- Херувимы и серафимы — что это такое в православии
- Кто такие херувимы и серафимы
- Отличия серафимы херувимы престолы
- Имена серафимов и херувимов
- Изображения на иконах и отображение в литературе
- Херувимы
- Содержание
- В Священных Писаниях
- В Ветхом Завете
- Традиционные предания
- В еврейской традиции
- В религиозной традиции
- В иудаизме
- В Каббале
- В христианстве
- Легенды и фольклор
- Этимология названия
- Внешний вид
Херувимы и серафимы — что это такое в православии
Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.
Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.
Кто такие херувимы и серафимы
Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.
Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.
Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.
В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.
Отличия серафимы херувимы престолы
Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:
- они имеют по 6 крыльев;
- 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
- 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
- на двух оставшихся летают.
- Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.
В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:
- Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
- все кругом пронзают ярким огнем;
- освобождают сердца от грехов и воспламенять;
- образ их неугасим.
Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:
- Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
- У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
- Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
- Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
- Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
- Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.
После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.
Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:
- его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
- крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
- имеют 4 крыла и лик человеческий;
Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.
Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.
Имена серафимов и херувимов
Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.
Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.
Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.
А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.
Изображения на иконах и отображение в литературе
Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.
На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.
В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:
- Пушкин А. С. «Пророк»;
- Гумилев Н. С. «О тебе»;
- По Э. «Призрачный замок».
В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.
Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.
Источник статьи: http://1001molitva.ru/slovarik/heruvimy-i-serafimy.html
Херувимы
Херуви́мы (собственно, ивр. כְּרֻבִים , круви́м или керуви́м, уже в форме мн. числа, однако в русском и ряде других европейских языков исторически закрепилось в качестве названия одного существа; ед. число ивр. כרוב , кру́в) — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Божеству. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.
Содержание
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс.17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах» (1Цар.4:4, 2Цар.6:2, Ис.37:16 и в других местах). Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез.28:11–19).
В Скинии, поверху крышки Ковчега Завета, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями (Исх.25:18-20, 37:7–9). Херувимы и крышка Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Представляется, что, располагаясь на крышке Ковчега Завета, херувимы одновременно символизировали престол невидимого Бога и служили защитой Ковчега. Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами он будет открываться ему и, через него, давать заповеди народу Израиля (Исх.25:22).
Соломон велел вырезать из масличного дерева и покрыть золотом гигантских херувимов высотой в десять локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега» (3Цар.6:23-28) [1] в Святая святых Иерусалимского храма.
Изображения херувимов были вышиты на занавеси (парохет) при входе в Святая святых (Исх.26:31; 36:35), на покрывалах Скинии (Исх.26:1; 36:8) и вырезаны на внутренних и внешних стенах (3Цар.6:29), дверях внутреннего и внешнего святилищ (3Цар.6:32, 35) и панелях Храма (3Цар.7:29, 36). Резные изображения на стенах и над дверью Храма упоминаются и в пророческом видении Иезекииля, причём каждый херувим имел два лица, человека и молодого льва (Иез.41:18–20, 25).
Традиционные предания
В еврейской традиции
Согласно мидрашам на Книгу Бытие, херувимы были созданы Богом на третий день. [2] В то время, как, согласно другому источнику, они были первыми живыми существами, созданными в мире. [3]
В Талмуде [4] говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.
Предание рассказывает, что, когда фараон погнался за евреями к Красному морю, Бог взял херувима из колёс Своего трона и полетел к тому месту. [5]
В религиозной традиции
В иудаизме
Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором Храме [6] . В том же трактате объясняется, что при разрушении Первого Храма, увидев херувимов, язычники стали глумиться над евреями, полагая, что те поклонялись статуям. [7] По этой причине херувимы во Втором Храме не представляли отдельных статуй, а были вырезаны на стенах. [8]
Следует отметить, что в Талмуде, [9] описывая небеса и небожителей, перечисляются лишь три вида небесных существ: серафимы, офаним и хайот, вовсе не упоминая о херувимах. О тех же трёх видах говорится и в древней еврейской литургии.
В то же время, в мидраше на Экклезиаст говорится, что «когда человек спит, тело говорит душе (нешама), что оно делало в течение дня; душа передает эти сведения духу (нефеш), последний — ангелу, ангел — херувиму, херувим — серафиму, который, наконец, делает доклад Богу». [10]
Мидраш говорит, что Бог, сидя на херувиме, наблюдает за всем, что творится в Его мире. Херувим, при этом, не заключает в себе ничего материального и носим Богом, а не наоборот. [5]
В Мидраш Тадше [11] херувимы на Ковчеге Завета соответствуют двум качествам Бога и двум Его Именам [12] : качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим).
В Каббале
В Зогаре, где перечисляются десять классов ангелов, херувим не упоминаются как особый класс. [13] В то же время, в каббалистической книге «Массехет Ацилут» херувимы занимают в сонме ангелов третье место, а начальником их является Херувиил (Керувиэль). [14]
В кругах средневековых еврейских мистиков Германии существовала так называемая «школа особенного херувима». [15]
В христианстве
Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога. [16] Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II-III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:
Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании. Начиная с IV века начинает преобладать учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:
|