Час полезной информации народные праздники зимы

Беседа «Народные праздники в России зимой. Веселые Святки: Рождество, Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста

Галина Диденко
Беседа «Народные праздники в России зимой. Веселые Святки: Рождество, Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста

Беседа: «Народные праздники в России зимой. «Веселые Святки: Рождество. Крещение» с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Расширять представления о традиционном праздновании Рождества, Крещения в России (на Кубани).

2. Актуализировать знания детей о зиме и зимних забавах, поддерживать познавательный интерес.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в обществе.

Значимость этого мероприятия для дошкольников велика. Оно позволяет познакомить детей с обрядовым фольклором, с празднованием зимних святок.А главное: пробуждает интерес к народному искусству и желание через него нести людям радость, добро, хорошее настроение.

Так же формируется интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании зимних народных праздников.

Во время беседы дети знакомятся с народными праздниками, которые празднуются в России зимой. Дети запомнят, что в новогодние каникулы есть праздники, которые празднуют и взрослые и дети вместе- в кругу семьи, с родственниками и знакомыми.

Воспитатель: Праздник Новый год, которого мы так долго ждали, закончился, но настала череда других праздников.

— Кто знает, что это за праздники (народные).

Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники.

Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки.

«Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили».

(«Святки»народные гуляния, попадают на святые дни – священные праздники — Рождество и Крещение).

— Знаете ли вы какой праздник мы праздновали 7 января? (Рождество)

— Кто знает, что это за праздник? Может кто-то родился в этот день?

Воспитатель: Рождество — народный зимний праздник рождения Иисуса Христа. После принятия христианства на Руси праздник Рождество стал народным. На Рождество ходят колядуют.

-Как вы думаете, что значит колядовать (выслушать ответы детей).

Воспитатель: Колядки — коротенькие песни, в которых славят Христа, желают счастья, богатства, добра. Те, кто приходил колядовать, нужно было одаривать пирогами, конфетами, деньгами.

Слушайте и запоминайте:

Накануне Рождества

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По улочкам, закоулочкам

Нашли коляду у Иванова двора».

Воспитатель: Давайте представим, что как-будто пришли ко двору и пропоем. (В конце нашей беседы вас ждет сюрприз).

(Дети рассказывали, что к ним приходили, и они ходили с мамами- наряжались, и колядовали, получая угощение).

Воспитатель: Есть народные приметы на Рождество:

-На Рождество Христово метель- пчёлы хорошо роиться будут.

-Ясные дни на Рождественский пост- к хорошему урожаю.

-Если оттепель- весна будет ранняя и тёплая.

-Высокие сугробы- к хорошему году.

Рождество прошло, а праздники продолжаются.

«Вот спустился на землю

К нам луч от звезды Рождества.

Он напомнил нам вновь

О рожденье Младенца Христа.

Свет прекрасной звезды

Пусть сердца всех людей озарит,

Радость дарит и мир

Тех, кто славит Младенца и чтит». (О. Горбунова)

Этап оценочной деятельности детей.

Вопросы : -Что вы запомнили о празднике Рождество?

-Кто вы поняли слово колядки?

-Кто может сказать, что значит колядовать?

-Какую из примет на Рождество запомнили и можете рассказать?

Воспитатель: Сегодня к нам пришел Отец Николай со своими детьми.

Он расскажет нам о рождении Христа.

Воспитатель: Отец Николай, его сын Николай и дочь Елизавета поздравят с Рождеством и Старым Новым годом- прочтут стихи, споют песни, заклички о народных праздниках.

(В конце все получают угощенье)

Беседа «Что такое хорошо?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель беседы- Формирование навыка культуры поведения, обогащение эмоционального опыта детей. Задачи — создать положительный эмоциональный.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как я помогаю маме» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле у детей.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Хлеб — наше богатство» Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о камнях Программное содержание: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. Учить детей классифицировать.

Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Страна здоровячков» Чтобы попасть в страну Здоровячков надо знать, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь.

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Народные праздники. Рождество. Крещение» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: — Знакомство с элементарными представлениями.

Читайте также:  Баннеры с праздником села

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Маски на Святки, чтобы петь колядки» КОНСПЕКТ НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Маски на святки, чтобы.

Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Содержание 2 книги. «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). 1. Исследование «Синицы» – рассказ.

Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» В работе с детьми недостаточно использовать традиционные методы подачи информации. В связи с этим я постоянно ищу и осваиваю новые подходы.

Проект «Народные праздники» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. (Народная мудрость.) Вид проекта: По продолжительности:.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-narodnye-prazdniki-v-rosi-zimoi-veselye-svjatki-rozhdestvo-kreschenie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Проект «Зимние народные праздники»
проект (старшая группа)

Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).

Скачать:

Вложение Размер
proekt_zimnie_narodnye_prazdniki.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект: «Зимние народные праздники»

(Старший дошкольный возраст)

Выполнил: воспитатель 1кв. категории

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: К сожалению , мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).

  • Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
  • Познакомить детей и родителей с обрядовыми праздниками;
  • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  • Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
  • Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;
  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
  • по числу детей – групповой;
  • по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
  • по продолжительности – краткосрочный.

Интеграция с другими образовательными областями:

Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Участники проекта: Воспитатели подготовительной группы.

Дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта – с 10.01.13 г. – 19.01.13 г

Гипотеза проекта:
Если:

  1. Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
  2. Помочь ребенку накопить необходимые знания;
  3. Направлять совместную работу воспитателя и родителей на нравственное развитие ребенка;

То:
Дети и родители получат знания о зимних народных праздниках, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей и родителей к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов).

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Материалы к проекту:

  1. План проведения проекта «Зимние народные праздники».
  2. Приложение:
  • Организованная образовательная деятельность по теме «Рождественские колядки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
  • Технология изготовления «Рождественского печенья».
  • Консультация для родителей «Колядование на Руси».
  • Народная газета «Коляда, коляда накануне рождества» приметы, поговорки».
  • Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста»
  • Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов»
  • Театрализованная игра «Емеля на колядках»
  • Сценарий развлечения «Раз в крещенский вечерок».
  • Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».

План проведения проекта «Зимние народные праздники»

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/03/proekt-zimnie-narodnye-prazdniki

Внеклассное мероприятие — «Зимние праздники»
материал по технологии (5 класс) по теме

Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий внеклассного мероприятия 26.79 КБ
Презентация часть 1 2.61 МБ
Презентация часть 2 1.4 МБ
Презентация часть 3 2.34 МБ
Презентация часть 4 2.68 МБ
Презентация часть 5 1.78 МБ
Рекомендуемое музыкальное сопровождение 333 байта

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия «Зимние праздники».

Данное мероприятие предназначено для широкой аудитории. Сценарий познакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, традициями празднования на Руси. Мероприятие сопровождается презентацией .

1) создание условий для проявления творческой активности детей;

2) ознакомление учащихся с зимними праздниками, с их празднованием на Руси;

3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

4)развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа;

  1. Вызвать положительные эмоции;
  2. Дать возможность самовыражения;
  3. Развить творческий потенциал личности;
  4. Развить речевую активность и память.

Мероприятие сопровождается презентацией. Во время показа слайдов звучит музыка.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.

Ведущий : Зима, зима, где так долго была?

Зима: В мешке стужу несла,

С неба холод трясла,

У речки гостила –

У избы побывала-

Окна все разрисовала.

По полям – лесам ходила-

Белой шубой всё накрыла…

Все дороги снегом замела,

У крыльца сугробы нагребла!

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Зима : И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!

Исполнение песни «Три белых коня».

Декабрь: Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос в зал)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос в зал)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос в зал)?

Показ слайдов (праздники декабря).

Ведущий : 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы . Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.

6 декабря — день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.

14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл

Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».

Зима: Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озёрах

Всюду выстроил мосты

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает какие (вопрос в зал)? «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос в зал)?

Ведущий: 1 – января Новый год ( показ слайда )

Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год — это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а 1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).

Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.

Выходить под музыку Дед Мороз и Снегурочка (игра со зрителями).

1.В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)

2.В какой сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).

3.Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).

4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр Первый.)

Он является ко мне

И, рисует как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег.)

3. Какая красавица

Раз в году наряжается? (Ёлка.)

Ведущий: А посмотрите, какая у нас ёлка! Все игрушки на этой ёлки сделали девочки своими руками на уроках технологии. В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки символ года. В конце нашего мероприятия учащиеся школ № 40, 13, 28 в кабинете технологии проведут для вас мастер-класс по изготовлению сувениров к празднику.

Выступление (новогодний танец)

Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показ слайдов).

На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а люди в зале должны их продолжить. Во время выступления показ слайдов.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник — …………(Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

И все нарядные спешат на службу в …… (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят…….(лампады).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают ……..(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду

И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился — ………(Иисус Христос).

Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении

Ведущий: 19 января – Крещение Господнее . Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.

25 января — Т атьянин День. Этот день еще называю Днем студента .

Выступление девочки с номером художественной гимнастики.

Ведущий: Вот и перевалила зима за середину . Наступил февраль.

Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос в зал). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?

Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.

Ведущий: 15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.

23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин .

Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей. Праздник этот на Руси издревле праздновали с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю.

Первый день, понедельник – встреча.

Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.

Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.

Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, приезжают ряженые, угощают блинами.

Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.

Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.

Воскресенье – Прощеный день — в этот день все просят друг у друга прощения.

Хотя сегодня и не Масленица, но мы вас все равно хотим угостить блинами (в зал выносятся блины) .

Зима : Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/26/vneklassnoe-meropriyatie-zimnie-prazdniki

Оцените статью
Adblock
detector