Что такое праздник багач

В праздник урожая «Богач» белорусы желают друг другу «быть богатыми, как осень»

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. В этом году праздник «Богач» провели 21 сентября в музее Янки Купалы в Вязынке.

Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего «очага» — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье.

Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется «лубок», приглашенный священник проводил службу. После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой «Багач» должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому «гаспадару», в чьей хате потом хранился сам «Богач». В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: «Будзь багаты, як восень!»

На празднике выступили вокальные и инструментальные группы «Варган», «Горынь», Dainava, Guda, «Амулет», «Рада», капелла «На Таку». Специальным гостем была аутентичная группа с Гродненщины.

Источник статьи: http://news.tut.by/culture/367163.html

Багач — праздник осеннего урожая

В белорусском народном календаре есть особенный праздник — Багач. Его принято называть праздником урожая, когда заканчивается жатва и каждый хозяин может оценить — с чем он будет зимовать.

Багач — что отмечаем?
В Беларуси за осенним народным праздником закрепилось имя Багач. Но в других славянских странах его называли совершенно по-разному — Луков день, Пасекин день, Малая Пречистенка и другие.

В православном календаре есть свой аналог Багача — Рождество Пресвятой Богородицы. И это не совпадение, ведь праздник урожая это и день почитания зрелой женщины-матери, берегини и хранительницы очага.

Православные христиане торжественно встречают Рождество Богородицы 21 сентября, Багач также отмечается в конце сентября, после окончания полевых работ и сбора последнего колоса.

У славян есть еще один праздник, связанный со сбором урожая — это “Дажынкi”. С 1996 года в Беларуси его отмечают на государственном уровне и чествуют хлеборобов. Почти в каждом районе и области проходят свои “Дажынкi” различного уровня пышности и представительности.

Традиции Багача
Багач — древний сакральный праздник, восходящий ко временам язычества. Он связан с силами Земли и Матери-Природы. Потому во второй половине осени, когда поля и сады пустеют, можно немного отдохнуть и поблагодарить природу за полученный урожай.

В разных регионах Беларуси праздник урожая Багач имеет свои традиции, но можно выделить и что-то общее.

В деревнях было принято гадать на колосках и узнавать про будущий урожай, “разглядывать” жениха и даже “видеть” количество детей в браке.

Связанный сноп колосьев — это вообще один из символов праздника. Его принято было ставить в “красном” углу, рядом с иконами и хранить до следующего урожая.

В этот день было принято сидеть в доме с огнем. В горнице зажигали свечу и ставили ее в миску с зерном или просто проводили вечер при лучине и читали молитву. Считалось, что огонь обладает очистительной силой и заряжает энергией жизни.

Особое значение при праздновании Багача имел культ матери. В этот день деревенские женщины водили хороводы, дарили подарки бабкам-повитухам, ходили в гости к старшим родственницам. Почитались недавно родившие женщины, им приносили свежий горячий хлеб и молоко.

Также ходили в гости к новобрачным, “учить их уму-разуму”. Молодым мужу и жене нужно было внимательно слушать наставления свекрови или тещи и благодарить их за науку.

Интересный факт. В Беларуси несколько лет назад была выпущена памятная монета, посвященная народному празднику “Багач”. На ней изображена обрядовая миска с зерном и зажженной свечой. Миска помещена на фоне поля и национального белорусского орнамента и рушника.

На Багача посещали кладбища, наводили там чистоту и приносили плоды нового урожая — хлеб, яблоки или мед.

Вечером было принято устраивать застолье. Иногда его проводили вскладчину и делили еду на всех — не деля и на богатых и бедных.

Багач сегодня
Сейчас традиции народного праздника возрождаются во время проведения народного праздника в “Дудутках” и в Музее архитектуры и быта в Озерце .

Гостям рассказывают и показывают, как проходил Багач в белорусских деревнях — это и сбор урожая, и вождение хороводов и благодарственная молитва.

В программе праздника есть мастер-классы и обрядовые игры. Гости могут увидеть, как плести пояса из соломы или бересты, сплетать колосья в снопы и даже научиться ткать или работать с гончарным кругом.

Осенний праздник урожая устраивают в местных домах культуры — со сцены поют обрядовые песни, рассказывают о традициях и устраивают чаепития.

Народный праздник живет, пока о нем помнят и продолжают чтить.

Интересно, со сменой имени меняется ли судьба города?

Больше информации о Беларуси на туристическом портале ProBelarus.by — все об отдыхе и туризме в Республике Беларусь.

Понравилась статья? Ставьте лайк👍 и подписывайтесь на наш канал !

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e3c8df99dbf9a0c3fb2d701/bagach-prazdnik-osennego-urojaia-5f7479f3cdcd496427c8482f

Богач — древний праздник осени

Наши предки отмечали его в день осеннего равноденствия

22 сентября — день особо отмечаемый в астрономическом календаре, — день осеннего равноденствия. Осень астрономическая соответствовала осени вокруг: убранным полям, сжатым нивам, золоту листы. И еще к этому времени были полными закрома с хлебом.

Поэтому этимология названия праздника народного, идущего с далеких языческих времен, вполне соответствовала состоянию хозяйства в это время. А название у него чудесное — “Багач”. Одно из пожеланий у белорусов, которое звучит как заговор, такое: “Будзь багаты, як восень!”

Существовал обычай, по которому от каждой семьи, от каждой особы по горстке приносили в общий короб (“лубку”) рожь, обмолоченную с первого снопа на “зажынках”. Понятие “первый” очень значимо было всегда у всех народов, оно сохранилось и сейчас. “Первый” — это начало всему следующему, определение и программирование дальнейшего. “Лубка з жытам” (“Багач”), собранным “грамадою”, находилась весь год в какой-нибудь хате “ад Багача да Багача”. В доме, где находился “Багач”, служил молебен “За новы ураджай i Божую шчодрасць да людзей” специально приглашенный священник. Потом совершался обряд обхода всеми жителями вокруг деревни с “Багачом”, в центре которого в зерно была вставлена зажженная свеча, после этого с тем же “Багачом” обходили стадо.

Обход у многих народов считался магическим — обходя, как бы очерчивали круг, который должен был защитить от бед, болезней, напастей, нечисти, всех злых сил. И кроме всего, люди верили в действенность совершенного, а вера давала силу психологическую и физическую.

После обходов шли к той хате, в которой “Багач” должен был храниться весь следующий год. Считалось, что “Багач” должен приносить всей общине, а особенно тому “гаспадару”, в чьей хате он находится, благополучие, достаток, здоровье, ведь собирали его “всем миром”. В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Источник статьи: http://www.kp.by/daily/23363/136933/

Багач — праздник осеннего урожая

В белорусском народном календаре есть особенный праздник — Багач. Его принято называть праздником урожая, когда заканчивается жатва и каждый хозяин может оценить — с чем он будет зимовать.

Багач — что отмечаем?
В Беларуси за осенним народным праздником закрепилось имя Багач. Но в других славянских странах его называли совершенно по-разному — Луков день, Пасекин день, Малая Пречистенка и другие.

В православном календаре есть свой аналог Багача — Рождество Пресвятой Богородицы. И это не совпадение, ведь праздник урожая это и день почитания зрелой женщины-матери, берегини и хранительницы очага.

Православные христиане торжественно встречают Рождество Богородицы 21 сентября, Багач также отмечается в конце сентября, после окончания полевых работ и сбора последнего колоса.

У славян есть еще один праздник, связанный со сбором урожая — это “Дажынкi”. С 1996 года в Беларуси его отмечают на государственном уровне и чествуют хлеборобов. Почти в каждом районе и области проходят свои “Дажынкi” различного уровня пышности и представительности.

Традиции Багача
Багач — древний сакральный праздник, восходящий ко временам язычества. Он связан с силами Земли и Матери-Природы. Потому во второй половине осени, когда поля и сады пустеют, можно немного отдохнуть и поблагодарить природу за полученный урожай.

В разных регионах Беларуси праздник урожая Багач имеет свои традиции, но можно выделить и что-то общее.

В деревнях было принято гадать на колосках и узнавать про будущий урожай, “разглядывать” жениха и даже “видеть” количество детей в браке.

Связанный сноп колосьев — это вообще один из символов праздника. Его принято было ставить в “красном” углу, рядом с иконами и хранить до следующего урожая.

В этот день было принято сидеть в доме с огнем. В горнице зажигали свечу и ставили ее в миску с зерном или просто проводили вечер при лучине и читали молитву. Считалось, что огонь обладает очистительной силой и заряжает энергией жизни.

Особое значение при праздновании Багача имел культ матери. В этот день деревенские женщины водили хороводы, дарили подарки бабкам-повитухам, ходили в гости к старшим родственницам. Почитались недавно родившие женщины, им приносили свежий горячий хлеб и молоко.

Также ходили в гости к новобрачным, “учить их уму-разуму”. Молодым мужу и жене нужно было внимательно слушать наставления свекрови или тещи и благодарить их за науку.

Интересный факт. В Беларуси несколько лет назад была выпущена памятная монета, посвященная народному празднику “Багач”. На ней изображена обрядовая миска с зерном и зажженной свечой. Миска помещена на фоне поля и национального белорусского орнамента и рушника.

На Багача посещали кладбища, наводили там чистоту и приносили плоды нового урожая — хлеб, яблоки или мед.

Вечером было принято устраивать застолье. Иногда его проводили вскладчину и делили еду на всех — не деля и на богатых и бедных.

Багач сегодня
Сейчас традиции народного праздника возрождаются во время проведения народного праздника в “Дудутках” и в Музее архитектуры и быта в Озерце.

Гостям рассказывают и показывают, как проходил Багач в белорусских деревнях — это и сбор урожая, и вождение хороводов и благодарственная молитва.

В программе праздника есть мастер-классы и обрядовые игры. Гости могут увидеть, как плести пояса из соломы или бересты, сплетать колосья в снопы и даже научиться ткать или работать с гончарным кругом.

Осенний праздник урожая устраивают в местных домах культуры — со сцены поют обрядовые песни, рассказывают о традициях и устраивают чаепития.

Народный праздник живет, пока о нем помнят и продолжают чтить.

Поделись с друзьями!

Обнаружили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник статьи: http://probelarus.by/blog/bagach-prazdnik-osennego-urozhaya.html

Народный календарь и традиции: 21–27 сентября 2020 года

Осени богатая палитра

На 21 сентября приходится один из главных христианских праздников — Рождество Божией Матери. В народе этот день получил название Богач. В разных регионах страны его называют по-своему: Богатырь, Вторая Спажа, Вторая, Малая, Меньшая Пречистая, Зельная, Второй святок, Спожка. Этот праздник заканчивает цикл сбора урожая.


Праздновали его так. Готовили богач — лубок с рожью, в середину которого ставили свечу. Жито приносили жители всей деревни. В дом, где находился богач, приглашали священника. После богослужения лубок с рожью и зажженной свечой в сопровождении всех жителей обносили по деревне. Затем участники шли к следующему дому, в который на целый год помещали богач. Очевидна магическая направленность обряда на сохранение благосостояния, урожайности, семейного счастья.

Богач в системе календаря выделяется как праздник, максимально приближенный к Воздвиженским солнечным торжествам. Зажженная свеча как прообраз Солнца, источник света соотносит обряд с празднованием осеннего равноденствия. Объединение свечи и зерна как символа благополучия наглядно демонстрировало представление о Солнце — покровителе земледелия.

Праздничный день не только подытоживал сделанное, но и настраивал на дальнейшие работы: «Богач — берись за рогач (соху. — Прим. авт.), иди под овес пахать», «Пришел богач — бросай рогач, бери севеньку, сей мало-помалу».

На Витебщине в этот день женщины ходили по полям льна и приговаривали: «Пусть будет лен таким долгим, сколько мы прошли». В западных регионах на Богач убивали животное, а хозяина, который жалел зарезать барана, предостерегали, что «того барана волк порвет».

Завершает неделю Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник православная церковь отмечает 27 сентября. Верующие вспоминают, как в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Примечали, что солнце в этот день на рассвете «гуляе», «прыгае», «дзвiжацца», как на Купалье и Рождество. Наши предки считали, что «Узвiжанне — дзень «закрывання» зямлi на зiму».

По легенде, в это время проходит сбор всех змей, ужей и ящериц. Перед тем как уйти в свои норы, они напоследок греются на солнышке, шипят-разговаривают, общаются между собой. Во главе змеиного шествия следует Царь-змей, а следом за ним — «незлiчоныя паўзуны».

На Узвiжанне халат з плеч, а кажух на плечы. Узвiжанне з поля збiрае. На Узвiжання пару гадзюкi й вужакi хаваюцца ў нару.

Интересно, что у нас еще до недавнего времени были камни, именуемые в народе «вужынымi» и «змеевымi». Вообще, отношение к камню как к живому существу характерно для белорусов. Например, «Змееў камень» возле деревни Гоголевка Чашникского района имеет такую историю. По поверьям, под ним в пещере жил когда-то Змей. Он мог разговаривать и иногда превращался в человека. Змей этот был хорошим портным и однажды влюбился в красавицу из соседней деревни, за что был наказан самим Перуном — погиб от удара молнии.

Под «Вужовым камнем», что на Полоччине, огненный Змей прятал свои несметные сокровища. По преданиям, вблизи Островца некогда находился «Вужовы камень», под которым жил «цмок» по имени Вяль. Он мог передвигать камень, забирал в ближайших селениях «свойскую жывёлу» и «шкодзiў».

В фольклоре восточных славян, народов Балтии есть сюжет о том, как сам Перун прячется под камнями, но всегда преследует своего противника Змея, чтобы уничтожить его. Заметим, что довольно часто в сказках Змей может выступать не только как апологет зла, но и как волшебный помощник героя.

Источник статьи: http://www.sb.by/articles/oseni-bogataya-palitra.html

Читайте также:  Инсценировка для праздника мамам
Оцените статью
Adblock
detector