Что такое праздник пролетье

Пролетье

Пролетье — языческий праздник древних славян, позднее трансформировавшийся в народно-христианское празднество. Иногда его называли Проводы весны, Посевы, Гулёный день. Приходился он на 1 (по новому стилю — на 14) травеня (мая), в это время заканчивали пахать и готовились к севу. После принятия христианства Проводы весны совпали с днём памяти пророка Иеремии, и праздник иногда стали называть Еремей Запашник или Еремей Засеватель. Православные христиане считали, что пророк Иеремия в колеснице катит по весенним полям и слушает молитвы тех, кто просит о добром урожае. А язычники же полагали, что Ярило в этот день гуляет по полям в белом балахоне и венце из маков, а где он ступит — появляются всходы.

Славили на капище в этот день Живу — нежную богиню поздней весны и плодородного лета. После окончания праздника люди её уже называли Майей Златовлаской. Та была матерью Триглава и женой Солнца. Днём совершали различные обряды пробуждения земли, например, обряд опахивания: сохой очерчивали замкнутый круг вокруг деревни для здоровья и благополучия её обитателей. Мудрых стариков, уважаемых всем родом, приглашали в мир (на совещание): те выходили в поле и решали вместе, когда начинать сев. Женщины организовывали совместную трапезу: ставили самовары, варили на костре майскую кашу, приносили из дома пироги и жаворонков из теста. Молодёжь соревновалась в удали, забавлялась, пела песни, сжигала соломенное чучело. Все игры были посвящены Яриле — богу расцвета жизни. Ночью же славяне разжигали большие костры, которые являлись символом наступившего лета.

На Еремея было принято проводить ритуалы на изгнание змей. Также славяне наблюдали за муравьями: чем лучше у тех внешний вид, тем богаче будет урожай пшеницы. После принятия христианства появилась традиция организовывать в поле молебны. Люди в этот день совершали обряды на очищение тела: мылись и совершали омовения в реках, не забывая и о чистоте помыслов и чаяний.

Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/prazdniki-slavjan/prolete-slavjan

Пролетье 14 мая: истории, традиции и поверья раскрывают суть праздника

Славянский праздник Пролетье отмечается 14 мая. Он связан с почитаемым в православной церкви святым, которого звали Иеремия. За многие годы сложились традиционные действия, связанные с пахотой и севом в этот день. История его возникновения и приметы тесно связаны с окончательным наступлением тепла.

История Пролетья и жизнь пророка Иеремия

По старому летосчислению 1 мая наступал последний день встречи Пролетья. По новому календарю его отмечают 14 мая. Также в этот день почитается в православной церкви святой Иеремия, который был пророком Господа. События, связанные с ним, происходили за шесть столетий до Рождества Христова.

Иеремия старался показать людям неправдивость веры иудеев, которые верили и поклонялись идолам. Он останавливался возле каждого человека или группы людей, чтобы разъяснить неправильный путь, который приведет к их гибели. В ответ слышал только ругательства и насмешки. Чтобы показать людям, в какое рабство они себя обрекают, Иеремия одевал ярмо на шею, и с ним ходил по городу.

Слова пророка сбылись со временем. Иерусалим разграбили, а многих жителей убили, когда пришли войска Навуходоносора. Его убили после очередного пророчества, в котором он предрекал убийство вавилонского царя. Оно сбылось. Но только Александр Македонский с почетом отнесся к мощам святого Иеремия.

Поверья на Пролетье 14 мая

В день Иеремия 14 мая люди встречали Пролетье, которое порой называлось Еремой Запашником, засевателем, запрягальником. Люди связывали ярмо, которое носил пророк, с последними работами в поле. А именно с запахиванием наделов. Практически везде уже к этому времени стояла теплая погода, поэтому нагретая земля подгоняла крестьян к посеву. По этому поводу в старину была поговорка, что даже ленивая соха пашет.

Читайте также:  Конец учебного года праздники

Существовало поверье, что Иеремия в этот день помогает засевать поля. Он запрягает свою колесницу, чтобы посеять зерно и помочь пахарям. А когда уставшие люди отправлялись на отдых, то он сам заканчивал все полевые работы. Святому молились и надеялись на его помощь, потому что для крестьян наступало тяжелое время посевных работ.

Традиции на Пролетье 14 мая

Утром на Пролетье 14 мая люди сначала отправлялись в церковь, где обязательно служили молебен святому Иеремию. После окончания отправлялись в поле с семенами. Но не сразу приступали к посеву, а выполняли традиционный обряд. Для этого, став на пахоту, крестьяне кланялись и молились на три стороны: южную, восточную и западную сторону света. В каждую сторону бросали пригоршню зерна. И только потом приступали к засеванию всего надела.

Существовало поверье, что мужчины сеют рожь для хорошего урожая, а женщины – овес, яровые культуры и горох. В регионах, где земля к 14 маю уже была пригодна к пахоте, проводили обряд первой рели. Плугом делали первую вспашку вокруг села, и каждый очерчивал свой надел.

Присматривались люди к плотве в реках и озерах. По ее поведению определяли, когда наступит время для посева. Если плотва заходит нереститься, и остается стайкой только 4 дня, а потом все расплываются в разные стороны, то пора сеять. Когда рыба задерживается стайкой на более продолжительное время – то с посевом нужно было подождать.

Источник статьи: http://news.myseldon.com/ru/news/index/229672131

Пролетье

Ежегодно 14 мая отмечается Пролетье — языческий праздник древних славян, позднее ставший народно-христианским празднеством. Иногда его называли Проводы весны, Посевы, Гуленый день. В это время заканчивали пахать и готовились к севу.

После принятия христианства Проводы весны совпали с днем памяти пророка Иеремии, и праздник иногда стали называть Еремей Запашник или Еремей Засеватель. Православные христиане считали, что пророк Иеремия в колеснице катит по весенним полям и слушает молитвы тех, кто просит о добром урожае.

Язычники же полагали, что Ярило в этот день гуляет по полям в белом балахоне и венце из маков, а где он ступит — появляются всходы. Славили на капище в этот день Живу — нежную богиню поздней весны и плодородного лета. После окончания праздника люди ее уже называли Майей Златовлаской. Та была матерью Триглава и женой Солнца.

Днем совершали различные обряды пробуждения земли, например, обряд опахивания: сохой очерчивали замкнутый круг вокруг деревни для здоровья и благополучия ее обитателей. Мудрых стариков, уважаемых всем родом, приглашали в мир, на совещание: те выходили в поле и решали вместе, когда начинать сев. Женщины организовывали совместную трапезу: ставили самовары, варили на костре майскую кашу, приносили из дома пироги и жаворонков из теста.

Молодежь соревновалась в удали, забавлялась, пела песни, сжигала соломенное чучело. Все игры были посвящены Яриле — богу расцвета жизни. Ночью же славяне разжигали большие костры, которые являлись символом наступившего лета. На Еремея было принято проводить ритуалы на изгнание змей.

Также славяне наблюдали за муравьями: чем лучше у тех внешний вид, тем богаче будет урожай пшеницы. После принятия христианства появилась традиция организовывать в поле молебны. Люди в этот день совершали обряды на очищение тела: мылись и совершали омовения в реках, не забывая и о чистоте помыслов и чаяний.

Источник статьи: http://rus.team/holidays/prolete

Славянский праздник Пролетье в народе отмечают 14 мая

Москва, 10.03.2021, 03:03:17, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

В календаре древних славян принято было 14 мая (по новому стилю) отмечать Пролетье. Этот праздник приходился на последний этап зимы. По этой причине жители Древней Руст совершались традиционные ритуалы, пробуждавшие землю, а также приносившие им и их семьям здоровье и богатырскую силу.

Читайте также:  Традиции праздника пасхи 4 класс

История праздника Пролетье

Праздник, служивший стартом для прихода лета приходился на первое мая по старому календарю, тогда как сейчас он переносится на 14 число. Существовало несколько названий у торжества, кроме традиционного Пролетья. К примеру, известно о названии Еремей Запрягальник, в котором имя «Еремей» некоторые интерпретируют, как одну из словоформ имени «Иеремий». Напомним, именно так звали одного из четырех великих пророков Ветхого завета. Также его называют автором «Книги пророка Иеремии». В народе также он получил прозвище «плачущего пророка». Более того, некоторые работы Иеремии включены не только в состав «Ветхого завета», но и в книгу Танаха, которая является священным писанием у евреев.

Язычники праздник 14 мая связывают со своим богом Ярило. Он ассоциировался у славян с весной, радостью и получением жизненной силы. Стоит отметить, что часто в специальных обрядах по случаю праздника уделяется время богине Живе, которая отвечала за весну и плодородие. Среди распространенных названий праздника называют Яремник, Запашник, а также другие названия. Причиной тому близость посевных работ, в которых важна была поддержка небесных сил.

По сути, Пролетье является традиционным славянским праздником, который знаменовал собой приход тепла на землю. При это можно не обращать на дополнительные смыслы, которые этот день обрел под влиянием христиан. Тем не менее, традиции двух славянских религий гармонично сплелись в одном празднике, не вызывая противостояний в народе. Таким образом, Пролетье имеет право на статус единого славянского праздника весны, который издавна почитался в народе. По сути, он знаменовал собой символическую победу тепла над холодом.

В древних преданиях говорилось о том, что в праздник Пролетья к людям выходил сам бог Ярило, который был облачен в праздничную белую одежду, а на его голове присутствовал венок из свежих цветов. Так он ходил по полям, держа в руках колоски ярового хлеба. Там, куда ступала нога языческого божества, появлялись первые всходы. В этот день женщины готовили «майскую кашу», которой полагалось делиться со всеми членами общины. По сути, это было своеобразное массовое гуляние с накрытым столом, хороводами и песнями. В некоторых населенных пунктах на центральной площади готовили соломенной чучело, которое ставили на холме. Дальше этот символ зимы поджигался, пока он не сгорал полностью.

Традиции и обряды, особенности праздника

По случаю Пролетья славяне проводили специальные обряды, призванные пробудить землю, наделить здоровьем и силами. В день возвращения тепла чествовали Майю Златовласку, которая считалась основательницей всего божественного на планете.

В честь Майи проводили специальный обряд на Капищах богини Макоши, которая отвечала за судьбу. В селениях разжигали священный огонь, а также много других костров, поменьше. Они вместе выделяемым теплом и светом зазывали приход лета. В Пролетье некоторые крестьяне начинали пахоту земли. Праздник считался важным, поэтому отмечался с большим размахом. По этому поводу проводили молодецкие забавы, слушали скоморохов, устраивали игру, водили хороводы и пели песни.

Проводился специальный ритуал, который был призван попрощаться с холодной порой года и приветствовать теплую. Брали плуг и ходили с ним вокруг деревни, пока не чертился полный круг. Считалось, что таким образом, весь населенный пункт защищался от внешнего зла. Аналогично круг чертили вокруг поля, от которого ожидали хорошего урожая. Далеко не во всех регионах киевской Руси придерживались данного правила. В Южных регионах к моменту наступления праздника Пролетья уже стояла хорошая погода, поэтому можно было посвятить этот день отдыху перед предстоящими посевными работами.

Старейшины отдельным решением разрешали начинать полевые работы. При этом они ориентировались на народные приметы, которых придерживались в течение многих поколений. Если на праздник наступления лета погода оказывалась пасмурной, лето предстояло дождливым и прохладным. Старцами читались особенные молитвы, после чего те кланялись в три стороны света, исключая лишь север. Со временем эти заговоры были заменены на молитвы пророку Иеремии.

Читайте также:  Праздник словарей когда отмечают

Источник статьи: http://pronedra.ru/slavyanskij-prazdnik-prolete-v-narode-otmechayut-14-maya-476990.html

Пролетье. Старинный славянский праздник.

Праздник начала лета в народном славянском календаре приходится на первое (четырнадцатое) мая. К настоящему времени можно выделить несколько его названий, в которых иногда причудливо смешиваются языческие и христианские верования. Чаще других, помимо Пролетья, встречается название Еремей Запрягальник, где имя «Еремей», по видимому, является искаженным от «Иеремий» — второй из четырех великих пророков «Ветхого Завета», больше всего известный, как автор «Книги пророка Иеремии». Его также часто называют «плачущим пророком», а его книги, помимо «Ветхого Завета», также входят в состав Танаха — еврейской Библии. В язычестве же этот праздник связывают с именем бога Ярило, олицетворяющего весну, радость и жизненную силу. Также, заметное место в обрядах при проведении празднества отводится богине плодородия и весны, Живе. Кроме того, этот праздник иногда именуют Запашник, Яремник и другими названиями, так или иначе связанными с началом посевных работ.

К настоящему времени Пролетье правильней всего называть «традиционным славянским праздником весны», не делая при этом упор на его происхождение и постепенное изменение под влиянием христианства. Это один из немногих, сохранившихся до наших дней, праздников, в котром элементы язычества вполне гармонично смогли слиться с элементами христианской религии, скорее дополнив друг друга, а не вступая в противоборство. Словом, Пролетье следует считать просто народным славянским праздником весны, начала лета и символической победы над суровой зимой.

Старинные сказания гласят, что в день Пролетья Ярило, облаченный в белые одежды и в венке из свежих алых маков ходит по полям, держа в руках колосья ярового хлеба. В тех местах, где ступает нога благого бога, появляются ранние всходы. Женщинами в течении дня готовится так называемая «майская каша», все жители общины собираются за накрытым столом, праздник сопровождается массовым гуляньем, песнями и хороводами. В некоторых поселениях существовал обычай изготавливать соломенное чучело, которое воздвигали на возвышенности. Чучело поджигали и танцевали вокруг него до тех пор, пока оно полностью не сгорит.

По древней традиции практически любое празднество, связанное со сменой сезонов, должно быть освещено множеством огней. На Пролетье, с наступлением ночи, костров старались разводить как можно больше — таким образом подчеркивалось уважение к Живе. Считается, что чем больше огней разведено и чем выше поднимается их пламя, тем более теплым станет грядущее лето; в противном случае Жива может обидеться и лето будет сопровождаться дождями, заморозками и прочими, гибельными для урожая, явлениями. Из-за связи с богиней весны, в некоторых местностях этот праздник известен также, как Живин день. Начиная с Пролетья и до наступления ранней осени Живу начинают называть Майей Златовлаской.

Кроме того, существовал обычай, который можно охарактеризовать, как ритуал пробуждения земли от зимней спячки. С помощью плуга вокруг деревни или поселения очерчивался круг, за который, по поверьям, не могло проникнуть никакое зло. Ту же самую процедуру проводили вокруг поля, на котором предполагалось выращивать будущий урожай. Эта традиция была характерна не для всех областей. В южных регионах земля к наступлению Пролетья была уже, как правило, подготовлена к севу, и этот день целиком посвящался отдыху и веселью перед предстоящими полевыми работами. Старейшины решали, в какой именно день начинать сев, при этом обращая особое внимание на приметы, определенные многими поколениями. Например, если день Пролетья выдавался пасмурным — это свидетельствовало о прохладном и дождливом лете. Также старцы произносили особые молитвы, раскланиваясь на три стороны светы, кроме севера. В более поздние времена в этих молитвах упоминается и имя пророка Иеремии, преимущественно, среди восточных славян.

Другие статьи на славянскую тематику :

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если понравилась статья.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ca60c413f197100b3e9d853/prolete-starinnyi-slavianskii-prazdnik-5e49510f718cf95620fef421

Оцените статью
Adblock
detector