ПОДМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПРАЗДНИКОВ ХРИСТИАНСКИМИ
1) Нынешняя Масленица (сырная седмица) — это праздник Русской православной Церкви, заменивший великое славянское Солнечное празднование и не имеющий никаких языческих корней.
Церковники долго и жестоко, временами кроваво, но безуспешно боролись со славянским праздником Комоедицы. Когда славянское празднование победить так и не удалось, церковники применили известный иезуитский прием — если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри.
7-дневная Масленица (сырная седмица, последняя неделя подготовки к Великому посту) введена церковниками в XVI веке взамен древней Комоедицы, 2-недельного празднования Дня весеннего равноденствия и начала славянского Нового года.
Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» свой праздник Масленицы во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.
Это был не «перенос» славянского весеннего праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием, над датой которого попы не властны), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего языческого, чтобы уничтожить и стереть былые традиции из памяти народа. И это им вполне удалось — ныне мало кто из нас помнит Комоедицу, веселый весенний праздник своих славянских предков. Иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.
2) Второй «подменный» праздник — православный день Ивана Купалы , заменивший запрещенный церковниками славянский День Купайлы (день вступления в права могучего летнего солнца-Купайлы), языческое празднование Дня летнего солнцестояния.
Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы (Иоанна Крестителя, который крестил Христа купанием в реке Иордан) приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня.
Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю, дата рождения Иоанна Крестителя (24 июня по ст. стилю) у нее приходится на 7 июля по новому стилю.
Нынешние поклонники былого язычества заявляют, что христианский день Ивана Купалы — это славянский языческий праздник, при этом не задумываясь, откуда у славянского бога летнего солнца Купайлы могло взяться древнееврейское имя Иван (Иоанн).
3) Третий — однодневное празднование Рождества Пресвятой Богородицы, заменившее прежний 2-недельный славянский Вересень , языческое празднование вступления в права стареющего мудрого осеннего солнца-старика Световита в День осеннего равноденствия, древний праздник собранного урожая.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю (8 сентября по ст. стилю).
4) Четвертый — Рождество Христово, в 273 году н. э. заменившее языческое празднование Рождества солнца-младенца Коляды утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году).
В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому юлианскому календарю русские православные празднуют этот праздник тоже 25 декабря по ст. стилю, т.е. 7 января по новому стилю.
Почему это происходило?
В те времена, когда вводилась новая вера – христианство, на всех славянских землях продолжали использовать два календаря.
На Руси параллельно существовали 2 календарные системы — старая и новая.
Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям. Но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния.
Например, дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М. Таким образом, разница между Славянским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря – 5507 лет.
Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.
Началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. В частности:
– День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
– День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
– День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер – Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
– День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
– Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка… и т.д.
Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия — христианское Новолетие 1 марта и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.
Никакие запреты Славянского календаря не помогали. А принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект — во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи “божих людей”, и тогда пришлось царю Ивану III “идти в народ”, ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.
Чтобы впредь не возникало смуты и разора, на русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться официальным, т.е. государственным, а старый календарь – народным.
Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.) среди христиан русских земель росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.
В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова.
В древности в этот день был праздник — день осеменения земли.
Белая глазурь на куличе — это сперма, цветная обсыпка — сперматозоиды. Наши неоязычники трактуют этот кулич как фаллос бога Еб**на. Изначально, до христианства это был праздник первых всходов. Ранней весной перед посевом устанавливался строгий пост, ибо зерно надо было сберечь для посева. Кто нарушал пост — то есть поедал зерна будущего урожая — осуждался. Затем зерно хоронили — собственно посев. Затем оно умирало в земле. Это был самый трагический период — все ждали — возродится ли оно — даст ли всходы? Когда появлялись первые ростки — это и было воскресение зерна, возвращение к кругообороту вечной жизни. Осирис воскрес. Раз новый урожай будет, значит не будет голода, значит можно поедать запасы и веселиться. В том числе и зачинать детей.
В этом изначальный смысл этого праздника.
Источник статьи: http://i-mar-a.livejournal.com/98001.html
Благовещение
Благовещение — один из главных праздников православных славян (25.03). По церковному канону, двунадесятый праздник, посвященный дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа. В народном календаре отмечается как начало весны, как день «открытия земли», пробуждения ее ото сна (см. Земля), выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы; как пора прилета птиц, пробуждения пчел, медведя. Благовещение, подобно Рождеству, предвещает и магически предопределяет весь грядущий год. Особое значение праздника, который иногда ставится выше Пасхи, подчеркивается в поверьях о том, что на Благовещение солнце на восходе «играет», т. е. переливается разными цветами. Ко дню Благовещения приурочены многие обряды встречи весны: в Белоруссии молодежь забиралась на возвышенные места и на крыши бань, гумен, на поленницы дров и «гукала весну», иногда одновременно жгли костры — «палили зиму » или «грели весну»
У всех славянских народов с Благовещением связывается прилет птиц из вырея: в этот день встречали аистов, пекли лепешки в виде лапы аиста (галепы, бусневы лапы), дети выносили их во двор, подбрасывали и кликали аиста: Бусню, бусню, на тебе галепу, дай мне жита копу! , затем их раздавали всем членам семьи или только детям, иногда подбрасывали в гнездо аистам.
С Благовещением у восточных славян начинается пахота, ибо Бог благословил землю на сеянье . Часто в этот день ходят к пчелам.
К Благовещению приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть вылезшую из земли нечисть — гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. Для защиты скота от волков били в металлическую посуду, звонили в колокольчик, кричали, считая, что волк будет держаться от скота на таком расстоянии, на какое распространяется звук. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и т. п. Для защиты от мух, блох и др. насекомых старались при еде не пролить ни капли и не уронить ни крошки. На Благовещение запрещалось подметать в доме и особенно выбрасывать мусор на огород или поле, т. к. считалось, что от этого разводятся сорняки.
К Благовещению, как переломному моменту года, приурочены многочисленные магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т.п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в магических действиях широко использовалась благовещенская просфора: в одну запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки и т.п. Сходным образом поступали с благовещенским печеньем: «серпы» отдавали девушкам, чтобы они быстро жали, а «бороны » и «плуги» — парням; печеные «бороны» и «плуги» брали с собой на пахоту. (Konrad: Возможно и другое толкование: Серп — женский символ, символ рождения, урожая, Зуб бороны или лемех плуга — мужской, символ зачатия).
Повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу в день Благовещение ( На Благовещенье и птица гнезда не вьет ). Особенно строгим был запрет прикасаться к земле, беспокоить землю до Благовещения. Нарушение запрета грозило засухой и др. бедами. Во избежание засухи и градобития запрещалось топить печь и готовить еду на Благовещение, а также расчесывать волосы — иначе куры будут «расчесывать» грядки.
Толстые Н.И. и С.М. Благовещение в славянских народных обрядах и верованиях // Введение в храм. М., 1998.
Источник статьи: http://pagan.ru/slowar/blagoveshhenie/
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- История России (228)
- Народные обычаи, традиции, нравы (80)
- Исторические личности (45)
- История (38)
- Романовы (33)
- История храма (21)
- Романовы. Царственные мученики. (19)
- Труд и быт (17)
- Известные личности (13)
- Императорский двор (9)
- Россия в живописи (7)
- Русская культура (7)
- Архитектура (6)
- Свадьба (5)
- Ювелирное искусство России. (5)
- Музеи (2)
- Живопись (153)
- художники (90)
- пейзажи (89)
- Портреты (64)
- Женский образ (37)
- Дети (15)
- Натюрморты (2)
- Поэзия (142)
- Духовное (67)
- Времена года (20)
- О России (17)
- Стихи о танцах (16)
- Женский образ (9)
- Стихи о матери (7)
- О природе (2)
- Царственные мученики. (1)
- Декоративно — прикладное искусство (123)
- Народный костюм (72)
- История вещей (34)
- Кружево (7)
- Иконы (6)
- Фарфор (5)
- Ювелирное искусство (5)
- лаковая миниатюра (3)
- Эмаль (2)
- бисер (2)
- Мебель (2)
- финифть (2)
- Майолика (1)
- Палех (1)
- Перламутр (1)
- Праздники (105)
- Рождество (27)
- День Победы (20)
- Пасха (17)
- Новый Год (10)
- Крещение Господне (8)
- Масленица (6)
- пасхальные открытки (6)
- Троица (4)
- Благовещение (4)
- Троица (3)
- День защитника Отечества (3)
- Вербное воскресенье (2)
- Русский костюм (94)
- История костюма (75)
- Женский костюм (65)
- Головной убор (26)
- Мужской костюм (21)
- Свадебный костюм (13)
- Живопись (4)
- Полезная информация для дневника (78)
- Рамочки (46)
- Рекомендации (21)
- Сайты (7)
- Клипарты (4)
- Духовный мир (40)
- Истории из жизни (18)
- Советы (10)
- Проза (9)
- Духовные песни (8)
- Личное (32)
- Времена года (28)
- Осень (28)
- Молитва (24)
- Пейзажи (21)
- Полезная информация (20)
- Музыка (20)
- Поздравления (15)
- Украина (13)
- Юмор. (5)
- Клипы (5)
- История (3)
- Просьба о помощи, просьба молитв (2)
- Ангелы (2)
- Православие (430)
- Иконы Божией Матери (90)
- Притчи (64)
- Праздничные иконы (51)
- Поучения (41)
- Поминовение усопших (35)
- Иконы святых (30)
- Храмы, соборы и монастыри (26)
- Живопись, искусство (23)
- Проповедь (19)
- День Ангела, именины (5)
- Посты (2)
- Православные сайты (1)
- Кутья (1)
- Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
- Храмы, соборы, монастыри (1)
- Святые (69)
- Церковные праздники (108)
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Народные обычаи и традиции праздника Благовещение.
В день Святого Благовещения
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской —
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
Благовещение Богородицы. Икона последней трети XVII
Народные обычаи и приметы на Благовещение
Каждый год 7 апреля православные отмечают Благовещение (католики – 25 марта).
Этот праздник пришел на наши земли с принятием христианства. Согласно христианской мифологии в этот день архангел Гавриил сказал Деве Марии про её непорочное зачатие и про то, что она должна родить Сына Всевышнего – Иисуса Христа.
В деревне праздник считался днем полнейшего покоя и совершенной свободы. Во многих селах Черноземья целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и, рассевшись на соломе все, и стар и млад, вели беседу о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.
Празднику приличествует сосредоточенное, молчаливое раздумье, а не разгульное пиршество. Во многих местах около этого времени «закликали весну»: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки, выпекали из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов); девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращенные к птицам.
Это день благословения на всякое доброе дело — особенно на земледельческий труд. В этот день даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу. Великим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Говорили: на Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Благовещенский день всегда радовал земледельца. К этому времени снег уже весь растаял, а земля успела немного прогреться и пропитаться живительной влагой. Этот день в своём календаре крестьяне обводили красным цветом – как своеобразную границу или стартовую черту в весенних земляных работах. С этого дня уже вовсю звали весну. Девушки и парни пели свои очередные песенки.
Дни были тёплые. К этому времени в лесах уже распускались подснежники. Много-много белых точечек среди прошлогодней листвы.
Птичий праздник
Был обычай давать волю птицам в этот день. Выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.
На Благовещения по традиции выпускались птицы, как правило, белые голуби. Этот обычай был широко распространен не только во всем славянском православном мире, но и у других народов. Было поверье: если птица на Благовещение гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда ни летать, ни порхать она не сможет.
Согласно старинной легенде, кукушка не умеет строить себе гнезда и старается положить яйца в какое-нибудь чужое. Она несет это наказание за то, что дерзнула в Благовещение свить себе гнездо. Снегирь не пустил в свое гнездо кукушек и стал драться с самцом, которого убил. С тех пор кукушка стала горемычною вдовой, а сам победитель остался навсегда с несмываемым знаком боя и победы — со следами крови на своих перьях.
В начале апреля на наши земли возвращались аисты, что было для наших предков свидетельством настоящего прихода весны. Ведь эти птицы прилетают только тогда, когда по-настоящему становиться тепло на их Родине. В деревнях и до настоящего времени очень трепетно относятся к этим грациозным птицам. Издавна верили, что кто первым увидит прилет аистов, будет всё лето «лёгкі на ногі». Ещё одной птицей, про которую заботливые хозяева не забывали, а в благовещенские дни чуть ли не на руках носили, были куры. Например, в некоторых районах Минской области, чтобы курицы не убегали (курица ведь птица своенравная, свободолюбивая) и, чтобы неслись в своем огороде, проводили целый ритуал.
Действенны ли были данные мероприятия, узнать мы никогда не сможем, ведь не знаем же мы, хотела курица или нет в этом году посетить чужой огород.
Чтобы курицы не несли яйца, где попало, и не теряли их, хозяйки весь мусор, что смели за день, не выбрасывали, а складывали в специальную ёмкость. Потом ставили её в дальний уголок. Верили, что от такой процедуры напрямую зависит численный прирост яиц.
Благовещенская просфора
Повсюду надежды на успех земледельческого труда возлагались на «благовещенскую просфору», которую продавали в русских церквах на Благовещение в невероятном количестве (более чем когда-либо). Каждый старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже там, где крестьяне не имели возможности побывать в церкви. они сами пекли такие хлебцы, по числу членов семьи, и съедали неосвященными. Их измельчали в крошку и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм рабочему скоту и т.д. При первом севе освященную просфору привязывали к сеялке с зерном, чтобы был хороший урожай. Просфорным порошком, смешанным с медом, прикармливали и пчел.
Другие обычаи
• Не допускалось пересыпать зерно в поле из мешка в мешок. Нельзя было в день сева никому ничего взаймы давать. Нужно было пустые мешки с поля везти, а не нести. Однако в Благовещение никто никогда не сеял, чтобы не накликать неурожая. Более того, считали, в какой день случится этот праздник, тот день будет несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый.
• Огонь старались не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам. Иначе праздник накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел — ленивое роение.
• Удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещения начинает спать в клети.
• После Благовещения все, кроме стариков, больных и детей, чаще всего переселялись в холодную часть избы.
• В Благовещение, несмотря на строгий пост, разрешалось есть рыбу.
• Хозяйка должна была в этот день между праздничной заутреней и обедней взять в руки помело и согнать с нашеста кур, чтобы к Пасхе они уже неслись.
• Примерно на Благовещенье выпускали первый раз на поле скот. Может немножечко раньше или позже. Суть не в том. Суть в обрядах, которые сопровождали животных по пути к месту дислокации. Действа, которые совершали над коровами, быками, овцами и козами, в первую очередь были направлены на защиту от ведьм. Для этого в воротах или в дверях хлева клали пучки крапивы или лебеды. Иногда этими травами застилали всю дорогу до пастбища. Иногда травы заговаривали и вешали в углах хлева или над дверями. Также иногда такую траву вешали на калитках или на воротах.
• Вечером перед Благовещением приходили в подпол с кочаном капусты. Для этого брали первый срезанный осенью кочан и прятали его. На следующий день после обедни пристально рассматривали его. Считалось, что семя от такого кочана не убьет никакой мороз.
Испорченные, избалованные люди, завистливые на чужое добро, старались в этот день что-нибудь незаметно украсть, хотя бы безделицу («заворовать»), чтобы пользоваться удачей в своем ремесле целый год. Если не удалось поймать вора в этот день, значит не попадется он и впредь.
• Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что день Благовещения -день несчастный: происходят ссоры, скандалы и всякие недоразумения.
• На Благовещение надевают новую одежду, в противном случае она порвется или испортится.
• Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений: когда они болеют, их посыпают этой золой.
• Нужно сжечь соль для счастья и здоровья и использовать ее по назначению.
Народные приметы на Благовещение
• На Благовещение примечали, каким выдастся лето. Красен день — и лето будет красным, щедрым.
• На Благовещение солнце ярко — быть грозному лету; гроза — ожидается теплое лето, урожай; пасмурно — не жди хорошего урожая.
• На Благовещение дождь — родится рожь, мороз — урожай на грузди, гроза — к орехам, сыро — к грибам.
• Если в этот день пойдет дождь, то год будет удачным для ловли рыбы.
• На Благовещение ночь теплая — весна дружная. Если на Благовещение на крышах лежит снег, то ему лежать еще до Егория (6 мая). Тепло на Благовещение — много морозов впереди.
• На Благовещение без ласточек — холодная весна. Если в этот день будет мороз, то ожидают еще несколько морозных утренников, на севере их считают до сорока.
Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в наши дни:
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.
Выпущенные на свободу птицы символически передают смысл праздника Благовещения – это начало новой жизни, освобождение от греха. Еще выпускают птиц из клеток — как символ благой вести, которую архангел Гавриил принес Богородице.
По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия».
Рубрики: | История России/Народные обычаи, традиции, нравы Праздники/Благовещение |
Метки: Благовещение праздник народные обычаи традиции народные обычии традиции нравы церковный праздник православие иконы
Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/5023615/post412808520