Что означает символ — яйцо
Яйцо, как символ
Яйцо в символике мировых культур
Одна из легенд Востока гласит, что было время, когда существовало лишь одно космическое яйцо, внутри которого были скрыты все формы жизни, но при этом царил один только хаос. Благодаря теплу творения, получаемого от огня, который согревал скорлупу, внутри яйца возникло невесомое небо и плотная земля. Мифическое существо Пану, возникшее одновременно с этими стихиями, соединило их, образуя пространство и облака, ветер, гром и молнию.
В египетской мифологии также можно встретить упоминание о том, что именно из яйца, которое хранилось в болотных зарослях, возник первый бог. Яйцо, как символ возрождения, наглядно показан в египетской легенде о божественном Фениксе. Волшебная птица сгорала под лучами солнца в день весеннего равноденствия в «Городе Солнца» и оставляла на месте своей гибели яйцо, из которого вновь появлялся молодой и наполненный свежей энергией Феникс.
Мифические версии рождения Мира из яйца можно встретить во многих религиях Древнего мира: от Финляндии до Корфагена, и от Китая до Галии.
Яйцо – неизменный атрибут празднества весеннего равноденствия
У многих народов яйцо служит символом начала развития и движения, потенциала и возможностей. Яйцо, как символ воскресения, знаменует собой победу весны над зимой. Оно ассоциируется с весенними праздниками воссоздания и обновления. В ритуалах Пасхи оно символизирует чудесное воскресение Иисуса: первоначально мертвое яйцо с наступлением определенного срока перерождается в живое существо.
В фольклоре яйцо – это символ здоровья, удачи и богатства. Яйца из серебра и золота использовались в качестве приносящих счастье и защищающих от злых чар амулетов.
Источник статьи: http://chtooznachaet.ru/znachenie_simvola_jajco.html
Что символизирует яйцо?
Яйцо. Сразу возникает образ куриного яйца, имеющего определенную форму. Яйцеобразную, разумеется. Что можно сказать о яйце, кроме того, что из него со временем вылупится цыпленок, если оно не будет использовано в кулинарии? Так вот – можно: яйцо очень древний и глубокий символ, имеющий серьезные смыслы.
Во многих традициях яйцо является символом космоса и мира в целом. В зародыше яйца заключено все, что когда-то будет создано. Здесь проявляется космогоническая роль яйца, которое содержит зародыш всех явлений и самой Вселенной. Скорлупа означает пространственные границы мира, а зародыш в желтке – символ постоянного движения жизни. Версию рождения Мира из яйца можно найти во многих древних культурах. Изображения яйца как начала мира найдены в Египте, Финикии, Индии, Китае, Японии, Греции, Центральной Америке, на островах Фиджи и в Финляндии.
Яйцо ассоциируется с первоосновой, началом всех начал, о чем свидетельствует латинское выражение «Ab ovo» («От яйца»), т.е. с самого начала.
Яйцо повсеместно является универсальным символом новой жизни. Из яйца на свет выходят многие формы жизни: птицы, насекомые, рептилии. Яйцо олицетворяет собой вместилище тайны жизни.
Символизм тайны сотворения мира и жизни проявляется в вопросе «Что было раньше: курица или яйцо?». Этот логический парадокс существует уже много веков и до сих пор не решен. А потому сохраняется таинственная символика яйца о зарождении жизни из хаоса в первозданной пустоте.
При этом, у славян яйцо обладает противоположной отрицательной символикой, связанной со смертью: Кощеева смерть находится в игле, игла — в яйце, а яйцо — в утке, утка – в зайце, а заяц – в сундуке.
Яйцо символизирует новый потенциал, нахождение индивидуума на пороге новых начинаний. Потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в знахарстве и в культах плодородия.
В христианской традиции яйцо – это символ Пасхи, светлого праздника, отмечающего воскрешение Спасителя. Яйцо является символом весны, и как символ воскресения знаменует победу весны над зимой, дня над ночью. Здесь яйцо являет собою символ перехода из небытия в бытие.
С другой стороны яйцо является символом защиты, укрытия от мира, обособления, нежелания взаимодействовать и, как следствие, отсутствия прогресса. Выражение «сидеть в своей скорлупе» именно об этом. Здесь речь идет о страхе новых начинаний, невозможности раскрыть свои способности и реализовать свои идеи в социум. Яйцо является своеобразной капсулой, где можно замуровать себя самого от жизни. И, кажется, что скорлупа надежно защищает от каких-либо поползновений из внешнего мира, но это иллюзия. Потому что, скорлупа на самом деле хрупкая – маленькие детеныши птиц проклевывают ее, чтобы вылупиться и начать свой путь в этом мире. Жизнь всегда найдет способ достучаться, как ни сопротивляйся.
Иногда яйцо говорит об непохожести и странности отдельных индивидуумов по отношению к другим людям, нарушениях в психике. Эпитет «яйцеголовый» употребляют в отношении людей, как очень умных, так и совершенно неумных, иногда имеющих отклонение в развитии. В любом случае речь идет о людях, не таких, как все, живущих в своих реальностях, изрядно отличающихся от реальности большинства. Также «яйцеголовый» вызывает ассоциацию с инопланетянами. Снова другие миры.
Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить знаменитого Шалтая-Болтая из произведения Л. Кэролла о путешествиях Алисы в Зазеркалье. Это странный персонаж является зазеркальным мудрецом и приближен к Белому Королю, что позволяет провести аналогию с придворными шутами и юродивыми, которых держали не только для потехи, но и считали «божьими людьми». В современном английском языке словосочетание «шалтай-болтай» (humpty dumpty) имеет два значения: «толстячок-коротышка» и «вещь, упавшая или разбитая и невосстанавливаемая». А потому «вся королевская конница и вся королевская рать не может Шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая собрать». Что-то необратимо нарушено либо на физическом плане, либо в психике.
Сальвадор Дали. Геополитический младенец.
Наверное, напоследок можно отметить простую и вместе с тем не настолько симметричную, как у шара, форму яйца. Такие формы всегда кажутся интересными, за них цепляешься взглядом. «Идеальный не идеал» или, наоборот, «Не идеальный идеал»? Поэтому эта форма так интересна художникам и дизайнерам.
В любом случае, яйцо – это символ совершенного микрокосма. Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Скорлупа – это небесный свод, белок символизирует воду, а желток – огонь. Так, что можно сказать, что съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос.
В большинстве культур мира яйцо – это благоприятный знак, означающий здоровье, счастье и удачу.
Источник статьи: http://eta-dzeta.ru/prirodnye-yavleniya/chto-simvoliziruet-yajtso
Что означает подарок яйцо
Один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.
Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона.
Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи.
Это Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь.
Непременный атрибут празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошел от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка,— позже ее заменила кровь агнца.
А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет Солнца, символизирует весну Жизни и оплодотворяющую силу в их величайшей мощи.
Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое Яйцо. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.
Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как его называет Каббала.
Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Небесный свод — это скорлупа, вода — белок, огонь — желток. Съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос. Яичный желток сравнивали также с Солнцем, плавающим на эфирной поверхности небесного свода.
Рождение Мира из яйца, — это своеобразная мифическая версия, которую мы найдем во всем Древнем Мире — от Галлии до Японии, от Карфагена до Индонезии… Яйцо мира возникло из Хаоса, из небытия — как первичная основа возникновения раздельных частей неба и земли, воды и огня, гор и низин…
Как знак возрождения и воскресения, яйцо знаменовало собой победу Весны и Солнца в борьбе против зимы и ночи. Яйца находили в захоронениях доисторического периода — возможно, что хрупкая, но неуничтожимая скорлупа символизировала для наших пращуров бессмертие души… Яйцо находили в древнеегипетских захоронениях и в римских катакомбах, их приносили в жертву богам галлы и германцы.
В древних религиях Ближнего Востока символ творения, который стал прочно ассоциироваться с весенними праздниками обновления и возрождения и через это впоследствии с Пасхой.
В символизме Индии, Египта, Китая и Греции Космическое Яйцо, зародыш вселенной, внезапно взрывается. Будучи единым целым, оно, тем не менее, содержит все сущее и все потенциальные возможности в пространстве, ограниченном скорлупой. Изображения яйца как начала мира найдены в Египте, Финикии, Индии, Китае, Японии, Греции, Центральной Америке, на островах Фиджи и в Финляндии. Золотое яйцо символизирует Солнце.
Змей, окружающий яйцо, — это уроборос (см.).
Иносказательный смысл яйца предопределяется его многочисленными свойствами. Чаще всего оно белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь, оно напоминает тестикулы (семенные яички). Возникновение мира из праяйца известно не только по орфическому мифу о творении, но и из полинезийских, японских, перуанских, индийских, финикийских, китайских, финских и славянских мифов о первоисточниках. Соответственно многие герои не были рождены, а вылупились из яиц, как, например, Правладыка (Южная Корея) и Кастор и Поллукс Диоскуры (из яйца, снесенного Ледой, которую оплодотворил Зевс под видом лебедя). Потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в знахарстве и в культах плодородия. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника на его пути в потусторонний мир. Солнце и Луна также часто ассоциируются с золотым и серебряным небесными яйцами. Вообще в яйце усматривается символ праизначального зародыша, из которого затем возникает мир. Как образная аллегория целостности, заключенной в оболочку скорлупы, яйцо олицетворяет первоначало предустановленного творения. Яйцо — предмет разнообразной символики, например, пасхальное яйцо — символ весны, признак восстающего от спячки к плодородию естества и аналогия указанного выше воскресения из мертвых.
Немногие из простых природных объектов имеют такое же очевидное, но все же глубокое значение. Огромно количество мифов и преданий, в которых фигурирует яйцо. Во многих мифах о сотворении мира, от Египта и Индии до Азии и Океании, космическое яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще отложенное в океан гигантской птицей) придает форму хаосу, из него вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля и возникает жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных. Миф о рождении мира легко преображается в символику возрождения. Ассоциирующееся с надеждой на приход весны
Символика сотворения мира усилена формой яйца и сексуальной противоречивостью его содержания.
В фольклоре всего мира яйцо — добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье. Волшебные серебряные и золотые яйца считались амулетами, защищающими от дракона.
Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.
- потенциальная жизнь,
- начало сознательной жизни, становление
- плодородия и вечности
- первозданный Хаос, некий зародыш Вселенной, саму Вселенную, Солнце; Землю (эллипс с представляемым внутри крестом); жизненную силу, плодовитость; воскресение из мертвых, возрождение, бессмертие; Троицу (желток, белок, скорлупа), Солнце в эфире под сводами неба; спасение; возвращение весны, Рождество…
- соединяет в себе символику безопасности, начинания, дома, гнезда, раковины, с воображаемым птенцом, которому еще предстоит стучать клювиком в скорлупу изнутри, чтобы выйти наружу, в Жизнь.
- начало.
- воскресение из мертвых.
- вещь малой ценности.
- вещь ценная.
- Два яйца — тождество.
- Символика яйца выражается и в таких символических вещах, как шарик из навоза, скатанный жуком-скарабеем; как ступа, прикрывающая буддийские реликвии в Индии, Тибете, в Монголии… Как раковина, пещера…
- символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в ее инертном состоянии; воскресение; надежду.
- мировое яйцо — круглая арена в древних храмах
Космическое Яйцо (может изображаться также в виде сферы)
Содержание
в Конго желток считают женским сердцем, белок — мужским семенем
В представлениях народности агни Берега Слоновой Кости яйцо связано с понятиями собственности и интимной близости и символизирует семью и ее единство.
Оно единственное в своем роде, и жизнь, содержащаяся в нем, совершенна, защищена и неуязвима для любого смертельного микроба^. Подобно ему, семья живет под опекой покровительствующих ей богов и различных лекарств профилактического и защитного действия, которые приобретают родители.
В шумеро-семитской мифологии Космическое Яйцо осуществило сотворение мира.
древнеегипетский бог плодородия Осирис, запрещавший есть яйца
Как вместилище зарождающейся жизни яйцо играет большую роль в представлении о начале мира. Согласно древнему мифу, первый бог возник из яйца, которое лежало в болотных зарослях. В «Книге Мертвых» говорится о «спрятанном» яйце «великого болтуна», причем неясно, о каком боге идет речь (возможно, это был бог земли Геб, а может быть, Амон).
Популярными были амулеты в форме яйца, с помощью которых люди хотели владеть силой находящегося в нем прабога. Такие амулеты давали умершим. Многозначительным является название внутреннего заключающего мумию гроба — «яйцо», в котором ждут входа в потусторонний мир.
Для древних египтян бог Пта был Отцом-Создателем, Великим Искусником. Здесь он изображен за гончарным кругом за изготовлением мирового яйца, содержащего его собственный дух. Далее он создал яйцо Солнца и яйцо Луны.
У египтян Космическое Яйцо, из которого вылупился бог Солнца-Ра, снесла Гусыня Нила: «Оно растет, и я расту; оно живет, и я живу». (Книга Мертвых). Змей Кнеф также произвел Космическое Яйцо изо рта, символизирующего Логос.
Яйцо Осириса, вместилище добра и зла, содержало в себе 12 белых пирамид, символов блага, и 12 черных пирамид, знаков несчастья, помещенных туда Тифоном.
В древнеегипетской Книге мертвых Космическое Яйцо именуется Сияющим Яйцом, снесенным небесной гусыней и высиженным ею на Востоке, и символизирует равноправное единство микрокосма и макрокосма в постоянно изменяющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев о инь и ян, чье постоянное движение порождает Дао,— в индуизме Сансара.
египтяне считали его сутью всего живого
бог плодородия и весеннего возрождения природы Дионис, изображавшийся с яйцом
по орфическому мифу о творении (чернокрылая ночь, соблазненная ветром, порождает яйцо, из которого вылупился Эрот (Фанес)
Согласно одной из версий известного древнегреческого мифа, Елена Троянская появилась из яйца, которое упало с Луны. В другом варианте, Леда, царица Спарты, родила два яйца, после того как в течение ночи она вступила в связь сначала с Зевсом, принявшим облик лебедя, а затем со своим мужем, простым смертным; из одного яйца появились Полидевк и Елена, из другого — Кастор и Клитемнестра.
В Греческом орфизме яйцо есть тайна жизни, творение, воскресение; оно окружено уроборосом. Диоскуры, рожденные из яйца Зевсом и Ледой, носят две половинки яйца как шапочки. Иногда яйцо изображается содержащим четыре элемента.
В гробницах Беотии были найдены статуэтки бога Диониса, держащего в ладони яйцо — как некое обещание возврата к жизни.
Яйцо Света в средиземноморских мифах это обычно небосвод, состоящий из семи сфер. Согласно мифу древних пелазгов, богиня Эвринома возникла из Хаоса, отделила море от неба, одиноко танцуя на волнах; великий Змей Офион, появившись из Северного ветра, оплодотворил ее. Эвриона затем обрела ипостась голубки, снесла Яйцо Мира; Офион проплыл вокруг него семь раз, после чего яйцо треснуло пополам, из него высыпалось все, что ныне существует: Солнце, Луна, звезды, планеты, Земля, животные, растения и люди.
Яйцо как эмблема начала начал уже в античные времена продолжало связываться с мифической генеалогией Света. В греческом мифе Леда, дочь царя Цестия из Этолии, жена царя Спарты Тиндарея, отдалась Зевсу, который был в образе лебедя. Затем она снесла яйцо, из которого «вылупились» братья Диоскуры и Елена Троянская, названная потом Прекрасной.
для друидских жрецов они также были священной запрещенной пищей
У друидов Космическое Яйцо — это «яйцо змеи», символизируемое окаменелым морским ежом.
кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо)
не следует приносить яйца в дом (или выносить) до захода солнца; после того, как яйцо съедено, нужно тщательным образом собрать скорлупу, чтобы она не попала в руки колдуньям.
— по народным представлениям, начало всех начал, средоточие жизненной силы; символ возрождения и плодовитости. Мотив преодоления смерти через заключенную в Я. жизнь отражается в таких загадках о Я., как: «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое». Оппозиция «жизнь — смерть» или «бессмертие — смертность» отмечена в славянских волшебных сказках о Кощее, смерть которого заключена в Я. Чудо воскрешения распятого Христа описывается в народных поговорках через символику зарождающейся в Я. жизни: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца» (пол.). В космогонических поверьях (преимущественно южнославянских) Я. выступало прообразом мира. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце изображается как «Божье яйцо», звезды — как «яйца, снесенные небесной курицей», а звездное небо — как «решето, полное яиц». В апокрифических легендах весь мир представлялся в виде огромного Я., скорлупа которого — это небо, пленка — облака, белок — вода, а желток — земля. Символика возрождения определила использование Я. в погребально-поминальных обрядах: при похоронах куриное Я. (или его модель — деревянное, глиняное Я.) вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю и т. п. Сходное значение приписывалось и пасхальным Я. Согласно западнославянским преданиям, узнав о воскресении Христа, Мария увидела чудо: яйца, хранившиеся в ее доме, стали красного цвета; она раздала их апостолам как доказательство воскресения Христа, однако «крашенки» в их руках превратились в птиц и улетели, символизируя воскресение Христа и вознесение его на небо. Окрашенные и освященные в церкви пасхальные Я. служили главной ритуальной пищей, а также использовались в земледельческой и скотоводческой магии либо как надежное лечебное средство: их клали в посевное зерно, закапывали в поле, бросали в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна и конопли, разбрасывали скорлупу в огороде для урожая. На Пасху люди обменивались друг с другом крашеными яйцами; одаривали ими односельчан и участников ритуальных обходов; раздавали нищим, относили на кладбище и т. п. У русских широкое распространение получил обычай «катать яйца»: всю пасхальную неделю молодежь устраивала забаву, скатывая на землю с возвышения крашеные Я. Так же катали пасхальные Я. по могилам умерших родственников, когда ходили с ними «христосоваться». В русских церковных поучениях XVII в. упоминается запрет на Пасху «биться яйцами». Этот обычай долгое время сохранялся у восточных славян. Обычно не красили Я. в тех домах, где в течение года случилась смерть одного из членов семьи (или красили их в зеленый, в черный цвет). Иногда в подобных случаях хозяева не решались красить Я. в собственном доме, но ходили для этого к соседям. Если же за истекший год семья похоронила хозяина дома, то к Пасхе вовсе не красили яиц. Пасхальные Я. сохраняли в доме в течение всего года как магическое средство: с таким Я. в руках обегали горящее строение и затем бросали в огонь, чтобы остановить пожар (в.-слав.); его брали с собой в лес, когда искали пропавшую корову (рус.,ярослав.); девушки для красоты и здоровья умывались водой, в которую опускали красное Я. (в.-слав., з.-слав.); скорлупу от пасхальных Я. закапывали в муравейник, чтобы куры хорошо неслись (серб.). Часто Я. выступало в роли оберега и средства, отгонявшего зло: его подкладывали под порог хлева, вынуждая скотину переступить через него, чтобы ведьма не смогла ей навредить (в.-слав.); помещали в колыбель новорожденного как защиту от вредоносного духа богинки (пол.); закапывали в поле против сорняков и от порчи (з.-слав.); перебрасывали Я,, снесенное черной курицей в Зеленый четверг, через крышу дома для защиты от молнии и пожара (чеш.). Первое окрашенное на Пасху Я. сербы называли «сторож», «охранитель дома» и считали одним из наиболее действенных оберегов: держа такое Я. в руках, хозяева махали им в сторону приближающейся градовой тучи, чтобы та свернула в сторону от села и не повредила бы посевам. Использование Я. в народной магии определялось такими его свойствами, как круглая форма, наполненность содержимым, белый цвет, скрытый в Я. зародыш будущей жизни и т. п. Например, при первом выгоне скота хозяйка катала яйцом по хребту лошади и говорила: «Как яичко гладко и кругло, так моя лошадушка будь и гладка и сыта!»; для белизны лица девушки гладили яйцом по щекам; чтобы лен уродился чистым, без сорняков, в посевное зерно клали некрашеные Я. Особое значение придавалось первому Я., снесенному молодой курицей: его использовали для гаданий; с ним пастух обходил вокруг стада, чтобы волки не задрали скотину; закапывали в основание строящегося дома; предназначали в жертву домашним или лесным духам и т. п. Чудодейственные и демонические свойства приписывались так называемому петушиному яйцу (то есть Я. без желтка или куриному Я. необычно малого размера). Считалось, что из такого Я. можно было вырастить духа, способного обогатить своего хозяина (см. Дух-обогатитель). Из Я., снесенного во дворе курицей и не обнаруженного хозяевами, через определенное время рождается мифический змей. В мотивах заговоров и сказок упоминается чудесное Я. (красное или золотое), которое не разбивается при падении.
В Китае яйцо — символ целостности; желток означает Небеса, а белок — Землю. При сотворении мира Космическое Яйцо разбилось и его половинки образовали землю и небо.
У народов Океании считалось, что первый человек вылупился из цтичьего яйца.
Источник статьи: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%AF%D0%B9%D1%86%D0%BE