Что такое праздник 4 класс орксэ

Урок ОРКСЭ «Календари и праздники» 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»

Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).

Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.

Скачать:

Вложение Размер
Урок ОРКСЭ «Календари и праздники» 39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Васильева Светлана Иннокентьевна

Класс: 4 « А» МБОУ « СОШ № 12»

УМК «Школа России»

Предмет : курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль : «Основы мировых религиозных культур»

Тема : «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»

Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).

Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.

На уроке решались следующие задачи:

  • предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
  • метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные — формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание ,память и творческое воображение, самостоятельность обучающихся при создании творческих работ.
  • Методы:
  • — компьютерного обучения,
  • — развивающего обучения,
  • — деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
  • — словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
  • — проблемного обучения,
  • — личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
  • -приемы ТРИЗ-технологии игра «Хорошо-плохо»

Основные термины и понятия : Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Пурим, Рождество, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение, Курбан-байрам, Пурим, Дунчод, Сагаалган.

  • мультимедийная презентация
  • иллюстративный материал
  • карточки с заданиями ,раздаточный материал,

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными источниками информации, интерактиная деятельность.

1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;

2 уровень – получение опыта переживания;

3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

— умение выбирать и систематизировать нужную информацию;

— умение применять полученные знания

— умение составлять связной текст

— умение вести исследование в группе

I. Организационный (Вступительное слово учителя.)

-Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха, ни пера. Что я вам пожелала? (Удачи) Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь .

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! «. На что добытчик обычно отвечал: «К черту! «. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести больше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя». Сегодня хочу вам пожелать, чтобы урок наш не удался и поставленной цели мы не достигли. К черту(ответ детей).Бдительность духов мы усыпили можно начинать.

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было подчинено обрядам и обычаям. Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть еще и праздничные обряды.

II. Мотивация учащихся к деятельности .

1. Самоконструкция ( самостоятельное первоначальное исследование по теме)

— Перед вами на парте лежат календари, рассмотрите листок календаря.

— Какие дни в них отмечены?

— Что мы делаем в праздничные дни?

— Какие бывают праздники? (Светские, личностные, семейные,общественные, спортивные, политические, государственные, детские, народные, национальные, профессиональные, групповые, партийные, религиозные)

2. Постановка учебной задачи . (слайд 2)

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о религиозных праздниках ).

Сформулируем тему нашего урока « Праздники в религиях мира ».

— Какая ассоциация у вас возникает при слове праздник ?(Слайд 3)

(Подбор ассоциаций к слову «праздник».)

— А подходят ли они к понятию религиозный праздник?

Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).

ПРАЗДНИК . День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь .

Учитель: Ребята, совпали ваши представления о празднике с тем, что предлагает словарь?

Игра «Хорошо – плохо» (Как вы думаете праздник это хорошо или плохо?) Ответы детей

А теперь давайте подумаем вместе, какова цель нашей работы?

В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

— проследить, как отмечают праздники в разных религиях

— что общего у них; — чем отличаются; -каково их значение.

— Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы : раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

-Скажите, ребята, а зачем нам надо это знать? Нужны ли нам эти знания?

(Нужны, чтобы быть осведомленным, знать, что происходит в обществе людей,в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.

–Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,исповедующих иную веру?(Чувства людей нужно уважать!)

III. Актуализация знаний и пробного учебного действия. (выявление мест затруднений) (слайд 4)

Учитель: Вспомните известные вам религиозные праздники.( Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.)

Проведём БЛИЦ-ТУРНИР. Я называю праздник, а вы кратко объясняете суть его. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатам будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.

*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)

*Рождество (родился Иисус Христос)

*Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови.)

*Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)

*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)

*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)

*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)

*Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)

*Ханука (еврейский праздник свечей)

*Вишакха-Пуджа Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)

*Троица (праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)

*Сагаалган (Новый год в буддизме.)

Итог Блиц-турнира выбор самого эрудированного.

IV. Информационный блок.

  1. Работа с текстом . Блиц-турнир нам показал,что о некоторых каком праздниках Вам недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет,энциклопедии,справочнике,газет,журналов,телевидения.)
  2. -Из какого источника будем добывать знания сегодня. ( учебник, раздаточный материал ) Класс делится на 4 группы . Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие религиозные праздники существуют. Договорится, кто будет из группы рассказывать классу о прочитанном.

Помните-важно не только самому выполнить задание, но ещё и помочь товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.

Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира. Выберите праздник, о котором вы бы хотели узнать больше.

ИНСЕРТ. Читаем с пометами.

«Знал» +«Не знал» -«Не был уверен» ^

Даю на работу 3-4 мин., кто выскажется, что не знал, о чём узнал сейчас.

  1. Работа в парах. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Для этого каждая пара заполнит свою таблицу, используя слова для справок (таблица) (Слайд5)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/10/22/urok-orkse-kalendari-i-prazdniki-4-klass

Урок «Семейные праздники» по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику «Основы светской этики») по теме: Урок «Семейные праздники».

Скачать:

Вложение Размер
urok_semeynye_prazdniki.docx 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Семейные праздники».

— узнать, когда и как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его выбирать и дарить

-формирование нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок

-участвовать в работе класса, группы, принимать коллективные решения;

-умение строить логические цепочки рассуждения;

— формирование установки на поиск способов решения трудностей.

— развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Дома дети вместе с родителями составили перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Ребята зачитывают правила и добавляют свои. Создаётся общий для класса перечень этих правил.
  3. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о праздниках. Как вы думаете, а когда они появились и как? ( Дети высказывают свои предположения)

-Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 – первый абзац.

4. Работа с понятием «праздник».

-Что же такое праздник?

-Давайте посмотрим в словаре В.Даля определение праздника.

«Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся к местности, к лицу».

(обсуждение с детьми этого понятия)

-Как вы думаете, а чему могут быть посвящены праздники?

Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 2 и 3 абзацы

-Все праздники можно разделить на несколько групп:

  1. Государственные
  2. Общественные
  3. Семейные
  4. Школьные
  5. Религиозные

-К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

-К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города и т.д.

-Назовите ещё общественные праздники.

-К семейным праздникам относятся: день рождения, свадьба.

-Может быть в ваших семьях есть ещё какие-то даты, которые принято отмечать всем родственникам?

— Расскажите об одном из семейных праздников. Какая ведётся к нему подготовка?

— Как проходит сам праздник? Что вы делаете для того, чтобы вашим гостям было интересно? Какие конкурсы проводите?

— Что вы делаете после проведения праздника?

-К школьным праздникам относятся: праздник первой школьной оценки, праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники и много других.

-А как вы думаете, есть ли праздник День рождения класса?

-К религиозным праздникам относятся: Рождество, именины, Пасха, Масленица и т.д.

-Какие религиозные праздники принято отмечать в ваших семьях?

5. Вызов устойчивого интереса к теме.

— Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

-Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад?

-Показал ли он это своим видом?

-Чей подарок оказался самым нужным?

-Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами.

— с.59 рубрика «Это интересно»

6. Знакомство с памяткой.

— Чтобы праздник удался, нужно выполнить несколько полезных советов:

Полезные советы по проведению праздника

  1. Красиво оформленные приглашения
  2. Украшение дома
  3. Встреча гостей
  4. Продуманное меню
  5. Игры и развлечения
  6. Призы
  7. Время праздника
  8. Проводы гостей

7. Разыгрывание ситуаций

-Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы

  1. Бабушке на юбилей
  2. Другу на день рождения
  3. Тёте на именины
  4. Маме своей подруги на 8 Марта

— Какие из предложенных игр вы провели бы у себя на дне рождения:

  1. Прятки
  2. Салки
  3. Складывание пазлов
  4. Пение под караоке
  5. Игры с мячом
  6. Настольные игры

-Как вы себя поведёте, если получите два одинаковых подарка?

-Как вы себя поведёте, если подарок вам не понравился?

— Чтобы праздники приносили людям только радость и оставляли приятные впечатления, нужно: (дети перечисляют)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/18/urok-semeynye-prazdniki-po-orkse

Читайте также:  Пиросмани или праздник одиночества
Оцените статью
Adblock
detector