
А сейчас я предлагаю посетить выставку рисунков, иллюстраций, фотографий , которую мы с вами и вашими родителями организовали у нас в группе.. Называется она «Моя семья и ее праздники». На выставке мы видим
рисунки , илллюстрации, семейные фотографиии, выставлены фотоальбомы детей.
В: Кто изображен на этих рисунках, иллюстрациях, фото? ( мамы, папы, дедушки,, семья)
Чем заняты члены семьи?( отдыхают, играют, празднуют новый год, наряжают елку, дарят подарки, красят яйца и тд)
В: они готовятся к празднику, отмечают его, просто отдыхают или заняты общим делом.
Они отдыхают, готовятся к празднику, отмечают праздник , семья занята общим полезным делом. А как называют такие праздники? ( семейные)
В: Давайте, внимательно посмотрим и скажем, какие семейные праздники вы здесь увидели? ( новый год, рождество, пасха, дни рождения, 8 марта, масленица).
6. Просмотр презентации « Семейные праздники»
В: А когда и как они отмечаются, мы узнаем посмотрев небольшой фильм « Семейные праздники»
7.Беседа. «Семейные традиции», «Семейные праздники»
В: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме под одной крышей. И в каждой семье появляются свои правила и обязанности. Такие правила принятые в семье соблюдаются взрослыми и детьми.
Выполнение обязанностей по дому, семейный отдых, праздники с семьей – это семейные традиции. Так как они отмечаются всей семьей с мамами, папами, сестрами, бабушками и дедушками их принято называть семейные традиции.
Семейные традиции каждой семьи свои. Вот например в моей семье есть такая семейная традиция : я и мой муж Андрей Николаевич читаем сказки, рассказы своим сыновьям на ночь. Желаем друг другу спокойной ночи, обнимаемся и говорим, как мы любим друг друга. Это семейная традиция моей семьи . Такая традиция продолжается не день, не месяц, а уже несколько лет. Когда эта традиция была у меня маленькой в семье моей мамы и папы, я думаю, что мои дети тоже будут соблюдать семейные традиции в своих семьях.
А какие есть в вашей семье ксемейные традиции? (несколько рассказов детей).( Утреннее «Привет» и вечернее «Пока», семейные праздники, приглашение гостей, приготовление пищи, завтраки, обеды, ужины, поезди на природу, к морю, к бабушкам и дедушкам по выходным, приготовление подарков своими руками, приготовление всей семьей пирога, торта к празднику, украшение дома к празднику и тд.)
В: Семейные праздники – это тоже традиция.
Почему их называют семейные, как вы думаете? ( потому что их празднуют всей семьей и тд.)
— Какие семейные праздники вы знаете ? (ответы детей)
— Отмечаются ли эти праздники в ваших семьях?( ответы детей)
— Как ваша семья готовится к празднику?
Какие угощения готовятся к столу?
Какие подарки ваша семья готовит близким?
Как отмечается семейный праздник?
В: Для чего нужны семейные праздники?
В:Семейные праздники нужны чтобы не быть одинокими, чаще встречаться, обмениваться новостями, весело проводить время все вместе, поздравлять с праздниками, дарить подарки, говорить теплые, ласковые слова близким. Чтобы ваша семья была крепкой и дружной.
8. Чтение стихов о семье.
В: О семье сложены не только пословицы и поговорки, а еще написаны стихотворения .
В: Наши, ребята , приготовили стихотворения о семье, давайте их послушаем.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
В: Вот сколько веселых, добрых, хороших , любимых праздников отмечаются в семье.
В: Наше занятие подошло к концу.
Хочется узнать ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
В: Правильно. И мне от себя хочется добавить
Цените, любите и берегите свою семью, так как семья это самое дорогое что есть у нас с вами.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/06/10/konspekt-zanyatiya-semeynye-prazdniki
Беседа с детьми «Традиции моей семьи».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Беседа на тему : «Традиции моей семьи» позволяет углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_detmi_traditsii_moey_semi.docx | 25.98 КБ |
beseda_s_detmi_traditsii_moey_semi.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми «Традиции моей семьи»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
- раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- формировать навыки ответственного поведения в семье;
- развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
- развивать творческих способностей.
- воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
1. Организационный момент
Ведущий: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).
Ведущий: «Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
— Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
3. Традиция «Мое родословное древо»
Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?»
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
4. Традиция «Гордость за своих предков»
Ведущий: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !
— Назовите их сейчас и расскажите о них.
Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.
5. Традиция «Трудовые династия»
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)
6. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»
Ведущий: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Игра «Продолжи цепочку»
Ведущий: Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »
Ведущий: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
7. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»
Ведущий: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
8. Традиция «Составление семейного альбома»
Ведущий: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Звучит песня «Семейный альбом».
Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.
9. Традиция «Хранение старинных вещей»
Ведущий: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.
10. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»
Ведущий: Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.
— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье
11. Традиция «Семейные праздники»
Ведущий: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Ведущий: Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
— Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Итог занятия. Рефлексия.
Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
- Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
- Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/09/12/beseda-s-detmi-traditsii-moey-semi