Чем праздник отличается от обычного дня

Чем праздник отличается от обычного дня

Отличия праздников oт обычных дней

Праздники отличаются от будней тем, что у людей появляется ресурс свободного времени и прав для выбора своих занятий по признаку прият­ности. Возникает возможность одновременного нахождения дома всех чле­нов семьи, для расширения контактов и взаимодействия между ними. В праздники семьи испытываются на прочность: либо укрепляются, либо распадаются.

Способы проведения праздников формируются национальными и куль­турными традициями, в которых отражаются биологические, социальные и духовные потребности людей. Поэтому способы проведения праздников характеризуют не только отдельную личность, но и сообщества людей, в которые личность интегрирована по разным признакам. При разнообразии способов проведения праздников они имеют общую цель — оказать заданное влияние на душевное состояние человека — повысить настрое­ние, увеличить количество удовольствий и отвлечься от повседневных за­бот, а также акцентировать принадлежность к той категории людей, на ко­торую распространяется конкретный праздник — семейный, профессио­нальный, религиозный и т.п.

Праздник является контрастом по отношению к будням. Для того, что­бы отметить праздник люди используют множество приемов — надевают красивую одежду, собираются в компании, слушают музыку, танцуют, по­ют, угощаются изысканными блюдами и напитками.

В традиционном наборе атрибутов праздника имеются полезные — удовлетворяющие социальные, эстетические и биологические потребности людей, а также вредные — разрушающие психическое и физическое здоро­вье. В современных традициях празднования хаотически сочетаются кон­структивные и деструктивные элементы. Персональная ответственность за конкретный вариант празднования и способы получения удовольствий, как правило, не осознается, теряется или сознательно игнорируется. Люди, объединяясь в праздничном мероприятии, подчиняют индивидуальные предпочтения групповым.

В настоящее время средства массовой информации ориентируют людей на примитивно-деструктивные и потребительские способы получения удо­вольствий. «Время летит незаметно. » — высшая оценка качества пива, от­дыха и образа жизни. «Я ведь взрослая уже — поцелуй меня везде. ». «Напилася я пьяна, не дойду я до дома. », «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой. », «Убей мою подругу. », «Обними. а потом обмани. выпью за неудачу» и т.п. В этих примерах слов из самых часто звучащих песен про­является отвержение нравственных норм и духовных потребностей, игно­рирование чистоты, целомудренности, красоты, чести, долга и других со­циально-здоровых элементов человеческих отношений. Хозяева радио и телевидения чаще всего выбирают для массового распространения такую продукцию, через которую они присоединяются к массам «снизу», то есть через низменные инстинкты и потребности и актуализируют их, снижают стоимость человеческой жизни и достоинства. Этим они способствуют распространению алкоголизации и наркотизации, разврата, проститу­ции, агрессии и суицидов. Эта ориентация СМИ не соответствует потребностям большинства людей. При «разгуле» демократии в России людей никто не спрашивает о том, как они хотят проводить праздники.

Источник статьи: http://trezvost-kharkov.narod.ru/biblio/karpov/chapter30.htm

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Аватары (2)
  • Вкусные рецепты (12)
  • Все для Дневника (5)
  • Вышивка крестиком (1)
  • Вязание (9)
  • Здоровье (3)
  • Открытки (7)
  • Плетение из газет (0)
  • Полезности (0)
  • Праздники (4)
  • Разное (0)
  • Скрапбукинг (3)
  • Ссылки (2)

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник

Праздники — неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость близким!

Праздник — не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Читайте также:  8 март праздник сценарий для детей

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

Праздник — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и перспективная форма бытия культуры.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/oilk/post118037111/

Праздники в потоке будней или вечный праздник.
статья по теме

Рассуждения на тему современного отношения к праздничной культуре, традициям,особенностям современных праздников.

Скачать:

Вложение Размер
prazdniki_v_potoke_budney_ili_vechny_prazdnik.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Праздники в потоке будней или вечный праздник: праздники в современном обществе.

Праздник, для кого – пустое слово, для кого – время проявления чувств любви, нежности, время заботы о близких, для кого-то праздник это долг, кому праздник является работой. Трудно говорить о празднике как о явлении очень сложном, имеющим большую многовековую историю в разных традициях, на разных континентах, у разных национальностей и народов. В современном, таком разнообразном обществе делать это еще сложнее. За всю свою историю существования многие праздники переживали забвение и возражение, трактовались в разные исторические периоды по-разному. Давным-давно не существует особых, нерушимых правил празднования того или иного праздника, каждый обладает свободой действий.

Помимо праздников по поводу цикла жизни человека – рождения, инициации, свадьбы, религиозных, профессиональных праздников в современном обществе можно встретить весьма абсурдные, вызывающие только улыбку праздники – такие как Всемирный день пупка или мусорных ведер, которые, на сомом деле тоже несут определенную смысловую нагрузку. Теперь, праздник – это способ обратить внимание на какую-то проблему или просто предмет.

Не стоит забывать и о государственных праздниках , которые напоминают нам о великих датах в истории нашей страны, в мировой истории, показывающие нам лучшие открытия и достижения человека в различных областях.

Праздники необходимы людям, времяпровождение в будние и праздничные дни безусловно различно, и даже по сравнению с еженедельными выходными днями, праздник обладает особой атмосферой , пропитан особой торжественностью, праздник объединяет тысячи, миллионы людей, связывает их общей историей, традициями, религиозными верованиями.

Несмотря на все важность и значимость, мне кажется, в последнее время праздник, как таковой, сильно трансформируется в сторону обыденности, подчиняется некой «Современной моде» празднования. В силу космополитизма современного мира, его унифицированию, многие праздники утратили свою национальную окраску, перестают быть уникальными, высококультурными, некоторые из них уже и вовсе схожи с буднями. Однако, рассматривая все схожести и различия не трудно было выделить несколько отличительных черт праздника, которые позволяют выделить особенное место, значение праздника в жизни человека.

Прежде всего, это время праздника, для празднующего, оно никак не связано с трудовой деятельностью. Именно для празднующего, так как отмечать все известные праздники, по крайней мере, глупо, каждый из нас выбирает для себя праздники, соответствующие его мировосприятию, религии, национальной, профессиональной принадлежности, чертам характера и просто по настроению. Вряд ли есть человек, который соответствует всем праздникам по вышеперечисленным критериям, в таком случае ему бы пришлось каждый день что-либо отмечать. В мире каждый день, в связи с появлением знаменательных событий возникают все новые и новые праздники, они помогают отдалиться от будничной суеты, подумать о чем-то светлом, хорошем, о том, что мы забываем в суете рабочих дней, когда все наши усилия направлены на зарабатывание денег, а в лучшем случае еще и на заботу о семье, близких людях.

Несколько лет назад в газетах писали о скрипаче, который играл в переходе Вашингтонского метро всего 43 минуты в час пик. За это время тысячи людей успели пройти мимо и только около двух десятков людей протянули ему руку с милостыней. Никто из проходящих мимо и не задумывался о том, что простачок в невзрачной бейсболке, вовсе не тот, кем он кажется, что играет он на подлинной скрипке великого Страдивари и имя ему Джошуа Белл, стоимость на часовой концерт которого превышает ценовой минимум в 100 долларов США. Почему же так произошло? Как же так? Как можно было не оценить то завораживающее мастерство исполнения великих произведений мировой классики. Для многих людей, в том числе и для меня, посещение музыкального концерта такого выдающегося исполнителя это настоящий праздник, наполненный самыми положительными эмоциями, он отделен от рабочего времени, у него есть свой особый способ времяпрепровождения, однако, все же, это был концерт, хотя и совсем не обычный.

Видимо, я забыла об еще одном свойстве праздника – человек должен знать о нем и быть к нему подготовлен, знать о его традициях и правилах празднования, ведь вся жизнь управляется правилами и праздник, в этом случае, не исключение. Однако, как же быть с теми праздниками, о которых все знают, в силу своего мировоззрения, даже принимают его, но при этом все же не празднуют его. В чем же причина сложившейся ситуации? Причина тому, возможно, в рационализации и прагматизме современного общества с одной стороны и свобода выбора с другой. Многие люди отказываются от празднования тех праздников, которые связаны с большими материальными затратами, особой подготовки или требуют излишних физических нагрузок, выбирают праздники более свободные, легкие, располагающие к пассивному отдыху. Многие ссылаются на сильную усталость после рабочих будней, но, думаю, это вряд ли сравниться с трудовой жизнью предшествующих поколений.

Всего несколько столетий назад труд людей был связан с огромными усилиями, приходилось работать каждый день не покладая рук, отдых и досуг в горящую пору заключался просто в сытом ужине и спокойном сне, но за все трудовое время в году накапливалась потребность в самовыражении чувств эмоций, накопившихся за длительный период. Трудовая деятельность не велась только в праздничные дни, которые наполнялись особой атмосферой радости, беззаботности и всеобщего упоения. Широкие застолья, состязания, танцы помогали сбросить тяжелый груз непосильного труда. В настоящее время, мы имеем, помимо праздников, законные выходные, берем себе отпуска, отгулы на работе, празднуем все возможные праздники, даже к нам, как таковым, не относящиеся. Один словом, устраиваем себе праздник, в принципе, когда только сами того пожелаем. Праздник перестает быть долгожданным, по истине, заветным и желанным. Не многие помнят те времена, когда мандарины, конфеты покупали только по праздникам, подарки дарили на день рождения и в новый год, одни праздники отменялись, находились под запретом, другие назначались, пусть такая ситуация была связана со сменой политического строя, с экономическим кризисом и трудной доступностью товаров, однако эти затруднения придавали празднику некую исключительность, особенный образ.

Еще одной очень интересной особенностью праздника, как мне кажется, можно считать его массовость. Каждый из нас много раз слышал фразу: « В праздник одному оставаться никак нельзя…» Всегда хочется задать вопрос : почему? Возможно потому, что праздник объединяет людей общими эмоциями, которые должны быть направлены к друг другу. Каждый праздник к кому-либо относится или посвящен, они то нас и объединяют, определяют нас как единомышленников, как часть общества. У каждого есть мама, которая ждет в день матери цветов, у каждого из нас есть прадед, переживший ужасные годы войны и великий день победы, есть множество поводов, которые делают нас единым целым. Общий для всех праздник Новый год – объединяет миллионы людей, его ждут, заранее планируют, отмечают в компании близких людей, он насыщен традициями, запускает новый виток нашей жизни, дает надежду на скорое счастливое будущее. Для многих наступление зимы бессмысленно без этого праздника. Уже только благодаря этому примеру можно говорить об особом значении праздника в жизни человека, который он всегда хочет разделить с кем-то близким, родным. Именно по этому большинство праздников имеют либо семейный либо массовый образ.

Еще одна из черт праздника – это его функциональная нагрузка – он может совмещать в себе множество функций – рекреационную, просветительскую, познавательную, активизирующую, мотивирующую. В зависимости от функций праздник несет особую смысловую нагрузку, которая всегда представляет собой положительный пример для подражания, побуждает к определенному поведению, вызывает стремление стать лучше.

Говоря о праздничной культуре в современном обществе нельзя обойти и унылые, серые, монотонные будни. Зачем они вообще, если есть тысяча способов наполнить любой день праздничными событиями и каждый день праздновать и праздновать без остановки. Да, конечно, будни связаны с рабочей деятельностью, они нужны, чтобы человек мог себя материально обеспечивать, а самое главное, они нужны для того, противоположности праздникам. Как говорится, не зная, что такое худо, не оценишь по достоинству то, что хорошо. Этот принцип работает и в данном случае, человеку вредит однообразие, вечный праздник жизни тоже вреден, он ухудшает критическое, объективное виденье мира, всем можно пресытиться, даже праздником.

Таким образом, подводя итог своих рассуждений о значении праздника в современном обществе можно выделить 2 очень противоречивых тенденции, из которых очень трудно выделить сильнейшую, имеющую более существенное влияние.

С одной стороны традиционный образ праздника исчезает, подчиняясь рационализму и стремлению к упрощению жизни. С другой стороны, новые праздники или традиционные праздники в современной обработке только набирают свои обороты, они популярны среди молодежи, хотя уже имеют очень большую удаленность от традиционных обычаев празднества. Все больше набирают обороты праздничные флешмобы, перфомансы, интерактивные спектакли и другие новые формы досуга, которые организаторы массовых праздников умело включают в программу праздников для привлечения как можно большего количества молодежи, но при этом помня о традициях, обязательно включают их в праздничное действо, дабы напомнить молодому поколению об истории их народа.

Мне кажется идеальным было дальнейшее развитие современного образа праздника по спирали – основываясь на традициях и обычаях, заложенных в момент основания праздника он сам поднимался на некий новый виток развития, наполнялся свежими новыми идеями, формами, при этом сохраняя свой характер и индивидуальный, неповторимый стиль.

Лично я не вижу ничего плохого в обоих тенденциях. Много лет назад кто-то же придумал эти традиции, они когда-то тоже были новы, непривычны, однако, многие и них прошли испытания временем и подтвердили свое право на существование, стали поистине народными. Быть может, так и произойдет с современными новыми способами празднования.

Праздники имеют большое воздействие на человека, они как глоток воды, помогают оживиться, наполнится новыми эмоциями, избавится от негатива, настроится на положительные мысли, взглянуть на мир новыми глазами, объединяют всех нас в единое целое, в семью, в единый народ. Они делают нашу жизни разнообразной, физически и морально ни один человек не может жить в постоянной рутине. День-ночь, свет и тень, у всего в мире есть своя противоположность, будни сменяют праздники из года в год, делая нашу жизнь ярче и интереснее. Надеюсь, все же, праздникам всегда найдется место в повседневной суете, они никогда не исчезнут, пусть даже приобретая новый смысл.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/22/esse-na-temu-prazdniki-v-potoke-budney-ili-vechnyy-prazdnik

Оцените статью
Adblock
detector