Бояршинова эмилия ивановна мой праздник анализ

Бояршинова Эмилия Ивановна, поэтесса

Эмилия Бояршинова родилась 21 мая 1928 года в г. Ирбите Свердловской области в семье учителей. Детство и юность поэтессы прошли на Севере, в г. Котласе Архангельской области, а точнее в рабочем посёлке Лименда. Родители её — Нина Александровна Жданова и Иван Афанасьевич Бояршинов — с 1929 года работали в Котласской школе 2-ой ступени, а с 1933 года и до конца жизни — в Лимендской средней школе № 1. Нина Александровна вела уроки русского языка и литературы и многие годы, вплоть до конца своей жизни, была директором школы № 1. Иван Афанасьевич преподавал географию.

«А счастье, как поймёшь, неприхотливо:
Лишь были б мы любимы и нужны.
Тогда я научилась быть счастливой —
В дни золотого детства. До войны».

Походы по ромашковым полянам, катание на плотах с друзьями-мальчишками по затону, школьные спортивные состязания, мечты о дальних плаваниях — всё резко оборвала война.
Отец ушёл на фронт. На хрупкие плечи двенадцатилетней девочки легла забота о младшей сестрёнке. Все силы отнимал холодный и голодный быт военного времени, когда хлеб по карточкам, сырые дрова в печке и постоянная тревога за воевавшего на Ленинградском фронте отца.
Именно в эти годы происходило становление Э. Бояршиновой как личности. Тогда же начали пробиваться первые ростки её поэтического дарования.
В 1945 году Эмилия Бояршинова с золотой медалью окончила Лимендскую среднюю школу и поступила в Московский библиотечный институт. В эти годы (1946-1949) она пишет лирические мелодичные стихи о первой любви, о далёком Севере.

«А какие у нас снега! —
Глубоки снега — тонет дерево.
Как поёт в декабре пурга,-
Я скучаю в Москве по Северу».

Уже тогда тема Русского Севера становится главенствующей в её творчестве. По словам поэта В. Дементьева, «через Север, его краски, звуки, цвета, воспоминания» она всю жизнь будет передавать интереснейшие стороны своего «я».
В 1949 году по распределению Эмилия была направлена в Государственную публичную библиотеку им. В.Г. Белинского в город Свердловск. Она работала библиографом и заочно училась в литературном институте им. А.М. Горького при Союзе писателей СССР. Пять лет её трудовой деятельности были отданы библиотечной работе. Организованность и самодисциплина позволили ей за столь короткий срок подготовить два библиографических пособия. Позже Э. Бояршинова работала в редакциях заводских газет, затем — редактором отдела поэзии Средне-Уральского книжного издательства. Одновременно внештатно сотрудничала с областной газетой «Уральский рабочий», журналом «Урал» и литературной редакцией радио. Первая её публикация появилась в 1950 г.
1959 год был знаменателен для Э. Бояршиновой окончанием литературного института и выходом в Свердловском книжном издательстве первой книжки её стихов «Утренняя песня».
Стихи Э. Бояршиновой печатались также в московских и уральских газетах, журналах и сборниках. Архангельские читатели знакомы с её творчеством по публикациям в газетах «Правда Севера» и «Северный комсомолец», в коллективных сборниках «Моряна», «День поэзии». В 1964 г. в Архангельском книжном издательстве вышел сборник стихов «Девчонка, которая дарит цветы». С подкупающей искренностью пишет Э. Бояршинова о наших современниках, взволнованно и проникновенно передает их мысли, чувства, мечты.
В 1965 г. в Средне-Уральском книжном издательстве вышла третья её книга «Через грозу». В 1966 г. Эмилию Бояршинову приняли в Союз писателей СССР. А ещё раньше, в 1960 г., она стала членом Союза журналистов.
С 1970 г. Эмилия Ивановна возглавляла Совет литературных объединений Свердловской области.
В 1976 г. в Москве в издательстве «Современник» вышла книга её стихов «Не исчезнет добро».
Всего при жизни поэтессы вышло семь поэтических сборников. Во вступительной статье к сборнику «Приезжай на листопад» (Свердловск, 1978) Л. Татьяничева пишет: «Негромкое её слово естественно как дыхание, выразительно и душевно Лирика умного и доброго сердца — такими мне представляются стихи Эмили Бояршиновой».
Вся трудовая биография Эмили Ивановны Бояршиновой связана с уральским городом Сердловском. Но она мечтала вернуться на Север и жить в Котласе или в Вологде. Именно Север называла поэтесса своим отчим краем. Здесь жили её близкие люди, друзья, которым она посвятила много лирических стихотворений. Каждый год при первой возможности приезжала она на Север и каждый год одаривала свой любимый край новыми стихами. За свою недолгую жизнь Эмилия Бояршинова побывала во многих местах России, но только о Севере пишет она как об источнике своего творчества.
21 мая 2003 г. в Лименде при библиотеке-филиале Котласской ЦБС №8 был открыт литературный музей поэтессы. Этому событию предшествовала кропотливая работа по сбору материалов о её жизни и творчестве. В музее хранятся 74 экспоната, книги из библиотеки семьи Бояршиновых, организованы экскурсии — «Север в поэзии Эмилии Бояршиновой», «Поэзия добра и света», «Поэзия Великой Отечественной», «Эмилия Бояршинова — поэт и исполнитель своих собственных песен» и др.
В 2004 г. в Котласе был издан сборник её избранных стихов «Очарованная страна». Книгу при содействии Литературного музея подготовила сестра поэтессы Г.И. Бояршинова. Эмилия Бояршинова вернулась к северянам, вернулась своими стихами.

Пребывание Э. И. Бояршиновой в Ирбите

Поэтесса несколько раз приезжала в наш город. Она любила встречаться с ирбитскими читателями. И в кото­рый раз, наверное, ее просили прочесть «Приезжай на лис­топад», «А я знаю, почему пришла весна», любимое сти­хотворение поэтессы «Утоп­тала у крылечка талый снег», которое впоследствии стало песней, и, конечно же, «Встречу с Ирбитом». Проникновен­ное, искреннее признание в любви городу, который ви­делся в детских снах:

Встреча с Ирбитом

Прости, мой город с именем незвонким,
Что столько лет я от тебя вдали.
Меня отсюда увезли ребенком,
Согласья не спросили — увезли.
А ты глядел, грустя,
С почтовых марок
И ждал меня — хотя бы потому,
Что был как неразвернутый подарок,
Хранимый к возвращенью моему,
И вот я здесь.
И пусть над нами вечер —
Не заблужусь, не надо гидов мне.
Я много лет ждала с тобою встречи
И встретиться хочу наедине.
И иве теплы объятья улиц зимних,
Понятно их молчание.
А все ж Ты о себе, мой город, расскажи мне:
О чем ты вспоминаешь, как живешь?
С тобою вместе потревожим дали,
Где колокольный звон давно затих,
Где гости именитые бывали
На знаменитых ярмарках твоих,
Мне все здесь мило,
По мечте знакомо:
Река Ница, что виделась во сне,
И белый снег — как белый дым черемух…
Ведь ты таким бываешь по весне?
А вечер так по-праздничному ярок
И допоздна от радости не спит.
Я развернула дорогой подарок:
Весь город мне подарен — Мой Ирбит!

Читайте также:  Когда праздник день гуфсин

Источник статьи: http://irbit.info/history/biograf/writers_and_poets/6025/

«Литературный проект» Тема: «Цветовая гамма и цветовая символика в поэзии уральских поэтов»

Изучая литературу в школе, мы в основном обращаемся к творчеству известных, именитых авторов, быть может, даже не зная о том, сколько талантливых писателей и поэтов взрастил Уральский край, не догадываясь о многообразии и своеобразии уральской литературы. А это важно для всех нас: открывать для себя и других изумительный мир уральских авторов. В течение восьми лет автор проекта занималась в детской художественной школе, поэтому неслучайно её заинтересовали особенности цветовой гаммы уральской поэзии, объяснение символики этой гаммы и, в частности, каждого цвета. Цветовой гамме предназначено радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от будничных, повседневных забот, проблем и тревог, приближать его к миру прекрасного. Какова же индивидуальная цветовая гамма и цветовая символика поэзии уральских поэтов? Эту проблему исследует в своём литературном проекте Комарова Софья.

Скачать:

Вложение Размер
Цветовой гамме предназначено радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от будничных, повседневных забот, проблем и тр 37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Управление образования Кушвинского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Направление «Литературный проект»

«Цветовая гамма и цветовая символика в поэзии уральских поэтов»

Исполнитель: Комарова Софья Сергеевна,

ученица 10«Б» класса МАОУ СОШ № 6

Руководитель: Примерова Любовь Федоровна,

учитель русского языка и литературы

Адрес МАОУ СОШ №6:

624300 Свердловская область,

г. Кушва, пер. Свердлова, 5,

тел. (34344)2-42-71, 2-56-11

Изучая литературу в школе, мы в основном обращаемся к творчеству известных, именитых авторов, быть может, даже не зная о том, сколько талантливых писателей и поэтов взрастил наш Уральский край, не догадываясь о многообразии и своеобразии уральской литературы. А ведь это довольно важно для всех нас: открывать для себя и других изумительный мир уральских авторов.

В течение восьми лет я занималась в детской художественной школе, поэтому неслучайно меня заинтересовали особенности цветовой гаммы уральской поэзии, объяснение символики этой гаммы и, в частности, каждого цвета.

Цветовой гамме предназначено радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от будничных, повседневных забот, проблем и тревог, приближать его к миру прекрасного.

Какова же индивидуальная цветовая гамма и цветовая символика поэзии известной в нашей стране уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой?

Без сомнения, самое известное стихотворение Татьяничевой начинается и заканчивается строками

…Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал,

ставшими своеобразной поэтической формулой, проникнутой любовью к Уралу.

Синеву Урала мы можем проследить во многих стихотворениях Татьяничевой. Например, в стихотворении «Синегорье» она одним цветовым пятном характеризует пейзаж Урала. Син егорье – так просто, просто «синие горы», где

Синельга синеет между гор –

Чей угодно заворожит взор…

Но не только горы синие у Татьяничевой. В стихотворении «Живу я в глубине России» она пишет:

Живу я в глубине России.

В краю озёр и рудных скал,

Здесь реки – сини ,

И в синих отсветах металл …

Или вот это стихотворение («Кони»):

Я в один из самых синих дней

Из загона выпущу коней…

Обращусь ещё к некоторым стихам Людмилы Константиновны, в которых встречается синий цвет: «синий, как лён, небосклон» («России»), «синих гор лепные очертанья» («Среди имён любимых и родных»), «иглы тонко вышивают синим крестиком узор» («Сказка»), «синий Таганат» («Уральский виноград»), «…синей стружки плотная спираль» («Грань резца»). И лесная чаща у неё тоже синяя [1] . Несомненно, синий цвет – любимый у Татьяничевой. Если обратиться к символике цвета, обозначенной специалистами, к соотношению одних цветов с различными категориями эмоций, то можно отметить, что синий цвет в поэзии Татьяничевой – это символ радости и счастья, удовлетворённости и уравновешенности. Неслучайно Людмила Татьяничева навсегда осталась верна Уралу, сохранила самые светлые, самые тёплые чувства о нашем крае: здесь прошла её молодость, здесь была Магнитка. Это её судьба. Здесь, на Урале, осталась частичка её сердца. Здесь она стала Поэтом.

Конечно, в поэзии Татьяничевой есть не только синий цвет. Мир поэтесса видит и в другой цветовой гамме. Посмотрим, каким цветом наполнено стихотворение «Снег»:

Белый, белый хрустящий снег,

Ты белее всего на свете.

Но нередко бываешь ты

Чёрный снег дворов заводских.

И сражений снег багряный

Позабыть тебя нету сил –

Ты запёкся кровавой раной…

Ты не будешь кровавым , снег,

Ты и чёрным не будешь, снег,

Только белым ты будешь, снег,

На бессмертной моей планете.

В этом стихотворении поэтесса использует уже заложенную до неё основную цветовую символику, выделяя три основных тона: белый, чёрный и красный (багрово-кровавый). В данном произведении Татьяничевой эти цвета являются следующими символами: белый – чистота, непорочность, искренность, в этом стихотворении имеет и значение мира, протеста войне, лжи, то есть значение всего того, что ценит и к чему стремится сам автор. Это цвет надежды: « Только белым ты будешь, снег…». Безусловно, в этом стихотворении Татьяничева использует красный цвет и его оттенки как символ агрессии, кровавой войны, забравшей на алтарь Победы многомиллионные жертвы. Чёрный цвет трактуется поэтессой как цвет «уральской промышленности» («Чёрный снег дворов заводских»), грязного заводского производства, грязи, нищеты, горя. Всё это объяснимо: по словам Татьяничевой, «…линия фронта проходила через каждое сердце».

Л.К.Татьяничева, как и многие поэты, следует законам «дополнительных цветов».

Ни дерева, ни камня нет…

«Живу я в глубине России»;

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Зелёная шальная речка…

«К названьям рек…».

Изумрудный, малахитовый, зелёный цвет, который встречается в поэзии Людмилы Константиновны, образуется от смешения жёлтого с синим и является цветом физической радости, успокоения, надежды, душевного равновесия. Глаз человека находит в зелёном действительное удовлетворение.

В поэзии Татьяничевой, например, в стихотворении «Сон-трава», также встречается и лиловый цвет, который образуется смешением красного и синего цветов и трактуется как знак молитвы.

Итак, несмотря на многообразие цветовой гаммы, основным в лирике Людмилы Татьяничевой является синий цвет. Это связано и с географическим положением Урала: если с вершин гор смотреть вдаль, то открываются необъятные просторы нашего родного края, взор уводит далеко, а даль эта кажется в синей дымке. Кроме выше названного значения, синий цвет является символом духа, мысли, бесконечности, вечности, бездонности, неизведанности, таинственности. Синий цвет является успокаивающим, а на языке божественном — символом вечной истины и бессмертия, а в языке народном – символом верности. Именно об этом строки Татьяничевой:

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

«Поэзия – это не профессия, а судьба», — эти слова принадлежат Михаилу Найдичу. Свою поэзию Найдич выстрадал, она была продиктована всей его жизнью – личной необходимостью и убеждённостью.

Цветовая гамма у Михаила Найдича совершенно иная, чем в стихах Людмилы Татьяничевой. Если мы и увидим некоторое сходство, то чаще они продиктованы разными условиями. Найдич использует довольно богатую цветовую гамму, несколько оттенков синего цвета: сам синий, голубой, а также очень редкий для поэзии пассивный фиолетовый цвет:

Земля преобразилась вся,

Приходит к людям озаренье,

Дым фиолетовый неся…

О фиолетовые волны!

Сквозь поле напролёт…

За блиндажом стоит

А клубы фиолетовой сирени .

«В донской степи»

Часто люди воспринимают фиолетовый цвет как цвет, несущий несчастье и потери, цвет мрачный, в котором присутствует нечто потустороннее. Но, по мнению специалистов-психологов, этот цвет является символом памяти, ностальгии, в данном случае памяти по чему-то давно прошедшему: молодости, весны, мира, счастья. Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки — сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические.

В стихотворениях «Истоки», «Высокий стиль», «Ответственность», «Корабельный бор», «Ведут в мои края широкие дороги…», «Я горы не хочу обидеть» автор использует и белый цвет, и недалёкие от него седой и серебряный. Но цвета, которые наиболее активно использует поэт, являются чёрный и красный. В пятидесяти проанализированных мною стихотворениях Михаила Яковлевича красный цвет упоминается 12 раз в 5 стихотворениях, а чёрный – 10 раз в 7 стихотворениях, тогда как синий, белый, зелёный цвета автор использует лишь по 2 – 3 раза.

Я приснился себе чернобровым ,

С чубом чёрным , как чёрный дым…

«Я приснился себе чернобровым…»

Обратимся и к стихотворению «Цветы». Кажется, странное название для стихотворения с подобным содержанием и цветовой гаммой:

Я не сажал цветы.

А только рвал их

И клал для маскировки на окоп

Вставал не раз – в кровоподтёках алых –

Разрыва чёрный сноп,

Прочно копоть въелась…

Ещё несколько строк из стихотворений Найдича, в которых встречаем подобную цветовую гамму:

Чёрный столб высокий…

От чёрных вытянутых капель…

«Воспоминания о звёздах»

Чёрные , как уголь, веера…

Как видно, чёрный цвет встречается у Михаила Найдича довольно часто. Чёрный цвет – это антипод белого. Символ смерти, хаоса, мрака, ночи. Цвет траура. С этим цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные события. Так и у Найдича: чёрный – один из цветовых символов войны. Чёрный и белый цвета символизируют противостояние двух миров, двух первооснов в человеческом существе, двух духовных ипостасей.

Если чёрный цвет не имеет многообразия оттенков, то красный у Найдича построен в определённой тональности: от розового – телесного цвета, цвета чувственности, до огненно-медного. Часто поэт использует красный и медный цвета в своей военной лирике:

И медным косогор,

И медным был в кустах укрытый «виллис»…

Земля качалась, будто чёлн.

Хлестала огненной метелью,

Вставала роем красных пчёл.

Подо мною краснеет

А вот как пишет Найдич об огне в стихотворении «Передышка»:

И красногривый конь…

Красный цвет у Найдича, как и у Татьяничевой, несомненно, ассоциируется с войной, символизирует кровь, огонь, раны, кровопролитие, опасность, угрозу, силу, мужество и смерть.

Итак, можно сделать вывод: в поэзии Найдича преобладают чёрный, белый, красный цвета. Чёрный цвет всегда означал грехопадение, смерть, ночь, мрак; белый – добро, справедливость, благочестие, чистоту. Добавленный к этой паре красный цвет символизирует не только силу, мужество, энергию, но и милосердие и любовь. Красный – это и цвет жизни, поэтому первобытный человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью. Красный цвет символизирует и гнев, он повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «стоп». Как нельзя лучше чёрный, белый, красный цвета передают атмосферу многих стихотворений Михаила Найдича, настроение лирического героя и самого поэта, который в 16 лет ушёл на фронт и пронёс воспоминания о своей военной юности и о суровых испытаниях через всю свою жизнь. Говоря словами Людмилы Татьяничевой, «…линия фронта прошла» и через его сердце.

О чём бы ни писала Эмилия Бояршинова, на всё откликается она сердцем женщины со свойственными ему чуткостью и ранимостью. Поэтому и закрепилось за поэзией Бояршиновой определение «программно-женственной».

Одна из главных тем её творчества – борьба за доброту помыслов и поступков. Лирика Бояршиновой привлекает читателей тем, что она очень светла и оптимистична.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Эмилии Ивановны соответствует цветовой гамме, которую использует поэтесса. Её цветовой гамме свойственен резкий переход от пассивных блёклых цветов к ярким и сочным. Вызывает удивление та простота и непринуждённость, с которой Бояршинова накладывает цветовые пятна. Особое внимание уделяет она цветовой композиции, состоящей из красного, алого, жёлтого, рыжего, медного цветов.

Красный цвет играет в жизни и поэзии Бояршиновой совершенно иную роль, чем у Л.Татьяничевой и М.Найдича.

Говори мне красные слова!

По праздникам дари –

В будни приходи и говори…

К нам приходит красное число…

…дай поверю в красные слова.

«Говори мне разные слова…»

Я вёслами режу солнце

Красное закатное солнце,

Такая во мне радость и удаль…

«Ещё одна сказка о рыбаке и рыбке».

А вот алый цвет в её стихах:

Алым флагом заря взмахнёт…

«Поздравляю с рассветом!»

Где верят алым парусам,

Где мы с тобой нашли друг друга.

Красный цвет у Бояршиновой – это цвет истинной, непритворной радости, счастья, праздничности и красоты. В русском языке «красный» и «красивый» являются однокоренными словами. А алый цвет для Бояршиновой – цвет надежды и веры.

Жёлтый и рыжий цвета для Эмилии Бояршиновой – цвета солнца, детства; цвет, символизирующий лето, ассоциируется у неё со светом и теплом.

Где ты, детство далёкое, где?

Жёлтый остров на синей воде…

«На берегу детства»

Жёлтые ромашки на лугу

Так похоже солнцу подражают!

«Сорок лет привыкнуть…»

Близкий к этой цветовой гамме по яркости и контрастности золотой цвет также часто можно встретить в стихах Эмилии Бояршиновой. Он символизирует божественную власть и славу, благоденствие, обретение счастья:

Оттого, что осень золотая

Кажется мне рыбкой золотой .

Свои престолы выстилаешь…

Мне оставил с надеждой

Свой голос живой, человеческий

От которой я плачу теперь…

«Кто-то жил до меня»

Встречается у поэтессы и благородный серебряный цвет, олицетворяющий верность, дружбу и любовь, чистоту и ясность ума и мысли:

…сквозят и в праздник болью

В поэзии Э.Бояршиновой обилие синего и белого цвета.

В этой снежной, белой безбрежности

По-весеннему тает грусть…

Праздник голоса и взгляда,

Праздник белого письма.

И белый пароход у пристани,

И белокаменный собор.

«Пристань в Сольвычегодске»

Белый цвет у Бояршиновой – это многофункциональный символ, обозначающий чистоту, целомудрие, свет, мудрость. Так как он «не скрывает другого цвета», то подразумевает невинность и правду, а также символизирует умеренность. Распространено мнение, что белый цвет приносит человеку счастье.

Эмилия Бояршинова использует также зелёный, бирюзовый, серый цвета, которые являются символами надежды, душевного равновесия и стабильности.

В душе кушвинской поэтессы Светланы Руссковой всегда жила любовь к прекрасному, к поэзии, музыке. На её стихи написано более восьмидесяти песен. И сейчас Светлана Николаевна полна творческих планов.

Её лирика тоже наполнена символикой красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Особенно трогает пейзажная лирика Руссковой, посвящённая родному Уралу, родной Кушве. Наиболее употребляемые цвета, которыми поэтесса умело окрасила своё поэтическое творчество, — жёлтый, янтарный, золотой. В стихотворениях Светланы Руссковой это цвета осени:

Осень, осень. Янтарная осень!

Журавлиный отлёт уже близок,

И с берёз золотистая проседь

Опадает небрежно и низко.

А осенью начнётся листопад,

Свет янтаря зальёт моё оконце,

Листочки с ветром вдруг заговорят,

Прожилками на миг блеснут на солнце.

Воображение рисует образ яркой, сочной осени, радующей глаз. Это подтверждает использование красных и бордовых красок в стихотворении:

Осень, осень. Прекрасная осень!

Чудный бархат бордовых осин!

Милых глаз твоих нежную просинь

Вижу я из-за красных рябин.

Заалели у рябины гроздья.

Оживляет землю лучик поздний,

И готовятся к отлёту птицы,

Их зовут небесные зарницы.

В интервью, взятом мною у Светланы Николаевны, на вопрос «какова Ваша любимая цветовая гамма?», поэтесса ответила: «Люблю те цвета, которых так много в осени: жёлтый, красный, золотой и самые разные их оттенки. А любимое стихотворение об осени «Горячим словом сердце обжигая…»

Любит Светлана Русскова и белый, синий, голубой цвет. Примерно в третьей части стихов она использовала их. Они усиливают ощущение необъятности просторов малой Родины и России в целом. Одно из стихотворений так и называется «Твои голубые снега». Кажется, воображение само рисует картину уральской зимы.

Словно птица, парившая в сини ,

Я к тебе прицепилась крылом…

Упало солнце в снежный пруд,

Лаская белый снег лучами.

Синила сугробы луна,

А звезды искрились и грели

Тебя, голубая страна.

Природа занимает важное место в поэзии Светланы Руссковой. Волшебная и околдованная зимними чарами, она спит, убаюканная колыбелью мелодии стихов о зиме. Зимняя пора в стихах грациозна и благодушна к спящей природе. Стихи о зиме в творчестве поэтессы восхищают суровостью уральской зимы. Зима в стихах Руссковой задумчива и манит великолепием, словно сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг оковывает и манит своей красотой и величием. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием уральской природы.

Прочитав сборник стихов Светланы Руссковой «В пространстве души», я заметила, что четверть стихов посвящена весне. И как мне показалось, поэтессе близко это время года. Поэтому Светлана Николаевна поэтически отображает яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, входящая в силу после холодов земля радует глаз буйством красок, «теплит сердце» надеждами и приветом, заставляет беспричинно улыбаться, как это описывается в стихотворении Светланы Руссковой «Весна».

Весна своим мятежным вихрем

Прошла, исполнив свой закон,

И нежной зеленью росистой

На землю сочную легла.

В стихотворениях о весне поэтесса использует все оттенки зелёного.

Играет ветер в зелени берёз.

Бросает солнце на поляны свет,

В глазах играет изумрудный цвет

Шумящих малахитовых берез,

В 40 прочитанных мною стихотворениях Светланы Руссковой встречается следующая цветопись: синий/ голубой – 19 раз, жёлтый/ золотой, белый, красный/ алый – 12 раз, зелёный – 11. Белый — символ малой родины и России, уральской зимы, цвет берёз тоже как символ России. Зелёный цвет у Руссковой – это цвет яркого весеннего или летнего дня; символ пробуждения природы, символ жизни, проснувшейся, входящей в силу после холодов земли, которая радует глаз яркими красками. Малахитовый цвет у поэтессы – символ Урала.

Личная встреча со Светланой Николаевной и её творчество вдохновили меня на создание серии иллюстраций и картин на дереве к её стихам.

В результате проведённого исследования цветовой гаммы и цветовой символики поэтических произведений уральских авторов Л.Татьяничевой, М.Найдича, Э.Бояршиновой, кушвинской поэтессы С.Руссковой, я увидела, что в лирике уральских (региональных) поэтов используется одинаковая цветовая гамма, имеющая символические сходства и различия, обусловленные различными факторами. Работа над литературным проектом дала мне многое: подробно познакомилась с поэзией уральских авторов, к творчеству которых обратилась в процессе работы; приобрела более глубокий опыт анализа поэтического текста, расширила кругозор, получила удовлетворение от соединения в одной творческой работе поэзии и живописи.

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/02/17/literaturnyy-proekt-tema-tsvetovaya-gamma-i

Оцените статью
Adblock
detector