Православные праздники
Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых.
В богослужебном смысле это дни годового [1] богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типикон предписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Содержание
История
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт.2:3, Исх.20:8-11).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа. |
Классификация
- По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (в числе которых Пасха, или Воскресение Христово), а также средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
- По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
- По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
- По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.
Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:
Тип праздников | Разряд | Знак Типикона | Комментарии | Примеры |
---|---|---|---|---|
Великие | Бденные | Служба наиболее торжественна, служится всенощное бдение. |
| |
Средние | Бденные | Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. |
| |
Полиелейные | Служится праздничная утреня, с полиелеем, однако всенощного бдения нет [2] . |
| ||
Малые | Славословные | Славословие на утрене поётся, а не читается: отсюда название. Бдения нет. |
| |
Шестеричные | Название «шестеричная служба» идёт от указания Типикона петь 6 стихир святому на «Господи, воззвах» из Минеи. Святые этих праздников именуются также «шестеричными». |
| ||
Вседневные | — | без знака | Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Для полноты дни «без знака» добавляют к 5 вышеупомянутым разрядам праздников. |
|
Великие праздники
Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. В богослужебных книгах, содержащих Месяцеслов, и в Минеях отмечаются знаком красного креста в круге .
- Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».
Двунадесятые праздники
По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:
Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.
Недвунадесятые великие праздники
Кроме Пасхи и двунадесятых праздников к великим относятся:
Кроме того, в дониконовских (и в современных старобрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Богослужебные особенности великих праздников
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене в отличие от средних праздников.
- Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
- Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
- Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.
У великих недвунадесятых праздников предпразднства, попразднства и отдания нет.
Средние праздники
- Память святого апостола Иоанна Богослова
- Память святителя Иоанна Златоуста
- Память святителя Николая Мирликийского
- Память святителей Кирилла и Мефодия
- Память святого равноапостольного князя Владимира
- Празднование Казанской иконе Божией Матери
и многие другие.
Малые праздники
Праздники преимущественно Русской православной церкви
Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими православными церквами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти русских святых.
Особенности в синодальный период
В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:
- Царские дни[4] , которые подразделялись на:
- Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
- Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
- Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, как то (по юлианскому календарю): 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
- Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.
Кроме того, до 10 мая 1904 года года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни [5] , причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/341938
Знаки Типикона
По важности православные праздники классифицируются в Типиконе (Богослужебном уставе) на великие, средние, малые и вседневные. Важность праздника отражается на торжественности богослужения, проводимого в этот день.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. | |
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла. | |
Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание. | |
Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца. | |
Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников. | |
Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. | |
Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила. | |
Вседневные (Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. |
Другие классификации
По дате события классифицируются на подвижные праздники и неподвижные праздники. Подвижность праздника означает, что день его празднования высчитывается и может меняться из года в год.
По месту проведения выделяют общие праздники и местные. Общие праздники одинаковы для любого храма или города.
По типу православные праздники классифицируются на господские праздники, богородичные праздники и праздники святых. Господские праздники – это дни, прославляющие Господа Иисуса и события связанные с его земной жизнью. Богородичные праздники – это праздники, прославляющие Богородицу. Праздники святых прославляют людей, значимых в православии, и Ангелов.
Источник статьи: http://azbyka.ru/days/p-znaki-tipikona
Adblockdetector