Конспект занятия: «Человек творец прекрасного».
план-конспект занятия по теме
Данное коллективное мероприятие направлено на культурно-эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного возраста. Оно представлено в игровой форме и является итоговым занятием по проверке знаний детей по теме культура и искусство. Необходима предварительная работа: знакомство детей с различными видами искусств на занятиях, в музеях, на экскурсиях, при просмотре презентаций. Это мероприятие можно рассматривать и как приятный и полезный досуг. Дети коррекционных школ испытывают огромные трудности продуктивно действовать в группе сверстников, принимать правила и требования. Данное мероприятие создаёт условия, при которых все дети смогут испытать чувство успеха, чувство удовлетворения от участия в совместном мероприятии, где каждый может попробовать свои силы, где старший поможет младшему. Материал и формы работы занятия направлены на создание условий для самовыражения детей, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к занятию Человек творец прекрасного. | 2.39 МБ |
Занятие Человек творец прекрасного | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек — творец прекрасного!
Культура – результат творчества человека.
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятие « Человек творец прекрасного».
Цель: Формирование у детей представлений о культуре как результате творчества человека, создание им материальных и духовных ценностей.
1. Расширять знания детей о видах искусств, которые создают культурные ценности.
2.Воспитать умение работать в команде, прививать навык сотрудничества.
3. Развивать творческие способности детей, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Оборудование и материалы : ноутбук; проектор с экраном; презентация; два дуба, нарисованных на ватманах; жетоны-жёлуди для жюри; загадки «Музыкальные»; подборка мелодий к викторине «В мире звуков»; гимн Дружбы Барбарики; анимационная мелодия Chuku-chuku; коробка с конфетами «Витамины красоты».
Раздаточный материал: ножницы, простые карандаши, ручки, цветные карандаши, шаблоны дубовых листьев, два кроссворда «Литературный» на ватмане, разрезные картинки «Дворцы мира», слова на карточках для сценки-экспромт, элементы костюмов для героев сказки «Репка».
Предварительная работа: Ранее проведённые занятия по культурно-эстетическому воспитанию «Виды искусств», «Архитектура Санкт-Петербурга».
Ожидаемый результат: Развитие мелкой, общей моторики, двигательной активности, мыслительной деятельности, произвольного внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы и мотивационной. Активация словаря: культура, культурные ценности, виды искусств, творчество. Формирование культурно-эстетических ценностей, умения видеть и понимать красоту, оценивать творения человека.
I. Организационный момент.
Педагог читает стихотворение З.Д. Фёдоровской «Осень» (музыкальный фон «Осенняя сказка», показ слайдов № 1, 2)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны ,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща — золотом одета».
В этих строках Осень как настоящий художник, в образе девушки (№ 3), с кисточкой в руках творит красоту. Мир вокруг нас покрывается осенними красками, осенними запахами, осенними звуками. И эту красоту дарит нам самый великий творец – природа! Самый же главный дар, которым природа наградила нас — это способность видеть эту красоту и радоваться ей. А ещё человек способен сам творить красоту. Поэт — в своих стихах, фотограф – в своих снимках, композитор — в мелодии. Тема сегодняшнего мероприятия «Человек — творец прекрасного!» (№ 4), посвящено умению человека, понимать и любить красоту. Мы отправляемся в мир искусства. Будем путешествовать по станциям, превращаться в художников, актёров, танцоров.
II. Основная часть. Игра по станциям.
Педагог: Мы отправляемся в путешествие по саду Культуры. Вспомните, что такое культура? (ответы) Культура – это результат творчества человека, созданные им материальные и духовные ценности . (№5). Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества. Существуют различные виды искусств, которые создают культурные ценности.
Вспомните, в одном из произведений А.С. Пушкин упомянул дерево, которое можно сравнить с культурой. (ответы) Дуб – мощное, крепкое дерево, символ долголетия, рождает много плодов – желудей. В нашем саду растут дубы, но на них нет листьев и желудей. Мы как настоящие творцы подарить нашим дубам листву и плоды. У нас есть учёные коты – жюри, они будут оценивать вас. От вас зависит, сколько плодов будет на вашем дереве.
Дети поделены на две команда (Художники и Музыканты). На ватманах нарисованы дубы, каждая команда украшает свой дуб. За правильный ответ – один жёлудь. В заданиях за скорость или за лучшее исполнение – 2 жёлудя.
Педагог: Путешествовать мы будем на поездах. Объявляется посадка.
Под музыку Chuku-chuku (детская анимация) дети изображают передвижение поезда между игровыми станциями.
Педагог: Станция художественная. (слайд 6)
- Конкурс «Лучший художник». Коллективная творческая работа команд. Д ети должны нарисовать дубовые листья, разукрасить и вырезать (использовать шаблоны). Украсить дубы листвой. Задание на время (6-7 минут) и на качество.
- Викторина «Изобразительное искусство». Вопросы по очереди задаются каждой команде (подготовить картины или слайды для показа):
- Назвать вид изобразительного искусства (слайд 7 — живопись, лесной пейзаж).
- Назвать вид живописи (слайд 8 — городской пейзаж).
- Инструменты художника по живописи (кисти, краски).
- Изобразительное искусство, которое имеет форму, объём (скульптура).
- Назвать вид изобразительного искусства (слайд 9 -графика, портрет).
- Назвать вид живописи (слайд 10 — натюрморт).
- Русская народная чудо-кукла (матрёшка).
- Сколько цветов используют в графике (один, иногда два).
- Назовите вид живописи (слайд 11 — морской пейзаж).
- Запечатление прошлого, остановка мгновения (фотография).
Педагог: Станция Литературная. (слайд 12)
3. Кроссворд «Литературный». Каждая команде даётся кроссворд, который разгадывается на время.
Вопросы для 1-ого кроссворда.
- Кто пишет рассказы? (писатель)
- Кто выронил сыр в басне? (ворона)
- Что смастерил Папа Карло из полена? (Буратино)
- «Я поэт, зовусь я Цветик. От меня всем вам приветик». Как называется жанр такой литературы? (стихотворение)
- Дети потеряли это и превратились в стариков. (время)
- У Карабаса Барабаса был свой кукольный… (театр)
Вопросы для 2-ого кроссворда.
1- «Вороне бог послал кусочек сыра, на ель ворона взобралась…» Как называется жанр такой литературы? (басня)
2- Кем бал А.С.Пушкин? (поэт)
3- Как называются истории о природе или человеке? (рассказ)
4- Что подарила Черепаха Тартилла Буратине? (ключик)
5- Муха села на варение, вот и всё… (стихотворение)
6- Лесное животное, которое хвасталось, что съест волка. (заяц)
4. Конкурс «Чтецов».
Педагог: Какое самое длинное слово было в ваших кроссвордах? (стихотворение)
Детям предлагается вспомнить произведения, где встречается дерево дуб. Желающие читают наизусть отрывок «У Лукоморья…» из произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Педагог: Станция Музыкальная. (слайд 13)
5. Загадки «Музыкальные». По очереди задаются каждой команде:
- Играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его… (фортепиано)
- Гармонь, гитара, балалайка. Их общим словом называй-ка. (инструменты)
- В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. (гармонь)
- Эту песню пела нам мама, когда кроватку нашу качала. (колыбельная)
- Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (ноты)
- Он ключ, но ключ не для двери. Он в нотоносце впереди. (скрипичный ключ)
- Знает нота, что она населяет ми р одна. (нота ми)
- Эта нота в каж до м до ме, в каж до й бу до чке живёт. То лежит она в ла до ни, то на ло до чки плывёт. (нота до)
- Он пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (композитор)
- Музыкантам машет палочкою он. Называется он…(дирижёр)
- Три струны, играет звонко. Инструмент тот – «треуголка». Поскорее узнавай-ка, что же это? (балалайка)
- Деревянные подружки пляшут по его макушке, бьют его, а он гремит – в ногу всем шагать велит. (барабан)
6. Викторина «В мире звуков».
Командам предлагается заслушать отрывки произведений, исполненных разными музыкальными инструментами. Нужно определить какой музыкальный инструмент звучит (заранее подготовленная подборка мелодий).
Педагог: Станция Архитектурная. (слайд 14)
7. Конкурс «Я – архитектор».
Командам выдаются конверты с разрезными картинками «Дворцы мира». (3-4 картинки на каждую команду) В командах дети разделяются на группы, каждая из которых составляет на время свой дворец. За каждый собранный дворец, команда получает жёлудь. Первая собранная картинка приносит команде дополнительный жёлудь.
Педагог: Станция Театральная. (слайд 15)
8. Конкурс «Инсценировка – экспромт».
От каждой команды по 3 ребёнка, раздаются роли и слова, элементы костюмов. Роль Репки исполняет педагог, или взрослый ребёнок, его задача быть образцом для детей, также помогать младшим актёрам (жюри его не оценивает). Педагог-ведущий читает сказку «Репка». Каждому герою необходимо повторять свои слова, каждый раз, как только он слышит в тексте имя своего героя. Жюри оценивает внимание каждого актёра, как он произносит текст, театральность, эмоции.
Текст сказки (со словами героев): Уважаемые зрители! Сказку на новый лад увидеть, не хотите ли? Знакомую на удивление, но с некоторыми добавлениями… В одной, ну очень сельской местности, весьма далёкой от известности, жил-был дед (О-ба-на!) и посадил дед (О-ба-на!) репку (А вот она я!). Выросла репка (А вот она я!) большая-пребольшая! Стал дед (О-ба-на!) тянуть репку (А вот она я!). Тянет, потянет – вытянуть не может. Позвал дед (О-ба-на!) бабку (Какие мои годы!). Бабка (Какие мои годы!) за дедку (О-ба-на!), дедка (О-ба-на!) за репку (А вот она я!). Тянут, потянут – вытянуть не могут. Позвала бабка (Какие мои годы!) внучку (Репу кушать будем?). Внучка (Репу кушать будем?) за бабку (Какие мои годы!), бабка (Какие мои годы!) за дедку (О-ба-на!), дедка (О-ба-на!) за репку (А вот она я!). Тянут, потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка (Репу кушать будем?) Жучку (Собачья работа!). Жучка (Собачья работа!) за внучку (Репу кушать будем?), внучка (Репу кушать будем?) за бабку (Какие мои годы!), бабка (Какие мои годы!) за дедку (О-ба-на!), дедка (О-ба-на!) за репку (А вот она я!). Тянут, потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка (Собачья работа!) кошку (Вот я какая!). Кошка (Вот я какая!) за Жучку (Собачья работа!), Жучка (Собачья работа!) за внучку (Репу кушать будем?), внучка (Репу кушать будем?) за бабку (Какие мои годы!), бабка (Какие мои годы!) за дедку (О-ба-на!), дедка (О-ба-на!) за репку (А вот она я!). Тянут, потянут – вытянуть не могут. Позвала кошка (Вот я какая!) мышку (Нет проблем!). Мышка (Нет проблем!) за кошку (Вот я какая!), кошка (Вот я какая!) за Жучку (Собачья работа!), Жучка (Собачья работа!) за внучку (Репу кушать будем?), внучка (Репу кушать будем?) за бабку (Какие мои годы!), бабка (Какие мои годы!) за дедку (О-ба-на!), дедка (О-ба-на!) за репку (А вот она я!). Тянут, потянут – вытянули репку (А вот она я!).
Педагог: Станция Танцевальная. (станция 16)
9. Конкурс «Танцуют все!»
Под песню «Гимн Дружбы» (Барбарики) дети повторяют танцевальные движения за ведущим. Оцениваются внимательность детей, точность движений, синхронность, эмоции.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Педагог: Мы закончили наше путешествие и вернулись в сад Культуры. Посмотрите на наши дубы. На них появились плоды-жёлуди, которые вы заработали своими знаниями и умениями.
Определяется победитель. (слайд 17)
Педагог: Вы много знаете о культуре, разбираетесь в искусстве. С каждым днём вы растёте, узнаёте новое, учитесь правильным делам и поступкам. Пусть о вас говорят как о культурных людях, пусть вас окружает красота, пусть внутри вас будет красота. Под деревом есть для вас подарок (коробка с конфетами, на которой написано «Витамины красоты»).
Педагог проходит с коробкой, дети берут по конфете.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/18/konspekt-zanyatiya-na-temu-chelovek-tvorets-0
Конспект открытого занятия «Человек-творец» по программе приобщения детей к социальному миру
Цель.
- Познакомить детей с творческой деятельностью человека;
- Поддерживать и развивать интерес к деятельности взрослых;
- Уточнять и расширять представление детей о социальном мире, о картинах;
- Воспитывать интерес к творчеству человека, развивать творческий потенциал детей.
Материал.
Репродукции художников; рисунки изображающие природу и неприроду; кисточки, альбом, краски; магнитофонная запись.
Ход занятия.
Воспитатель.
— Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
— Как вы думаете, о каком времени года это стихотворение? Почему вы думаете, что это стихотворение о весне?
Воспитатель.
— Да, это стихотворение о весне. Его написал поэт. Он показал весну с помощью слова. Поэт пишет стихи, тем самым выражает настроение, отношение к окружающему.
— Встаньте, подойдите все сюда. Посмотрите, в нашей галерее много картин: есть пейзажи, портреты, натюрморты. Дети, что такое пейзаж, портрет, натюрморт?
Воспитатель.
— Молодцы, а теперь я хочу обратить ваше внимание вот на эту картину. Она называется «Голубая весна», её написал художник Бакшеев. Если поэт показал весну с помощью слова, то с помощью чего художник изобразил весну.?
Воспитатель.
— Да, художник изобразил весну красками. Как вы думаете, почему картина называется «Голубая весна»? Что вы чувствуете смотря на эту картину?
— Сейчас мы с вами послушаем музыку композитора П.И.Чайковского «Апрель»
( звучит музыка). С помощью чего композитор изобразил весну? Что вы представляете слушая музыку?
Воспитатель.
— Вы хорошо выразили свои чувства. Человека, который творит, пишет музыку, стихи, рисует картины — называют творцом, то есть он творит всё сам с помощью слова, музыки, красок выражает свои чувства, настроение.
— Как вы знаете, человек создаёт не только картины, пишет музыку, стихи, но он ещё создаёт технику, предметы. Дети, что такое техника?
— Да, техника – это множество инструментов, механизмов. В наше время существует самая разнообразная техника. Это бытовая техника, техника в окружающей нас жизни, на улице. Какую бытовую технику вы знаете? Для чего нам нужна бытовая техника? Что можете назвать о технике, которая нас окружает в жизни, на улице?
Воспитатель.
— Правильно. Как вы знаете, человек создаёт не только технику, но и различные предметы. Подумайте и скажите, для чего нужны предметы? У разных профессий есть свои предметы – помощники. Что это за предметы – помощники?
— Человек создал предметы, чтобы облегчить, улучшить себе жизнь. Предметы нужны чтобы питаться, работать, отдыхать. Техника помогает нам делать много полезных вещей.
А теперь мы с вами отдохнём, поиграем, будем медвежатками. Повторяйте за мной.
Физминутка.
Медвежатки в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
Головой своей крутили
Медвежатки мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Воспитатель.
— А теперь отгадайте загадки.
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (вода).
2. Меня бьют, колотят
Ворочают, режут
А я всё терплю
И всем добром плачу . (земля, почва).
3. Голубой платок.
Красный колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (небо и солнце).
4.Много рук,
Нога одна. (дерево).
5. В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий, но живой. (ёж).
6. Стоят 2 дуба
На дубах – бочка
На бочке – кочка
На кочке – лес. (человек).
Воспитатель.
— Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Вода, земля, небо, солнце, дерево, ёж, человек – как всё это можно назвать одним словом.
— Да, это природа. Что такое природа и неприрода?
— Правильно, земля, вода, воздух, дерево и так далее – это природа, а всё что создал человек – это неприрода.
— Человек не только делает машины, игрушки, технику, но он ещё создаёт музыку, пишет стихи, картины; изобретает различные предметы. Вот поэтому его называют человек – творец.
— А сейчас мы с вами превратимся в маленьких художников и нарисуем весну. Чтобы вам было легче превратится в художников, и нарисовать картину, я включу музыку, вы слушайте, представляйте и творите. Итак, превратились все в художников.
Дети под музыку рисуют.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/585737