Праздники в потоке будней или вечный праздник.
статья по теме
Рассуждения на тему современного отношения к праздничной культуре, традициям,особенностям современных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_v_potoke_budney_ili_vechny_prazdnik.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздники в потоке будней или вечный праздник: праздники в современном обществе.
Праздник, для кого – пустое слово, для кого – время проявления чувств любви, нежности, время заботы о близких, для кого-то праздник это долг, кому праздник является работой. Трудно говорить о празднике как о явлении очень сложном, имеющим большую многовековую историю в разных традициях, на разных континентах, у разных национальностей и народов. В современном, таком разнообразном обществе делать это еще сложнее. За всю свою историю существования многие праздники переживали забвение и возражение, трактовались в разные исторические периоды по-разному. Давным-давно не существует особых, нерушимых правил празднования того или иного праздника, каждый обладает свободой действий.
Помимо праздников по поводу цикла жизни человека – рождения, инициации, свадьбы, религиозных, профессиональных праздников в современном обществе можно встретить весьма абсурдные, вызывающие только улыбку праздники – такие как Всемирный день пупка или мусорных ведер, которые, на сомом деле тоже несут определенную смысловую нагрузку. Теперь, праздник – это способ обратить внимание на какую-то проблему или просто предмет.
Не стоит забывать и о государственных праздниках , которые напоминают нам о великих датах в истории нашей страны, в мировой истории, показывающие нам лучшие открытия и достижения человека в различных областях.
Праздники необходимы людям, времяпровождение в будние и праздничные дни безусловно различно, и даже по сравнению с еженедельными выходными днями, праздник обладает особой атмосферой , пропитан особой торжественностью, праздник объединяет тысячи, миллионы людей, связывает их общей историей, традициями, религиозными верованиями.
Несмотря на все важность и значимость, мне кажется, в последнее время праздник, как таковой, сильно трансформируется в сторону обыденности, подчиняется некой «Современной моде» празднования. В силу космополитизма современного мира, его унифицированию, многие праздники утратили свою национальную окраску, перестают быть уникальными, высококультурными, некоторые из них уже и вовсе схожи с буднями. Однако, рассматривая все схожести и различия не трудно было выделить несколько отличительных черт праздника, которые позволяют выделить особенное место, значение праздника в жизни человека.
Прежде всего, это время праздника, для празднующего, оно никак не связано с трудовой деятельностью. Именно для празднующего, так как отмечать все известные праздники, по крайней мере, глупо, каждый из нас выбирает для себя праздники, соответствующие его мировосприятию, религии, национальной, профессиональной принадлежности, чертам характера и просто по настроению. Вряд ли есть человек, который соответствует всем праздникам по вышеперечисленным критериям, в таком случае ему бы пришлось каждый день что-либо отмечать. В мире каждый день, в связи с появлением знаменательных событий возникают все новые и новые праздники, они помогают отдалиться от будничной суеты, подумать о чем-то светлом, хорошем, о том, что мы забываем в суете рабочих дней, когда все наши усилия направлены на зарабатывание денег, а в лучшем случае еще и на заботу о семье, близких людях.
Несколько лет назад в газетах писали о скрипаче, который играл в переходе Вашингтонского метро всего 43 минуты в час пик. За это время тысячи людей успели пройти мимо и только около двух десятков людей протянули ему руку с милостыней. Никто из проходящих мимо и не задумывался о том, что простачок в невзрачной бейсболке, вовсе не тот, кем он кажется, что играет он на подлинной скрипке великого Страдивари и имя ему Джошуа Белл, стоимость на часовой концерт которого превышает ценовой минимум в 100 долларов США. Почему же так произошло? Как же так? Как можно было не оценить то завораживающее мастерство исполнения великих произведений мировой классики. Для многих людей, в том числе и для меня, посещение музыкального концерта такого выдающегося исполнителя это настоящий праздник, наполненный самыми положительными эмоциями, он отделен от рабочего времени, у него есть свой особый способ времяпрепровождения, однако, все же, это был концерт, хотя и совсем не обычный.
Видимо, я забыла об еще одном свойстве праздника – человек должен знать о нем и быть к нему подготовлен, знать о его традициях и правилах празднования, ведь вся жизнь управляется правилами и праздник, в этом случае, не исключение. Однако, как же быть с теми праздниками, о которых все знают, в силу своего мировоззрения, даже принимают его, но при этом все же не празднуют его. В чем же причина сложившейся ситуации? Причина тому, возможно, в рационализации и прагматизме современного общества с одной стороны и свобода выбора с другой. Многие люди отказываются от празднования тех праздников, которые связаны с большими материальными затратами, особой подготовки или требуют излишних физических нагрузок, выбирают праздники более свободные, легкие, располагающие к пассивному отдыху. Многие ссылаются на сильную усталость после рабочих будней, но, думаю, это вряд ли сравниться с трудовой жизнью предшествующих поколений.
Всего несколько столетий назад труд людей был связан с огромными усилиями, приходилось работать каждый день не покладая рук, отдых и досуг в горящую пору заключался просто в сытом ужине и спокойном сне, но за все трудовое время в году накапливалась потребность в самовыражении чувств эмоций, накопившихся за длительный период. Трудовая деятельность не велась только в праздничные дни, которые наполнялись особой атмосферой радости, беззаботности и всеобщего упоения. Широкие застолья, состязания, танцы помогали сбросить тяжелый груз непосильного труда. В настоящее время, мы имеем, помимо праздников, законные выходные, берем себе отпуска, отгулы на работе, празднуем все возможные праздники, даже к нам, как таковым, не относящиеся. Один словом, устраиваем себе праздник, в принципе, когда только сами того пожелаем. Праздник перестает быть долгожданным, по истине, заветным и желанным. Не многие помнят те времена, когда мандарины, конфеты покупали только по праздникам, подарки дарили на день рождения и в новый год, одни праздники отменялись, находились под запретом, другие назначались, пусть такая ситуация была связана со сменой политического строя, с экономическим кризисом и трудной доступностью товаров, однако эти затруднения придавали празднику некую исключительность, особенный образ.
Еще одной очень интересной особенностью праздника, как мне кажется, можно считать его массовость. Каждый из нас много раз слышал фразу: « В праздник одному оставаться никак нельзя…» Всегда хочется задать вопрос : почему? Возможно потому, что праздник объединяет людей общими эмоциями, которые должны быть направлены к друг другу. Каждый праздник к кому-либо относится или посвящен, они то нас и объединяют, определяют нас как единомышленников, как часть общества. У каждого есть мама, которая ждет в день матери цветов, у каждого из нас есть прадед, переживший ужасные годы войны и великий день победы, есть множество поводов, которые делают нас единым целым. Общий для всех праздник Новый год – объединяет миллионы людей, его ждут, заранее планируют, отмечают в компании близких людей, он насыщен традициями, запускает новый виток нашей жизни, дает надежду на скорое счастливое будущее. Для многих наступление зимы бессмысленно без этого праздника. Уже только благодаря этому примеру можно говорить об особом значении праздника в жизни человека, который он всегда хочет разделить с кем-то близким, родным. Именно по этому большинство праздников имеют либо семейный либо массовый образ.
Еще одна из черт праздника – это его функциональная нагрузка – он может совмещать в себе множество функций – рекреационную, просветительскую, познавательную, активизирующую, мотивирующую. В зависимости от функций праздник несет особую смысловую нагрузку, которая всегда представляет собой положительный пример для подражания, побуждает к определенному поведению, вызывает стремление стать лучше.
Говоря о праздничной культуре в современном обществе нельзя обойти и унылые, серые, монотонные будни. Зачем они вообще, если есть тысяча способов наполнить любой день праздничными событиями и каждый день праздновать и праздновать без остановки. Да, конечно, будни связаны с рабочей деятельностью, они нужны, чтобы человек мог себя материально обеспечивать, а самое главное, они нужны для того, противоположности праздникам. Как говорится, не зная, что такое худо, не оценишь по достоинству то, что хорошо. Этот принцип работает и в данном случае, человеку вредит однообразие, вечный праздник жизни тоже вреден, он ухудшает критическое, объективное виденье мира, всем можно пресытиться, даже праздником.
Таким образом, подводя итог своих рассуждений о значении праздника в современном обществе можно выделить 2 очень противоречивых тенденции, из которых очень трудно выделить сильнейшую, имеющую более существенное влияние.
С одной стороны традиционный образ праздника исчезает, подчиняясь рационализму и стремлению к упрощению жизни. С другой стороны, новые праздники или традиционные праздники в современной обработке только набирают свои обороты, они популярны среди молодежи, хотя уже имеют очень большую удаленность от традиционных обычаев празднества. Все больше набирают обороты праздничные флешмобы, перфомансы, интерактивные спектакли и другие новые формы досуга, которые организаторы массовых праздников умело включают в программу праздников для привлечения как можно большего количества молодежи, но при этом помня о традициях, обязательно включают их в праздничное действо, дабы напомнить молодому поколению об истории их народа.
Мне кажется идеальным было дальнейшее развитие современного образа праздника по спирали – основываясь на традициях и обычаях, заложенных в момент основания праздника он сам поднимался на некий новый виток развития, наполнялся свежими новыми идеями, формами, при этом сохраняя свой характер и индивидуальный, неповторимый стиль.
Лично я не вижу ничего плохого в обоих тенденциях. Много лет назад кто-то же придумал эти традиции, они когда-то тоже были новы, непривычны, однако, многие и них прошли испытания временем и подтвердили свое право на существование, стали поистине народными. Быть может, так и произойдет с современными новыми способами празднования.
Праздники имеют большое воздействие на человека, они как глоток воды, помогают оживиться, наполнится новыми эмоциями, избавится от негатива, настроится на положительные мысли, взглянуть на мир новыми глазами, объединяют всех нас в единое целое, в семью, в единый народ. Они делают нашу жизни разнообразной, физически и морально ни один человек не может жить в постоянной рутине. День-ночь, свет и тень, у всего в мире есть своя противоположность, будни сменяют праздники из года в год, делая нашу жизнь ярче и интереснее. Надеюсь, все же, праздникам всегда найдется место в повседневной суете, они никогда не исчезнут, пусть даже приобретая новый смысл.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/22/esse-na-temu-prazdniki-v-potoke-budney-ili-vechnyy-prazdnik
Суббота, праздники, будни 41. Отличить субботний день от будней
73. XA3AЛ (мудрецы) установили ряд запретов, цель которых — отдалить от возможности нарушения запретов Торы, а также выделить субботу, оторвать ее полностью от будничных забот, нарушающих физический и душевный покой человека, и освятить этот день.
Из слов пророка Иешаяу (ישעיהו נ״ח, י״ג־י״ד) извлекают три принципа, которые надо соблюдать в субботу:
1. ״וכבדתו מעשיות דו־כיף״ — «и чти его (субботний день), не ходя своими (обыденными) путями».
2. ״ממצוא חפצף״ — «не занимаясь своими (обыденными) делами».
3. ״רבד ךבדו־״ — «и не ведя (обыденные) разговоры».
ХАЗАЛ называют это ״עובדין דחול״ — «будничные занятия» (запрещенные в субботу).
74. Принцип «не ходить своими (обыденными) путями» подразумевает, что походка человека в субботу должна отличаться от будничной. Нельзя в субботу идти широким шагом, как ходят в будни, торопясь по своим делам.
Детям разрешается бегать и прыгать, так как это доставляет им радость и удовольствие.
Запрещены «свои (обыденные) пути» — но разрешены пути мицвот (заповедей). Поэтому можно бежать, чтобы исполнить мицву, на молитву, на изучение Торы.
75. Второй принцип — «не заниматься своими (обыденными) делами» — подразумевает запрещение заниматься торговлей, и это касается как продавца, так и покупателя.
Нельзя брать или давать в наем вещи, нанимать рабочих, даже если не говорят с ними в субботу о плате и т.п.
Нельзя обходить в субботу свой сад, проверять магазины и другое имущество, если делается это с целью узнать, не требуется ли исправить или купить какие-либо вещи после субботы.
Нельзя приходить в субботу на место, где собираются с ее исходом совершить запрещенные в субботу действия, если ясно, что цель пришедшего именно такова. Например, подойти к автобусной остановке, чтобы уехать с исходом субботы, прийти на рабочее место, чтобы с исходом субботы приступить к работе и т.п.
76. В субботу также не проверяют счета и не производят подсчет, не читают профессиональную литературу, торговые объявления и т.п.
Нельзя продавать или покупать что-либо, даже если не собираются при этом платить. Поэтому нельзя дарить и принимать подарки в субботу, так как это является приобретением.
Не следует давать подарки в субботу мальчику, празднующему бар мицва, но можно дарить подарки в целях исполнения мицвы или для лучшего проведения субботы.
77. «Свои (обыденные) дела» запрещены, но разрешены угодные Б-гу поступки. Поэтому можно обещать дать цдаку и назвать ее сумму, всходя к чтению Торы в субботу (дают эту цдаку после субботы). Можно делать устно подсчет, связанный с мицвой.
78. «Не вести (обыденные) разговоры» — разговоры о том, что в субботу запрещено делать, например, говорить о поездке после субботы, о написании чего-либо, о покупке товаров и т.д.
79. Думать о своих будничных делах, не говоря вслух, разрешается. Однако, суббота должна являться для человека днем покоя и удовольствия, и поэтому лучше всего вообще не думать о ежедневных заботах, а представлять себе, будто все дела уже завершены.
Говорится в книге ״מכילתא״, глава ״יתרו״: «6 дней трудись, делай всю свою работу — а разве можно сделать всю работу за 6 дней? Однако, отдыхай в субботу таким образом, словно вся твоя работа уже закончена».
Чтобы не нарушать субботнее отдохновение, нельзя рассказывать в субботу что-либо огорчительное для слушающих. Хорошо посвятить день изучению Торы и как можно меньше говорить об обыденном. Особенно тот, кто на протяжении всей недели работает, должен постараться посвятить субботу изучению Торы.
80. Запрет совершать ״עובדין דחול״ — «будничные дела» — подразумевает также, что нельзя в субботу совершать что-либо, требующее значительных усилий, даже если и само действие не запрещено. Так, нельзя переносить тяжелый груз; нельзя собирать рассыпавшиеся по земле плоды в сумку или пакеты, но можно подбирать их понемногу, чтобы есть. Если эти плоды лежат в одном месте, можно положить их в корзину, но если они уже перемешались с землей, то разрешается брать их лишь по одному, для того, чтобы есть.
81. Нельзя сказать нееврею, чтобы он сделал для еврея в субботу или после нее что-либо запрещенное. Нельзя также сказать ему до субботы, чтобы он сделал это в субботу.
Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_31330.html