Сценарно-режиссерский ход в массовых театрализованных и эстрадных формах
РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.
СЦЕНАРНЫЙ ХОД, (Ср., с сюжетным ходом) предлагаемые сценаристом драматический сюжет или условия игрового общения, определяющие развитие и композицию массового действия и выражающие его образный смысл
Часто в качестве С. х. выступает условность. Он может быть более сложным или менее заметным. С. х. органически вытекает из тематического замысла представления, подсказывается его материалом. С. х. должен отвечать нескольким
требованиям: помогать раскрытию основной темы, заинтересовывать зрителя и обязательно проходить от ‘начала до конца, связывая весь материал. С. х. может быть интересная загадка с разгадкой в конце представления, песня или пес-
ни определенной темы, латерна-магика, С. х. может найти отражение в сценографии и т. д. В любом случае С. х. требует особого поворота всего материала, особого видения, особой веры в условность, в условия игры.
Говоря о массовых досуговых программах, мы сталкиваемся с тем фактом, что при работе над сценарием режиссер и драматург выступают часто в одном лице. Поэтому далее разговор пойдет о сценарно-режиссерском ходе, который возникает только после того, как определена тема и выведена идея сценария. Сценарно-режиссерский ход является своеобразным стержнем, который свяжет все элементы сценария воедино и поведет их к сверхзадаче. Попробуйте, выбрав тему, помыслить ассоциативными образами. Например, вами определена тема «100-летие со Дня Рождения М.А. Шолохова». Какие художественные образы возникают при этом?
100-летие М.А. Шолохова:
– певец родной земли,
— фотографии М.А. Шолохова,
— школа, с которой все начиналось,
Тот образ, который наиболее ярко поможет вам раскрыть данную тему и соответствует сценическим возможностям, ляжет в основу сценарно-режиссерского хода.
Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия. На этапе разработки сценарного замысла формулируется проблема, появляется четкая авторская концепция, определяются точные сценические задания, формируется смысловой каркас.
Прежде чем приступить к разработке сценария, попробуйте найти единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который удержит интерес зрителей до конца мероприятия – это и будет считаться сценарно — режиссёрским ходом.Поможет вам в этом развитие ассоциативного мышления. Кстати, мыслить ассоциативными образами всегда было профессиональной специфической чертой людей, принадлежащих к искусству. Сценарно — режиссерский ход выражается в трёх видах:
1. Декоративно – образном.
2. Музыкально — образном.
3. Образно — игровом.
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.
Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:
Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:
Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие
Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.
Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Источник статьи: http://lektsii.org/4-17921.html
Сценарный ход.
Сценарно-режиссерский ход (прием).
В практике разработки театрализованных представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать, прежде всего, как смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режиссерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.
Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:
Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку, т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:
Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие.
Сценарный ход.
Любой сценарий театрализованного действа строится на конкретно отобранном и обработанном документальном материале, для выбора сюжета нужно подробнейшим образом изучить жизнь людей, о которых будет идти речь. Только тогда сюжетную линию можно последовательно выстроить от события к событию, только тогда все эпизоды сценария свяжет единый стержень, не позволяющий ему распадаться на отдельные фрагменты.
Важным является также требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Бесконфликтный сценарий не сможет ярко раскрыть идею, интересно показать реальных героев. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен явно, как это бывает в пьесе, киносценарии, где герои сражаются на глазах у зрителя. Зачастую конфликт в празднике, обряде разрешается на уровне борьбы идей, столкновения идеологий, образов жизни. Так, например, в основе сценариев, посвященных Великой Отечественной войне, обычно конфликт выражен в борьбе советского народа с фашистскими захватчиками.
От художественной полноценности в разработке драматургического конфликта сценария находится в прямой зависимости как ясность и четкость темы будущего театрализованного представления, так и композиция, построения сценария которые решаются именно через основной драматургический прием или ход.
Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить составные части сценария. Композиция – одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию и развязку, финал.
Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария — дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция может и не быть связанной непосредственно с основным сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна.
Например, выставки фотографий, документов уже вводят аудиторию в тему предстоящего действия. Но обычно в сценариях экспозиция совпадает с прологом, в ней изображаются события, жизненная обстановка, предшествующие основному действию, т.е. аудитория психологически подготавливается к восприятию.
Экспозиция должна органично перерастать в завязку — событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов. Желательно, чтобы экспозиция и завязка были четкими, лаконичными, спрессовывали в себе идею всего предстоящего действия. Их главная задача — сосредоточить внимание аудитории, дать импульс к потребности действовать.
Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредоточивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария. Логика развития основного действия не требует обязательной хронологической последовательности эпизодов, возможны наплывы, ретроспекция, но постепенность нарастания ритма основного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к более слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминации и финалу. Помочь в этом, как уже говорилось выше, должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия. С помощью сценарного хода создается целостность. Сценарный ход должен соответствовать теме, содержанию и форме сценария. Назовем несколько типичных сценарных ходов, наиболее часто встречающихся в различных театрализованных праздниках.
Хроникальное построение материала, совпадающее с последовательностью событий в жизни. Не надо бояться, моделируя мероприятия, брать за основу сценарного хода хронику событий. Надо помнить, что насыщение сценария местным материалом, конкретными фактами, интересными именно для данной аудитории, сделает его полнокровным.
Персонификация идеи. При использовании этого хода отвлеченные понятия предстают в человеческом образе, и им доверяется двигать вперед действие. Классический пример — Родина-мать, Время, Поэт, Публицист, Улица и т.д. Художественное воплощение идеи сценария может воплощаться символами – звоном курантов, колоколов, метронома, а также музыкальными произведениями, ставшими символами (песня А.Александрова «Священная война» и т.д.)
Сценарным ходом может быть также обращение к жанрам публицистики — репортажу, очерку, интервью, фельетону, хронике событий;
спортивно-игровые формы — викторины, лотереи, дискотеки, конкурсы;
Дата добавления: 2015-10-24 ; просмотров: 2018 | Нарушение авторских прав
Источник статьи: http://mybiblioteka.su/tom2/8-117968.html
Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи.
К сценарию нельзя подходить только с позиции литературы и искусства, т.к. его фундаментальной основой является реальное событие и он организует реальнее действия масс.
Сценарий досугового мероприятия имеет 2 аспекта: художественный и психологический, которые программируются не только выстраиваемый материал по законам драматургии, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведения.
Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценарно-досугового мероприятия.
1 В реальности основного героя (настоящие люди)
2 В реальности основного места действия
3 В реальности основного фактического материала
4 В реальности коллективного действия аудитории (подписи, подарки, неповторимая реакция, эмоциональное воздействие
В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства)
Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники
Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма.
Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели. Разрабатывается сюжет на основе конфликта.
Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеалогии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.
Составляющими конфликта являются:
Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.
Коллизия – это неполучившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации
Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий
Контраст – составление противоположных явлений
Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.
Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.
Сценарный ход – это метод ведения рассказа.
Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:
1. Хроникально-исторический (хроника событий)
2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)
3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд
4. Могут быть использованы жанры публицистики
5. Через построение игрового действия
6. Через событийный ряд сюжетной линии
7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)
8. Через трансформацию деталей
Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).
Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой, кадры рождают как бы некоторую новую мысль.
Монтаж существует во всех видах искусства (в живописи – авангардисты, кубисты, в музыке – Вагнер, в литературе Достоевский, Толстой и т.п.)
Монтаж подразделяют на следующие виды:
1. Параллельный, когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах
2. Последовательный – одно средство выразительности следует за другим.
3. звукозрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видеоряда как правило монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия.
4. Монтаж по Эйзенштейну. «Броненосец Потемкин» — монтаж столкновений.
Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы во-первых выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.
В сценарии факты жизни и факты искусства должны быть выстроены в такой ряд, в котором возникли бы между собой определенные отношения.
Источник статьи: http://infopedia.su/15xcc82.html