Что за праздник бесик той

Казахский обряд «Бесик тойы».

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше — поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

AGRESSOR

литератор

К счастью давно прошли те времена, когда мы игнорировали обычаи наших предков. Но небольшой след от этих «славных» времен все же остался, – мы очень многое забыли. И теперь всеми силами стараемся возродить все то, что, к великому сожалению, потеряли. Кстати, многое уже невозможно восстановить в точности и люди ринулись придумывать то, чего никогда не было.

Этому особенно подвержен Южный Казахстан, где в последнее время появилось столько новых обрядов, что порой даже и не понять что существовало, а что нет. Вот мы и решили, восстановить более-менее правильную картину праздников и обрядов прошлых лет, связанных с появлением малыша на свет, и рассказать вам о таком чудесном обычае как бесик тойы.

Для начала, наверное, стоит сказать, что данный обряд появился достаточно давно, поэтому 21 век внес кое-какие современные детали. Ведь согласитесь, что далеко не каждый может найти коготь беркута или что-то еще в этом же роде. Впрочем, некоторые компоненты заменяли и раньше, так что ничего страшного не произошло.

Как выглядит бесик?
В принципе бесик практически ничем не отличается от самой обыкновенной детской колыбельки. Единственное отличие состоит в том, что снизу бесика есть специальное отверстие, в которое помещался специальный сосуд. Данное приспособление предназначено для того, чтобы малыш всегда был сухим. Ведь у наших предков не было подгузников, вот они и придумали такой оригинальный выход их положения.

Описание обряда.
Обряд проводится в том доме, где живет малыш. Если кроха живет с собственными родителями, то гости естественно, собираются там. А в том случае, если малыша по обычаю отдали дедушке и бабушке, то и торжество переносится в их дом.
Обряд проводится в день, когда малышу исполняется сорок дней. Дедушка и бабушка со стороны матери приглашают гостей и готовят бесик для торжества. В том случае, если родственники со стороны матери по какой-либо причине не могут присутствовать, родители ребенка выбирают многодетную мать, которая и исполняет обязанности отсутствующих. Она дарит малышу колыбельку.
У непосвященных сразу же может возникнуть вопрос, а почему же выбирается именно многодетная мать? Ответ достаточно прост: дело в том, что у восточных народов всегда считалось, что именно эта женщина передает малышу способность иметь большое потомство, что весьма ценилось нашими предками.
Эта же женщина укладывает малыша в колыбельку, готовит заранее все необходимое для обряда и заговаривает бесик огнем, чтобы всякая нечисть не приближалась к крохе. Заклинание огнем имеет религиозное значение, так как считается, что огонь отгоняет злых духов, а, кроме того, уничтожает микробов. Так что здесь преследуются еще и чисто гигиенические цели.
Женщине, которой поручили уложить ребенка в колыбельку, берет пригоршнями то, что она принесла как шашу (курт, масло, иримшик, баурсаки, конфеты, серебряные монеты) и через отверстие в днище бесика передает шашу гостям. Все приглашенные протягивают руки и берут подарки. После этого колыбельку вновь окуривают огнем и на ручке выжигают специальные знаки — обереги. Тетушки привязывают к колыбельке коготь беркута, чтобы ребенок был зорким, тумары (обереги) с заклинаниями от злых духов и сглаза. В современных условиях найти коготь беркута достаточно сложно, поэтому этот обряд можно заменить следующим. Выберите из своего ближайшего окружения тех людей, которые обладают какими- либо завидными качествами. Например, человека красивого, умного, сильного и так далее. Каждый из выбранных вами людей должен накрыть бесик своей вещью. Красивая женщина должна покрыть его своим лучшим платьем, мужчина рубашкой. Всего необходимо найти семь человек с разными качествами.
Чтобы девочка была красивой, ей под подушку кладут зеркало и расческу, а мальчикам нож, чтобы был сильным смелым. После этого вновь окуривают бесик и произносят специальное пожелание, дабы уберечь малыша от всякой напасти.

Алас, алас, баладан алас,
Иесi келдi, пэледен кош!
Алас, алас, пэледен алас,
Козi жаманнын козiнен алас.
Тiлi жаманнын тiлiнен алас,
Кырык кабыргасынан алас,
Отыз омырткасынан алас.

Чур, чур, чур от ребенка
Пришел хозяин,
Чур, чур от всех бед,
Чур от дурного глаза,
Чур от злого языка.

После этого проводят обряд исполнения сорока дней. Кто-нибудь из уважаемых мужчин сбривает малышу волосы, с которыми он родился, а женщина, у которой много детей поливает кроху 40 ложками воды и говорит о том, чтобы кости малыша были крепкими.
В таз, где купают ребенка, кладут 40 камешков и кольца. После купания кольца забирают женщины, которые помогали купать кроху. А той, которая купала малыша, дарят хорошее платье. Мужчине, который брил ребенка, обязательно преподносят тюбетейку. Сбритые волосы ни в коем случае не выбрасывают, а заворачивают в тряпочку и прикрепляют к плечу одежды малыша.

Читайте также:  Пенсионный фонд праздник сценарий

Колыбельные песни.
Любовь матери к ребенку выражалась в колыбельных песнях (бесик жырлары). Все они изначально слагались акынами, но постепенно их имена забыли, и все колыбельные превратились в своеобразный гимн материнской любви к малышу. Кстати, здесь как в принципе, во всем, что делали наши предки, преследуются свои определенные цели. Во-первых, исполняя колыбельную мать, усыпляла своего малыша, во-вторых, это было ему напутствием.

Мойындагы тумарым,
Таркамайтын кумарым,
Тагдыр Берген алсын деп,
Ак бесiкке салсын ден.
Мойнымдагы маржаным,
Корадагы мал-жаным,
Бесiгiне жата гой, —
Тэттi уйкыга бата гой,
Балам жатсын бесiкте
Пэлесi калсын есiкте.

Оберег мой дорогой,
Тебя дала мне судьба,
Чтобы я уложила его в бесик.
Жемчуг на моей шее,
Ты все что есть у меня.
Ложись в свою колыбельку
И спи сладко.
Пусть мой малыш ляжет в бесик
А все беды останутся за дверью.

Курыгынды майырып,
Тунде жылкын кайырып,
Жаудан жылкы айырып,
Жiгiт болар ма екенсiн?!
Айрып калпак киiсiп,
Акырып жаугы тиiсiп,
Батыр болар ма екенсiн?!
Бармактарын майысып,
Турлi ою ойысып,
Уста болар ма екенсiн?!

Защищая скот от врага
Станешь ли ты джигитом?
Смело, кидаясь на врага
Станешь ли ты батыром?
Создавая ловкими пальцами узоры
Станешь ли ты мастером?

Нельзя не сказать о том, что обряд бесик тойы довольно-таки красивый. Мне однажды самой пришлось участвовать в подобном торжестве, и впечатления у меня остались самые приятные. Так что советую и вам постараться провести его для своего ненаглядного крохи.

Источник статьи: http://forums.balancer.ru/society/2008/03/t60658—kazakhskij-obryad-besik-tojy.8708.html

Шилдехана бесик той

Одним из главных событий в жизни каждой семьи является рождение ребенка. Для матери этот день особенно важен, ведь услышать плач новорожденного – самое большое счастье для каждой женщины. И, конечно же, хочется поделиться радостью и этим знаменательным днем со всеми близкими, устроив настоящий праздник. В связи с этим с давних времен появились различные обычаи как у казахов, так и других народов. Одной из самых известных традиций у казахского народа является «шилдехана». Так называется праздник в честь рождения младенца.

Как положено, родные приезжают в роддом встретить новорожденного и поздравить счастливую маму, которая укутав малютку идет на встречу. Выписка…В то время дома их уже ждет богатый дастархан. Гости приходят сподарками и пожеланиями, говорят «кутты болсын», «бауы берик болсын». В течение дня семья празднует и думают над красивым именем для младенца. После решения данного вопроса, домой приглашается мулла, который проводит обряд «наречение имени». Мулла зачитывает в правое ушко новорожденного призыв к сбору на молитву – азан, а в левое читает призыв к началу молитвы – икамат. Затем оглашается имя и читается молитва с прошением лучшей доли для ребенка.

Уже к вечеру остаются только самые близкие родственники, а отец младенца приносит в жертву барана и все мясо раздается родным. В знак заботы о роженице, уважения и для быстрого ее восстановления, родные специально для нее готовят мясное блюдо «калжа». Родимице необходимо съесть это блюдо, дабы избежать болезней, которые появляются после родов.

Также, помимо обычая «шилдехана» в народе существует традиция «бесик той». Этот обряд родители младенца проводят через три дня после рождения. Семье дарят первую люльку, малыша пеленают и кладут в бесик. В завершении обряда, гости приглашаются к столу. Так проходят насыщенные дни в кругу семьи за богатым дастарханом. Почти все казахские семьи по сей день придерживаются традициям Шилдехана и бесик той.

Источник статьи: http://toibiznes.kz/ru/articles/tradition/shildekhanabesiktoi

Укладывание в колыбель (Бесик той)

Бесик (колыбель) – для ребенка безусловно является ценной реликвией. У казахов не было ребенка, который не лежал в колыбели. А традиция укладывания в колыбель ребенка безусловно считается важным мероприятием для родителей малыша, и для казахского народа в целом. Колыбель для новорожденного является полезным, так как способствует правильному росту тела, спины. Он намного полезнее нынешних, современных колясок. Поэтому не зря наш народ, укладывал детей в колыбель с раннего возраста. Для того чтобы ребенок не вырос трусливым, на колыбель вешали когти орла, волка или филина.

Укладывание новорожденного в колыбель – торжественное мероприятие. Для этого мероприятия организуют специальный праздник — «Бесик той». Этот праздник проводится, когда проходит 40 дней со дня рождения ребенка. На этот той приходят дедушка, бабушка, тети, дяди, родственники со стороны матери, соседи и др. близкие люди малыша. На этот праздник люди приходят с подарками, и конфетами для разбрасывания гостинцев (Шашу). Близкие со стороны мамы ребенка, дарят колыбель его родителям. Затем аксакалы делают бата (благословление). Далее все садятся за праздничный дастархан. Начинается застолье. На столе не должны стоять спиртные напитки, так как этот праздник новорожденного. Только ставят кефир, кумыс, шубат, чай. На застолье люди поют песни, рассказывают истории. Бабушки дают совет матери новорожденного, как нужно обращаться, воспитывать детей. Затем раздают тойбастар. В наше время в виде Тойбастар можно раздавать открытки, авторские куклы, фотомозайки, тойбастары ручной работы и т.д. После застолья начинается обряд укладывания в колыбель малыша. Перед тем как ребенка укладывают в колыбель, дымом адыраспана (гармала) совершают аластау (знахарский процесс очищения колыбели от нечисти, злых духов и т.п). После уже укладывают ребенка в колыбель. Это право предоставляется знатной бабушке, которая является многодетной матерью, имеет внуков. После делают обычай тыштырма (в дырочку колыбели одна из присутствующих женщин кидает конфеты и др. сладости, затем она спрашивает «тышты ма?», присутствующие отвечают «тышты, тышты», и сразу же подставив ладонь под колыбелью, люди подхватывают сладости). Оставшуюся сладость разбрасывают людям в виде гостинцев, а остальные как всегда подхватывают. Далее бабушки привязывают разные вещи к колыбели. Чтобы ребенок был зоркий как орел, на колыбель привязывают когти орла. Если это девочка, привязывают зеркало или расчёску, чтобы она была красивой. Дальше ребенку поют колыбельную песню. Раньше наши предки пели колыбельную, чтобы ребенок быстро уснул или его успокоить, когда он чем, то встревожен. В основном пели колыбельную либо мама, либо бабушка малыша. Рифма колыбельной песни придумывалась на ходу. После аксакалы делают еще раз бата и праздник заканчивался. После окончания мероприятия, присутствующим женщинам дарили кольца, серьги и др. золотые украшения. Раньше казахи пытались закончить это торжество как можно быстрее, так как верили, что долго смотрев на ребенка, можно его сглазить.

Читайте также:  Сценарий праздника книжное царство

В настоящее время для таких мероприятий, специально договариваются с агентствами, которые занимаются организацией праздников. Люди с этих организации отвечают за исполнительность праздника от идеи до её реализации. Приходят со специальным звука и видеозаписывающим оборудованием. Снимают весь этот процесс. Далее видеосъемку предоставляют людям, которые делали заказ. К примеру, видеосъемку Бесик тоя, можно показать малышу, когда он повзрослеет. Это является хорошим воспоминанием для родителей ребенка. Поэтому для таких торжественных событий, желательно обращаться к профессионалам.

Источник статьи: http://toibiznes.kz/ru/articles/tradition/besik-toi

Казахский обряд «Бесик тойы».

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше — поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

AGRESSOR

литератор

К счастью давно прошли те времена, когда мы игнорировали обычаи наших предков. Но небольшой след от этих «славных» времен все же остался, – мы очень многое забыли. И теперь всеми силами стараемся возродить все то, что, к великому сожалению, потеряли. Кстати, многое уже невозможно восстановить в точности и люди ринулись придумывать то, чего никогда не было.

Этому особенно подвержен Южный Казахстан, где в последнее время появилось столько новых обрядов, что порой даже и не понять что существовало, а что нет. Вот мы и решили, восстановить более-менее правильную картину праздников и обрядов прошлых лет, связанных с появлением малыша на свет, и рассказать вам о таком чудесном обычае как бесик тойы.

Для начала, наверное, стоит сказать, что данный обряд появился достаточно давно, поэтому 21 век внес кое-какие современные детали. Ведь согласитесь, что далеко не каждый может найти коготь беркута или что-то еще в этом же роде. Впрочем, некоторые компоненты заменяли и раньше, так что ничего страшного не произошло.

Как выглядит бесик?
В принципе бесик практически ничем не отличается от самой обыкновенной детской колыбельки. Единственное отличие состоит в том, что снизу бесика есть специальное отверстие, в которое помещался специальный сосуд. Данное приспособление предназначено для того, чтобы малыш всегда был сухим. Ведь у наших предков не было подгузников, вот они и придумали такой оригинальный выход их положения.

Описание обряда.
Обряд проводится в том доме, где живет малыш. Если кроха живет с собственными родителями, то гости естественно, собираются там. А в том случае, если малыша по обычаю отдали дедушке и бабушке, то и торжество переносится в их дом.
Обряд проводится в день, когда малышу исполняется сорок дней. Дедушка и бабушка со стороны матери приглашают гостей и готовят бесик для торжества. В том случае, если родственники со стороны матери по какой-либо причине не могут присутствовать, родители ребенка выбирают многодетную мать, которая и исполняет обязанности отсутствующих. Она дарит малышу колыбельку.
У непосвященных сразу же может возникнуть вопрос, а почему же выбирается именно многодетная мать? Ответ достаточно прост: дело в том, что у восточных народов всегда считалось, что именно эта женщина передает малышу способность иметь большое потомство, что весьма ценилось нашими предками.
Эта же женщина укладывает малыша в колыбельку, готовит заранее все необходимое для обряда и заговаривает бесик огнем, чтобы всякая нечисть не приближалась к крохе. Заклинание огнем имеет религиозное значение, так как считается, что огонь отгоняет злых духов, а, кроме того, уничтожает микробов. Так что здесь преследуются еще и чисто гигиенические цели.
Женщине, которой поручили уложить ребенка в колыбельку, берет пригоршнями то, что она принесла как шашу (курт, масло, иримшик, баурсаки, конфеты, серебряные монеты) и через отверстие в днище бесика передает шашу гостям. Все приглашенные протягивают руки и берут подарки. После этого колыбельку вновь окуривают огнем и на ручке выжигают специальные знаки — обереги. Тетушки привязывают к колыбельке коготь беркута, чтобы ребенок был зорким, тумары (обереги) с заклинаниями от злых духов и сглаза. В современных условиях найти коготь беркута достаточно сложно, поэтому этот обряд можно заменить следующим. Выберите из своего ближайшего окружения тех людей, которые обладают какими- либо завидными качествами. Например, человека красивого, умного, сильного и так далее. Каждый из выбранных вами людей должен накрыть бесик своей вещью. Красивая женщина должна покрыть его своим лучшим платьем, мужчина рубашкой. Всего необходимо найти семь человек с разными качествами.
Чтобы девочка была красивой, ей под подушку кладут зеркало и расческу, а мальчикам нож, чтобы был сильным смелым. После этого вновь окуривают бесик и произносят специальное пожелание, дабы уберечь малыша от всякой напасти.

Читайте также:  Веселись сестренка это праздник твой

Алас, алас, баладан алас,
Иесi келдi, пэледен кош!
Алас, алас, пэледен алас,
Козi жаманнын козiнен алас.
Тiлi жаманнын тiлiнен алас,
Кырык кабыргасынан алас,
Отыз омырткасынан алас.

Чур, чур, чур от ребенка
Пришел хозяин,
Чур, чур от всех бед,
Чур от дурного глаза,
Чур от злого языка.

После этого проводят обряд исполнения сорока дней. Кто-нибудь из уважаемых мужчин сбривает малышу волосы, с которыми он родился, а женщина, у которой много детей поливает кроху 40 ложками воды и говорит о том, чтобы кости малыша были крепкими.
В таз, где купают ребенка, кладут 40 камешков и кольца. После купания кольца забирают женщины, которые помогали купать кроху. А той, которая купала малыша, дарят хорошее платье. Мужчине, который брил ребенка, обязательно преподносят тюбетейку. Сбритые волосы ни в коем случае не выбрасывают, а заворачивают в тряпочку и прикрепляют к плечу одежды малыша.

Колыбельные песни.
Любовь матери к ребенку выражалась в колыбельных песнях (бесик жырлары). Все они изначально слагались акынами, но постепенно их имена забыли, и все колыбельные превратились в своеобразный гимн материнской любви к малышу. Кстати, здесь как в принципе, во всем, что делали наши предки, преследуются свои определенные цели. Во-первых, исполняя колыбельную мать, усыпляла своего малыша, во-вторых, это было ему напутствием.

Мойындагы тумарым,
Таркамайтын кумарым,
Тагдыр Берген алсын деп,
Ак бесiкке салсын ден.
Мойнымдагы маржаным,
Корадагы мал-жаным,
Бесiгiне жата гой, —
Тэттi уйкыга бата гой,
Балам жатсын бесiкте
Пэлесi калсын есiкте.

Оберег мой дорогой,
Тебя дала мне судьба,
Чтобы я уложила его в бесик.
Жемчуг на моей шее,
Ты все что есть у меня.
Ложись в свою колыбельку
И спи сладко.
Пусть мой малыш ляжет в бесик
А все беды останутся за дверью.

Курыгынды майырып,
Тунде жылкын кайырып,
Жаудан жылкы айырып,
Жiгiт болар ма екенсiн?!
Айрып калпак киiсiп,
Акырып жаугы тиiсiп,
Батыр болар ма екенсiн?!
Бармактарын майысып,
Турлi ою ойысып,
Уста болар ма екенсiн?!

Защищая скот от врага
Станешь ли ты джигитом?
Смело, кидаясь на врага
Станешь ли ты батыром?
Создавая ловкими пальцами узоры
Станешь ли ты мастером?

Нельзя не сказать о том, что обряд бесик тойы довольно-таки красивый. Мне однажды самой пришлось участвовать в подобном торжестве, и впечатления у меня остались самые приятные. Так что советую и вам постараться провести его для своего ненаглядного крохи.

Источник статьи: http://forums.balancer.ru/society/2008/03/t60658—kazakhskij-obryad-besik-tojy.8708.html

Оцените статью
Adblock
detector