Что такое семуха за праздник
Семуха- праздник расцвета
Семуха, Зеленые святки, Пятидесятница – именно так называют праздник Троицы. Этот день является одним из самых важных праздников православного календаря. О празднике, его особенностях, приметах и обрядах узнали дети, собравшись на зеленой полянке у cолопёнского сельского Дома культуры.
Как сообщает официальный сайт «Алексинских вестей» vesti-aleksin.ru со ссылкой на работников Алексинского районного Дома культуры, начинаются эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи. отсюда и – Семуха.
Зелеными святками эти дни наши предки окрестили не зря. Семуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зеленым. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» березки.
«Алексинские вести» отмечают, что на мастер-классах, организованных культработниками, юные сельчане научились плести венки из листьев берёзы, делать куколок из ниток.
Газета зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области. Свидетельство ПИ № ТУ 71-00493 от 11.01.2018 г. Подписные индексы: 54260 и 54299 (с комплектом документов).
Главный редактор: Елена Ивановна Тарасова.
ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ: Любое использование авторских материалов журналистов «Алексинских вестей» в коммерческих или потенциально коммерческих целях, включая размещение в сообществах в социальных сетях с целью последующего извлечения той или иной выгоды при использовании информационного контента «Алексинских вестей», без письменного согласия редакции категорически запрещено. Любое нарушение данного лицензионного соглашения влечет за собой уголовную ответственность, в соответствии с законом «Об авторских и смежных правах».
Источник статьи: http://vesti-aleksin.ru/news/semukha-prazdnik-rastsveta/
Семуха (Троица)
День Троицы в Беларуси в основном называют Семухой (Семиком) либо Зелеными святками. Во многом потому, что церковное празднование происходит в летнюю пору. Чаще всего приходится примерно на середину лета, однако конкретная дата привязана к Пасхе – отмечается на пятидесятый день после нее. К слову, по этой причине некоторые деревенские жители именуют праздник Пятидесятницей. Свое название «Семуха» этот день получил поскольку праздничные мероприятия традиционно начинали отмечаться в четверг седьмой недели после Пасхи. Чем же примечателен этот церковный праздник и обряд?
Православное празднование Семухи (Троицы) в церквях считается одним из самых главных, а также красивых. Так, во время прославления трех святых духов пол храма украшается свежескошенной травой, а к иконам крепятся березовые веточки. Поэтому внутри церкви пахнет свежестью, полно зеленого жизненного цвета. Это обусловлено тем, что еще издревле в этот период прославлялся культ растительности: плелись венки, водились хороводы, пелись песни. Однако одним из самых главных ритуалов считалось украшение деревьев. В основном берез. На ветки дерева повязывались ленты и различные украшения. Девушки надевали красивые платья и прочие наряды. В некоторых местах обязательным считалось пригнуть низшие ветки, привязав их к траве. Однако важно было после праздника отвязать ветки, иначе природа могла затаить обиду на человека.
Со сплетенными венками было связано гадание на удачу и жизнь. Так, у той девушки, которой венок долгое время оставался зеленым, ее ждал успех и долгая жизнь. Поэтому многие старались плести венок из самых свежих растений (прутья и листья березы долго не увядают после их срыва). Если же венок становился вялым, его можно было бросить в водоем. Тот который плыл был предвестником еще некоторого безбедного периода, а если шел сразу ко дну, следовало ждать большого несчастья (даже смерти одного из близких в ближайший год). Нередко березы одевали в девичьи платья для того, чтобы сделать его более красивым.
Семуха является праздником определенного периода по времени (не одного дня). Так, сюда входят троицкие дзяды и родительская суббота – летние дни почитания умерших. С плетенными венками, сорванной зеленью и ветками березы связано еще несколько обязательных обрядов. Хранящиеся дома сухие побеги следовало впоследствии сжечь, а вот те, что приносились на Троицу в церковь, надлежало держать в сухом виде за иконами. Как минимум в течение недели. Некоторые верили, что если в праздник ходить по зеленой траве босиком, то все недуги отступят, а человек излечится не только от боли в ногах, но и во всем теле.
Способы празднования на белорусской земле могли отличаться. В ряде деревень на Семуху выбиралась самая красивая девушка, которую украшали зеленью, после чего большим хороводом жители ходили по своему селению, а также заходили на панский двор. Все по пути поздравлялись с летним праздником. В обязательном порядке все ходили на красивую службу в церковь, где читались специальные молитвы: о спасении молящихся, о церкви и о упокоении всех усопших душ. Людям с шествия было принято давать еду либо деньги. Все полученное обычно приносили в какой-либо большой дом, где и проходило основное гулянье. В Гомельщине было принято проводить русалок, а на Полесье даже опасались плавать накануне в водоемах, поскольку опасались утопленников. На Троицу нельзя было работать: шить, печь, убираться. Все это нужно было делать накануне.
Источник статьи: http://problr.by/semuxa-(troicza).html
Православные белорусы празднуют Троицу: Сёмуха, Пятидесятница, день рождения церкви
Сегодня православные празднуют один из важнейших праздников годового цикла — Троицу, или Пятидесятницу. Именно в этот день открывается истина о существовании Триединого Бога, который един по существу, но троичен в сущности: Отец, Сын и Дух Святой. Церковь считает этот день своим днем рождения. Белорусы называли Троицу Сёмухой, в самом значении которой был заложен срок празднования — через семь недель после Пасхи.
Фото с сайта: dama-plus.ru
В этот день в храмах совершается одно из самых красивых богослужений в году, а верующие украшают свои дома ветками березы и полевыми цветами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека, в знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать. Прихожане молятся не только о ниспослании Духа Святого всем присутствующим, но и особым образом просят такой милости для умерших, чтобы они тоже могли стать участниками Царства Славы в стране живых. Именно в этот день впервые после Пасхи читают коленопреклоненные молитвы. Троицу отмечают три дня — собственно в воскресенье, а также в следующие понедельник и вторник.
Троица празднуется на 50-й день после Пасхи, от чего и получила свое второе название Пятидесятница. По преданию, именно в этот день на апостолов сошел Дух Святой, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать. Дух святой явился в виде огненных языков. Огонь стал символом того, что учение Христово может опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Именно после этого апостолы заговорили на языках, прежде им неведомых и стали распространять учение Христа по всему миру. Так родилась церковь, которая объединила людей по всему миру и продолжает и сегодня учить заповедям Христовым.
Традиции предков
Народный календарь говорит о том, что если на Троицу дождь — год будет урожайным и грибным. Жара в этот праздник, напротив, предвещала засуху. Девушки в этот день плели венки из молодых веток деревьев, их или надевали на головы своим избранникам во время общих гуляний или опускали на воду. Чей венок уплывет — та выйдет замуж и будет счастлива в браке. Священнослужители в наши дни обращают внимание на то, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.
Фото с сайта: www.liveinternet.ru
Источник статьи: http://news.tut.by/society/501072.html
Обычаи и традиции. Семуха
Семуха
Семуха, Зеленые святки – именно так называют белорусы праздник Троицы. Этот день является одним из самых важных праздников православного календаря. Отмечается он на 50-й день после Пасхи, поэтому можно услышать еще одно его название – Пятидесятница. У белорусов Троица включена в целый цикл праздничных дней, связанных между собой. Начинаются эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи, отсюда и – Семуха.
В этот цикл кроме Троицы входят еще такие дни, как «родительская суббота», или «троицкие дзяды», когда поминают умерших предков. Понедельник после Троицы называется Духов день: считается, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух, который подвигнул их проповедовать христианство. Четверг на этой неделе называли «Навской троицей», «Сухим днем» или «Кривым четвергом».
Зелеными святками эти дни наши предки окрестили не зря. Семуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зеленым. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» березки. Молодые девушки ходили в лес и закручивали на березе ветки в виде венка, украшая их лентами. В некоторых регионах березу заламывали – то есть пригибали ветки к земле и сплетали с травой. Иногда по таким венкам предсказывали будущее: у той девушки, чей венок зеленел, жизнь будет долгая. Высохшие венки бросал в воду: если плывет, то будет еще хоть один год жизни, если сразу тонет – быстрая кончина.
После «завивания» девушки начинали танцевать вокруг березки, водить хороводы, петь частушки. Например, такие:
Мы веночки завили,
Мы гарэлочку попили,
После праздника березку нужно было развить, чтобы дерево не затаило обиды. В некоторых местах деревце даже срубали, наряжали в девичье платье, украшали цветами и лентами и водили по деревне, а потом топили в реке или сжигали.
Дома в этот день было принято украшать зеленью – березовыми ветками, аиром. И в церковь тоже все несли березовые веточки, полевые цветы. Их потом высушивали и хранили за иконами. Зелень, которой украшали дома, принято было уничтожать. Это было нужно, чтобы избавиться от русалок. В Брестской области засохшую зелень выбрасывали только через неделю после Троицы, «а то на ней русалка будет сидеть».
Существовала примета, что если на Семуху походить босыми ногами по земле, то ноги болеть не будут.
На второй день Семухи в большинстве деревень Полесья проходил обряд, который назывался «куст». В деревне выбиралась самая красивая девушка, которую украшали различной зеленью — ветками березы и клена, цветами. Она возглавляла шествие. Люди с песней обходили всю деревню, заходили на панский двор, поздравляли всех с праздником.
За это им давали деньги или еду. Потом все собранное сносили в один дом, и начиналась гулянка.
В белорусских деревнях ходило много легенд о русалках, которые в эти дни начинают свои игрища. Нагие, с длинными развевающимися черными волосами и черными глазами они бегают по полям и лесам, качаются на ветках. Кто увидит их вблизи, у того лицо навсегда сведет страшной гримасой. Считалось, что русалки – это девочки, которые умерли некрещенными.
На Гомельщине даже существовал обряд проводов русалок. Опять-таки выбирали самую красивую девушку, на голову которой надевали венок. Она должна была с распущенными волосами, нагая бегать по житу и ловить других девушек. В других регионах девушки приходили к полю, бросали в него свои венки – как можно дальше – и убегали.
На Полесье существовали свои традиции, связанные с русалками. Считалось, что на Троицу нужно обязательно помянуть предков в тех семьях, где недавно умирали молодые незамужние девушки. В таких домах в ночь перед Навской Троицей устраивали поминальный ужин, за ограду вывешивалась одежда, которую носили умершие. Кроме того в этот день нельзя было шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде и даже купаться в реке, чтобы не обидеть русалок.
Поделись с друзьями!
Обнаружили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Источник статьи: http://probelarus.by/belarus/information/tradition/obychai-i-tradicii-semuha.html
Зялёнае светлае свята
У хрысціянскай традыцыі ў гэты дзень згадваецца біблейская гісторыя аб тым, як на апосталаў сышоў Святы Дух (адсюль яшчэ адна назва — Духаў дзень). Адбылося гэта на дзесяты дзень пасля Узнясення Гасподняга, калі ўсе апосталы сабраліся разам у Іерусаліме. Раптам раздаўся моцны шум з неба, нібы ад навальнічнага ветру, які запоўніў увесь дом, у якім апосталы знаходзіліся. І ўсе ўбачылі языкі полымя, якое нібы падзялілася і спусцілася на кожнага з Хрыстовых вучняў. Гэта Святы Дух даў апосталам благадаць, сілу і розум для нясення слова Божага па ўсім свеце. Апосталы змаглі размаўляць на розных мовах, якіх дагэтуль не ведалі. Гэты дзень лічыцца днём нараджэння новазапаветнай Царквы і святкуецца са старажытных часоў.
У народнай жа традыцыі Тройца, або Сёмуха, — гэта перш за ўсё свята зеляніны (нездарма ў яго ёсць яшчэ адна назва — Зелянец). Наконадні ўпрыгожвалі хаты і падворак бярозавымі галінкамі, падлогу ў хаце засцілалі свежым аерам. Зеляніну таксама асвячаюць у гэты дзень у храмах.
Часта на Сёмуху спраўлялі вяселлі. А яшчэ дзяўчаты варажылі: плялі вянкі, “завівалі” іх на бярозах, спускалі па рацэ. Вадзілі карагоды, “куміліся” — цалаваліся, давалі абяцанне быць вернымі сяброўкамі. Карацей, сапраўднае светлае свята жыцця.
А яшчэ Сёмуха — свята Роду. У суботу перад Тройцай адзначалі Сёмушныя (Траецкія) Дзяды. У гэты дзень прыбіралі магілы блізкіх, тым самым віншуючы і іх з вялікім святам. А ў нядзелю за абрусам, пасцеленым дзе-небудзь пад дрэвам, збіралася ўся сям’я. Спявалі песні, гаварылі пра будучы ўраджай, елі з вялікай патэльні абавязковую сёмушную страву — яечню.
Змяніліся часы, новыя пакаленні дзяўчат ужо наўрад ці ведаюць, што такое “куміцца” ці “завіваць бярозу”. Але і сёння мы ідзём у суботу на могілкі да родных, а ў нядзелю нясём свяціць у храм зялёныя букеты. А потым — сям’ёй на прыроду, а там, як і сотні год назад, гудуць у бярозавых галінках ашалелыя ад цяпла хрушчы, і пахне самай смачная смаката — спечаная на вуголлях на вялікай патэльні яечня — маленькія зыркія сонейкі сярод белых аблокаў.
Источник статьи: http://www.sb.by/articles/zyalyenae-svetlae-svyata.html