КОНЦЕПЦИЯ ПРАЗДНИКА
Всю работу по постановке праздника можно разделить на несколько этапов: создание замысла; сбор материала; написание сценария; переписывание сценария; постановка.
Все этапы важны, ни один нельзя пропустить — иначе не достичь конечного результата. Но если вы спросите меня — а какой все-таки самый сложный и самый важный, я отвечу, не сомневаясь ни на секунду, — конечно, первый. Этап создания замысла, концепции праздника. Во всяком случае, для меня это так. Если у вас есть замысел, всё остальное — дело опыта и умения организовать свою работу. В нашем случае, когда праздник проводится на одном и том же месте уже несколько лет подряд, задача усложняется, так как в рамках общей концепции — нашей «генеральной линии» — каждый год необходимо приходить к новому замыслу. Как мы нашли эту — «генеральную линию», подробно рассказала в своих главах главный специалист Комитета по культуре Л. Ф. Беляева. Я же, со своей стороны, хочу остановиться на секретах «кухни сценариста». Хотя анализировать процесс возникновения замысла очень трудно, как любой творческий процесс он таинственный и очень индивидуальный. Честно говоря, когда ко мне обратились с предложением подумать о концепции юмористического праздника в Копорской крепости — выдающемся памятнике древнерусского военно-оборонительного зодчества, сама идея мне показалась парадоксальной. На самом деле стены и башни её хранят память о многих сражениях: «Кого здесь наши ни бивали. » — и немецких завоевателей, и ливонских «псов-рыцарей», и шведов, и фашистов в годы Великой Отечественной войны. Как связать такое серьёзное место с юмором, где найти подсказку — нечто такое, что подскажет решение? Всем известно, что для рождения замысла необходим эмоциональный толчок, «сильное впечатление», как говорил Достоевский. Таким эмоциональным толчком для различных авторов могут послужить совершенно разные события: услышанная песня, чей-то интересный рассказ, любопытный факт, фотография, стихотворение, меткая образная фраза. да мало ли «зацепок» вокруг. Надо было искать, но где? Было просмотрено немало материала, связанного с историей крепости, но никаких вариантов решения в голову не приходило. Даже напротив, я вновь и вновь убеждалась в том, что это место для проведения серьезного театрализованного представления. Что же делать? Но подсказка всё-таки пришла. И ее подарил «Словарь русских пословиц и поговорок» — спасибо ему. Просматривая раздел, посвященный армии, воинству, сражениям, я натолкнулась на неожиданную для себя пословицу: «Солдат смеется — врагу плакать придется». И в ту же секунду пришло озарение: так вот на чем нужно делать акцент! Правильно, мы будем говорить о русском солдате, который выигрывал сражения. Но он был не только храбрым и мужественным, но и веселым, находчивым, изобретательным, неунывающим в самых тяжелых обстоятельствах. Сразу же припомнились народные сказки — русский солдат в них всегда человек находчивый и остроумный: и кашу из топора сварит, и генералов из беды выручит. Вспомнились и Василий Теркин, и фронтовые агитбригады. Шутка, юмор, веселая песня всегда во все времена помогали выживать, поддерживать боевой дух и побеждать. Замечательная идея! Так в одно мгновение в голове созрела идея праздника. Идея — это та активная мысль, которую автор хочет донести до зрителей. Стала понятна тема — круг вопросов, о которых пойдет речь. Определился материал, необходимый для сценария. Материал — это «строительные кирпичи», конкретная фактура, из которой выстраивается сценарий.
На первом же празднике мы решили, что обязательно к участию нужно привлечь современных солдат, тем более что в Ломоносовском районе несколько воинских частей. В «перестроечные» годы наша армия переживала далеко не лучшие времена и была раскритикована в пух и прах всеми кому не лень. Нам хотелось пойти наперекор создавшемуся тогда мнению. Хотелось, чтобы современные воины выглядели достойно, как подобает наследникам славы отцов и дедов, а не карикатурными солдатами из «расхожих» репортажей. Сегодня, по прошествии стольких лет, ясно вижу, что это было абсолютно правильное решение. Тема современной российской армии расширила круг проблем, о которых можно было говорить, уберегла нас от того, чтобы превратить праздник просто в ожившие картинки прошлого. Сегодня «Копорскую потеху» без современных воинов представить невозможно, они и активные участники, и зрители, и первые помощники в решении многих технических вопросов. Это остроумные, веселые, современные и очень симпатичные ребята, встречи с которыми ждут зрители. Они действительно являются украшением праздника. Из года в год мы остаёмся верны завету Василия Теркина: «Не унывай!» И наши молодые воины, особенно те из них, которым приходилось принимать участие в боевых действиях, неоднократно подтверждали, что в тяжелые минуты особенно важно сохранять силу духа и не унывать: «Даже если есть причина — никогда не унывай».
Итак, возвращаясь к разговору о рождении замысла, напоминаю еще раз: решение подсказала русская пословица: «Солдат смеется — врагу плакать придется». Хотя позже девизом праздника стала пословица, которую предложил внести в эмблему художник-постановщик А. С. Пастернак, — «Кто умеет веселиться, тот горя не боится». Она не только продолжила и расширила смысл первой пословицы, но расширила аудиторию. Девиз этот выразил точно идею праздника и попал в самую точку — именно такая идея нужна была зрителю. Мы не запугивали его, не рассказывали ужасы про армию, чем активно занимались пресса и телевидение. Мы старались поддержать традицию нашего народа — защищаться юмором, смехом в периоды потрясений, что наблюдалось и в «перестроечные» годы. Так что по своей идее праздник наш пришелся ко времени. Это еще раз подтверждает, что актуальность — важнейшая составляющая успеха. Он сопутствует тому, кто чувствует время. И это не пустые слова. Если попытаться проследить цепочку рождения замысла, то мы обнаружим, что в самом начале её — автор со своим сложившимся мировоззрением, со своей индивидуальностью. От того, какую жизненную позицию занимает автор, будет зависеть и выбор темы, и то, что будет для него «эмоциональным толчком», и многое другое. В нашем случае, видимо, так счастливо сошлись звезды, что все, кто работал над концепцией (а работали мы именно коллективно), были взволнованы найденной темой. Выяснилось, что среди нас нет равнодушных, что все с уважением относятся к армии, хотят поднять престиж военных, кто-то из нас вырос в военном городке, кто-то служил в армии сам, буквально в каждой из наших семей сохранилась память о Великой Отечественной войне. Нужно сказать, что память о той войне живет в нашем народе вообще на генетическом уровне. Конечно, огромную роль в этом сыграли наше великолепное кино о войне и литература. У наших людей сохранилось устойчиво уважительное отношение к военным людям. Раньше на парня, не служившего в армии, смотрели с сожалением, а сегодня. — сегодня принято «косить от армии». Помню, как эмоционально мы все это обсуждали, было обидно, что армию «поливают» со всех сторон. Мы ясно осознавали, что это не только наше отношение, наша личная позиция — это позиция большинства нашего народа. Старый лозунг «Народ и армия едины» на деле означает, что армия — это наши братья, дети, мужья — наши близкие. Мы нашли тему, волнующую всех. Интересный факт: когда мы решили всех официальных лиц праздника представлять, обязательно называя воинское звание, оказалось, что нет ни одного человека, который не служил бы в армии. Так и сегодня представляем официальных лиц. Сначала: гвардии рядовой в запасе, а потом уже — зам. главы администрации (депутат, представитель губернатора и т. д.). И все — и зрители, и сами «официальные лица» — таким представлением довольны. Это такая маленькая деталь, минутный фрагмент праздника, но он тоже работает на общий замысел. Завершая разговор на эту тему, мне хочется еще раз сказать: мировоззрение автора, гражданская позиция — не пустой звук. Это основа основ. Хотя, конечно, человек профессиональный, получающий соцзаказ, «обязан» увлечься той темой, которую ему предлагают. И все же, если у него есть свое человеческое отношение, своя позиция, заинтересованность, работа будет более плодотворной. Семена упадут на подготовленную почву. Интересные замыслы рождаются у людей неравнодушных.
Об основных элементах замысла: ТЕМА. ИДЕЯ. МАТЕРИАЛ — мы поговорили достаточно подробно, и это не случайно. Без понимания того, о чем собираешься говорить, какую мысль собираешься донести до зрителя, с каким материалом работать, — приступать к созданию сценария бессмысленно. Хотя сегодня, к сожалению, практика показывает, что вокруг нас все перенасыщено зрелищами просто бессмысленными, не несущими никаких идей вообще.
Есть еще один очень важный элемент замысла — это ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ. Работая над концепцией сценария, уже на начальном этапе, следует представлять, хотя бы в общих чертах, как будет построен сценарий. Мы на первом же празднике решили, что у нас обязательно будет большое театрализованное представление, подготовленное силами студентов и местных самодеятельных артистов у стен Копорской крепости. Будет отдельная площадка для шуточных состязаний современных солдат. Тогда же ей было дано остроумное название «Потешное поле». Будет ярмарка, где можно будет купить свои фирменные копорские потешные сувениры. В последующие годы все эти составляющие сохранились. Правда, долго искало «своё» место Потешное поле, пока не закрепилось внутри самой крепости. Появлялись и другие площадки: детская, Музей праздника и т. д. Сценарий театрализованного представления мы каждый раз композиционно выстраиваем по-новому, но из года в год сохраняем одно и то же начало. То, которое было придумано еще на первом празднике. Думаю, что об этом нужно сказать пару слов отдельно, разъяснить свою позицию по этому вопросу. Можно ли придумать другое начало? Конечно, можно. Однако мне кажется, что у каждого праздника должны быть какие-то свои, только ему присущие характеристики — своя эмблема, свой флаг, свой девиз, своя песня. И изменять их, напротив, не нужно. В сохранении как раз и проявляется стремление сохранить свое лицо. У нас есть придуманная для первого праздника эмблема. Она как нельзя лучше выражает смысл его, есть свой флаг, свой девиз, несколько лет назад появилась своя песня «Копорская потеха», которой мы с удовольствием завершаем театрализованные представления. И я с радостью наблюдаю за тем, как зрители подпевают артистам — значит, песня им полюбилась. Зрители всегда с удовольствием ждут традиционного начала — вывоза пушки на сцену «женским батальоном». Оно превратилось уже в некий ритуал, в традицию. Зачем же отказываться от самими же заложенных традиций? Думаю, напротив, если праздник обрастает традициями — это здорово. Как пришло в голову такое начало? На первом празднике хотелось как-то сразу же с первых минут удивить зрителей, сделать что-то неожиданное. Праздник проходит у стен старинной крепости, вокруг зритель видит много солдат — казалось, и начало должно быть «мужское»: солдаты, флаги, марши. А мы решили выпустить на сцену батальон (праздник же про военных!), но не обычный, а женский. Его участники — женщины, девушки, девочки, короче, женщины всех возрастов, которые за веревку вытаскивают на сцену старинную пушку, украшенную цветами.
Источник статьи: http://mydocx.ru/1-77420.html
Разработка концепции мероприятия. Часть 1
Концепция мероприятия — это его основная идея, которая реализуется с помощью ряда составляющих. Также, концепция подразумевает создание особой атмосферы мероприятия.
Концепция опирается на суть события, и определяет тематику программы, всю гамму визуального оформления, стилистику общения, рекламную и информационную поддержку и многое другое.
Первый шаг к тому, чтобы выработать правильную концепцию — органично соединить позиционирование компании с задачами предстоящего мероприятия. В ряде случаев, когда позиционирование несколько размыто либо имеет несколько составляющих, нужно выбрать одно из них — идеально подходящее к событию.
Позиционирование: «стержень» концепции
Обобщая разные определения, можно сказать, что позиционирование — это формирование восприятия товара, услуги и целой компании в умах целевой аудитории. При этом, стержень позиционирования — это плюсы и преимущества по отношению к конкурирующим маркам и компаниям. Плацдармом для позиционирования является целевая аудитория; именно точность в ее определении — уже половина успеха.
Для того, чтобы восприятие было максимально позитивным, используются как свойства и характеристики, так эмоциональные и подсознательные факторы. Гуру маркетинга, имея разные взгляды, тем не менее сходятся в одном: позиционирование товара и компании существует в голове потребителя, являясь совокупностью восприятия. То есть, подтверждается знаменитый тезис о том, что восприятие и есть реальность.
Для такого сложного процесса, каким является правильное позиционирование, необходима большая работа по поиску ключевых преимуществ, анализу предпочтений потребителей и их поведению, выработке маркетинговой стратегии, мониторингу восприятия.
Определившись с позиционированием, компания начинает «наступление по всем фронтам», задействовав все коммуникации и маркетинговые инструменты, рекламу, PR, продвижение. Понимание образа, который должен быть создан в умах потребителей, помогает не только органично вплести его в концепцию мероприятия, но и найти нужные темы и идеи.
При разработке концепции события следует максимально следовать позиционированию компании и всем составляющим образа, в противном случае эффект может быть гораздо меньшим, а задачи — не решенными в достаточной степени.
Мозговой штурм — отличный инструмент для выработки концепции
Для начала, нужно правильно понимать, что такое мозговой штурм, каковы его задачи и условия проведения. Исходя из общего представления, такой штурм — это коллективная работа по нахождению нужного решения. В ходе МШ генерируется масса идей, которые проходят тестирование и процесс отбраковки — с целью найти наиболее интересные и продуктивные. Помимо этого, не стоит забывать, что мозговой штурм – это набор специальных методик, основанных на психологии, и максимально раскрывающих креативный мыслительный потенциал.
Мозговой штурм применяется в двух основных форматах. Первый подразумевает индивидуальную работу над идеями с последующим оглашением результатов и обсуждением в кругу лиц. Второй вид штурма — это совместное генерирование идей, в котором один может высказать мысль, второй ее развить, третий — трансформировать и т. д.
Важные условия и составляющие мозгового штурма:
1. Наличие нескольких этапов. На первом происходит только процесс «созревания» идей, в котором задействованы все креативные участники. Первый этап не подразумевает обсуждения; его задача состоит в том, чтобы каждый участник максимально погрузился в тему и проникся сутью задачи — без барьеров и критики. На этом этапе лучше исключить любое обсуждение.
На втором этапе все идеи собираются воедино и подвергаются анализу. Цель — найти самые удачные и нестандартные, отбросив банальные и набившие оскомину. За редким исключением, самые первые идеи, которые приходят в голову — наиболее распространенные. Взяв их за основу, трудно построить концепцию мероприятия, которая заинтересует практически всех. Тут нужно «копать глубже», искать аналоги, сравнивать, пытаться увидеть идею в развитии и смоделировать реакцию на нее.
Важный момент: первый и второй этап лучше не проводить в течение одного дня, скажем — утром и вечером. Оптимальный временной интервал — сутки, лучше — двое. Хорошие идеи не рождаются в одночасье, им предшествует анализ и тщательное обдумывание.
2. Создание подходящей атмосферы. Мозговой штурм лучше проводить в обстановке, которая способствует мыслительному процессу и не отвлекает на другие дела. Не стоит «штурмовать» в открытом офисе, следует воспользоваться переговорной или другим просторным помещением, заранее подготовив кофе, чай, воду. Задача — создать непринужденную атмосферу и раскрепостить мышление сотрудников. Хорошее решение — отключить на время мозгового штурма телефоны, так как любой звонок может сбить с правильного настроя.
3. Четкая постановка задачи. Для этого недостаточно огласить цель мозгового штурма — необходимо прописать задачу по пунктам, сделав акцент на приоритетных моментах и
исключив то, что не должно быть. После тщательной формулировки такой документ модно
4. Фиксация идей. Все, что будет сгенерировано, следует записать. Бывают случаи, когда при утверждении или дальнейшем обдумывании топовые идеи не проходят, и тогда потребуется еще раз оценить всю широту предложенного. Для большей наглядности, участники мозгового штурма должны иметь возможность записать или зарисовать идею — следовательно, необходима доска и фломастеры.
5. Руководство процессом. На том, кто возглавляет группу, участвующую в мозговом штурме, лежит несколько задач: создание соответствующего настроя, поддержка участников, концентрация внимания на ключевых идеях. Помимо этого, руководитель должен следить за тем, чтобы МШ не превратился в пространное обсуждение и отход от первоначальных задач.
Выбор места для мероприятия
Выбору места и помещения для мероприятия следует уделить большое и первостепенное внимание. Место должно соответствовать концепции и техническим характеристикам (количество мест для участников, возможность осуществить задуманное оформление и т. д.). В целом, от места (локации) зависит успешность всего действия.
Ряд компаний пытаются сэкономить на этой составляющей, проигрывая в итоге в таких аспектах, как потенциал и достижение поставленных целей. Существует и другая крайность, когда для достаточно скромного мероприятия арендуется роскошный зал, а затраты превышают всю возможную прибыль.
При выборе локации нужно учитывать следующие факторы:
- Вместимость (просторность). Лучше подобрать помещение с запасом, несколько большим, чем количество приглашенных. Если же пришедшие будут тесниться, или кому-то не найдется места — мероприятие будет на грани провала
- В целом — достаточный комфорт для гостей
- Транспортная доступность, близость к развязкам, основным трассам, станциям метро. Соответственно, до места локация должна быть удобно добираться как на общественном транспорте, так и на авто.
- Наличие парковок
- Наличие нормальной (лучше современной) вентиляции, вытяжки, кондиционеров
- Качество помещения и отделки. Старые здания с дефектами стен и пола лучше не использовать
- Возможность разместить мобильные стенды и другое выставочное оборудование
- Достаточная акустика
- Охрана и пожарная безопасность
О составных частях концепции, бюджете и оптимизации, выборе подрядчиков и других аспектах читайте в следующих частях статьи.
Источник статьи: http://canlook.ru/articals/198-razrabotka-koncepcii-meropriyatia