Статья «Трансформация праздничной культуры»
Трансформация праздничной культуры.
Для начала нужно понять, что такое праздничная культура. Праздничная культура — это неотъемлемая часть жизни общества, это традиции, обычаи. Это вид деятельности, который связан с историей, политикой, событиями и датами, религией.
Являясь одним из наиболее устойчивых компонентов культуры, праздник чрезвычайно чувствителен к происходящим в обществе изменениям. По словам Новиковой, праздник позволяет «сканировать состояние общества или, во всяком случае, культурного режима». 1 Нередко при интерпретации праздника как феномена культуры одним из основных посылов является то, что праздник — это противоположность обыденности. Советские праздники были действительно событием исключительным. Так, празднование годовщины Октябрьской революции было сакральным по своей сути событием, связывающим советского человека с «осевым временем», точкой отсчета новой эры, а потому празднование проводилось с большим размахом и предварялось длительным периодом тщательной подготовки. В последнее десятилетие XX в., в связи с распадом СССР, в России произошли кардинальные изменения в идеологической, политической, экономической и социально-культурной сферах.
Становление советского праздничного календаря происходило в 1920-30-х годах. Для первых десятилетий советского режима было характерно сосуществование многочисленных официальных ритуалов и массовых торжеств, целью которых было вытеснить и отвлечь внимание от православных религиозных праздников. Искусственно насаждаемые ритуалы не получили поддержки у населения, в то время как установленные с 1918 года первой Советской Конституцией государственные праздники – Годовщина Октябрьской революции и праздник Интернационала (Первого Мая) – прошли испытание временем и стали действительно широко празднуемыми событиями. Только в 1935 году в праздничный календарь вошел относительно нейтральный в идеологическом отношении праздник Новый год, была восстановлена новогодняя елка, а спустя два года официально устанавливается новогодний ритуал и его символика. Список признанных государством праздников пополняется после ВОВ, Днем победы и Международным женским днем.
Личные документы и интервью являются в таком исследовании ценным источником, они позволяют понять, и позволяют понять, как эти праздники воспринимались советскими людьми, какую роль играли в их жизни. Так, миллионные тиражи поздравительных открыток к 7 Ноября, 1 Мая, Новому году, 9 Мая, 8 Марта и ко дню рождения, которые стали выпускаться с середины 1950-х годов и были востребованы населением, можно рассматривать как подтверждение признанности этих дат на неофициальном уровне. Воспоминания информантов также демонстрируют, что советские торжества воспринимались как настоящие праздники – праздничные дни, ассоциируемые с музыкой и украшенными улицами, церемониями и демонстрациями.
Государственные праздники отмечались, но вместе с тем им придавались значения, отличные от тех, которые привносились идеологией. Разрыв между государственной версией официальных празднований и празднованиями в домашней атмосфере, лишенными революционного пыла и наполненными весельем и праздничным угощеньем, становится очевидным в поздний советский период в 1970-80-е годы, когда роскошь и широкий размах массовых празднеств уступили место устоявшемуся порядку. Это совершенно не означало, какого либо протеста, оппозиции или равнодушия к происходящему. Для объяснения этого напряжения между официальными и приватными празднованиями могут быть применены идеи Мишеля Серто. В своей работе «Практика повседневной жизни» Серто вводит понятия стратегий власти и тактик. «Если стратегии власти могут формулировать, утверждать и вводить правила социальной жизни, то тактики могут только использовать эти правила, манипулировать ими и приспосабливаться к ним». 2 А. Щербинин, комментируя особенности праздничной культуры советского времени, отмечает что «такого рода тактики сопротивления власти выражались в приватизации официальных ритуалов и были традиционной советской техникой принятия официальных условий: люди принимали то, что приписано властью, и использовали это по собственному усмотрению для своего удовольствия и отдыха.» 3 Например, 8 марта, праздник официального социалистического феминизма, отмечался в стране широко со сменой гендерных ролей. В традиционном патриархальном российском обществе, где все домашние дела выполнялись женщинами, 8 марта, или Женский день, было единственным днем в году, когда в большинстве семей домашняя работа выполнялась не женщинами, а мужчинами и детьми. Примечательно, что за две недели до 8 марта предшествует 23 февраля – официальное отмечание основания Советской Армии, которое неофициально наделялось другим значением – Мужской день. Таким образом, поддерживалась праздничная гендерная симметрия. Международный день трудящихся имел свое неофициальное значение – День весны. 7 Ноября, годовщина Октябрьской революции, часто становился семейным праздником и поводом навестить старшее поколение.
Для официальных праздников придумывались другие названия, связанные с семейными традициями. Например, 7 Ноября называлось «бабушкиным днем», а в другом — «День обжорства». Разные наименование одного и того же праздника свидетельствуют о разных значениях, которые придавались событию. Так, официальное название праздника 8 марта – Международный женский день, менялось на «первый весенний праздник», «День Весны», «Женский День», «наш женский праздник». Соответственно, 23 февраля это «Мужской день». 1 мая может быть и «Первомаем» и «праздником Весны и Мира». 1 и 9 мая объединяются в большинстве поздравлений под общим названием «майские праздники», а выходные в честь годовщины октябрьской революции – «ноябрьские». Неизменными остаются названия трех праздников, связанными с непреходящими для советского человека ценностями: Нового года, Дня Победы и дня рождения.
История советского режима оставила огромный след, но советское государство оказалось не способно достичь своей цели и превратить человека в механическую часть государственной машины. К концу существования СССР, для большинства советских людей личные ценности были гораздо более важны, чем идеологические коллективистские, насаждаемые государственными лидерами. После отмены санкционированного отмечания 1 Мая и 7 Ноября теряют свои значения и начинают превращаться просто в дополнительные выходные дни, более того в результате опроса (2012 год),выяснилось что 3% опрошенных в возрасте от 17 до 30лет, не знают об истории этих праздников их значении и названии.
Согласно проведенным ВЦИОМ исследованиям в 1989 году, 1 мая и 7 ноября самыми важными праздниками назвали 15%, то в 1992 – 10% опрошенных. В том же 1992 году 75% респондентов отдают предпочтение Новому году, 44% «по-настоящему праздничным днем» считают собственный день рождения, 38% — дни рождения близких.
Данные Фонда «Общественное мнение» 2001 года демонстрируют, что эта тенденция сохраняется. В этом же году был составлен своеобразный рейтинг современных российских праздников. В списке из шестнадцати праздников Новый год и собственный день рождения занимают соответственно первое и второе места. 91% от числа принявших участие в опросе назвали Новый год наиболее популярным праздником, и 74% день рождения. Более того, как мы видим, среди восьми наиболее часто празднуемых праздников были названы также дни рождения детей и дни рождения взрослых членов семьи. В то же время 1 Мая и 7 Ноября наиболее значимые праздничные даты советского времени заняли, соответственно двеннадцатое и тринадцатое места, а новый постсоветский День независимости России оказался внизу этого списка.
Празднование советских торжеств было инициировано властью. И, как уже отмечалось выше, участие в этих празднованиях «простого советского человека» определялось сопротивлением официальной идеологии, которое принимало форму приватизации государственных праздников и связанных с ними символов. Поэтому вполне естественно, что после распада советской системы, советские праздники стали терять свое значение и свелись для большинства населения к дополнительному дню отдыха.
В условиях дефицита объединяющих ритуалов праздники приватной сферы, личные праздники берут на себя коллективообразующую роль и становятся более важными, чем недавно восстановленные религиозные праздники, и тем более чем бывшие советские.
Подведем итог, неофициальные праздники такие как, Новый год и день рождения становятся центральными праздниками современной культуры и все большее значение на фоне вытеснения бывших советских праздников и еще не сложившихся представлений о новых государственных. В настоящее время российских граждан объединяет скорее общее отношение к Новому году, личным дням рождения, память о ВОВ и возрождающиеся религиозные праздники, нежели отношение к историческому прошлому и государственным символам.
1. Даркевич В.П. Народная культура. М.: Наука, 1988.
2. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997.
3. Новикова В.С. «Праздник как отражение действительности». М.: Наука, 2000.
Источник статьи: http://infourok.ru/statya-transformaciya-prazdnichnoy-kulturi-410482.html
Праздничная культура: традиции и современность
Праздничный сервис является важной составной частью сферы социально-культурных услуг. Под ним понимается обширная область услуг в досуговой деятельности, связанная с организацией и проведением различных праздничных мероприятий. Базовой основой праздничного сервиса является праздничная культура, включающая весь накопленный к настоящему времени человечеством комплекс знаний и культурных практик, воплощённых в традиционных и современных праздниках.
Теоретические аспекты праздника изучались философами, антропологами, социологами, культурологами и др. (Платоном, Аристотелем, М. Тирским, Э. Дюркгеймом, Д. Фрезером, ван Геннепом, К. Леви-Строссом, Й. Хейзингой, В. Беньямином, К. Кереньи, X. Коксом, О.-Ф. Больновым, Й. Пипером, Р. Кайуа, М. Элиаде, Г.-Г. Гадамером, Р. Геноном, К. Жигульским, Н. Мизовым, Л.А. Абрамяном, А.И. Мазаевым, Я.П. Белоусовым, А.В. Бенифандом, Н.Ф. Максютиным, Н.А. Хреновым, Г.Г. Карповой, Н.Л. Юдиным, И.В. Гужовой, М.А. Слюсаренко и др.).
Историко-культурные, этнографические, фольклорные аспекты бытования праздников находились в поле зрения историков, этнографов, искусствоведов и др. (И.М. Снегирёва, И.П. Сахарова, А.А. Терещенко, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, М.М. Бахтина, В.И. Чичерова, В.Я. Проппа, В.К. Соколовой, Л.А. Тульцевой, А.Ф. Некрыловой, И.И. Шангиной, О.Л. Орлова, О.В. Калачёвой и др.).
Прикладные (в том числе – сервисные) аспекты подготовки и реализации праздников поднимались в работах исследователей и практиков: режиссёров, сценаристов, педагогов, художников и др. (И.М. Туманова, Д.М. Генкина, Б.Н. Петрова, И.Г.Шароева, Э.В. Вершковского, Ю.А. Дмитриева, А.А. Коновича, А.А. Рубба, О.В. Немиро, Ю.М. Черняк, А.Н. Дупенко и др.)[69].
В широком понимании термина «праздничная культура» в него нередко включают весь спектр празднично-зрелищных форм. В узком значении понятие ограничивается праздниками, праздничными обычаями, обрядами, ритуалами и церемониями и противопоставляется зрелищным формам культуры.Прежде всего, праздник и зрелище соотносятся как общее и частное, т.е. зрелище может быть и часто является одним из элементов праздника, в то время как обратное исключено[70].
Важным отличием праздника от зрелища является отсутствие разделения людей на артистов и зрителей, или так называемой рампы. Затем, праздник не имеет строгих границ, в то время как зрелище всегда вписывается в определённую сценическую площадку и локализуется чёткими границами. Праздник также предполагает одновременное присутствие многочисленных очагов действия, а массовое зрелище сосредоточивает внимание на одном, определённом объекте, имеющем в данный момент решающее значение[71]. По словам Д.М. Генкина, «праздник представляет собой сумму разнообразных акций, заключённых в единовременные рамки»[72].
В настоящем параграфе мы будем использовать данное понятие в узком значении.
Праздничная сфера жизнедеятельности является важнейшей основой существования человека и общества, начиная с первобытности. Многие исследователи относят праздники в первичным формам человеческой культуры, возникающим и существующим параллельно с материальной деятельностью и искусством[73]. Во временном отношении общественная и культурная жизнь любого общества представляет чередование двух основных фаз: повседневной (будничной) и праздничной[74]. При этом праздник есть антитеза будней, проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от будничной. Как указал М. Элиаде, человек ощущает психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и погружаться в особое время, которое происходит на праздниках[75]. «Праздник – это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее радостное настроение. Его характерная черта состоит в том, что жизнь в его пределах организуется «не так, как обычно»»[76]. Говоря словами М. М. Бахтина, праздни – это «сама жизнь, но оформленная особым игровым образом»[77].
Праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в культуре. Каждым новым поколением он воспринимается как неотъемлемая часть устоявшегося жизненного распорядка, унаследованного от предков. Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды, ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни. В связи с этим праздники выполняют ряд важнейших социально-значимых функций, которые позволяют обществу сохраняться, развиваться и отстаивать собственную самобытность. Одновременно с коллективистскими жизненными ценностями, праздник реализует и личностные потребности и ценности каждого участника праздника. Поэтому в сохранении праздничной культуры заинтересовано как общество в целом, включая государство, так и каждый член этого общества, т.е. каждый из нас.
Праздник активизирует духовную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от будничных обязанностей, проявляются и актуализируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данной культуры и этапа её развития. С понятием праздника связывается не просто отдых от работы, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности[78], который предварительно намечают, готовятся к нему и особым образом переживают.
Праздник эстетически организует и переоформляет время человеческой жизни, внося в неё элементы полноты, удовлетворения и гармонии и как бы соизмеряя её жизнью общества в целом и с жизнью природы. Через напоминание и воспроизведение важных событий, обновление ценностей, связанных с ним, праздник выступает транслятором и интегратором ценностей, заложенных в духовном опыте своего народа, выполняет роль механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение.
Одновременно с этим праздник выполняет и служебную роль, навязанную социально-классовой системой и ориентированную на реализацию своих собственных интересов, совпадающих с интересами власти[79]. Одним из неизбежных следствий этого является отражение в празднике существующих кризисных явлений в культуре данной группы. Они выражаются в отходе от давних ценностей, когда праздник превращается в собрание устарелых, архаичных обычаев или центр тяжести празднования смещается в сторону развлекательных элементов праздника[80].
По мнению исследователей, ценность и значимость праздника не сводится к культурным, социальным или психологическим аспектам. Праздник является не только феноменом культуры, он имеет онтологический смысл и может рассматриваться как одно из фундаментальных состояний человеческого бытия, как способ проживания бытия. Праздник представляет специфическую деятельность, некую жизненную, бытийную стратегию, особый экзистенциальный и метафизический опыт[81]. Как отмечал Р. Генон, праздник нельзя считать порождением или эксцессом будней, ибо он есть нечто, существовавшее до будней[82].
Сложность и многогранность праздника как явления культуры нашли своё выражение и в его социально-культурной многофункциональности. Среди них: объединяющая или интегративная, регулятивная, компенсаторно-рекреативная, культуротворческая и функция гармонизации бытия.
Важную роль имеет интегративная функция, поскольку праздник является средством поддержания и сохранения обществом или его частью (гражданами государства, народом, профессиональной, половозрастной или иной группой людей, семьей и др.) своей самостоятельности, уникальности, порождает коллективное чувство, укрепляет чувство причастности, принадлежности к целому. «Праздник, как по своему существу, так и по формам – явление коллективистское, – подчеркивает К. Жигульский. – Он в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно – коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей»[83]. Немаловажным элементом интеграции является присутствие в рамках праздника традиций благотворительности, милосердия, помощи всем тем людям, которые в ней нуждаются.
Интегративная функция реализуется через ряд «служебных» по отношению к ней функций: ценностно-мировоззренческую, коммуникативную, инкультурации и социализации личности.
Ценностно-мировоззренческая функция, в т.ч. идеологическая, обусловлена связью праздника с миром идеалов и основных ценностей человеческой общности.Праздник относится к первичным явлениям культуры и активизирует духовную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от будничных обязанностей, проявляются и актуализируются основные ценности, характерные для данной культуры и придающие смысл человеческой жизни. С понятием праздника связывается не просто отдых от работы, а время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности, который предварительно намечают, готовятся к нему и особым образом переживают. «Участие индивида в праздновании, – указывает К. Жигульский, – является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения ее культурных ценностей»[84].
Отмеченная связь праздника с миром идеалов и основных ценностей человеческой общности постоянно используется властью для навязывания своей идеологии, верований, ценностей. Особенно зримо это в поворотные эпохи (например, в эпоху Петра I, после революции 1917 года, в настоящее время).
Идеологическую функцию не следует рассматривать как эпизодическую и всегда разрушительную. Она – неотъемлемый атрибут праздничной обрядности в любом государстве. Именно государство в лице государственных и различных негосударственных учреждений науки и культуры разрабатывает и внедряет в общество общегосударственные (официальные) и многие другие праздники и обряды, которые способствуют консолидации (интеграции) общества и его отдельных групп.
Коммуникативная функция проявляется в том, что праздник удовлетворяет потребности в связи с другими людьми. В ходе праздника возникают такие формы общения, как эмоциональное и интеллектуальное, личное и межличностное, недостижимые в таких масштабах и разнообразии форм в повседневной культуре. Как указывает Я.П. Белоусов, праздник с его атмосферой приподнятости, веселья можно рассматривать как «весьма удачный инструмент развития человеческого общения»[85].
Важную смысловую нагрузку выполняет функцияинкультурации и социализации личности. Праздник помогает осваивать мир культуры, начиная с освоения семейных традиций и переходя к постепенному ознакомлению с ценностями, принятыми и являющимися важными в данной культуре. Праздник есть время особенно интенсивной социализации личности, которая в этот период получает возможность участия как в подготовке, так и в проведении праздника. «Праздник представляет собою такую фазу коллективной жизни, в которой индивид гораздо больше, чем в обыденной жизни, публично проявляет свое единство с группой и ее ценностями»[86].
Важно отметить, что признание культурных ценностей коллектива (группы) приводит к формированию не только коллективной, но и индивидуальной идентичности, что выражается в важности праздников так называемого жизненного цикла[87].
Интегративная функция праздника действует в строго очерченном пространстве, задаваемом регулятивной функцией. По сути дела, регулятивная функция является дополнением-парой интегративной. Праздник, транслируя духовный и нравственный опыт прошлого и настоящего, ограничивает его рамками ценностей, норм и морали собственной культуры, включающей не только универсальный, общечеловеческий, но и локальный, частный опыт одного из многочисленных социокультурных сообществ людей. Как и интегративная, регулятивная функция реализуется через посредство ряда «служебных» функций: ценностно-мировоззренческой, морально-этической, воспитательной, инкультурации и социализации личности.
Это достигается в том числе публичными презентациями и другими действиями выдающихся представителей общества, дающих примеры безупречного служения обществу и высших человеческих качеств, демонстрацией крупных достижений производственных, научных, спортивных и иных достижений коллективов. Этому служат и элементы сатиры и юмора, которые позволяет исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния, и т.д.
Праздниквыполняеттакжекомпенсаторно-рекреативную функцию, которая реализуется главным образом черезэмоционально-психологическую и морально-этическую «служебные» функции. Некоторые исследователи связывают при этом компенсаторную функцию праздника с удовлетворением социопсихологических, а рекреативную – биопсихологических потребностей[88]. Это может быть компенсация дефицита впечатлений, событийной бедности жизни, социально-психологическая разгрузка после длительного и монотонного периода жизни, снятие напряжения и восстановление физических и психических сил. Праздник возмещает невозможные или даже запретные в будни удовольствия, получаемые от еды, питья, музыки и др. «Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность сами по себе без домысливания их значения есть ценность жизни»[89], – указывает Н.Ф. Максютин. Сюда же можно отнести и снятие многих социальных барьеров на время праздника.
Праздник реализует через посредство познавательной, созидательной и эстетической «служебных» функций и так называемую культуротворческую функцию, поскольку с праздником как фазой культурной жизни связана значительная часть творчества людей. Среди них – праздничные обычаи, обряды и ритуалы, всякого рода шествия и инсценировки, словесные формулы и жесты, праздничные магические действия, гадание, игры и забавы, музыка и праздничные танцы, вокальные и инструментальные произведения, песни, живопись, графика, скульптура, изготовление кукол, масок, а также ритуальная и праздничная кухня, костюмы и др.[90].
Наконец, можно утверждать, что праздник реализует также функцию гармонизации бытия (реализации идеальной жизни, функция «чуда»)[91]. Это происходит через действие эмоционально-психологической, морально-этической, эстетической «служебных» функций.
Некоторые учёные полагают, что праздник даёт человеку лишь иллюзию идеальной жизни, её имитацию, где реальность подменяется иллюзорным способом исполнения желаний[92]. Однако это не так: иллюзию проживания даёт зрелище, виртуальная игра, где человек пассивен, а не праздничное соучастие.
В празднике человек больше чем он есть, он выходит за рамки своей сущности. Праздник дарует человеку свободу, возможность удовлетворения своих и чужих желаний. Он освобождает человека от царства необходимости. Праздник открывает человеку удивительный мир чудес, где нет ничего невозможного. Вершиной праздника является достижение его участниками экстатического состояния. Особая эмоциональность праздника создает условия, когда реальное и фантастическое легко меняются местами[93]. Правда, эта гармония жизни продолжается краткий миг, после чего вновь наступают будни, которые утверждают иллюзорность в достижении вечного идеального мира.
Вероятно, подобное отношение к празднику обусловлено доминированием в нём бессознательно воспроизводимых по традиции действий и слабо систематизированного социально значимого духовно-практического опыта прошлой жизни, который «не может быть рационально осмыслен и, следовательно, послужить исходным моментом для сознательного, критического отношения и к данному опыту и вообще к прошлой социальной действительности»[94]. Данная особенность праздничного сознания участников не является случайной. «Рационально-мыслительное отношение ко всему тому, что свершается в момент праздничного акта, вероятнее всего, – указывает А.И. Мазаев, – привело бы к исчезновению праздника, во всяком случае решительно изменило бы всю его, построенную на эмоциональных нюансах, атмосферу. Рефлектировать в ситуации праздника всегда считалось и считается до сих пор как бы неуместным»[95].
Как и любое социально-культурное явление, праздник является «живым» организмом, который развивается во времени и пространстве, отражая происходящие в обществе изменения. Изначально в понятии «праздник» отражаются две семантические традиции: 1) как праздное времяпрепровождение, ничегонеделание, безделие (южнослав. и рус. яз.), 2) как святое (от слов «свято», «святок»), сакральное время (западнослав., укр. и белор. яз.). В традиционном обществе обоим признакам – запрету на обычную работу и святости праздника – приписывается большой смысл. Нарушение запрета на работу считается грехом, а святость праздника, поддерживаемая религиозными канонами, служит главным основанием почитания праздника и оправданием соблюдаемых запретов.
Праздность имеет символический и сакральный смысл, что позволяет различать «праздник» и «выходной»[96]. Праздник изначально и по смыслу не является «выходным». Более того, как только праздник становится для человека только выходным, он тут же исчезает[97].
Связь сакральности и праздника в его архаических формах настолько обязательна, что можно сказать следующее: сакрально всё, что связано с сутью праздника, с его ядром. При этом следует помнить, что в это время существовали и мирские (светские, профанические) праздники (правда, они тоже были связаны с сакральными ценностями данного коллектива, с его сакральной историей), а также внутри религиозного праздника как сакрального целого можно выделить мирские фрагменты (иногда параллельные сакральному ядру праздника)[98].
Современные праздники в значительной степени утратили свой семиотический статус, приобретя главным образом развлекательно-рекреационный характер. Во многом следствием этого является сегодня принципиально новая ситуация и с границами праздника, которые уже не столь чётко отделяются от будней. Данные изменения праздника единодушно констатируются всеми учеными, несмотря на разные трактовки причин и оценки произошедших изменений (об этом см. ниже).
Праздничный сервис как вид социально-культурных услуг вырастает и формируется из профильной, т.е. праздничной, сферы культуры в Новое время, на базе традиционных праздничных практик. В основе появления праздничных услуг лежит общественное разделение труда, выразившееся в появлении особой профессиональной группы организаторов празднеств и артистов. Другой, еще более важной особенностью праздничных услуг, которую можно назвать сущностной, является их коммерческий характер.
Зачатки этого явления мы наблюдаем уже в поздней первобытности (появление шаманов, жрецов), более развитые формы (религиозные церемонии, мистерии, спортивные и другие мероприятия) с участием профессионалов – в эпоху древних цивилизаций и средневековья, особенно позднего (XV-XVI вв.).
По сути, в эпоху традиционного общества можно выделить два этапа организации и проведения праздников. Первый, свойственный первобытной эпохе, отличается исключительно самодеятельным их характером и отсутствием профессионалов (даже шаманы являлись только исполнителями определённых традиционных мировоззренческих представлений и установок). С возникновением государства мы наблюдаем переход ко второму этапу организации и проведения праздников, связанному с появлением профессионалов.
Формирующееся в это время духовное сословие – настоящие профессионалы-организаторы и важные действующие лица празднеств – создает сложные системы ритуализации религиозных праздничных действий (важной формой фиксации этих знаний становится письменность и изображения). С другой стороны, уже на ранних стадиях эпохи цивилизации наряду с многочисленным духовным сословием возникает сравнительно небольшая группа артистов, музыкантов и организаторов, создававшая светские зрелища и обслуживавшая главным образом элитарный слой общества, а во время праздников – и более широкие группы населения. Яркой иллюстрацией этому могут служить древнеримские праздники с их многочисленными зрелищами на суше и воде, а также позднесредневековые городские праздники с нередкими многодневными мистериями.
Подобное сочетание религиозных и светских профессиональных начал в подготовке и проведении праздников обнаруживается и в Новое время. Важной чертой этого этапа создания праздника, имеющей продолжение и впоследствии, является высокая степень самодеятельного участия населения (прежде всего, в праздниках на религиозной основе). В то же время, характерной особенностью второго этапа является доминирование профессионалов от религии над светским направлением.
Третий этап организации и проведении праздников открывает Новое время с его просветительской идеологией. Застрельщиком этого движения стала Западная Европа, которая обогнала Россию в этом направлении. Уже в эпоху Возрождения многие выдающиеся творцы (Леонардо да Винчи и др.) оказывались главными устроителями дворцовых праздников в Италии и Франции. Во времена Великой французской революции организатором праздников был художник Луи Давид. В Германии в подобной роли выступал И.В. Гете. В России основоположник профессионального театра, Ф. Волков был устроителем праздничных театрализованных представлений в эпоху Екатерины II[99].
Особенностью этого этапа организации и проведения праздников является то, что параллельно с традиционными праздниками и церемониями, носившими целиком сакральный характер или включавшими в качестве важного элемента религиозный аспект и основывающимися в немалой степени на самодеятельной инициативе, складывается равноценная светская праздничная культура с профессионалами-организаторами и исполнителями, живущими отчасти или полностью за счёт этой деятельности.
Следует указать на то, что характерной чертой деятельности любителей и профессионалов в праздниках является её творческий характер, ориентирующийся в том числе на режиссёрское и собственное понимание и чувствование материала. Однако в традиционном обществе творческое начало сдерживалось и ограничивалось рамками религиозного мировоззрения и традиционных норм. В светских представлениях Нового времени подобные ограничения были менее существенными, поэтому могли носить более новаторский характер, отходящий от предшествовавших традиций. Обычно светски ориентированные профессионалы извлекают из традиционной праздничной культуры праздники, чаще отдельные элементы и воспроизводят различные трактовки этого материала, а порою создают полностью новые праздники. Правда, и в этом случае творчество находится в тесной зависимости от заказчика и потребителя.
Важной точкой этого процесса стала Франция эпохи Великой Французской революции конца XVIII века, светские праздничные традиции которой стали постепенно распространяться по всему свету. Вспомогательной линией развития светских праздников в Новое время стали элитарные, в том числе семейно-личностные праздники.
Однако настоящую зрелость индустрия организации и проведения празднеств получает только в XX веке, особенно в эпоху постиндустриального общества. Это последний, четвертый этап эволюции создания праздника, отличительными чертами которого является главным образом светский характер праздников и развитая система предоставления профессиональных праздничных услуг, в том числе «праздников под ключ», которая охватывает не только сферу общих и групповых, как раньше, но и семейно-личностных праздников.
Если проиллюстрировать этапы организации и проведения празднеств в России, то получаем следующую картину. Догосударственный период следует отнести к первому этапу. Период с момента создания Киевской Руси (особенно с момента крещения Руси) до конца XVII в. – ко второму этапу. Начиная в эпохи Петра I до 1980-х гг. Россия находилась в целом в рамках третьего этапа организации и проведения праздников. При этом в XVIII – нач. XX в. светская линия праздников ограничивалась главным образом столицами и крупными городами. После Октябрьской революции, даже по сравнению с передовыми зарубежными обществами, эта линия развития праздников стала в России господствующей.
Тем не менее, мы по-прежнему находились на третьей ступени, поскольку сфера празднично-обрядовых услуг в России была в значительной мере обусловлена выполнением государственно-политических задач, ориентированных на общество в целом и его группы (профессиональные, половозрастные), а не на конкретную личность.
С 1960-х гг. праздничная обрядность была дополнена рядом важных общественных и семейных форм, однако лишь в начале 1990-х гг. произошло качественное изменение сферы празднично-обрядовых услуг. По сути, мы вступили в новый, четвертый этап развития праздничной сферы. Начиная с этого времени, празднично-обрядовые формы стали в большей мере ориентироваться на реальные запросы людей, а не на теоретические модели потребностей идеального человека, на признание активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятора сферы досуга и отдыха. Происходившие изменения хорошо видны в изменениях официальных названий сферы услуг: вначале «культурно-просветительная», «культурно-досуговая», затем «социально-культурная» деятельность и, наконец, «социально-культурный сервис».
Таким образом, по сравнению со многими другими сферами услуг, например, гостиничным, общественного питания, отчасти зрелищным сервисом, существовавших в достаточно развитом виде уже в эпоху древних цивилизаций и средневековье, складывание достаточно цельной системы праздничных услуг, носившей светский характер, происходит только, в XVIII – начале XX в. При этом праздничные услуги ограничивались только одной из групп праздников, так называемых – общих. Причем, праздничные услуги охватывали не весь праздник, а его отдельные элементы.
Например, у русских к числу таких праздников с участием артистов относились крупные и средние ярмарки, а также традиционные народные праздники в столицах, губернских и уездных городах, прежде всего Масленица, Пасха и Троица. Значительное развитие получили на этих праздниках элементы, примыкающие к социально-культурным услугам: сфера общественного питания (на открытом воздухе), прежде всего кондитерскими и хлебо-булочными изделиями, а также торговля игрушками.
Самым распространённым социально-культурным элементом праздничного сервиса в России XIX в. являлись балаганные[100], цирковые представления и различные спортивно-развлекательные и развлекательные аттракционы. Остальные элементы праздника – церковная служба, гощение, отчасти праздничный стол и гулянье – сохраняли традиционный вид и основывались на самодеятельности и самообслуживании.
Главенствующей формой в области социально-культурных услуг в XIX-нач. XX в. выступала частная инициатива. Она была представлена главным образом разнообразными мелкими и средними предприятиями (балаганами, цирками, зверинцами, аттракционами), владельцы которых занимались этой сферой деятельности в рамках сезонного промысла или постоянного ремесла. Подобные предприятия постоянно передвигались с места на место, арендуя у городских (реже сельских) властей площадки под постройку временных сооружений для своих выступлений во время ярмарок и праздников. Как правило, основу коллектива (порою, и весь состав) такого предприятия составляли родственники (часто – родители с детьми). Глава семьи выступал обычно в качестве руководителя. Они выполняли все виды работ: ведение юридических и финансовых дел, артистические функции, административные обязанности (кассира, распорядителя), приглашение посетителей, хозяйственные работы (установку балагана, уборку помещения, поддержка освещения и т.п.).
Балаганы работали весь день до вечера, причем дневные нередко делались короче, чем вечерние. По словам Дмитрия Альперова, представления в балагане его деда в XIX в. бывали дневные, более короткие, длящиеся по 25-30 минут – для приехавших на базар крестьян, и вечерние, длящиеся по 40 минут – для горожан[101].
Согласно воспоминаниям И.А. Зайцева, в достаточно крупном предприятии – цирке-балагане братьев Никитиных в 1870-х гг., включавшем 16 артистов, 6 музыкантов и 5 человек технического персонала, работа на каждом месте длилась от двух недель до месяца и состояла из 18 сеансов в день по 15 минут каждый[102].
Карусели, по выражению одного из исследователей, были «близким родственником» балагана. Нередко содержатель каруселей был одновременно и владельцем «потешного представления» (балагана). «Иногда карусель ставилась в самом центре балаганов и представляла из себя как бы одно неразрывное с ним целое. Программа балагана заманивала публику на карусель, карусель, в свою очередь, притягивала публику к балагану»[103].
Другой формой организации социально-культурного сервиса являлась частная инициатива купцов-подрядчиков, выполнявших «подряды», т.е. заказы по праздничному оформлению, аттракционам и другим видам «увеселений» со стороны органов городского управления или частных лиц. Как правило, такие организаторы-подрядчики занимались организацией и проведением социально-культурных услуг наряду с другими, более прозаическими видами деятельности. Иллюстрацией к сказанному выступают рассказы И. С. Шмелева (1873-1950) об отце, С. И. Шмелеве, который в последней трети XIX в. занимался подрядами в Москве: гонял плоты с дровами и лесом, барки с товаром, строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, строил и организовывал работу масленичных ледяных гор, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинским. Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника А. С. Пушкину[104].
В последней четверти XIX в. ситуация значительно изменилась. Наряду с семейными и другими небольшими полуродственными предприятиями некоторое распространение получили и достаточно крупные. Наряду с артистами и администраторами, они могли иметь художников, режиссёров, (любопытно, что эти должности нередко совмещались), хозяйственные должности (уборщики, сторожа, осветители и т.п.). Многие артисты были приглашёнными. Владельцы многих подобных заведений уже не являлись, как прежде, артистами, а представляли собой тип антрепренёра-предпринимателя, слабо разбирающегося в профессиональных тонкостях находящихся под его началом артистов и заботящегося прежде всего о коммерческой выгоде. Например, один из крупнейших содержателей балаганов в Петербурге В. М. Малофеев был владельцем бань и лесных складов (дач). Поначалу он отпускал тёс для строительства балаганов, но потом понял, что эксплуатировать балаган выгоднее, и стал антрепренёром. Слабое отношение к сфере искусства имел и владелец ведущего в российской столице балаганного театра «Развлечение и польза» А. В. Лейферт, который одновременно являлся владельцем типографии и ссудной кассы[105].
Центральной творческой фигурой такой организации становится режиссёр, на данном этапе нередко совмещавший и функции художника. Таким, в частности, был А. Я. Алексеев-Яковлев в балаганном театре А. В. Лейферта, начавший свою творческую карьеру в 1879 году и ставший мастером в области феерий, шествий, живых картин и апофеозов[106]. Балаганные артисты вербовались, как и прежде, из числа ремесленников, мелких торговцев и отставных солдат. Работа артистов была нередко сезонной. Как указывает Ю. А. Дмитриев, статисты и комики зимою обычно работали слесарями, медниками, столярами, а в весенне-летне-осенний период, обычно с Масленицы, начинали работать в балаганах[107].
Иногда артистическая работа велась круглый год, но при этом она получала другую направленность. Иллюстрацией к сказанному является деятельность цирка-балагана братьев Никитиных. Уже в первый период, в 1870-х гг. их предприятие было достаточно крупным, однако полной труппой балаган работал только в весенне-осенний период. По воспоминаниям члена труппы, И. А. Зайцева, зимой балаган закрывался, «и мы втроем – мать Никитина, я и шарманщик – отправлялись с театром марионеток в низовья Волги. Так же поступали и остальные члены труппы»[108].
Только в конце XIX – начале XX в. работавший по преимуществу в российской провинции цирк братьев Никитиных получил круглогодичную деятельность, при этом перемещаясь на юг или север, в зависимости от сезона. Зимний сезон цирк начинал в Тифлисе, затем в Баку, весною морем переезжал в Астрахань, а затем плыл вверх по Волге и останавливался в Царицыне, Самаре, Саратове и, наконец, в Нижнем Новгороде. После окончания Нижегородской ярмарки в сентябре он переезжал в Иваново-Вознесенск. После этого цирк повторял свой цикл[109].
Важной формой организации праздничных мероприятий общегосударственного значения в XVIII – начале XX в. выступал государственный заказ, который в отличие от региональных или местных мероприятий, включал как обязательную часть «сервисное» сопровождение праздника. Выступавшие инициатором и заказчиком центральные органы власти (в XIX – начале XX в. таковым выступало обычно Министерство императорского двора») занимались планированием и оплачивали важнейшие развлекательные мероприятия праздника и его исполнителей. Таким образом проводились, например, начиная с Екатерины II, народные гуляния на коронационных торжествах российских императоров. Создававшаяся при Министерстве группа («Особое установление»), включавшая руководителя, архитектора и чиновников особых поручений, ведала вопросами составления общего плана и программы народных увеселений, производством строительных работ, определяла количество угощаемого народа при народных гуляньях, а также обеспечивала порядок и организацию санитарного надзора[110].
Иллюстрацией к сказанному являются устроенные в 1883 и 1896 годах гулянья на Ходынском поле по случаю коронационных торжеств в связи с восшествием на престол Александра III и Николая II. Организатором творческой части первого из этих праздничных гуляний был известный антрепренёр М. В. Лентовский, второго, по образцу предшественника – министерские чиновники и группа владельцев и арендаторов театров и различных аттракционов.
Государственная форма «сервисной» организации праздничных мероприятий стала единственной с 1930-х до конца 1980-х гг. в Советском Союзе. Причем, государственные учреждения социально-культурной сферы обслуживали теперь не только общегосударственные мероприятия, но и мероприятия областного и местного масштаба. Появилась развитая сеть специальных учебных (средних и высших) и производственных заведений (отделы/комитеты культуры, дворцы культуры, поселковые и сельские клубы и пр.), которые готовили специалистов по организации и проведению праздников и предоставляли им работу. Достоинствами подобной модели организации и проведения праздников являлся всеобъемлющий охват населения различными формами праздничной обрядности, достаточно высокий уровень профессионального мастерства организаторов, артистов и широкий размах самодеятельного творчества.
В то же время подобной системе организации работы были свойственны недостатки, в основе которых было чрезмерное администрирование и контроль за работой творческих коллективов, необходимость следования в русле идеологии и политики правящей коммунистической партии и отсутствие экономических стимулов для развития новых творческих форм и методов работы с населением, являвшимся потребителем праздничных услуг. Несмотря на некоторую корректировку работы в 1980-е гг. (возможность предоставления на коммерческой основе так называемых дополнительных услуг населению и кооперативных предприятий), лишь в 1990-х гг. происходит возврат к частным формам организации праздников и обрядов.
В настоящее время присутствуют как государственные, так и различные негосударственные формы учреждений и организаций, занимающихся подготовкой и проведением разнообразных праздничных мероприятий. Они используют для этого как государственные источники финансирования самых различных уровней (федерального, регионального, местного и т.д.), так и частичное государственное, а также корпоративное и частное финансирование. Первые источники финансирования доминируют в организации общегосударственных, региональных и местных праздников, вторые – разного рода групповых (профессиональных, корпоративных, семейно-личностных) праздников. Подготовка специалистов сферы социально-культурного сервиса переросла в последние десятилетия отраслевые рамки, ограниченные ранее министерством культуры, и осуществляется теперь во множестве колледжей и университетов. Только в Санкт-Петербурге насчитывается около десяти вузов, в которых готовят в том числе и специалистов в области организации праздников и развлечений.
Что касается ассортимента и особенностей предоставления социально-культурных услуг на светских праздниках прошлого и настоящего, то, несмотря на некоторое сходство, они разнились в зависимости от эпохи, страны, величины и специфики праздничного мероприятия.
К примеру, праздничные увеселительные развлечения и аттракционы имели наибольшее разнообразие и размах на крупных праздниках, где скапливались большие массы народа. В XIX – начале XX в. здесь были и театр, и цирк, и зверинец, кукольные представления, карусели, раек, выступления шарманщиков, продавцов «счастья», лотереи и др. На средних по размаху праздниках набор увеселительных развлечений в основном сохранялся, но он становился несколько бедней по содержанию. Наконец, на небольших сельских праздниках этого времени число увеселительных услуг сводилось к минимуму (карусель, поводырь с медведем, шарманщик и т.п.) или они отсутствовали вообще[111].
Так, например, устроенный в Москве в 1822 г. по проекту архитектора Ешевского на месте Земляного вала между Смоленской и Кудринской (теперь – Восстания) площадями праздничный городок, включал 13 балаганов (амфитеатров), 4 катальных горы, 2 карусели и 31 палатку для торговли. По левой стороне от Смоленской площади возвышались качели, карусели, простые и с музыкой; далее шли балаганы, где давались кукольные представления и показывали дрессированных собак. Ближе к Кудринской площади стояли два-три больших балагана, зверинец и цирки[112].
На крупнейших в стране масленичных гуляньях – на Марсовом поле в Петербурге – во 2 половине XIX в. работали четыре-пять крупных, более двух десятков средних и мелких театров и балаганов, многочисленные палатки петрушечников, катальные горы, качели и карусели, а также многочисленные «лари с берлинскими пышками, киоски с бакалеей и галантереей»[113]. Многие из них (кроме ледяных гор) оставались работать и на Пасху, с той оговоркой, что в это время вместо части мелких балаганов появлялось большое число уличных артистов.
Начиная с начала XX в., происходит значительное обеднение праздничных площадей и гуляний, что было вызвано «оседанием» и «пропиской» многих видов социально-культурных предприятий на чётко определённых местах. Начало этому процессу положили столицы, затем это распространилось в регионах, и всё реже и реже выездные труппы радовали провинциальных потребителей социально-культурных услуг. Вместо них более широкое распространение вновь получают различные уличные шествия, манифестации, а также сценарные идеи, имевшие место при организации светских официальных праздников XIX – начала XX в.
Особенностью этих праздничных мероприятий являлся больший акцент на уличные, бесплатные формы презентации – под открытым небом, и больший ассортимент бесплатных аттракционов, часто с призами для победителей, что усиливало к ним интерес. Примером таких официальных праздничных мероприятий являются программы народных гуляний на Ходынском поле в 1883 и 1896 гг. по случаю коронации Александра III и Николая II, о которых упоминалось выше.
В гуляниях 1883 г. присутствовало аллегорическое шествие «Весна-Красна», феерия «Иван-царевич», инсценировка старинной русской свадьбы и торжественный апофеоз «Взятие в плен Шамиля». На гуляньях действовал также цирк братьев Никитиных и ряд других аттракционов[114]. Сходная культурно-развлекательная программа была заявлена (из-за трагедии – произошедшей давки она не была полностью осуществлена) и в дни коронации Николая II. Программа включала театральные и цирковые представления на открытых сценах: «Руслан и Людмилу», «Конек-Горбунок», «Ермак Тимофеевич, или Завоевание Сибири», театр Владимира Дурова с его животными, русский цирк братьев Никитиных, многочисленные эстрадные площадки с гармонистами, балалаечниками и др., различные аттракционы и т.п.[115]
В советский период первоначально доминировали различные формы массовых театрализованных уличных шествий, дополнявшиеся митингами и театральными постановками под открытым небом. Во 2-ой половине XX в. театральные постановки уступили свое место праздничным гуляниям, с эстрадными площадками, аттракционами и др., сохраняясь только в дни юбилейных торжеств (50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 50-летие СССР, и т.д.). Подобная ситуация характерна и при проведении современных праздничных мероприятий.
Что касается ассортимента праздничных услуг отдельно взятого социально-культурного предприятия, то одной из характерных черт социально-культурных услуг, предоставляемых малыми и средними предприятиями в XIX — начале XX в., являлось нередкое отсутствие строгого видового разделения номеров, т.е. смешение цирковых, музейных, театральных, хореографических, песенных и др. жанров. Например, по воспоминаниям Дм. Альперова, в балагане его деда в 1860-70-х гг. в качестве артистов выступали сам дед, а также отец и сын Емельяновы. Первый выступал в качестве жонглера, фокусника и танцора («танец на лопатке»), второй – «глотателем огня», гармонистом и балалаечником с припевками, третий – акробатом («человек без костей») и танцором[116].
Отец знаменитого дрессировщика зверей В. Филатова в детстве работал в небольшом балагане в Вологде, где хозяин демонстрировал публике сросшихся телами ягнят, великана и карлицу, а также номер «даму-паука», в роли которой выступала жена владельца балагана. В начале 1900-х гг. в программе небольшого балагана И. Л. Филатова было два отделения: в первом шла цирковая программа, во втором – пантомимы на различные библейские, исторические, комические, сказочные и волшебные сюжеты[117].
То же самое мы видим в небольших и средних петербургских балаганах. «На балконах мелких балаганов театров, расположенных по второй и третьей линиям, – рассказывает А. В. Лейферт, – выступали диковинные артисты, зазывавшие к себе зрителей обещаниями показать чудовищные, необъяснимые явления природы: теленка о 5 головах, американку-геркулеску-огнеедку; жену и мужа – великана и карлика, девицу Марию, самую толстую и колоссальную, показываемую в первый раз в России; феномена, глотающего горящую паклю; факира, безболезненно протыкающего себя саблей в разные части тела и т.п.»[118].
В крупных театрах и цирковых предприятиях подобное смешение присутствовало, но в меньшем объёме. Более узкая специализация была характерна и для различных аттракционов: каруселей, качелей, силомеров, шестов для лазанья и др. Хотя и здесь на двухярусных каруселях на перилах балкона обычно находился зазывала – «дед, весельчак и балагур», который вступал в шутливый диалог с толпой, а нередко и другие артисты, исполнявшие различные номера и привлекавшие внимание зрителей к карусели[119].
XX век, с его демократизацией, всеобщим образованием и дальнейшим общественным разделением труда привёл нас к новой модели предоставления праздничных услуг. В основе её лежит профессионализация и строгое видовое разведение праздничных программ на театральные, эстрадные и др. Затем, по сравнению с предшествующим периодом, мы видим некоторое обеднение праздничного уличного гулянья за счеё «ухода в закрытые помещения» ряда социально-культурных предприятий (театров, цирков, музеев). Наконец, происходит снижение семиотического статуса праздника за счёт доминирования развлекательно-рекреационных функций.
Вместе с тем, особенно в последней четверти XX в., мы видим серьёзный рост объёмов праздничных услуг, выросших за счёт групповых праздников – профессиональных, корпоративных, семейно-личностных, которые также стали полем деятельности организаторов-профессионалов.
Как показывают исследования, модификация праздника в современном обществе выражается в разнонаправленных тенденциях. С одной стороны, современная праздничная культура расслоилась и резко дифференцировалась. Произошло явное изменение ценностных ориентаций, с одновременным существованием множества субъектов, формирующих «свои» культурные автономии[120]. В итоге уменьшается степень формализации праздничной процедуры и происходит своего рода символическая приватизация индивидуумами коллективных праздников.
С другой стороны, являясь звеном информационного обмена, праздник участвует в процессах глобализации, способствуя распространению новых культурных практик и новых стандартизированных моделей поведения[121]. Как следствие, важной тенденцией современной праздничной культуры является тенденция глобализации праздников, взаимовлияние праздничных культур всех народов мира. Яркий пример этого демонстрирует российская праздничная культура, в которой важное место занимают контакты с европейскими обычаями и традициями, выразившиеся в праздновании Хэллоуина, католического Рождества, дня св. Валентина и др.
Важнейшим фактором, определяющим развитие праздничной культуры в современных условиях, является её прагматическая сторона, выражающаяся в коммерциализации праздников. Другим следствием расширения прагматики праздника стало возрастание, нередко переходящее в доминирование, рекреативных функций за счёт уменьшения сакрального ядра. Многие исследователи указывают на то, что сегодня, «в условиях переоценки ценностей и нестабильности духовно-нравственных основ, существует опасность утраты праздником свойственной его природе миросозерцательной сущности, подмены праздничного события интересами рекламы и PR»[122].
Многие факты свидетельствуют о том, что бытие в современном празднике сведено к его декоративно-развлекательным, зачастую культурно-бесплодным формам и характеризуется расшатыванием связей со смыслообразующими ценностями, деструкцией его экзистенциальной сущности[123].
В современном социокультурном пространстве возникает новое соотношение праздничного и будничного (повседневного), которое характеризуется размыванием границ между праздничностью и будничностью. Сегодня происходит тотальная бытийная экспансия «праздничного» в мир повседневности. В результате размывания границ праздник как особая форма деятельности теряет свою специфику в культуре.
Происходящие изменения в празднике нередко приписываются мыслителями современной культуре в целом, поскольку многие значимые сферы жизни человека – экономика, политика, религия, спорт и др. – в настоящее время приобретают черты зрелищности, театральности, игры, праздничности. Ф. Мюрэ провозглашает её «гиперфестивной эрой», а Р. Генон характеризует как эпоху «непрерывного и зловещего карнавала»[124]. Многие теоретики праздника называют современную культуру «тотальным праздником», карнавализацией или фестивизацией культуры.
Ряд исследователей усматривают в этом новый этап в развитии праздника. «Разнообразие на рынке “праздничного предложения” свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении», – указывает И.Н. Пронина[125].
Другие видят в этом деградацию современного праздника. На то, что современный человек владеет искусством проведения праздника «уже недостаточно хорошо» и что в подлинность праздников никто не верит, даже сами их участники, указывали в своё время К. Ясперс и Г.-Г. Гадамер. М. Хайдеггер усматривает причину происходящего в тенденции современного общества к свёртыванию пространства чисто человеческих отношений и ослаблению социально-смысловой функции праздника, являющегося проявлением человеческого[126]. По мнению М. А. Слюсаренко, вследствие утраты современным праздником связи со смыслообразующими ценностями жизни человека, он не отвечает сегодня экзистенциальному состоянию праздничности[127].
Несмотря на метафоричность обозначения современной культуры «тотальным праздником», налицо явное смешение понятий «праздника» и «праздничности». Последнее всегда связанно с праздностью и ориентировано на зрелище и развлечение. Как указывает А. И. Мазаев, в решении вопроса причастности праздника к идеалу совершенных человеческих отношений «скрыт критерий подлинности или, наоборот, мнимости праздника и его праздничности»[128].
В некоторой мере «фестивизации» современной жизни, особенно за рубежом, способствует также развитие событийного туризма, важной составной частью которого являются праздничные события в различных странах мира. Именно благодаря этому явлению получили вторую жизнь угасавшие или даже угасшие традиционные праздники во многих странах Зарубежной Европы, Азии и Америки.
Ярким примером подобных праздников являются многие карнавалы Европы (Венецианский, в Дубровнике, Мадриде, в Валенсии, в Ницце, Богемский) и Америки (в Рио-де-Жанейро, в Майами, Новом Орлеане и др.), важнейшие традиционные европейские праздники (Рождество Христово, Новый год, Богоявление, Пасхальная неделя, 1 мая, Ивановско-Петровский цикл, св. Мартина, св. Николая и др.), традиционные праздники народов Азии (Праздник фонарей, праздник дракона в Китае, Сонгкран в Таиланде, Дурга Пуджу в Непале, Тано в Корее и др.), а также ряд важнейших местных городских и сельских праздников.
Затем – важное значение приобрели так называемые Рождественские ярмарки, а также крупнейшие ярмарки мира (в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне и др.). Наряду с ними международное значение получили пивные и винные фестивали (Октоберфест, Мозеллевинефестиваль в Германии, греческих вин на Крите), фестивали цветов (Амстердам, Брюссель) и др.
Таким образом, оказание праздничных услуг имеет длительную историю развития, уходящую вглубь тысячелетий. В первобытную эпоху организация и проведение праздников основывались на самоорганизации, религиозной обрядности и самодеятельного творчества участников. С возникновением государства система организации праздников переходит на более высокий уровень, в котором важную роль начинают играть профессионалы-организаторы и исполнители. Первоначально, в эпоху традиционного общества, доминирующей линией в организации праздничных мероприятий становится жречество и церковь.
Начиная с Нового времени, наряду с этой линией формируется и утверждается новая самостоятельная – светская линия организации и подготовки праздников, действующими лицами которой становятся профессиональные гражданские организаторы и актёры.
В 1970-х гг., вместе с процессом постиндустриализации общества, происходит переход на новый, четвёртый уровень оказания праздничных услуг, основными чертами которого оказываются преимущественно светский характер праздников и дальнейшее расширение и углубление системы предоставления профессиональных праздничных услуг, включившую наряду с общими и некоторыми групповыми праздниками, все виды групповых, в т.ч. семейно-личностных праздников, и превратившуюся сегодня в обширную самостоятельную отрасль профессиональной деятельности.
Более того, праздник широко стал использоваться сегодня и как эффективная коммуникационная технология, как приём консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных и коммерческих идей. В последнем случае праздник как коммуникационная технология служит созданию и увеличению символического капитала компаний, брендов, персон. Наработанные принципы создания праздника сегодня используются как инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества.
С расширением новой сферы научного познания и практики встаёт вопрос о людях, которые будут представлять собой организаторов, обладающих сценарно-режиссёрскими и исполнительскими навыками, менеджеров, креаторов празднично-обрядовых событий и событийных туров, а также об их профессиональной компетенции при решении практических задач[129].
По мнению исследователей и педагогов высшей школы для успешной работы на этом поприще необходимо: 1) хорошо знать основные компоненты праздников прошлого, их символику, значение, смысл; 2) аналитическим и опытным путём примерять их к дню сегодняшнему; 3) искать и находить символические действия, составляющие зерно обряда, отвечающие умонастроению и психологии наших современников[130]. Иначе говоря, познание празднично-обрядовой культуры прошлого и современности и овладение навыками практической работы возможно только на основе изучения всего, что накоплено наукой и практикой к настоящему времени.
Важным аспектом этой работы является глубокое знание историко-культурных аспектов реализуемых в современной практике праздничных мероприятий. По сути, эти знания являются надёжной подушкой безопасности в практике работы специалиста-организатора праздников. Однако в реальной практике подготовки специалистов, отчасти связанной со стремлением к выпуску специалистов достаточно широкого профиля могущих найти работу, этот аспект нередко уходит на второй план по сравнению с изучением общей технологии организации мероприятия или овладением творческими основами сценарно-режиссёрской работы.
Первое превалирует в подготовке специалистов специальных событий, второе – в подготовке специалистов массовых мероприятий. В итоге получаем шаблонные мероприятия или уникальные праздники-развлечения, имеющие слабое отношение к истории и культуре не только того места, где происходит праздник, но и к российским реалиям.
Немаловажной причиной подобных практик является и огромный массив материалов по праздникам и обрядам, накопленных человечеством к настоящему времени, который сложно всесторонне и глубоко изучить в связи с лимитом часов, отведённых в учебном графике вузов. Поэтому главное внимание при изучении праздничных практик различных культур и народов отводится обычно самым общим понятиям и характеристикам. Даже в том случае, когда делается упор на какую-то одну или несколько конкретных праздничных практик, речь идёт обычно об общих чертах того или иного праздника, т.е. о моделях, а не о реалиях конкретного региона или места, которые различались многочисленными деталями, что и давало в итоге неповторимое «лицо» праздника.
Между тем для практиков «детали» праздников (в теории, это вопрос о соотношении «общего» и «частного» в праздниках) не менее важны (в реалиях сегодняшнего дня, возможно, даже более важны), чем знание общих схем праздников и обрядов, широко растиражированных многочисленными популяризаторами.
Важность обращения к «частному» (этническим, региональным, местным праздникам) диктуют сегодня и активно идущие процессы глобализации культуры. Для того, чтобы сохранить свое «лицо» в современном мире, важно заниматься активным освоением культурного «багажа», который мы наследовали от предшествующих поколений, как в традиционных, так и осовремененных формах. При этом новые творческие решения должны выглядеть достойно и не сводить праздничные традиции прошлого до образа ярмарочного балагана, отнюдь не представлявшего собой центральную линию народных праздничных традиций.
Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав
Источник статьи: http://lektsii.net/4-18391.html