Урок ОРКСЭ «Календари и праздники» 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»
Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).
Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ «Календари и праздники» | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель : Васильева Светлана Иннокентьевна
Класс: 4 « А» МБОУ « СОШ № 12»
УМК «Школа России»
Предмет : курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль : «Основы мировых религиозных культур»
Тема : «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»
Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).
Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.
На уроке решались следующие задачи:
- предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
- метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные — формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание ,память и творческое воображение, самостоятельность обучающихся при создании творческих работ.
- Методы:
- — компьютерного обучения,
- — развивающего обучения,
- — деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
- — словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
- — проблемного обучения,
- — личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
- -приемы ТРИЗ-технологии игра «Хорошо-плохо»
Основные термины и понятия : Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Пурим, Рождество, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение, Курбан-байрам, Пурим, Дунчод, Сагаалган.
- мультимедийная презентация
- иллюстративный материал
- карточки с заданиями ,раздаточный материал,
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными источниками информации, интерактиная деятельность.
1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;
2 уровень – получение опыта переживания;
3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
— умение выбирать и систематизировать нужную информацию;
— умение применять полученные знания
— умение составлять связной текст
— умение вести исследование в группе
I. Организационный (Вступительное слово учителя.)
-Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха, ни пера. Что я вам пожелала? (Удачи) Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.
У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь .
В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! «. На что добытчик обычно отвечал: «К черту! «. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести больше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя». Сегодня хочу вам пожелать, чтобы урок наш не удался и поставленной цели мы не достигли. К черту(ответ детей).Бдительность духов мы усыпили можно начинать.
На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было подчинено обрядам и обычаям. Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть еще и праздничные обряды.
II. Мотивация учащихся к деятельности .
1. Самоконструкция ( самостоятельное первоначальное исследование по теме)
— Перед вами на парте лежат календари, рассмотрите листок календаря.
— Какие дни в них отмечены?
— Что мы делаем в праздничные дни?
— Какие бывают праздники? (Светские, личностные, семейные,общественные, спортивные, политические, государственные, детские, народные, национальные, профессиональные, групповые, партийные, религиозные)
2. Постановка учебной задачи . (слайд 2)
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о религиозных праздниках ).
Сформулируем тему нашего урока « Праздники в религиях мира ».
— Какая ассоциация у вас возникает при слове праздник ?(Слайд 3)
(Подбор ассоциаций к слову «праздник».)
— А подходят ли они к понятию религиозный праздник?
Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).
ПРАЗДНИК . День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь .
Учитель: Ребята, совпали ваши представления о празднике с тем, что предлагает словарь?
Игра «Хорошо – плохо» (Как вы думаете праздник это хорошо или плохо?) Ответы детей
А теперь давайте подумаем вместе, какова цель нашей работы?
В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
— проследить, как отмечают праздники в разных религиях
— что общего у них; — чем отличаются; -каково их значение.
— Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы : раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.
-Скажите, ребята, а зачем нам надо это знать? Нужны ли нам эти знания?
(Нужны, чтобы быть осведомленным, знать, что происходит в обществе людей,в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.
–Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,исповедующих иную веру?(Чувства людей нужно уважать!)
III. Актуализация знаний и пробного учебного действия. (выявление мест затруднений) (слайд 4)
Учитель: Вспомните известные вам религиозные праздники.( Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.)
Проведём БЛИЦ-ТУРНИР. Я называю праздник, а вы кратко объясняете суть его. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатам будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.
*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)
*Рождество (родился Иисус Христос)
*Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови.)
*Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)
*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)
*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)
*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
*Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)
*Ханука (еврейский праздник свечей)
*Вишакха-Пуджа Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)
*Троица (праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)
*Сагаалган (Новый год в буддизме.)
Итог Блиц-турнира выбор самого эрудированного.
IV. Информационный блок.
- Работа с текстом . Блиц-турнир нам показал,что о некоторых каком праздниках Вам недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет,энциклопедии,справочнике,газет,журналов,телевидения.)
- -Из какого источника будем добывать знания сегодня. ( учебник, раздаточный материал ) Класс делится на 4 группы . Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие религиозные праздники существуют. Договорится, кто будет из группы рассказывать классу о прочитанном.
Помните-важно не только самому выполнить задание, но ещё и помочь товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира. Выберите праздник, о котором вы бы хотели узнать больше.
ИНСЕРТ. Читаем с пометами.
«Знал» +«Не знал» -«Не был уверен» ^
Даю на работу 3-4 мин., кто выскажется, что не знал, о чём узнал сейчас.
- Работа в парах. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Для этого каждая пара заполнит свою таблицу, используя слова для справок (таблица) (Слайд5)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/10/22/urok-orkse-kalendari-i-prazdniki-4-klass
Урок «Семейные праздники» по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику «Основы светской этики») по теме: Урок «Семейные праздники».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semeynye_prazdniki.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Семейные праздники».
— узнать, когда и как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его выбирать и дарить
-формирование нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок
-участвовать в работе класса, группы, принимать коллективные решения;
-умение строить логические цепочки рассуждения;
— формирование установки на поиск способов решения трудностей.
— развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Дома дети вместе с родителями составили перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Ребята зачитывают правила и добавляют свои. Создаётся общий для класса перечень этих правил.
- Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.
-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о праздниках. Как вы думаете, а когда они появились и как? ( Дети высказывают свои предположения)
-Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 – первый абзац.
4. Работа с понятием «праздник».
-Что же такое праздник?
-Давайте посмотрим в словаре В.Даля определение праздника.
«Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся к местности, к лицу».
(обсуждение с детьми этого понятия)
-Как вы думаете, а чему могут быть посвящены праздники?
Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 2 и 3 абзацы
-Все праздники можно разделить на несколько групп:
- Государственные
- Общественные
- Семейные
- Школьные
- Религиозные
-К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
-К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города и т.д.
-Назовите ещё общественные праздники.
-К семейным праздникам относятся: день рождения, свадьба.
-Может быть в ваших семьях есть ещё какие-то даты, которые принято отмечать всем родственникам?
— Расскажите об одном из семейных праздников. Какая ведётся к нему подготовка?
— Как проходит сам праздник? Что вы делаете для того, чтобы вашим гостям было интересно? Какие конкурсы проводите?
— Что вы делаете после проведения праздника?
-К школьным праздникам относятся: праздник первой школьной оценки, праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники и много других.
-А как вы думаете, есть ли праздник День рождения класса?
-К религиозным праздникам относятся: Рождество, именины, Пасха, Масленица и т.д.
-Какие религиозные праздники принято отмечать в ваших семьях?
5. Вызов устойчивого интереса к теме.
— Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
-Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад?
-Показал ли он это своим видом?
-Чей подарок оказался самым нужным?
-Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами.
— с.59 рубрика «Это интересно»
6. Знакомство с памяткой.
— Чтобы праздник удался, нужно выполнить несколько полезных советов:
Полезные советы по проведению праздника
- Красиво оформленные приглашения
- Украшение дома
- Встреча гостей
- Продуманное меню
- Игры и развлечения
- Призы
- Время праздника
- Проводы гостей
7. Разыгрывание ситуаций
-Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы
- Бабушке на юбилей
- Другу на день рождения
- Тёте на именины
- Маме своей подруги на 8 Марта
— Какие из предложенных игр вы провели бы у себя на дне рождения:
- Прятки
- Салки
- Складывание пазлов
- Пение под караоке
- Игры с мячом
- Настольные игры
-Как вы себя поведёте, если получите два одинаковых подарка?
-Как вы себя поведёте, если подарок вам не понравился?
— Чтобы праздники приносили людям только радость и оставляли приятные впечатления, нужно: (дети перечисляют)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/18/urok-semeynye-prazdniki-po-orkse