Будни и праздники сибиряков
В повседневной жизни населения Енисейской губернии на рубеже XIX—XX вв. происходят такие перемены, которые постепенно начинают подрывать патриархальные устои. Благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов «отцы города» стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П.С.Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод. В жизни горожан появляются новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже пятьдесят человек, и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск. Чтобы упорядочить езду велосипедистов по улицам городов, губернатору пришлось издать правила велосипедного движения. Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра. Сибиряки восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией. Местный фотограф М.П.Чулков в 1913 г. снял документальный фильм «Живая хроника Красноярска», в котором нашло отражение пребывание в городе известного полярного исследователя Ф.Нансена. Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, религиозно-нравственная тематика, вопросы социально-правового характера (как например охрана труда рабочих на производстве). С 1891 г. в Красноярске стали устраиваться рождественские елки для детей. Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове Н.К.Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно. Однако новые формы общественно-культурного быта не могли так сразу вытеснить старые традиции и привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной-летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, с окончанием же сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходили на заработки на прииски, часть занималась извозом, кто-то шел в тайгу добывать пушнину и дичь. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: молотьбой, уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, катали валенки, мяли и пряли куделю, шили обновы. Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался привычными религиозными ритуалами — поминанием своих предков, крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений. Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской Божией матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, которые не имели обязательных ритуальных регламентации и отмечались лишь теми, кто считал их своими. Например, некоторые — только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии-Магдалины и т. д.) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник). Наряду с общерусскими религиозными праздниками у жителей губернии были святые сибирского пантеона — Иннокентий Иркутский (26 ноября) и Василий Мангазейский, мощи которого находились в Туруханском монастыре.
Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались съезжие. Проходили такие праздники при большом стечении народа, от 100 до 300 человек, и длились по нескольку дней. Участники их переходили из дома в дом, где гостям устраивали обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях, как например на Ангаре и в Маклаковской волости, было принято варить канун — поминальное пиво в честь святого приходской церкви и угощать им гостей. Иногда пиво пили из больших чаш — братин, ходивших по кругу среди сидевших за общим столом. Угощавшиеся жертвовали «грошики» на церковь. Такие праздники требовали весьма больших затрат — свыше 30 рублей в год. Кроме того, все праздники в целом занимали едва ли не треть года. Однако не следует думать, что крестьянин руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе — как на своего рода инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала как своеобразный фактор социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения. Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах страны природа отвела время с весны по осень. В страдные дни крестьяне работали по 16—18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами. Однако, несмотря на всепоглощающий труд, в енисейской деревне начинает формироваться тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф.Ф.Девятова. На своем земельном наделе в с.Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу крупного рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней. О своих опытах он рассказывал на страницах сибирских газет и других изданий, уделяя в них внимание не только вопросам агрономии, но и организации крестьянского хозяйства, поиску путей увеличения доходности. Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль.
В 1896 г. коллекция зерновых культур Девятова была представлена на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и отмечена похвальной грамотой. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Девятое был знатоком быта сибирского крестьянства, записывал свадебные обряды, народные предания, песни. Его советы использовал в своей работе известный историк и этнограф Ф.Кон. Собранные Девятовым материалы были положены в основу музейной коллекции Н.М.Мартьянова. Сам Девятов считал важным фактором прогресса крестьянского хозяйства просвещение народа. Он явился инициатором создания библиотеки в с. Курагино и в 1900 г. отдал под нее свой дом. Не менее ярким примером, отражающим глубинные изменения в крестьянском мировоззрении, является судьба крестьянина села Иудина Минусинского округа Т.М.Бондарева. В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читает, занимается самообразованием. При этом в круг чтения его входили не только книги религиозного характера, но и сочинения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова. Итогом его многолетних размышлений стал целый цикл рукописных произведений, в которых он выступает как оригинальный философ-моралист: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты» и другие. Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, сочетаясь с резкой критикой официальной церкви. В них нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Л.Н.Толстой, ознакомившись с рукописями Бондарева, был глубоко потрясен идеей об обязательности труда для каждого человека. Это оказалось созвучно его духовным исканиям. «Мое мнение,— писал он,— что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика — Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества». Усилиями Толстого труд Тимофея Михайловича Бондарева был опубликован на русском языке в 1906 г., спустя несколько лет после смерти последнего. Таким образом, в духовной жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты, связанные с вовлечением далекой сибирской окраины в общероссийские культурно-исторические процессы.
Источник статьи: http://studopedia.ru/14_80255_nauchnoe-izuchenie-kraya.html
Быт сибирской деревни
Урок-экскурсия, классный час или факультативное занятие «Быт сибирской деревни» поможет учащимся совершить увлекательное путешествие в прошлое, познакомит с историей заселения Сибири, материальной и духовной культурой сибиряков. Практические задания познавательные и веселые. Материал содержит воспоминания старожилов нашего Кузнецкого края, используются экспонаты школьного краеведческого музея. Если экспонатов нет, можно использовать презентацию с привлечением Интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-экскурсия школьного краеведческого музея | 387.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока-экскурсии школьного музея «Исток»
«Быт сибирской деревни»
Цель: формирование национального самосознания обучающихся, приобщение к культуре русского народа, проживающего на территории Сибири.
- Познакомить с историей заселения Сибири, материальной и духовной культурой сибиряков.
- Привлечь к исследовательской работе по сбору материалов для уроков истории и факультативных занятий по истории.
- Воспитать уважение к культуре нашего народа, желание изучать и сохранять традиции своей малой родины.
- Предметы деревенского быта из школьного музея (рубель, прялка, крынка, самовар, лапти, колодка для обуви, рушник, свадебное платье, валенки).
- Музыкальные отрывки из песен «В низенькой светелке», «Валенки».
…Село моё неброское,
Сибирское село,
С подростками берёзками
Стоит светлым-светло.
Этими словами из стихотворения Николая Черкасова мы начинаем наше занятие –путешествие в старину, во времена наших бабушек и дедушек, ваших прабабушек- прадедушек. Мы узнаем о жизни сибирской деревни- быте, традициях, обрядах. Наших гостей мы также приглашаем в наше путешествие.
Освоение Сибири началось в 16 веке, в эпоху Ивана Грозного, и связано с именем Ермака Тимофеевича. Разгромив войска хана Кучума, русские служилые люди стали продвигаться вглубь Сибири и ставить остроги. Самый первый острог получил название Кузнецкий.
Вслед за казаками и служилыми людьми потянулись из России в Кузнецкую землю вольные переселенцы. Сибирский край встретил переселенцев суровыми морозами, непроходимой тайгой, своенравными реками.. Нужно было приспосабливаться к природным условиям и к культуре местного населения- шорцев, телеутов. Наверное, первое время им очень трудно пришлось.
Но уже потомки переселенцев во втором-третьем и последующих поколениях «землей-матушкой» считают свою новую «малую родину». Поэтому термин сибиряк отражал и степень принадлежности к сибирской земле, и, одновременно, степень приспособления к сибирским условиям. Прибывших из-за Урала, из «Рассеи», сибиряки называли «российскими людьми». По последней переписи населения, многие в графе «национальность» называли себя «сибиряками».
Сибирская деревня, ее размеренный уклад жизни помогли сохранить традиции российского народа и создать свои, особенные «сибирские» традиции и обычаи.
До наших дней культура сибирского народа, сибирской деревни сохранилась через культуру материальную, которая представлена в вещественной, предметной форме — это орудия труда, жилища, одежда и украшения, пища, домашняя утварь. Для нашего путешествия предметы быта я взяла из нашего школьного музея, где есть уголок деревенского быта.
Духовная культура проявляется полнее всего в религиозных верованиях, в устных и письменных высказываниях, в повседневном и праздничном поведении. Я озвучу воспоминания старожилов нашего края. Эти записи появились у меня 25 лет назад, во время прохождения фольклорной практики в институте и сегодня мне пригодятся.
Во время путешествия вы будете заполнять маршрутный лист, куда будете заносить новые для вас слова, впечатления.
- Материальная культура сибиряков.
Начинаем наше путешествие. Прибывшим в Сибирь переселенцам
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НУЖНО было ПОСТРОИТЬ ДОМ.
Из воспоминаний Арефьевой Анны Филипповны, уроженки д. Мазалово Томской области, родители из Смоленска, поэтому считает себя «российской». Последние годы жила в Кайле.
Дом хороший у нас был. Крестовой. Стены выкрашены в сиреневый цвет. В избе кухонька была, передняя, горница, спальня.
ЗАГЛЯНЕМ В ИЗБУ (именно так называли дом старожилы) СИБИРЯКОВ.
Чаще всего, входя в дом, попадаешь в кухню, где взор сразу падает в красный угол с иконами. Перекрестившись на красный угол, замечаем, что центральное место занимает печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетенная, деревянная посуда (чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали. У окна, близ стола, стояла прялка.
Заглянем в Бабий кут.
Рубель — предшественник современного утюга, очень похожий на узкую стиральную доску. На рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы. Рубель использовался для разглаживания — «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток (скалку), а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
— Кто желает попробовать? (Ученики «гладят» белье (рушник) рубелем).
Прялка. Звучит песня «В низенькой светелке» Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца.
-Кто желает представить себя пряхой? (Девочки садятся за прялку и пробуют прясть из кудели (овечьей шерсти).
Из воспоминаний Аненко Марии Кирилловны, уроженки с. Громышовка Томской области, с 1946 г проживала в пос. Майский:
«А пели как! Зимой собирались на попрядуху человек 5-6 и пряли, и пели. Скалки по две за ночь напрядали!»
Крынка- глиняный сосуд для хранения молока. Айда, разбирайте крынки, у меня их вона скока, цельных 5 штук! (Вы поняли, что я сказала? Значит, вы- сибиряки!)
— За что так полюбились нашему народу крынки? (В этих крынках очень долго можно было хранить молоко, которое долго не прокисало и не портилось. Вода, которую в них хранят всегда остается чистой, прозрачной и холодной. Еда, приготовленная в ней,
очень вкусная и долго остается горячей. Цветы, поставленные в крынку, долго остаются свежими и не вянут). Зерно всегда остается сухим и полезным.
— Вернемся в избу.
Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. На них ставили наиболее дорогие вещи: ларцы, прялки, красивые горшки. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца.
Из воспоминаний Аненко Марии Кирилловны: «Дом у нас был крестовой, тес толстый, хороший, только жить не пришлось. Тогда шторов не было, так мы из газет вырезали, пол не красили, пока моешь, цело ведро стружки наскребешь». Спали взрослые на полу, дети — на полатях, старики — на печи.
Место для работы мужчин обычно располагалось у входа или в отдельной мастерской. Плели сети рыболовные, тачали сапоги, плели лапти.
Из воспоминаний Арефьевой А.Ф.: «Дедушкино зимовьё отдельно стояло, в нем дедушка работал- сапожничал. Он всем нам сапоги правил». Показать колодку для обуви .
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет», в 12 веке. Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Пословицы о лаптях:
«(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;
шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».
Лапти надевали ловко и быстро, считали это простым делом. Об этом поговорка: «Жениться — не лапоть надеть». С ними на Руси было связано много поверий. Считали, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохраняет кур от болезней и увеличивает яйценоскость птиц. Корову после отела окуривали из лаптя, тогда она давала много молока. Когда была засуха, то в реку бросали лапоть с уложенной в него травой мокрицей: тогда начинался дождь. В лаптях несли семена огурцов, считая это признаком будущего хорошего урожая. Когда сваха шла сватать невесту, то вслед ей бросали лапоть: тогда сватовство будет удачным. Молодые после венчания сжигали лапоть, набитый соломой, дабы обеспечить себе богатую и счастливую жизнь. Лаптем называли простодушного человека, которого можно было обмануть.
Под музыку обуваем лапти.
А зимой –валенки.
Ва́ленки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти
Кто и когда изобрел валенки достоверно неизвестно. Кстати, в разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде — «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской губерниях — «валенцами», в Сибири — «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей — «катанками».
Валяльщики пользовались в народе почетом, а традиции своего мастерства передавали из поколения в поколение. Работа этих специалистов была трудной, но довольно неплохо по тем временам оплачивалась.
А изготовить валенки ох как не просто. Сначала овечью шерсть сортировали, очищали от грязи, прочесывали. Затем делали будущее голенище, или ватный конус, который после уплотнения и увлажнения его водой «достраивали» до полного сапога: приделывали к нему носок, пятку и подошву из той же шерсти. При этом мастера не пользовались ни нитками, ни иголками, ни ножницами.
Полученное изделие заворачивали в холст и «катали» с помощью особого приспособления, похожего на деревянную скалку. После этого будущий валенок насаживали на колодку, которая и давала изделию форму. Последним аккордом становилась сушка в печке или в бане, и очистка от ворса. Валенок был готов!
В старину валенки стоили недешево. Поэтому в крестьянских семьях их берегли, надевали только по праздникам, носили по очереди — по старшинству.
История свидетельствует, что высокопоставленные лица российского государства тоже всегда ценили, и с удовольствием носили валенки. Даже такие завзятые «еврореформаторы», как Петр I и Екатерина II отдавали им должное. А императрица Анна Иоанновна надевала валенки даже с парадным платьем и позволяла своим фрейлинам делать то же самое.
Многие специалисты считают, что роль валенок в военной истории России невозможно переоценить. В царской армии зимой солдаты носили только валенки. Существует мнение, что во время войны с Финляндией 1939–1940 гг. Советский Союз понес такие неоправданно высокие потери, в том числе и по причине острой нехватки в войсках валяных изделий.
Зато Гитлера, как и когда-то Наполеона, мы не в последнюю очередь победили благодаря наличию у большинства солдат это универсальной обуви. Поди-ка, повоюй в морозную зиму в обычных солдатских сапогах!
В современной российской армии валенки также входят в нормы снабжения теплыми вещами и снаряжением как рядового, так и начальствующего состава. А есть категории военнослужащих, для которых валенки — неотъемлемый атрибут униформы, без которого можно запросто лишиться здоровья или даже жизни. Допустим, снайперы или разведчики, для которых белые (под цвет снега и маскхалата) валенки становятся зимой лучшей защитой от обморожения. Военнослужащим, которые несут караульную службу, устав также предписывает надевать валенки в морозную погоду.
Кстати, в условиях боевых действий валенки могут пригодиться не только как теплая обувь. Благодаря тому, что войлок хорошо амортизирует, они вполне способны защитить ноги бойца от шальных осколков, а в рукопашном бою — прикрыть от ножевых или штыковых ударов.
Практическая работа « Валенки от модельеров 5 класса» (под музыку «Валенки» в исполнении Л.Руслановой). Дети украшают валенки пуговицами, лентами, цветными нитками и т.д.
— Возвращаемся в деревенскую избу.
Стол. Главным украшением стола был самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и среди знати использовался как лекарство. Появился чай, появились и самовары.
Пословицы о чае:
- Чай пить – долго жить.
- Чай пить – не дрова рубить.
- За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Самовар кипит, уходить не велит.
- С чая лиха не бывает!
- Чаем на Руси никто не подавился!
- Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
- Духовная культура сибиряков связана, прежде всего, с обрядовой культурой (крестины, свадьба, похороны).
Как в старину играли свадьбу?
Воспоминания Арефьевой А.Ф. о свадебном обряде. Приложение 2.
Показать свадебное платье из музея.
«Сибирский диалект» Ребятам предложены тексты:
- Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит! (Ну, чего, ребята ходите туда-сюда? Бабушка никак не выздоровеет. Живот у нее сильно болит!)
- Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)! (Ты, парень, знаю, местный!)
- Айда, покалякать (побаять) надо! (Пойдем, поговорить нужно!)
- В проулке хиус-то какой! А я галицы забыла ! (В переулке ветер-то какой холодный! А я рукавицы забыла!)
- Опять обутков нету — ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо. (Опять обуви нет. Корову доить идти не в чем. Думать надо)
- Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит.
- Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)!
- Айда, покалякать (побаять) надо! (
- В проулке ноне соседку встрела, надоть к ей завтре сходить!
- Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо.
- Рази щас так работают? Вало встану в пять и в 9вечера домой вертаюсь. Ничо не видела , окромя работы.
СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:
В Сибири 100 рублей — не деньги, 100 верст- не расстояние.
Накормишь калачом- не бей в спину кирпичом.
Кыска скребет на свой хребет.
Здесь хозяев нет, одни квартиранты.
После Илья дня человек как свинья (т.е. ест все, что в огороде поспевает).
О цыганах: близко лежит, у них брюхо болит.
ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТАРОЖИЛОВ:
У кого пальцы длинны − невеста маленькая будет.
Кто на кошку наступил − жениться захотел.
Нельзя сор на ноги мести − свекровь лихая будет.
Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.
Девушке нужно есть селезенку − косы хорошие будут.
Парню нельзя есть селезенку − верхом не будет уметь ездить.
Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.
На квашню нельзя садиться − обжора будешь.
На ушат нельзя садиться − пьяница будешь.
О СИБИРСКОМ ХАРАКТЕРЕ
Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране.
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость, мысли здравость,
Юмор, жажда прав,
В речи при чужом,
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;
Страсть отпетая к природе–
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К Родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое –
Вот наш сибиряк!
И.Ф. Федоров-Омулевский (1836-1883 гг.)
— Какими чертами характера обладают сибиряки? /Приложение 3/
Любили сибиряки работать, но умели и отдыхать. Из воспоминаний Аненко М.К. «Гуляли хорошо, тада уся молодежь при деревне была. Вало на троицу по лесу как пойдет молодежь,-места мало в лесу было. Танцы лучше были. Ногами не дергали, как щас. Гармонист заиграет, аж душа радуется, мертвый подымеца». Одним из самых любимых праздников была масленица. И сегодня мы ее любим праздновать — зиму провожаем, весну закликаем!
Входит Весна Красна (девочка в костюме Весны Красны)
Иду с обильными хлебами,
С высокими снопами,
С малиной, смородиной,
Со всякой садовиной,
С солнышком, с ливнями,
С песнями дивными,
С трудом, заботой,
С весельем и Угощеньем!
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели? (Раздаем блины гостям).
Наше путешествие подходит к завершению. Поговорите с вашими бабушками и прабабушками, дедушками и прадедушками. Запишите их воспоминания, их поговорки, шутки, прибаутки. Это очень интересно и познавательно.
2. «Духовная культура»
Пословицы (записать 1-2)
3. «О сибирском характере»
«Переведите» фразы с сибирского диалекта:
- Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит.
- Ты, паря, чую, тутомный !
- Айда, покалякать (побаять) надо!
- В проулке ноне соседку встрела, надоть к ей завтре сходить!
- Опять обутков нету — ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо.
- Рази щас так работают? Вало встану в пять и в 9 вечера домой вертаюсь. Ничо не видела, окромя работы.
Из воспоминаний Арефьевой Анны Филлиповны, 1905 г.р. (место рождения с.Мазалово Томской области, проживала в с Кайла Яйского района с 1956 г. Родители из Смоленска):
«Раньше свадьбу неделю играли. Сначала поезджаны (сваты) свадебные на лошадях с пирогом за два дня приезжали в невестин дом. Невесту в баню водили. А когда выкупает жених невесту, то подружек ее и ее саму на конях по деревне катает и веники в цветах. У жениха дружка есть, это его родственник или крестный, и полудружка. У невесты –сваха. После прощания с девками жениха и невесту в церковь везут. Взрослый брат-повозник на своем поезду (санях), жених на своем поезду. После церкви две свахи и брат отдельно едут. Двое поезджан с возком едут –приданное (постель) везут. Гостей много было, со двора на двор ходили. А веселье какое было! Катаются на конях с кольцами на дуге, два кольца специально подбирали, чтобы гласили( звенели) как положено».
Из воспоминаний Григорьевой Клавдии Сергеевны, 1912 г.р. (место рождения с.Ишим Яйского , где и проживала. Родители из Тобольской губернии):
Молитва на ночь:
«Огонь погас, Господь у нас, а ангелы-хранители, храните нас!»
Заговор от «колотей»:
«Колю ель, колю пихту, колю белую березу, колю горькую осину. Ты меня кольнешь раз, а я тебя тридевять раз, не раз, не два, не три, не четыре, не пять, не шесть, не семь, не восемь, не девять 9 и снова все повторить три раза).
Заговор от вывиха:
« Едет вывих по калинову мосту, мост провалился, раба божия … споткнулась, сустав с суставом соткнулся. Во веки аминь».
Ментальность — это совокупность наиболее устойчивых представлений и стереотипов, исторически сложившихся у социальных субъектов под влиянием различных факторов и проявляющихся в виде особого способа мироощущения и мировосприятия, влияющего на его образ жизни и поведение.
«Сибиряки склонны жить без излишнего вмешательства властей и закона… они порицают те нововведения…, что ограничивают свободы…» — отмечал историк А.П. Щапов. Князь П.Д. Горчаков, генерал-губернатор Сибири писал: «Здешние поселяне, взросшие в полной независимости , мало знакомы с нуждой».
Н.М. Ядринцев свидетельствовал: «Сибирский крестьянин …ведет себя непринужденно и развязно, …чувствует себя равноправным, он смело входит в комнату, подает вам руку, садится с вами за стол…». Рапорты сельских старшин непременно завершались выражением, отнюдь не являвшимся формальным: «… о чем волостному правлению честь имею донести». «Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими».
Одновременно, наблюдается странная позиция «униженности, угодливости, стремления откупиться». Постоянная настороженность к «чужим», стремление не допустить другого человека за некую черту, сформировали в качестве защитных мер те, о которых идет речь. При этом унижение, хитрость перед «чужими» не считалось у старожилов зазорным. В словаре сибирского говора первой половины Х1Х века слово «ум» означает «хитрость». Отсюда обмануть, схитрить значит спастись от «зла».
Так, Н.Д. Фонвизина за долгие годы проживания в Сибири, сумела выделить данные черты в ментальности старожилов. Сибиряк «ласков, добродушен, большой хлебосол, но не клади ему палец в рот — он без намерения, но откусит. Сибирское основное свойство: недоверчивость и осторожность, чтобы не дастся в обман, и если можно самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд. Сибирская скромность, по-моему, скрытость». «Сибиряки весьма просмешливы. Все, что не согласно их умонастроению, понятиям, они непременно просмеивают. В сибирском обществе в высшей степени господствуют сплетни».
Постоянное соперничество в ведении домохозяйства, землепашестве, в достижении уровня жизни, в повседневном поведении было довольно близко характеру граждан США, о чем отмечали в записках декабристы. «Каждый живет особняком», коллективное начало «мало развито», в борьбе за выживание, в условиях соревнования-соперничества в старожилах вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях» — писали о сибиряках в XIX веке. Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан, окружающих радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому». Отмечалось, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири».
«Сибиряки… народ человеколюбивый и снисходительный, за всем тем, что они окруженные ссыльно-преступными. Нравы здешних жителей кротки, благонравны и гостеприимны: они каждого приезжающего принимают ласково, рады разделить с ними, что имеют последнее, и ладе кто из гостей в знак благодарности за такой прием будет благодарить деньгами, то сам навлечет хозяину на себя неудовольство, а деньги не примутся».(Пестов Н. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. – М., 1833.)
Наряду с милосердием, при выраженной соревновательности, элемент «демонстрирования» высокой нравственности играл немаловажную роль. Высокий уровень нравственности в общине зависел от уровня нравственности ее членов. «Мы избегаем порочных людей, так как лица эти полезными обществу быть не могут» — записали в своем приговоре старожилы Анциферовской волости Канского уезда
В сибирском афоризме — «Что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи» — мы видим философское осмысление нравственных качеств личности, взаимосвязи материального и духовного в миропорядке старожильческого населения. Таким образом, в сознании сибиряка имелись установки действий, направленные на формирование способности старожила создавать свой «чистый мир». В понятия нравственность, честь, достоинство сибирский старожил вкладывал и честность: «Обманешь в игле, не поверишь и в рубле», «Честь чести и на слово верит».
Наряду со свободой, личными качествами человека, важнейшее место в картине мира занимал свободный труд: «Мужику больше о чем думать, как не о пашне…, о работе. Да за добрые труды быть словутными» – подчеркивал А.П. Щапов. Жизненную необходимость напряженного труда в страдную пору выделял этнограф А.А. Макаренко: «Рабочий день сибирских крестьян продолжается от зари до зари… около 16-18 часов в сутки, при кратковременном отдыхе…». Труд становился в сознании и мерой оценки «праведного человека», имеющего пашню, домохозяйство. «Мертвый не без могилы, а живой не без подворья» — говорили сибиряки.
Во второй половине ХIХ века публицист С. Турбин отмечал: «Если великоросский крестьянин шумит, ругается, сердце сорвет. протестуя, то сибиряк несравненно последовательнее. Сибиряк — разве что плюнет. Зная очень хорошо, что плетью обуха не перешибешь, он и не пытается. ». «Рассудок сибиряка преобладает над чувствами. Сибиряк надеется более на себя, нежели на Бога» – отмечали современники.
Старожилов отличало рациональное мышление: они мыслили расчетливыми категориями, были практичны. Будучи прекрасным знатоком сибирского фольклора, этнограф А. Ровинский выделил в пословицах глубокий назидательный смысл. Например, «говоря, — не мылися, бриться не будешь», — сибиряк прямо намекает: «Не расчитывай никогда на чужое».
Ради хозяйственной целесообразности жертвовали даже верой; так в 1858 г. Тобольской духовной консисторией рассматривалось дело «О пагубной привычке сельского населения Енисейской губернии работать в воскресные и праздничные дни».
Основой сознания старожилов являлась опора на заветы и традиции предков. «Сибирский крестьянин набожен, но эта набожность особого свойства. Она в уважении обрядов, традиций нашей крестьянской истории. Чем древнее, тем подлиннее, тем истиннее» — писал крестьянин Т. Бондарев.
Сибирский характер проявлялся в труде, в быту, культуре, в периоды военных испытаний, когда сибиряки показывали себя прекрасными воинами, проявляли твердость духа в экстремальных ситуациях.
Императрица Екатерина Великая : «Сибиряки более смуглы лицом, невысоки ростом. Заслуживает замечания факт, что сибирское население не отличается фанатичной привязанностью к бороде, какую обнаруживает великоросский народ. Здесь несколько своеобразная народность, непохожая во всей полноте на родоначальную славянскую расу. Сибиряки отличаются душевными особенностями: они умны, любознательны, предприимчивы».
Н.М. Ядринцев : «Население приобрело известную крепость, выработало сметку, находчивость, способности Робинзона и стремление к самопомощи. Жизнь среди природы воспитала решимость, отвагу, и … дала долю самоуверенности».
О милосердии: «В 1890-х гг. в доме крестьянина с. Нахвальского Сухобузимской волости Фирса Григорьевича Зырянова много лет жил «из милости ссыльный Галайко – 92-х лет, к труду неспособный».
А.П. Щапов: «Сибиряк по большей части прост. У него преобладает наклонность к материалистическому умствованию. Оттого он менее религиозен, чем российский человек. Ум, по его понятию, есть главным образом «хитрость», «смышленность» в приобретении, в наживе; умственный человек на языке сибиряков значит расчетливый».
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/restavratsiya-i-muzeynoe-delo/library/2020/08/12/byt-sibirskoy-derevni