Что является обычным подарком

Дарение обычных подарков небольшой стоимости

Нормы, регулирующие правоотношения в области дарения, в разной степени распространяются на подарки, в зависимости от их стоимости. Самое яркое проявление этого — введение законодателем понятия обычных подарков небольшой стоимости. Так, на указанные подарки не распространяется ряд регулирующих дарение норм, что во многом сужает права дарителя в сделке, однако не может нанести ему существенного имущественного ущерба. Что это за подарки, каков их истинный размер и какие особенности возникают при их дарении, разберем далее.

Понятие обычного подарка небольшой стоимости

Обычные подарки небольшой стоимости фигурируют в четырех нормах главы 32 ГК. Так, на такие подарки не распространяются установленные законодателем запреты относительно субъектного состава дарения (ст. 575 ГК), нормы про право дарителя на отказ от исполнения договора и отмену дарения (ст. 579 ГК), а также нормы про необходимость учета согласия собственника на дарение имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении (п. 1 ст. 576 ГК).

Подобный ценовой рубеж установлен законодателем как некое «мерило» стоимости имущества, потеря которого не может нанести серьезного ущерба имущественной сфере субъекта (в большинстве случаев — дарителя).

Очевидно, что в качестве эквивалента «небольшой стоимости» подарка, законодатель подразумевает именно его рыночную стоимость. Подобный подход является общепринятым и позволяет избежать разногласий между заинтересованными сторонами.

Что примечательно, нормы главы 32 ГК, не дают возможности определить конкретные виды объектов права, относящихся к понятию обычных подарков. Таким образом, ими вполне могут выступать и имущественные права (требования), и даже действия дарителя, направленные на освобождение от имущественной обязанности.

Обычный характер подарка, стоимость которого менее 3 тыс. рублей, не предполагает заинтересованности дарителя в определенном характере использования переданного имущества. Кроме того, обычный подарок не слишком обусловлен благожелательным отношением дарителя к одаряемому, его размер откровенно «не тянет» на коррупционную деятельность, а для хозяйственной сферы сумма обычного подарка и вовсе ничтожна.

Следует учитывать, что при возникновении споров, относительно законности отказа от исполнения и отмены дарения, даритель обязан доказать, что стоимостный ценз передаваемого им подарка в 3 тыс. рублей превышен. Подобное доказывание осуществляется путем представления суду документальных свидетельств стоимости (чеки, накладные) или путем проведения экспертного оценивания.

Тихонов, в свою очередь, пытаясь убедить судью принять подарок, решил процитировать ему ст. 575 ГК РФ, согласно которой, судье было запрещено принятие подарков, стоимость которых превышала 3 тыс. рублей. Поскольку стоимость картины была меньше, подарок был вполне законен. Однако, судья, в свою очередь, процитировал потенциальному дарителю п. 8 ст. 11 ФЗ № 119 от 31.07.95г., который запрещал ему принимать от граждан подарки, независимо от их стоимости.

Только после этого, Тихонов согласился с судьей и поблагодарил его устно.

Форма договора дарения обычных подарков

На обычные подарки небольшой стоимости распространяются общие нормы, относительно формы договора дарения, установленные ст. 574 ГК. Так, обычный подарок, передаваемый дарителем одновременно с заключением договора или договор, заключаемый путем передачи обычного подарка, может иметь устную форму.

Однако если стороны все же сочли заверение у нотариуса необходимым, то они должны помнить про то, что такой договор должен обязательно иметь письменную форму (ст. 45.1 Основ законодательства о нотариате).

Кроме того, согласно ст. 161 ГК, письменная форма дарения обычных подарков небольшой стоимости потребуется в случае, если дарителем в сделке выступает организация. Данное правило действует вопреки установленному п. 2 ст. 574 ГК разрешению на устное оформление такого дарения, если стоимость подарка менее 3 тыс. рублей.

Письменная форма является обязательной также в случаях, когда стороны заключают договор обещания дарения. Согласно п. 2 ст. 572 ГК, кроме письменной формы и конкретизации подарка, такой договор должен иметь ясно выраженное намерение на передачу подарка в будущем.

Отметим, что нарушение обязательной письменной формы договора дарения влечет ничтожность заключенной сторонами сделки.

Порядок передачи обычных подарков небольшой стоимости

Отечественным законодательством не установлено конкретного порядка передачи подарков небольшой стоимости. Принято считать, что такой порядок должен быть установлен заключаемым сторонами договором дарения.

В случае заключения письменного договора дарения, подарок также может быть передан одним из вышеуказанных способов, однако, данный способ должен быть указан в договоре.

Стороны также могут указать на необходимость составления передаточного акта, который позволит зафиксировать все основные характеристики подарка и его состояние на момент передачи одаряемому. Отметим, что данный акт, независимо от подарка и его стоимости, не является обязательным и относится к дарственной исключительно как приложение.

Определяя порядок передачи обычного подарка, даритель может установить определенный срок передачи подарка, который, однако, вовсе не является обязательным. В качестве альтернативы сроку, могут быть определены отлагательные условия, лишь при наступлении которых дар будет передан одаряемому (п. 2 ст. 157 ГК).

Читайте также:  40 дней ребенку какие подарки

Кроме того, порядок передачи обычного подарка должен определять место его вручения, необходимость привлечения специалистов и третьих лиц, момент перехода права собственности, риска случайной утраты подарка, передаваемые вместе с подарком документы и т.д.

Если дарственная удостоверена нотариально, можно указать на необходимость передачи дара в присутствии нотариуса, о чем также будет указано в передаточном акте. Такой порядок позволит установить законность и действительность дарения, однако он не представляется рациональным, ввиду маленькой стоимости передаваемой вещи.

Последствия причинения ущерба из-за недостатков подарка

При наличии у обычного подарка небольшой стоимости скрытых недостатков, которые возникли у такого подарка еще до передачи его одаряемому, об их наличии было известно дарителю, и они потенциально могут нанести ущерб одаряемому, то у дарителя возникает обязанность предупредить одаряемого об их наличии. Во избежание последующих прений и споров, целесообразно указать на их наличие в договоре или передаточном акте.

Примечательно, что ответственность дарителя, который не предупредил о наличии недостатков, может наступить не в момент их обнаружения, а исключительно в момент нанесения одаряемой стороне ущерба.

Отметим также следующие важные моменты:

  • В отношении юридических лиц, законодатель декларирует более высокий уровень хозяйственной предусмотрительности, в том числе и при получении подарков. Таким образом, даже при нанесении такому лицу ущерба недостатком подарка, ответственность дарителя за это не предусмотрена.
  • При нанесении физическому лицу вреда недостатком обычного подарка, возмещение ущерба, в случае отказа от добровольного порядка, возможно исключительно посредством судебной тяжбы. В судебном порядке, пострадавшему одаряемому необходимо будет доказать наличие нанесенного ущерба, а также его взаимосвязь с нахождением подарка в его собственности.
  • Кроме того, доказыванию подлежит факт возникновения недостатков до передачи подарка пострадавшему, а также невозможность их определения одаряемым без наличия специальных знаний. Отметим, что если имело место умышленное нанесение одаряемому ущерба, данный факт может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
  • Возмещение нанесенного недостатками подарка вреда, осуществляется в порядке внедоговорной ответственности (глава 59 ГК). Согласно ст. 1082 ГК, такое возмещение допустимо в двух формах — натуральном выражении (восстановление или ремонт испорченного или предоставление новой вещи) или путем денежного компенсирования. Согласно ст. 1064 ГК, Компенсация за нанесенный ущерб подлежит выплате в полном объеме.

Источник статьи: http://dogovor-darenija.ru/chto-darit/dvizhimoe-imushchestvo/obychnye-podarki/

Статья 575. Запрещение дарения

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к Ст. 575 ГК РФ

1. Понятие «обычный подарок» определяется прежде всего его стоимостью. Соответственно под это понятие не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия, иные дорогостоящие подношения. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок: как правило, это общепринятая реакция на общепринятый повод — юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, торжественное событие и т.д.

Стоимость подарка во всяком случае является доминирующей характеристикой при решении вопроса о его допустимости. Даже если подарок отвечает прочим характеристикам «обычного», но его стоимость превышает указанную в законе сумму, дарение запрещается.

Действующая редакция комментируемой статьи, сохраняя использование термина «обычный подарок», заменяет ранее применявшийся плавающий критерий значимости такого подарка в виде пяти минимальных размеров оплаты труда на фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. Это в полной мере находится в контексте общей политики законодателя по отходу от использования МРОТ при исчислении штрафов и иных имеющих юридическое значение размеров денежных сумм.

2. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Правило п. 1 комментируемой статьи следует применять с учетом этого положения. Таким образом, совершить обычный подарок только на основании собственного волеизъявления и без какого-либо разрешения могут лишь родители малолетнего от его имени. Дарение имущества малолетних или признанных недееспособными подопечных на сумму свыше 3 тыс. рублей недопустимо даже при наличии согласия органов опеки и попечительства.

Читайте также:  Как отмерить бумагу для упаковки подарка

3. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» уточнен перечень организаций, работникам которых запрещено дарить подарки, не подпадающие под понятие обычных. Ранее в комментируемой статье речь шла о лечебных, воспитательных, социальных и аналогичных им учреждениях. Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи призван распространить запрет на дарение на недопустимые, с точки зрения законодателя, ситуации, в которых одаряемые не замещают должности, перечисленные в подп. 3 этого же пункта. Работники учреждений, перечисленных в подп. 2, могут являться одновременно государственными или муниципальными служащими, что повлечет распространение на них дополнительных ограничений.

4. В трактовке положений подп. 3 п. 1 комментируемой статьи можно встретить неоправданные крайности. Иногда они рассматриваются как позволяющие чиновникам получать подарки в связи с их должностным положением и служебной деятельностью вне зависимости от подоплеки такого подарка, лишь бы стоимость последнего не превышала установленного данной нормой размера.

С другой стороны, существует точка зрения «ястребов», призывающих запретить лицам, занимающим названные должности в системе государственной и муниципальной службы, принимать вообще какие бы то ни было подарки от посторонних, включая обычные подарки ко дню рождения, памятным событиям и т.д., поскольку такой одаряемый всегда и всеми посторонними лицами воспринимается без отрыва от своего должностного положения.

Достаточно ортодоксальную позицию занимают и международные организации по борьбе с коррупцией, с которыми Российская Федерация сотрудничает в рамках своих конвенционных обязательств (например, ГРЕКО — группа государств по борьбе с коррупцией, в которой Россия состоит в силу своего присоединения к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.). По их мнению, наличие в гражданском законодательстве стран — участниц данной Конвенции подобной «лазейки» провоцирует коррупционные факты, завуалированные под одарение подарками.

5. Представляется, что новая редакция комментируемой статьи, установившая в п. 2 правила, определяющие судьбу «протокольных» подарков на сумму свыше 3 тыс. рублей, внесла в эти дискуссии определенную ясность.

Во-первых, из текста указанного пункта явно следует, что запрет на дарение специальным субъектам не распространяется на ситуации, связанные с «официальными» поводами. Такие сделки не могут трактоваться как ничтожные, и действия дарителей не должны вызывать сомнение в части их правомерности.

Во-вторых, текстуальное и логическое толкование п. 2 комментируемой статьи дает основания считать, что полученные по таким «официальным» поводам подарки стоимостью менее 3 тыс. рублей служащий вправе сохранить за собой. Применяя такую же логику, нельзя не признать допустимость дарения служащим обычных подарков посторонними лицами (в частности, коллегами по работе, знакомыми в связи с личными памятными датами, общегосударственными праздниками и т.д.), когда из смысла подарка явно следует отсутствие его взаимосвязи с выполнением одаряемым каких-либо служебных обязанностей. Это справедливо, во всяком случае для подарков стоимостью менее 3 тыс. рублей. Не вызывает сомнений также необходимость разграничивать понятия подарка и официального награждения работника его руководством, регулируемого ст. 191 Трудового кодекса РФ, ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными актами. Последнее, даже в случае превышения стоимости подарка-награды 3 тыс. рублей, в полной мере соответствует закону.

Впрочем, на этом ясность, внесенная в ситуацию новой редакцией комментируемой статьи, пожалуй, заканчивается. В силу такого же текстуального толкования закона установленный п. 1 комментируемой статьи запрет дарения должен считаться не распространяющимся только на дарителей. В случае превышения стоимостью подарка установленного рубежа чиновник, получивший подарок, все равно не может приобрести на него права собственности, даже если подарок и был вручен ему по официальному поводу. Существенно изменены лишь последствия такой невозможности. Если ранее договор дарения на сумму, превышающую установленную ГК РФ, должен был квалифицироваться в таком случае как ничтожный, то теперь он повлечет правовые последствия в виде возникновения права государственной или муниципальной собственности на подарок.

6. Массу вопросов вызывает терминология п. 2, в частности понятие «официальный повод». До настоящего времени не определен порядок передачи дорогостоящих подарков в государственную или муниципальную собственность. Все эти вопросы призваны быть урегулированными на уровне подзаконного акта, разработка которого в настоящее время ведется.

С другой стороны, категорически недопустимо считать правомерным поощрение любыми подарками (даже незначительной стоимости) должностных лиц в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей при оказании государственной услуги — вне зависимости от того, осуществлены ли они в соответствии с законом или с нарушением закона. В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 , государственные служащие призваны не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей.

Читайте также:  Гюнтер подарки stardew valley

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; 2007. N 13. Ст. 1531.

Статья 290 УК РФ рассматривает в качестве взятки любое имущество или выгоды имущественного характера, полученные должностным лицом за соответствующие действия (бездействие) в пользу взяткодателя. На оценку действий должностного лица может повлиять разве что п. 2 ст. 14 УК РФ, исключающий уголовную ответственность за малозначительные действия, однако такая оценка производится в каждом конкретном случае и не ориентирована на фиксированные размеры вознаграждения.

Поскольку гражданское законодательство не может вторгаться в сферу публично-правового регулирования, отменять или изменять существующие в нем запреты и ограничения, комментируемая статья не носит специального характера по отношению к нормам, устанавливающим особый порядок осуществления полномочий в сфере государственной и муниципальной службы. Любые сделки, прямо или косвенно направленные на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, ничтожны независимо от их размера.

7. Норма, запрещающая дарение в отношениях между коммерческими организациями, вполне оправданна в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет пресекать различного рода финансовые махинации и злоупотребления в хозяйственной сфере. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление предпринимателями имущества некоммерческим юридическим лицам, отдельным гражданам или целым категориям потребителей как в виде подарков, так и посредством установления льготных условий оплаты товаров, работ, услуг, освобождения от отдельных обязанностей и т.д.

Особое значение с усложнением рыночных отношений приобрел оборот имущественных прав. Отсутствие условий о возмездности предоставления имущества в виде уступки права требования, принятия на себя долга, прощения долга, освобождения от обязанности непосредственно в соответствующих соглашениях между хозяйствующими субъектами далеко не всегда свидетельствует об отсутствии встречного предоставления от другой стороны. Такие договоры должны квалифицироваться как договоры дарения только в случае, когда может быть опровергнута презумпция их возмездности (п. 3 ст. 423 ГК).

Отнюдь не всякое прощение долга, освобождение от обязанности в иной форме следует квалифицировать как дарение, признаком которого всегда выступает намерение дарителя создать имущественную выгоду в хозяйственной сфере одаряемого, не обусловленную встречным предоставлением. В качестве прагматичного мотива уступки права требования могут выступать включение ее в схему взаимозачетов, отступного, экономия собственных средств и т.д. Если коммерческая организация сумеет подтвердить, что ее действия были обусловлены иным экономическим интересом, то основания усматривать в сделке признаки дарения отпадут.

Такая позиция после достаточно долгого периода противоречивости судебных решений возобладала и в арбитражной практике. В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120 говорится, что соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями. По мнению Президиума ВАС РФ, судам следует учитывать положения п. 3 ст. 423 ГК РФ, в силу которого договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Квалификация соглашения об уступке права (требования) как договора дарения возможна лишь при установлении намерения безвозмездно передать право (требование). Отсутствие в оцениваемом соглашении условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не свидетельствует о дарении соответствующего права (требования).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2008. N 1.

Вопрос о скрытой возмездности предоставления должен решаться в каждом конкретном случае с исследованием фактических взаимоотношений субъектов и обстоятельств заключения договора.

Недопустимо в отношениях между коммерческими организациями заранее оговоренное освобождение контрагента от оплаты по договорам, которые ГК РФ определяет исключительно как возмездные (например, договоры кредита и складского хранения).

В случае получения юридическим лицом имущества безвозмездно от дарителя (физического или юридического лица), владеющего более чем 50% уставного (складочного) капитала одаряемой организации, либо от дарителя — юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50% принадлежит одаряемому, а также в предусмотренных законом случаях получения организацией безвозмездной помощи полученные доходы не учитываются при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК). Во всех остальных случаях имущество, работы, услуги и имущественные права, приобретенные налогоплательщиками — юридическими лицами безвозмездно, рассматриваются налоговыми органами как внереализационные доходы.

Источник статьи: http://stgkrf.ru/575

Оцените статью
Adblock
detector