Бетховен почему финал 3 симфонии называют праздником мира

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (776)
  • 19 век (96)
  • Бунин (51)
  • Чехов (27)
  • Достоевский (26)
  • Лев Толстой (21)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (13)
  • Лесков (11)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (591)
  • Поэты XIX века (136)
  • Лермонтов (31)
  • Рубцов (24)
  • Заболоцкий (22)
  • Анненский (18)
  • Фет (16)
  • Серебряный век (581)
  • Цветаева (131)
  • Блок (71)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (45)
  • Мандельштам (35)
  • Бальмонт (21)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • живопись (432)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • композиторы и дирижёры (431)
  • Бетховен (46)
  • Вагнер (26)
  • Шопен (25)
  • Шостакович (22)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Дебюсси (9)
  • Бах (8)
  • Сибелиус (6)
  • Лист (2)
  • Русские художники (374)
  • Врубель (22)
  • Валентин Серов (16)
  • Коровин (14)
  • Левитан (12)
  • Кустодиев (9)
  • Крамской (8)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (362)
  • Ростропович (10)
  • Художники и картины (333)
  • Альбрехт Дюрер, (10)
  • Гейнсборо (5)
  • Искусство (296)
  • Волошин (14)
  • Мыслители (276)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (17)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (251)
  • Тарковские (54)
  • Артисты (234)
  • Русские композиторы (220)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (16)
  • Свиридов (15)
  • Мусоргский (14)
  • Танеев (10)
  • Глинка (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (217)
  • Есть женщины . (208)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (206)
  • Иван Толстой (29)
  • История России (191)
  • опера (188)
  • Цветы и поздравления (186)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (183)
  • На здоровье (180)
  • Научно-популярное (171)
  • Наша Земля (170)
  • Наши . (168)
  • Шукшин (22)
  • Платонов (16)
  • Шаламов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (11)
  • танцовщики (147)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (4)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (139)
  • 1812, 1945 (127)
  • Герои 1812 (16)
  • Замечательные люди (127)
  • Города и памятники (127)
  • Cкульптура (126)
  • Микеланджело (21)
  • Пушкин (125)
  • Великие балерины (121)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (120)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Природа. Животные (97)
  • Авангард (96)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (12)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Еда (92)
  • Русские не в России (91)
  • Борис Зайцев (8)
  • Фотографии (90)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (79)
  • Славянская культура (75)
  • Наука (75)
  • Пастернак (68)
  • О Японии (67)
  • Рахманинов (64)
  • ДаКар (58)
  • Материаловедение (52)
  • Балетмейстеры (50)
  • Баланчин (7)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (4)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Бродский (39)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (30)
  • справочники (13)
  • Шестидесятники (11)
  • Аксёнов (7)
  • Мудрые . (10)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (6)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)

Цитатник

АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ГОНЧАРОВА (1881-1962). ЧАСТЬ V . Фотография. Пар.

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.

: Родос. Средневековая крепость Средиземноморья. Уди.

Древние Фивы: Святилища «стовратного» города. Небольшой городок Лук.

Санта-Мария-делле-Грацие, базилика «Тайной вечери» . Комплекс .

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Людвиг ван Бетховен Симфония №3 «Героическая»

Воскресенье, 07 Апреля 2019 г. 17:25 + в цитатник

Героическая симфония, открывающая центральный период творчества Бетховена и одновременно — эпоху в развитии европейского симфонизма, рождалась в самое тяжелое время в жизни композитора. В октябре 1802 года 32-летний, полный сил и творческих замыслов любимец аристократических салонов, первый виртуоз Вены, автор двух симфоний, трех фортепианных концертов, балета, оратории, множества фортепианных и скрипичных сонат, трио, квартетов и других камерных ансамблей, одно имя которого на афише гарантировало полный зал при любой цене на билеты, узнает ужасный приговор: тревожащее его несколько лет ослабление слуха неизлечимо. Его ждет неизбежная глухота. Спасаясь от столичного шума, Бетховен уединяется в тихом селении Гейлигенштадт. 6—10 октября он пишет прощальное письмо, которое так никогда и не было отправлено:

Читайте также:  Композиционное построение праздника масленица

«Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно — мое искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему я чувствовал себя призванным. Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло. О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости. »


Третья симфония Бетховена «Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора. Узнать интересные факты, прочитать, как создавалось легендарное сочинение, а также послушать произведение можно на нашей странице.

Сочинение третьей симфонии Бетховеном началось сразу после окончания второго симфонического произведения в тональности ре мажор. Тем не менее многие известные зарубежные исследователи считают, что ее написание началось задолго до премьеры второй симфонии. Для данного суждения есть видимые доказательства. Так, темы, используемые в 4 части, заимствованы из 7 номера в цикле «12 контрдансов для оркестра». Сборник был издан в 1801 году, а сочинение третьего по счету крупного симфонического произведения началось в 1804 году. 3 первых части имеют заметное сходство с темами из 35 опуса, которые включает в себя большое количество вариаций. Две страницы первой части заимствованы из «Виельгорского Альбома», сочиненного в 1802.

Бетховен посвятил симфонию Наполеону. Он искренне восхищался его политическими взглядами и убеждениями, но длилось это лишь до тех пор, пока Бонапарт не стал Французским императором. Данный факт полностью перечеркнул образ Наполеона, как представителя антимонархии.

Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение. Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».

С осени 1803 до 1804 года, Людвиг занимался созданием партитуры. Впервые слушатели смогли услышать новое творение автора через несколько месяцев после окончания в замке Айзенберг в Чехии. Премьера в столице классической музыки Вене состоялась 7 апреля 1805 года.


Содержание

Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:

  1. Allegro con brio отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз Наполеон).
  2. Траурное марш-шествие играет роль мрачной кульминации.
  3. Скерцо выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному.
  4. Финал – это праздничный, ликующий апофеоз. Победа за настоящими героями.

Тональность произведения Es-dur. В среднем прослушивание всего произведения занимает от 40 до 57 минут, в зависимости от темпа, выбранного дирижером.

Первая часть, изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Тональность основная, форма сонатное allegro.

Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Экспозиция включает в себя множество различных по тематическому складу тем. Так патетика сменяется нежными и светлыми образами, преобладающими в экспозиции. Подобный композиционный прием позволяет выделить кульминационный раздел в разработке, в котором и происходит борьба. В центре используется новая тема. Кода разрастается и принимается многими музыковедами, как вторая разработка.

Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Форма произведения трехчастная репризная с трио в середине. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти. Реприза разворачивает для слушателя новые варианты первоначальной темы.

Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта, например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну. Часть написана в основной тональности.

Читайте также:  Сценарий праздника сдачи гто

Финал – это настоящий пир в честь победителя. Мощность и размашистость аккордов с первых тактов захватывают внимание слушателя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочной и приглушенности. Композитор мастерски варьирует материал, изменяя его, как ритмически, так и при помощи полифонических приемов. Подобное развитие настраивает слушателя для восприятия новой темы – контрданса. Именно эта тема подвергается дальнейшему развитию. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.

Бетховен нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии — не похожей ни на одну из существовавших до тех пор. «Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, — пишет Р. Роллан. — Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».


По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Это колоссальное сонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие — и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора — минора, деревянных — струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противо­ положные. Как образно пишет Роллан,

«речь идет о музыкальном Аус­терлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию. Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки — новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности. Поразительно начало репризы: резко диссонирующее, с наложением функций доминанты и тоники, оно воспринималось современниками как фальшь, ошибка не вовремя вступившего валторниста (именно он на фоне затаенного тремоло скрипок интонирует мотив главной партии). Подобно разработке разрастается кода, игравшая прежде незначительную роль: теперь она становится второй разработкой.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post452949832/

Героическая симфония Людвига ван Бетховена (цветовые ощущения) 3 класс
план-конспект урока по музыке по теме

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.3_klass.okonchatelnyy.docx 22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. 3-й класс. 17 апреля 2014 г.

Познакомить учащихся с новым жанром в музыке – симфония через « Героическую» симфонию

немецкого композитора Л. ванн Бетховена.

  1. Дать определение понятия « симфония» в музыке.
  2. Продолжить работу по анализу музыкального произведения.
  3. Повышать общий художественный уровень учащихся.
  4. Показать интонационно-смысловую связь между « Героической» симфонией и песней о Петербурге.
  1. Формировать знания о новом жанре « симфония».
  2. Формировать знания о симфонии, как о многочастном произведении.
  3. Формировать ощущение соответствия цвета и звука.
  4. Формировать ощущение музыки путем выбора цветовой гаммы.
  1. Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать.
  2. Развивать вокально- хоровые навыки, необходимые для выразительного пения.
  3. Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания , единства в манере исполнения.
  1. Создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.
  2. Воспитывать умение слушать музыкальное произведение.
  3. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.
  4. Формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей и педагогов.

Тип урока . Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Музыкальный материал. Симфония Л.ван Бетховен « Героическая» 1, 2, 4. Части. Аудио.Песня « Город прекрасный»

Виды музыкальной деятельности .

1.Слушание музыки, цветовой анализ музыкального произведения .

2. Вокально — хоровая работа.

Методы, используемые на уроке .

1.Метод эмоциональной драматургии урока.

2. Метод звуковой и зрительной наглядности.

3. Метод сравнения.

4. Метод музыкального обобщения.

Оборудование. Магнитофон, портрет Л.ван Бетховена. Музыкальный центр.CD –диски.

Музыкальный инструмент – фоно.

  1. Организационный момент. Формирование мотивации, целеполагание.

Вход. Музыкальное приветствие.

Учитель. Предлагаю вам прослушать стихотворение и определить какие слова для вас являются незнакомыми, объяснить, как вы поняли смысл этого стихотворения.

«Вечные образы- силу человеческого духа, творческую мощь,

Неизбежность смерти и всепоглащающее опьянение жизнью-

Бетховен соединил воедино в « Героической» симфонии и из этого

сотворил поэму обо всем великом, что может быть

Учитель. Какие слова в этой цитате вам показались новыми, незнакомыми?

Дети. Симфония ,Бетховен.

Учитель. Симфония с греческого означает созвучие- единство мыслей, идей

звуковых образов. Симфония –это произведение, написанное для симфонического оркестра и состоит из нескольких частей.

Людвиг ванн Бетховен- гениальный немецкий композитор,

и музыкант. Даже великий Моцарт сказал о нем: « Посмотрите на него, он еще заставит всех о себе говорить!».

Людвиг ванн Бетховен прожил нелегкую творческую жизнь.

В 27 лет начал терять слух, для него это было большой трагедией,

но несмотря на это, он продолжал работать. Бетховен- сильный,

волевой, свободолюбивый человек.

Во всех его произведениях добро борется со злом. Бетховен написал 9 симфоний но 3-ю « Героическую» он считал самой лучшей. В начале симфония была посвящена лидеру французской революции Наполеону, но позже он поменял посвящение, назвав симфонию « Героической» и посвятив ее борьбе французского

народа за свободу. Сегодня мы только немного прикоснемся к миру Бетховена и попытаемся понять, что же он хотел рассказать

Открываем книгу на странице 106, читаем название нашей темы.

Дети. « Героическая». Призыв к мужеству.

Учитель. Что значат эти слова? Об этом мы узнаем из текста.

Дети. ( читают текст).

Учитель. Что же значат эти слова –призыв к мужеству?

Дети. Заиграв, «Героическую» симфонию, музыканты как бы заставляли людей сохранять спокойствие, не поддаваться панике.

Учитель. А теперь посмотрите на картину И. Айвазовского, она созвучна с происшествием на «Титанике», представте себя на месте этих

несчастных людей, потерявших последнюю надежду.

Учитель. Что же это за музыка, которая заставляла людей сохранять спокойствие? Давайте послушаем ее.

У вас на столах цветные карточки, каждый цвет выражает

определенное эмоциональное состояние музыки.

Вы выбираете те цвета, которые считаете что больше подходят для выражения музыкального образа. Слова подсказки вы найдете на страницах 108,109,111.

1-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками. Объяснение – почему именно этот цвет?

2-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками.

3-й фрагмент. Прослушивание.

Работа с карточками.

Анализ. Делаем вывод. Какой же образ создала музыка Бетховена?

Дети. Образ героический мужественный.

Учитель. Какой человек по вашему является героем?

Дети. Это человек, который не жалея, своей жизни, защищает людей

Учитель. Чем отличается 2-я часть от1-й и 4-й?

Дети. Она звучит трагично, скорбно.

Учитель. Конечно, 2-я часть так и называется «Похоронный марш» по погибшим героям французской революции. Мы не дослушали

Финальную часть до конца, но как вы думаете, чем закончится

Симфония-? Победой или поражением главного героя?

Учитель. Правильно, финал 3-й симфонии называют «праздником мира» или « народным праздником». Последний вопрос .

Почему именно « Героическую» симфонию играли музыканты

на тонувшем « Титанике»?

Дети. Потому, что эта симфония про мужественных и смелых людей,

которые не страшась, смерти сражались за свою свободу.

Учитель. Теперь мы немного отдохнем.

Учитель. Я предлагаю вам новую распевку на слог « до»

( проигрываю мелодию1-й части симфонии).

Вам не знакома эта мелодия?

Дети. Эта музыка из 1-й части симфонии.

Учитель. Давайте споем и запомним ее.

Поем на слог « до».

Учитель. Продолжаем вокальную работу.

Канон «моется цапля»

Учитель. Как вы думаете, чем связаны « Героическая» симфония и

Наша песня « Мой город прекрасный»

Дети. Петербург, город-герой. Он стойко сражался в борьбе с фашистами и выстоял.

Что нового вы узнали на уроке?

Учитель. Ребята, как вы думаете , кто сегодня работал лучше на уроке?

Учитель. Эти дети получат 5-ки, а остальные постараются в следующий. раз. Урок окончен.

Музыкальное прощание. Учитель музыки Меднэ Н.Н

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/06/04/geroicheskaya-simfoniya-lyudviga-van-betkhovena-tsvetovye

Оцените статью
Adblock
detector