Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5498
Общий вид складня
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Дорогие участники, кто что может дополнить или поправить + реально ли что-то сказать по датировке?
Источник статьи: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=463
Складень четырёхстворчатый «Двунадесятые праздники»
Начальная цена: | 1.00 р |
Ставок: | 56 |
Последняя ставка: | 6725.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
До конца торгов: | — |
Лот размещен: | 29/01/2021 02:11:11 |
Окончание торгов: | 05/02/2021 02:11:11 |
Лот находится в городе: | Кинешма (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 500.00 р. |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Контакт, Почтовый перевод. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№225838841 |
Подробное описание
Складень четырёхстворчатый «Двунадесятые праздники» XIX век Складень четырёхстворчатый «Двунадесятые праздники» XIX век Источник статьи: http://meshok.net/item/225838841_%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 Складень Двунадесятые праздники —четырехстворчатый.. Три эмали!
ВЫКУП В ТЕЧЕНИИ -3 дней ОТПРАВКА Транспортной комп. СДЭК!!- | |||||||||||||||||||||||
Оплата: Банковская карта. |
№106922641 |
Подробное описание
Размер 40-17.5 см.ТРИ эмали. Хороший старинный предмет. Покрыт лаком. Размер 40-17.5 см.ТРИ эмали. Хороший старинный предмет. Покрыт лаком.УВАЖАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ МОИХ ЛОТОВ . ОТПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО КУРЬЕРСКОЙ (СДЭК).. БЫСТРО! НАДЁЖНО! НЕДОРОГО! (приносят домой) ОТДАМ ПОД ЗАЛОГ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ( для описания.изучения.хранения.экспонирования.иного.). С Удовольствием ОТВЕЧУ на все АДЕКВАТНЫЕ вопросы по Лоту (доп.фото..гарантии..возрат..торг) всё легко обсуждаемо- Я очень общителен))).. и Вы как покупатель имеете на это право . Лот можно посмотреть и увидеть по представленным фото! Покупатель получает именно тот лот, который представлен на фото. По этому прежде чем делать ставки-убедитесь что лот Вас во всем устраивает и он Вам нужен. — Отправка только в пределах Российской Федерации (отправка за пределы России и за границу находится в зоне ответственности покупателя) — Продажа на интернет-аукционе ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧ с покупателями НЕТ . КИДАЛОВОМ НЕ ЗАНИМАЮСЬ (воспитан Правильно!).. Покупатель получит именно тот предмет без скрытых нюансов.. ГАРАНТИЯ ВОЗРАТА ( по Веской Причине-в течении недели..по договорённости можно срок увеличить.) Я НЕ АЛЧНЫЙ- И ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ!!—что бы покупатель остался доволен покупкой! Всегда есть торг! — Оплата за выигранный лот должна быть произведена не позднее ТРЁХ ДНЕЙ после окончания аукциона Далее Лот перевыставляю с соответствующим отзывом. — Лот высылается только после 100% предоплаты — СТАВКИ НЕ ОТМЕНЯЮ — ПОКУПАТЕЛИ С РЕЙТИНГОМ ОТ «0» ДО «5» ЕДИНОЖДЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДТВЕРЖДАЮТ В ОБСУЖДЕНИИ ЛОТОВ СЕРЬЕЗНОСТЬ СВОИХ НАМЕРЕНИЙ . ПРИМЕР «ГАРАНТИРУЮ ВЫКУП ЛОТА В СЛУЧАЕ ПОБЕДЫ». ОТПРАВЛЕНИЯ . ПО ПРИЧИНЕ ПОСТОЯННЫХ ПРОБЛЕМ С ОТПРАВКОЙ В МЕСТНОМ ПОЧТОВОМ ОТДЕЛЕНИИ И ВЫЕЗДА В СОСЕДНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОТПРАВКИ ПРОИЗВОДЯТСЯ ТОЛЬКО 1 КЛАСС И 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ поэтому просьба с оплатой не тянуть и отправление Вам пойдёт сразу.. И главное!. после победы на аукционе сразу (до оплаты) напишите адрес куда отправлять лот. что бы я мог заранее упаковать и подписать отправление.. В СИЛУ МОЕЙ ЗАГРУЖЕННОСТИ (и постоянных разъездах) ОТПРАВКОЙ ЛОТОВ ЗАНИМАЮТСЯ ДОВЕРЯННЫЕ ЛЮДИ (от того и не просите о личной встрече).. БОЛЬШИНСТВО ЛОТОВ НАХОДЯТСЯ В МОСКВЕ . НО есть и на комиссии.. Поэтому не удивляйтесь если лот пойдёт к Вам из другого города. Источник статьи: http://meshok.net/item/106922641_%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%8D%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8 Двунадесятые праздники«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века. Они были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения. Боковые створки были вдвое ýже, чем средник и закрывались встык. В первой половине XVIII века появился новый тип складня — четырёхстворчатый или «большие створы». Его створки, соединённые петлями, имеют прямоугольную форму и килевидное навершие. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, потом складень закрывается подобно книге. Внутри представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Чаще всего в них изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам. Иногда орнаментом украшалась и оборотная сторона складня. Обычно это было изображение Голгофского креста. Более дорогие варианты украшались эмалью — пёстрой или однотонной, предпочтение отдавалось синим оттенкам. Считается, что первые четырёхстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками стали изготавливать в начале XVIII столетия в старообрядческой Выгорецкой обители в Поморье. Указами Петра I (1722) и Николая I (1832) рельефные «резные и отливанные образа» были официально запрещены, их изготовлением тайно занимались старообрядцы. Литейные модели — матрицы для литья образков и складней, появились в пустыни еще в конце XVII — начале XVIII веков. Некоторые матрицы для литья были заказаны московским профессиональным мастерам, остальные делались мастерами пустыни. Продукцией знаменитой Выговской медницы были самые разнообразные изделия: кресты, складни, образки, пуговицы, чернильницы, накладки и застежки для книг и тому подобное. Произведения выговских мастеров-литейщиков отличались не только высоким художественным уровнем, но и качественным материалом и высокой технологией. И. Творожников. Паломник, 1916 Потребность старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в правильных образах для моления, «очищенных огнем», вызвала широкое массовое производство меднолитых изделий. Литые кресты, складни и иконы расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Наряду с главной медницей были устроены меднолитейные мастерские в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах, куда переходит «отливка образов» во времена николаевского надзора. Произведения меднолитейной мастерской Выговского общежительства вдохновляли мастеров многих других центров старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири, расцвет которых происходит во второй половине XIX — начале ХХ столетий. В церковной традиции двунадесятые праздники, изображаемые на больших створах, являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Название это возникло от славянского «двунадесять» — то есть «двенадцать». Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Порядок изображения двунадесятых праздников на клеймах четырёхстворчатого складня: Первая створа: 1. Распятие Христово (в кокошнике) 2. Благовещение 3. Рождество Христово 4. Рождество Богородицы 5. Введение Богородицы во храм Вторая створа: 6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике) 7. Сретение Господне 8. Богоявление (Крещение Господне) 9. Преображение 10. Вход в Иерусалим Третья створа: 11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике) 12. Воскресение Христово (Сошествие во ад) 13. Вознесение Господне 14. Живоначальная Троица 15. Успение Богородицы Клеймы в четвертой створе могут отличаться в зависимости от местности, где был произведен складень и того, какие иконы почитались на этой территории. Источник статьи: http://museum-lesnoy.ru/dvunadesyatye-prazdniki/ Adblockdetector |