- Беседа «Народные праздники в России зимой. Веселые Святки: Рождество, Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста
- Проект «Зимние народные праздники» проект (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Внеклассное мероприятие — «Зимние праздники» материал по технологии (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Беседа «Народные праздники в России зимой. Веселые Святки: Рождество, Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста
Галина Диденко
Беседа «Народные праздники в России зимой. Веселые Святки: Рождество, Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста
Беседа: «Народные праздники в России зимой. «Веселые Святки: Рождество. Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Расширять представления о традиционном праздновании Рождества, Крещения в России (на Кубани).
2. Актуализировать знания детей о зиме и зимних забавах, поддерживать познавательный интерес.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в обществе.
Значимость этого мероприятия для дошкольников велика. Оно позволяет познакомить детей с обрядовым фольклором, с празднованием зимних святок.А главное: пробуждает интерес к народному искусству и желание через него нести людям радость, добро, хорошее настроение.
Так же формируется интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников.
Во время беседы дети знакомятся с народными праздниками, которые празднуются в России зимой. Дети запомнят, что в новогодние каникулы есть праздники, которые празднуют и взрослые и дети вместе- в кругу семьи, с родственниками и знакомыми.
Воспитатель: Праздник Новый год, которого мы так долго ждали, закончился, но настала череда других праздников.
— Кто знает, что это за праздники (народные).
Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники!».
Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки.
«Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили».
(«Святки»— народные гуляния, попадают на святые дни – священные праздники — Рождество и Крещение).
— Знаете ли вы какой праздник мы праздновали 7 января? (Рождество)
— Кто знает, что это за праздник? Может кто-то родился в этот день?
Воспитатель: Рождество — народный зимний праздник рождения Иисуса Христа. После принятия христианства на Руси праздник Рождество стал народным. На Рождество ходят колядуют.
-Как вы думаете, что значит колядовать (выслушать ответы детей).
Воспитатель: Колядки — коротенькие песни, в которых славят Христа, желают счастья, богатства, добра. Те, кто приходил колядовать, нужно было одаривать пирогами, конфетами, деньгами.
Слушайте и запоминайте:
Накануне Рождества
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По улочкам, закоулочкам
Нашли коляду у Иванова двора».
Воспитатель: Давайте представим, что как-будто пришли ко двору и пропоем. (В конце нашей беседы вас ждет сюрприз).
(Дети рассказывали, что к ним приходили, и они ходили с мамами- наряжались, и колядовали, получая угощение).
Воспитатель: Есть народные приметы на Рождество:
-На Рождество Христово метель- пчёлы хорошо роиться будут.
-Ясные дни на Рождественский пост- к хорошему урожаю.
-Если оттепель- весна будет ранняя и тёплая.
-Высокие сугробы- к хорошему году.
Рождество прошло, а праздники продолжаются.
«Вот спустился на землю
К нам луч от звезды Рождества.
Он напомнил нам вновь
О рожденье Младенца Христа.
Свет прекрасной звезды
Пусть сердца всех людей озарит,
Радость дарит и мир
Тех, кто славит Младенца и чтит». (О. Горбунова)
Этап оценочной деятельности детей.
Вопросы : -Что вы запомнили о празднике Рождество?
-Кто вы поняли слово колядки?
-Кто может сказать, что значит колядовать?
-Какую из примет на Рождество запомнили и можете рассказать?
Воспитатель: Сегодня к нам пришел Отец Николай со своими детьми.
Он расскажет нам о рождении Христа.
Воспитатель: Отец Николай, его сын Николай и дочь Елизавета поздравят с Рождеством и Старым Новым годом- прочтут стихи, споют песни, заклички о народных праздниках.
(В конце все получают угощенье)
Беседа «Что такое хорошо?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель беседы- Формирование навыка культуры поведения, обогащение эмоционального опыта детей. Задачи — создать положительный эмоциональный.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как я помогаю маме» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле у детей.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Хлеб — наше богатство» Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о камнях Программное содержание: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. Учить детей классифицировать.
Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Страна здоровячков» Чтобы попасть в страну Здоровячков надо знать, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь.
Конспект фронтального занятия в старшей группе «Народные праздники. Рождество. Крещение» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: — Знакомство с элементарными представлениями.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки» КОНСПЕКТ НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Маски на святки, чтобы.
Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Содержание 2 книги. «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). 1. Исследование «Синицы» – рассказ.
Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» В работе с детьми недостаточно использовать традиционные методы подачи информации. В связи с этим я постоянно ищу и осваиваю новые подходы.
Проект «Народные праздники» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. (Народная мудрость.) Вид проекта: По продолжительности:.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-narodnye-prazdniki-v-rosi-zimoi-veselye-svjatki-rozhdestvo-kreschenie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Проект «Зимние народные праздники»
проект (старшая группа)
Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimnie_narodnye_prazdniki.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект: «Зимние народные праздники»
(Старший дошкольный возраст)
Выполнил: воспитатель 1кв. категории
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема проекта: К сожалению , мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).
- Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
- Познакомить детей и родителей с обрядовыми праздниками;
- Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
- Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
- по числу детей – групповой;
- по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
- по продолжительности – краткосрочный.
Интеграция с другими образовательными областями:
Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.
Участники проекта: Воспитатели подготовительной группы.
Дети подготовительной группы.
Сроки реализации проекта – с 10.01.13 г. – 19.01.13 г
Гипотеза проекта:
Если:
- Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
- Помочь ребенку накопить необходимые знания;
- Направлять совместную работу воспитателя и родителей на нравственное развитие ребенка;
То:
Дети и родители получат знания о зимних народных праздниках, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей и родителей к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов).
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Материалы к проекту:
- План проведения проекта «Зимние народные праздники».
- Приложение:
- Организованная образовательная деятельность по теме «Рождественские колядки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
- Технология изготовления «Рождественского печенья».
- Консультация для родителей «Колядование на Руси».
- Народная газета «Коляда, коляда накануне рождества» приметы, поговорки».
- Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста»
- Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов»
- Театрализованная игра «Емеля на колядках»
- Сценарий развлечения «Раз в крещенский вечерок».
- Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».
План проведения проекта «Зимние народные праздники»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/03/proekt-zimnie-narodnye-prazdniki
Внеклассное мероприятие — «Зимние праздники»
материал по технологии (5 класс) по теме
Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия | 26.79 КБ |
Презентация часть 1 | 2.61 МБ |
Презентация часть 2 | 1.4 МБ |
Презентация часть 3 | 2.34 МБ |
Презентация часть 4 | 2.68 МБ |
Презентация часть 5 | 1.78 МБ |
Рекомендуемое музыкальное сопровождение | 333 байта |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Зимние праздники».
Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией .
1) создание условий для проявления творческой активности детей;
2) ознакомление учащихся с зимними праздниками, с их празднованием на Руси;
3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
4)развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа;
- Вызвать положительные эмоции;
- Дать возможность самовыражения;
- Развить творческий потенциал личности;
- Развить речевую активность и память.
Мероприятие сопровождается презентацией. Во время показа слайдов звучит музыка.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.
Ведущий : Зима, зима, где так долго была?
Зима: В мешке стужу несла,
С неба холод трясла,
У речки гостила –
У избы побывала-
Окна все разрисовала.
По полям – лесам ходила-
Белой шубой всё накрыла…
Все дороги снегом замела,
У крыльца сугробы нагребла!
Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.
Зима : И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!
Исполнение песни «Три белых коня».
Декабрь: Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос в зал)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос в зал)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос в зал)?
Показ слайдов (праздники декабря).
Ведущий : 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы . Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.
6 декабря — день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.
14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл
Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».
19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.
25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».
Зима: Месяц зимний, месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идет.
Он на реках и озёрах
Всюду выстроил мосты
И одел пушистым снегом
Все деревья и кусты.
Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.
Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает какие (вопрос в зал)? «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос в зал)?
Ведущий: 1 – января Новый год ( показ слайда )
Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год — это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а 1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).
Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.
Выходить под музыку Дед Мороз и Снегурочка (игра со зрителями).
1.В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)
2.В какой сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).
3.Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).
4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр Первый.)
Он является ко мне
И, рисует как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег.)
3. Какая красавица
Раз в году наряжается? (Ёлка.)
Ведущий: А посмотрите, какая у нас ёлка! Все игрушки на этой ёлки сделали девочки своими руками на уроках технологии. В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки символ года. В конце нашего мероприятия учащиеся школ № 40, 13, 28 в кабинете технологии проведут для вас мастер-класс по изготовлению сувениров к празднику.
Выступление (новогодний танец)
Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показ слайдов).
На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а люди в зале должны их продолжить. Во время выступления показ слайдов.
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник — …………(Христово Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
И все нарядные спешат на службу в …… (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят…….(лампады).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают ……..(свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-
На земле родился — ………(Иисус Христос).
Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении
Ведущий: 19 января – Крещение Господнее . Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.
25 января — Т атьянин День. Этот день еще называю Днем студента .
Выступление девочки с номером художественной гимнастики.
Ведущий: Вот и перевалила зима за середину . Наступил февраль.
Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос в зал). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?
Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.
Ведущий: 15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.
23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин .
Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей. Праздник этот на Руси издревле праздновали с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю.
Первый день, понедельник – встреча.
Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.
Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.
Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, приезжают ряженые, угощают блинами.
Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.
Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.
Воскресенье – Прощеный день — в этот день все просят друг у друга прощения.
Хотя сегодня и не Масленица, но мы вас все равно хотим угостить блинами (в зал выносятся блины) .
Зима : Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/26/vneklassnoe-meropriyatie-zimnie-prazdniki