Шумбрат
Шумбрат. Мордовский праздник с таким названием прошел в Ульяновске в минувшие выходные. На него съехались гости с различных регионов страны. Они пели, плясали, пирогами угощали, показывали свои ремесла и удаль богатырскую. Все это своими глазами увидела Элла Шахова.
Частушки, народные песни, танцы – весь мордовский фольклор разлился по Владимирскому сада во всем своем разнообразии. «Шумбрат» в переводе с мордовского «здравствуйте». Здесь рады всем пришедшим.
ЕЛЕНА УГАРИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА УЛЬЯНОВСКА
“Праздник, который объединяет многие народы. И русских, и мордву, и чувашей. А для чего он проводится? Это очень важный вопрос. Мы должны знать свои корни, свои обычаи, свои традиции.”
Многие творческие коллективы и не только пришли на праздник в национальных костюмах. К примеру, мордовский головной убор называется «панго», что переводится как гриб. Он обязательно должен быть украшен национальным орнаментом. Как и весь праздничный костюм.
ТАТЬЯНА РОДИОНОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА УЛЬЯНОВСКА
“Красное и белое – это любимые цвета мордвы. Чистота белый и красный праздничный. Потом, очень интересный у мордвы «пулай» называется. Прикрывает некоторые места. Чтоб не сглазили, и чтоб была мода на пышнотелых мордовочек.”
На праздник «Шумбрат» съехались гости со всех соседних регионов. Это Пензенская область, Татарстан, Чувашия и, конечно, Мордовия. И приехали они сюда не с пустыми руками.
ЭЛЛА ШАХОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ
“На празднике «Шубрат» работают настоящие мордовские гончары. Здесь же рядом выставка резьбы по дереву. Это ичалковская школа искусств, тоже Мордовия. И рядом настоящий мордовский ансамбль. – «Морамо».”
Вот эта резьба по дереву – дело рук ребятишек мордовского села. Это тоже один из способов сохранения национальной культуры.
ПЕТР ПЕРШИН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С. ИЧАЛКА, МОРДОВИЯ
“Что характерно доя мордвы. Это изображение медведя, прежде всего. Потому что мордва испокон веков жили в лесах. Медведь у них – это батюшка. Предметы быта характерные для мордвы с мордовской резьбой, на основе тех вышивок платьев, которые сохранились. Даже вот такие вот неказистые из чего попало делали дедушки игрушки, которые развлекали маленьких детей.”
Рядом с главной сценой расположилась площадка «Игры Тюшти», где любой желающий мог попробовать свои силы в национальной борьбе. К слову, Тюштя – это эпический герой мордовского народа. Как русский Илья Муромец. Неподалеку детская площадка «Эйдень кужо», «детский хоровод”.
НУРИЯ ТУРКОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ФИЛИАЛОМ «ЦЕНТР ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»
“Известно, что у каждого народа есть свой любимый праздник. Но вот так случилась, что повсеместно мордва один праздник не сохранила. Но в нашей Ульяновской области 6 лет назад пришло вот такое решение создать вот такой красочный, удивительный праздник посвященный окончанию сева.”
Ведь все обрядовые действия у народов направлены на хороший урожай, на достаток в доме. Не удивительно, что такой праздник как «Шумбрат» родился в нашем регионе. По оценкам специалистов в Ульяновской области проживает около 50 тысяч представителей мордовской национальности.
СЕРГЕЙ МОРОЗОВ, ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
“Очень рад что вам, дорогие друзья, удается бережно хранить и приумножать родные традиции. Давайте честно скажем, если нас так каждого немножечко пошкрябать, то в наших корнях у всех найдется мордовская кровь. И это правда.”
Мордовский праздник «Шумбрат» становится традиционным в Ульяновской области. И с каждым годом собирает все больше гостей.
Источник статьи: http://gtrk-volga.ru/2019/05/28/shumbrat/
Мордовский праздник “Шумбрат”
Мордовский праздник “Шумбрат”
Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “Шумбрат“, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.
На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.
В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.
По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.
Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.
Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.
Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.
В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.
В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.
Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.
Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.
Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).
Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.
https://posredi.ru/mordovskij-prazdnik-shumbrat.html 2016-05-26T18:11:41+05:00 Аня Хардикайнен Мордовия Народознание и этнография мордва,обряд,праздник,этнография Мордовский праздник ‘Шумбрат’ Как пишет ‘Национальный акцент’, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника ‘Шумбрат’, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.На территории парка ‘Владимирский сад’ развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий. Аня Хардикайнен Аня Хардикайнен anhard80@mail.ru Author Посреди России
Источник статьи: http://posredi.ru/mordovskij-prazdnik-shumbrat.html
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Матрена Садыкова
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Проведение праздника «Шумбрат, Мордовия! «, посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Цель мероприятия: -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа;
-вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;
-формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;
-знакомство с особенностями национального характера мордовского народа.
Музыкальный праздник «Шумбрат, Мордовия! «
Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа
Ведущий: Шумбратада кельгома инжихть! Шумбратада шабат! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей республике, нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?
Ведущий: А как называется город, столица Мордовии?
Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,
живешь, ходишь в школу?
Ведущий: Правильно. Это и есть наша малая родина.
Знаю, есть на земле города
Интересней, красивей, крупней,
Но связала судьбу навсегда
Я с Рузаевкой доброй своей.
Здравствуй, Мордовия, здравствуй,
Славься, родная земля!
Щедрой Мордовии, светлой Мордовии
Добрая песня моя!
Твой гость — твой сын и брат
Его как друга чествуешь
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Гайняк! Гайняк, Мордовия!
Кельгома краеньке-най панжи маеньке
Мокшеэрзянь шачема-касома край!
Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают, что основы их хорошей жизни в братской семье народов России.
Земля моя! Мордовия родная!
Здесь родились мы, здесь живем
Твои богатства всюду прославляя
О красоте мордовской мы поем
Здесь в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
От весенних лучиков играя –
Зацвела Мордовская земля!
Кругом звенят капели.
Ручьи поют, шумят.
О солнечной Мордовии
Ребята петь хотят.
Песня «Роман Аксясь»
Ведущий: В нашей республике живут люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.
7уч: Мордовия! Земля моя,
Отчизна роз и соловья.
Мордовия! Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!
Здесь небо всюду ясное
И солнце горячей
Я знаю, нет прекраснее
9уч. А как легко здесь дышится,
Какой простор лесной
Родные песни слышатся
Над Мокшей и Сурой.
Наш край родной — мордовская земля,
Тебе все наши песни и стихи
И любим мы раздольные поля,
Суры и Мокши чистые пруды!
Земли есть и красивей,
Мне не надо иной.
Ты ведь тоже Россия,
Край Мордовский мой!
Выступать мы мастера.
Все мы русские и мордва.
Пели песни русские
Теперь поем мордовские.
Песня «Луганяса келунясь» — исполняют средняя группа
Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна.
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона?
Времени счастливая пора
Реки дружбы — Мокша и Сура!
Чтоб звенели песнями слова
Породнились с русскими мордва!
Етась тялось сась тундась
Ванды ули мазы майсь
Сембе нармоттне сайхть меки,
Конат тушендсть лямбе крайс.
Песня «Нармоннятне лиеда»
Ведущий: Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,
которая начинается с треска набухающих почек.
Мордовия! Зову тебя я милой
И самой дорогою стороной,
Ведь ты меня вспоила и вскормила
И мне земли не надобно иной.
Ни с чем ты несравнимая
Земля моя любимая
Горжусь твоей судьбой.
Во Франции, в Италии
В Америке –везде!
В большой, большой цене.
19уч. Мордовские умельцы
Те чудеса творят,
О деревянных куклах
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки»)
Сараз вацихть кяднянза
Эшиняса штазень (моем в речке)
Парьхциняса нардазень (вытираем руки)
Проводим пальчиковую гимнастику для рук: Тя сурнесь –бабаце
Тя сурнесь –атяце, тя сурнесь-аляце,
Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь — монць!
В России, средь березовых просторов,
Полянка есть — Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка — сторона моя.
Песня «Шачем крайняй» — исполняет Балясникова Настя
Цветут сады, горят Рузаевские огни,
И мирный день шагает по планете.
Сегодня праздник, радостный такой:
Танцуйте, пойте, веселитесь дети!
Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.
Ведущий: А сейчас, ребята, отгадайте загадки.
1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,
Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,
Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)
2. Поле белое Паксясь акша
Семена черные. Видьмотне равчт.
Кто умеет сеять, Кие машты видемост,
Тот умеет собирать ся машты кочкамост
(Чтение книги) (книгань лувомась)
А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст
Ялгатне содавихть зиянцта — Друзья познаются в беде.
Виде кись инь нюрьхкяняс — Правдивая дорога самая короткая.
Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома — Без родного места, человек как без гнезда.
Шачема вастта питни мезьге аш — Дороже родного места – ничего нет.
Эсь кудсот стенатневок лездыхть — В своем доме и стены помогают.
Ведущий: В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.
Песня «Лайме порась»
Ведущий: Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам:
«Пусть город начинается с тебя,
В его объятья ты на свет родился
В народе говорят совсем не зря:
Где ты родился, там и пригодился!
Средь дочерей и славных сыновей
Учись, взрослей и силы набирайся,
И стань хозяином Рузаевки своей.
И в реку жизни ручейком вливайся! »
Ведущий. И закончить наш праздник, я бы хотела такими словами: «Наш мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой»
Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат
Источник статьи: http://infourok.ru/prazdnik-shumbrat-mordoviya-posvyaschenniy-letiyu-edineniya-mordovskogo-naroda-s-narodami-rossiyskogo-gosudarstva-792069.html