Что такое сценарный ход праздника

Сценарно-режиссерский ход в массовых театрализованных и эстрадных формах

РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.

СЦЕНАРНЫЙ ХОД, (Ср., с сюжетным ходом) предлагаемые сценаристом драматический сюжет или условия игрового общения, определяющие развитие и композицию массового действия и выражающие его образный смысл

Часто в качестве С. х. выступает условность. Он может быть более сложным или менее заметным. С. х. органически вытекает из тематического замысла представления, подсказывается его материалом. С. х. должен отвечать нескольким
требованиям: помогать раскрытию основной темы, заинтересовывать зрителя и обязательно проходить от ‘начала до конца, связывая весь материал. С. х. может быть интересная загадка с разгадкой в конце представления, песня или пес-
ни определенной темы, латерна-магика, С. х. может найти отражение в сценографии и т. д. В любом случае С. х. требует особого поворота всего материала, особого видения, особой веры в условность, в условия игры.

Говоря о массовых досуговых программах, мы сталкиваемся с тем фактом, что при работе над сценарием режиссер и драматург выступают часто в одном лице. Поэтому далее разговор пойдет о сценарно-режиссерском ходе, который возникает только после того, как определена тема и выведена идея сценария. Сценарно-режиссерский ход является своеобразным стержнем, который свяжет все элементы сценария воедино и поведет их к сверхзадаче. Попробуйте, выбрав тему, помыслить ассоциативными образами. Например, вами определена тема «100-летие со Дня Рождения М.А. Шолохова». Какие художественные образы возникают при этом?

100-летие М.А. Шолохова:

– певец родной земли,

— фотографии М.А. Шолохова,

— школа, с которой все начиналось,

Тот образ, который наиболее ярко поможет вам раскрыть данную тему и соответствует сценическим возможностям, ляжет в основу сценарно-режиссерского хода.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия. На этапе разработки сценарного замысла формулируется проблема, появляется четкая авторская концепция, определяются точные сценические задания, формируется смысловой каркас.

Прежде чем приступить к разработке сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стер­жень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который удержит интерес зрителей до конца мероприятия – это и будет считаться сценарно — режиссёрским ходом.Поможет вам в этом развитие ассоциативного мышления. Кстати, мыслить ассоциативными образами всегда было профессиональной специфической чертой людей, принадлежащих к искусству. Сценарно — режиссерский ход выражается в трёх видах:

1. Декоративно – образном.

2. Музыкально — образном.

3. Образно — игровом.

Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:
Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Читайте также:  Что для казаков праздник покров

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:
Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие
Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Источник статьи: http://lektsii.org/4-17921.html

Сценарный ход.

Сценарно-режиссерский ход (прием).

В практике разработки театрализованных представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.

Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать, прежде всего, как смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режиссерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку, т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.

Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:

Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие.

Сценарный ход.

Любой сценарий театрализованного действа строится на конкретно отобранном и обработанном до­кументальном материале, для выбора сюжета нужно подробнейшим образом изучить жизнь людей, о которых будет идти речь. Только тогда сюжетную линию можно последовательно выстроить от события к событию, только тогда все эпизоды сценария свяжет единый стержень, не позволяющий ему распадаться на отдельные фрагменты.

Важным является также требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Бесконфликт­ный сценарий не сможет ярко раскрыть идею, интересно показать реальных героев. Как правило, конфликт в худо­жественно-массовых мероприятиях не выражен явно, как это бывает в пьесе, киносценарии, где герои сражаются на глазах у зрителя. Зачастую конфликт в празднике, обряде разрешается на уровне борьбы идей, столкнове­ния идеологий, образов жизни. Так, например, в основе сценариев, посвященных Великой Отечественной войне, обычно конфликт выражен в борьбе советского народа с фашистскими захватчиками.

Читайте также:  Праздник день рождения у славян

От художественной полноценности в разработке драматургического конфликта сценария находится в прямой зависимости как ясность и четкость темы будущего театрализованного представления, так и композиция, построения сценария которые решаются именно через основной драматургический прием или ход.

Четкое композиционное построение поз­воляет его упорядочить, логично изложить события, рас­положить составные части сценария. Композиция – одно из основных средств художественной организации, помо­гающее выстроить документальный материал. Она вклю­чает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию и раз­вязку, финал.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария — дает необходимые сведения о предстоящем дейст­вии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция может и не быть связанной непосредственно с основным сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна.

Например, выставки фотографий, документов уже вводят аудиторию в тему предстоящего действия. Но обычно в сценариях экспозиция совпадает с прологом, в ней изобра­жаются события, жизненная обстановка, предшествующие основному действию, т.е. аудитория психологически под­готавливается к восприятию.

Экспозиция должна органично перерастать в завяз­ку — событие, с которого в сценарии начинается дей­ствие, дающее толчок развитию всех последующих эпи­зодов. Желательно, чтобы экспозиция и завязка были четкими, лаконичными, спрессовывали в себе идею всего предстоящего действия. Их главная задача — сосредото­чить внимание аудитории, дать импульс к потребности действовать.

Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредоточивает в себе весь круг собы­тий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизо­дов основного действия имеет свою внутреннюю компози­цию, законченное драматургическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сцена­рия. Логика развития основного действия не требует обязательной хронологической последовательности эпизо­дов, возможны наплывы, ретроспекция, но постепенность нарастания ритма основного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизо­дов к более слабым. Оно должно развиваться по нарастаю­щей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминации и финалу. Помочь в этом, как уже говорилось выше, дол­жен сценарный ход, цементирующий действие в его логи­ческом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является исполь­зование в сценарии одного хода, связывающего все ­эпизоды действия. С помощью сценарного хода создается целостность. Сценарный ход должен соответствовать теме, содержанию и форме сценария. Назовем несколько типичных сценарных ходов, наибо­лее часто встречающихся в различных театрализованных праздниках.

Хроникальное построение материала, совпадающее с последовательностью событий в жизни. Не надо бояться, моделируя мероприятия, брать за основу сценарного хода хронику событий. Надо помнить, что насыщение сценария местным материалом, конкретными фактами, интересны­ми именно для данной аудитории, сделает его полно­кровным.

Персонификация идеи. При использовании этого хода отвлеченные понятия предстают в человеческом образе, и им доверяется двигать вперед действие. Классический пример — Родина-мать, Время, Поэт, Публицист, Улица и т.д. Художественное воплощение идеи сценария может воплощаться символами – звоном курантов, колоколов, метронома, а также музыкальными произведениями, ставшими символами (песня А.Александрова «Священная война» и т.д.)

Сценарным ходом может быть также обращение к жанрам публицистики — репортажу, очерку, интервью, фельетону, хронике событий;

спортивно-игровые фор­мы — викторины, лотереи, дискотеки, конкурсы;

Читайте также:  Сценарий праздника по легендам

Дата добавления: 2015-10-24 ; просмотров: 2018 | Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://mybiblioteka.su/tom2/8-117968.html

Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях

Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи.

К сценарию нельзя подходить только с позиции литературы и искусства, т.к. его фундаментальной основой является реальное событие и он организует реальнее действия масс.

Сценарий досугового мероприятия имеет 2 аспекта: художественный и психологический, которые программируются не только выстраиваемый материал по законам драматургии, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведения.

Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценарно-досугового мероприятия.

1 В реальности основного героя (настоящие люди)

2 В реальности основного места действия

3 В реальности основного фактического материала

4 В реальности коллективного действия аудитории (подписи, подарки, неповторимая реакция, эмоциональное воздействие

В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства)

Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники

Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма.

Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели. Разрабатывается сюжет на основе конфликта.

Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеалогии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.

Составляющими конфликта являются:

Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.

Коллизия – это неполучившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации

Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий

Контраст – составление противоположных явлений

Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.

Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.

Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.

Сценарный ход – это метод ведения рассказа.

Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:

1. Хроникально-исторический (хроника событий)

2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)

3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд

4. Могут быть использованы жанры публицистики

5. Через построение игрового действия

6. Через событийный ряд сюжетной линии

7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)

8. Через трансформацию деталей

Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).

Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой, кадры рождают как бы некоторую новую мысль.

Монтаж существует во всех видах искусства (в живописи – авангардисты, кубисты, в музыке – Вагнер, в литературе Достоевский, Толстой и т.п.)

Монтаж подразделяют на следующие виды:

1. Параллельный, когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах

2. Последовательный – одно средство выразительности следует за другим.

3. звукозрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видеоряда как правило монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия.

4. Монтаж по Эйзенштейну. «Броненосец Потемкин» — монтаж столкновений.

Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы во-первых выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.

В сценарии факты жизни и факты искусства должны быть выстроены в такой ряд, в котором возникли бы между собой определенные отношения.

Источник статьи: http://infopedia.su/15xcc82.html

Оцените статью
Adblock
detector