- Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
- Престольный праздник — что это значит?
- Молебны в домах прихожан
- Гулять так гулять!
- Отличие зимних и летних празднеств
- Особенности городских торжеств
- Многодневное веселье
- Досадные недоразумения
- Праздничная торговля
- Возрождение традиции
- Престольные праздники у западных христиан
- Престольный праздник — что это значит? Важнейшие даты христианского календаря
- Престольный праздник — что это значит?
- Устройство храма
- Обычаи и традиции в храмовый день
- Классификация православных праздников
- Классификация по важности
- Классификация по времени
- Классификация по месту
- Классификация по типу
Престольный праздник — что это значит? Храмовый праздник. Значение престольного праздника
Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Престольный праздник — что это значит?
В каждом православном храме имеется престол (буквально — особый стол), находящийся внутри алтаря и освященный в честь какого-либо святого или важного события священной истории. Во дни их поминовения и устраиваются храмовые, или, иначе говоря, престольные праздники. В Церкви этот обычай был установлен вскоре после крещения Руси, и на протяжении многих столетий неукоснительно соблюдается. По традиции, в торжествах принимают участие как члены данного прихода, так и гости, съезжающиеся, чтобы разделить общую радость.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Досадные недоразумения
К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/364404/prestolnyiy-prazdnik—chto-eto-znachit-hramovyiy-prazdnik-znachenie-prestolnogo-prazdnika
Престольный праздник — что это значит? Важнейшие даты христианского календаря
Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.
Престольный праздник — что это значит?
Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
- Алтарная часть.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.
Обычаи и традиции в храмовый день
Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).
Классификация православных праздников
Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники 2017 года, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:
- Важность событий (великие, средние, малые).
- Время празднования (подвижные и неподвижные).
- Место (общие, храмовые).
- Тип (Господские, Богородичные, Святых).
Давайте поговорим подробнее о каждой группе.
Классификация по важности
По значимости христианские праздники 2017 года делятся на:
- Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
- Средние.
- Малые.
Великие или большие праздники.
Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
- Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
- Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
- Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
- Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
- Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
- Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
- Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
- Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
- Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
- Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
- Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Классификация по времени
В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.
Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.
Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.
Классификация по месту
Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.
Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.
Классификация по типу
Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:
- Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
- Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
- В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.
Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.
Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.
Источник статьи: http://fb.ru/article/345316/prestolnyiy-prazdnik—chto-eto-znachit-vajneyshie-datyi-hristianskogo-kalendarya