Что за праздник больдер
29 июня в Баунтовском эвенкийском районе состоялся эвенкийский традиционный праздник « Больдёр » . Организатор ами выступили Центр эвенкийской культуры « Арун » и Администрация Баунтовского района.
В древности этот праздник означал наступление нового года, в переводе с эвенкийского «больдёр» – «встреча » . Ныне этот праздник проводится в Бурятии каждые два года в районах компактного проживания эвенков. Сейчас « Больдёр » превратился в массовое этнокультурное мероприятие республиканского и межрегионального масштаба. «Больдёр-2019» собрал эвенков со всей республики: прибыли делегации из Баргузинской долины, Закамны, Северобайкалься, Муйского района и Улан-Удэ. Также прибыли эвенки из Забайкалься и Хабаровского края. И, конечно, в празднике приняли участие жители Багдарина, Усть-Джилинды, Россошино и других поселений Баунтовского эвенкийского района.
Праздник начался шаманским обрядом у священной Белой горы. Основная часть массового красочного мероприятия прошла на стадионе Багдарина. В программе: праздничное шествие и торжественное открытие праздника, конкурс эвенкийской песни, конкурс обрядов, конкурс хореографических коллективов. Состоялись также выставка-конкурс произведений народных художественных промыслов, шоу-дефиле эвенкийских костюмов, соревнования по северному многоборью.
Кроме того, в рамках праздника прошла дискуссионная площадка по проблемам КМНС, состоялась презентация книги «Достояние Баунта», гости посетили Багдаринский Музей народов Севера Бурятии. Завершилось мероприятие этнодискотекой «Ночь Одеры» и праздничным фейерверком.
По информации АУК ГРЦЭК « Арун » и ТИЦ « Байкал »
Источник статьи: http://icde.ru/news-ibur/evenkijskij-traditsionnyj-prazdnik-boldjor-otmetili-v-bauntovskom-rajone
Республиканский эвенкийский праздник «Больдер-2019»
Н ациональный эвенкийский праздник «Больдёр» – древний праздник в честь начала сезона охоты, имеющий богатую традицию. С эвенкийского переводится как «Встреча». Ныне «Больдёр» – этнокультурное мероприятие республиканского и межрегионального значения, собирающий знатоков эвенкийских традиций со всей Бурятии и других регионов. Они покажут свои ремёсла, песни и танцы.
В рамках праздника состоятся шаманский обряд у священной Белой горы эвенков, дискуссионная площадка по проблемам КМНС, праздничное шествие в эвенкийских национальных костюмах, конкурсы обрядов, хореографических и вокальных коллективов, шоу-дефиле эвенкийского костюма, выставки, презентации книг, национальные состязания, этнодискотеки, фейрверк.
«Больдёр» – массовое зрелищное мероприятие, впечатляющее зрителей национальным колоритом.
Сведения предоставлены организацией (АУК РБ «Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун») и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
Источник статьи: http://www.culture.ru/events/477154/respublikanskii-evenkiiskii-prazdnik-bolder-2019
Своей дорогой
Больдёр. Часть I
Запись опубликована Alexsvatov · 20 июня 2017
В дни близкие к летнему солнцестоянию у многих народов обязательно есть главный праздник уходящий корнями в славное языческое прошлое. У эвенков это Больдёр, что в переводе означает — встреча.
Встречали гостей ещё на подъезде к Курумкану, где в этом году проходил фестиваль, молочной водкой, белыми продуктами и карасём.
А затем повязать вязочки с добрыми мыслями на натянутые недалеко верёвки, их потом увезли в священное место. Нечто похожее мы делали на Комоедицу.
Кстати в школе где разместили участников фестиваля в одном из классов на стендах было и описание славянской Комоедицы.
После обряда началась самая скучная и бесполезная часть всех мероприятий. Выступление официальных лиц и организаторов. Люди натягивая улыбку переминаясь с ноги на ногу тихо матеря выступающих. А там бла-бла-бла в духе речей на автопробеге в «Золотом Телёнке». Самое интересное, это зачем-то повторилось ещё пару раз, на открытии и закрытии праздника на стадионе. Традиционно воздержался от съёмки официальных лиц с удовольствием покурив на брёвнышке.
На круглый стол я тоже не пошёл здраво рассудив, что снимать там будет абсолютно нечего, а я приехал на праздник, а не поскучать.
Впереди нас ждал песенный и танцевальный конкурс, который я с большим удовольствием посетил придя ещё к репетиции. Вот весёлый гармонист, с удовольствием играл на камеру.
Эвенкийские девушки в национальных костюмах водили хороводы, успевали репетировать.
Погонял камеру в концертном зале, очень хорошо себя показала, кстати все снимки в этом и последующих постах о Больдёре и Курумканском районе это внутрикамерные джипеги, почти без обработки.
Ребятишки из детского сада «Велика», село Алла.
Здесь сразу угадывается песня, про обещание немолодого человека увезти девушку в тундру. Бессмертный хит всех времён и народов.
А потом вышел Александр Розенбаум, эвенкийский.
Конкурс был посвящён семидесятипяти летию эвенкийского композитора Виктора Гончикова.
Попев и потанцевав мы двинулись на стадион Курумкана, где проходил непосредственно сам Больдёр и каждый род представлял блюда национальной кухни, предметы быта, рукоделие.
Очень ярко и красиво.
Эвенки хорошо чувствуют красоту.
И накормить могут вкусной и главное здоровой пищей.
Сибирские дары, кладезь витаминов.
В творчестве северных народов традиционно преобладают сцены охоты и дикие животные.
Были и современные кочевники.
Представители родов отчитывались перед комиссией, порой это было ооочень затянуто, а спортивные мероприятия запустили много позже. Комиссия неспешно ходила слушая родословные, а народ на трибунах роптал в ожидании спортивных баталий.
Василий познакомил меня ещё с двумя депутатами с которыми уже был виртуально знаком в фейсбуке и которые уже фигурировали в одной из моих публикаций. Оксана Васильевна назвала его самым честным журналистом,видимо потому что Василий не писал о вип пенсиях, но в понедельник всё изменилось и Василий получил корочку помощника депутата, таким образом о честности и объективности речи теперь не будет даже.
Из-за затянутости обхода молодёжь откровенно скучала, уже начались спортивные состязания, им бы посмотреть, поболеть, а нет, нужно ждать комиссию с папками и тетрадками.
Официоз на праздниках и фестивалях это очень большое зло.
Представив родословную до седьмого колена, показав сценки из жизни и станцевав перед жюри, эвенкийские роды садили комиссию за богатый стол. Вот так несколько родов, несколько столов, но fregat_vt всё равно потом пошёл на ужин.
Завтра покажу вам самую зрелищную часть фестиваля — спортивные игры.
Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!
Источник статьи: http://ulanovka.ru/blogs/entry/876-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%91%D1%80-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-i/
Больдёр. Часть II. Эвенкийские национальные игры Гукчанкит
Можно ли на стадионе ловить хариуса? Вспомнили Ералаш? А если летом?
Но шутки в сторону, конечно же можно, если вы находитесь на эвенкийских состязаниях Гукчанкит.
Подняты штандарты с именами знатных эвенкийских родов и после довольно большой организационной заминки, после ненужных уже второй раз официальных речей началась самая зрелищная часть праздника Больдёр, эвенкийские народные забавы: перетягивание палки, прыжки через нарты, метание аркана — маута, ловля хариуса.
Перетягивание палки, мас-рестлинг — забава, известная также как перетяжки, в которой соревнующиеся садятся на землю и упираются подошвами слегка согнутых ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и тянут её каждый в свою сторону.
Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли, коснуться земли локтем или выпустить палку из рук.
Состязание в перетягивании палки зафиксировано, практически, у всех народов. В Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины в XX в. это состязание называлось «бук тянуть» («бука тянуть»). У эвенков это состязание известно под названием «талты юх» или «нюл талили», у коми-зырян – «кыскан», у ненцев – «иэхэтуклма», у якутов «мас тардыы».
На Масленицу и Радогощь мы тоже устраивали такие соревнования.
Прыжки через нарты — широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего севера.
В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируются рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части — 50см, нижней – 70см.
Нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50 см друг от друга – в количестве десяти штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжка через последнюю нарту, прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжает перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке.
Большой интерес вызвала «ловля хариуса», когда подвешенную на высоте выше человеческого роста «рыбку» нужно было достать ногой в прыжке.
Смысл игры: «рыбка» всё выше, все сложнее до неё допрыгнуть, как, впрочем, и в жизни –поймать хариуса не просто. В конце соревнований пришлось даже добавлять высоту стенда.
Маут — это ременной аркан длиной не более 30 метров. Его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест (хорей — им погоняют оленью упряжку).
Спортсмен выбирает точку у черты с подветренной стороны. Организаторы почему то не учли этого моменты и метание происходило с одной точки, спортсмены не могли сменить точку и подстроиться под ветер, поэтому победителей было не много. Упущение.
Это, пожалуй, один из самых сложных и зрелищных видов состязаний в многоборье, требующий хорошей сноровки.
Подготовка аркана.
И наконец получилось!
Вот победительница в метании маута, уроженка Баунта Лидия Новикова из рода Чильчигир!
Следующий фестиваль Больдёр и игры Гукчанкит пройдут летом 2019 года в Баунтовском районе Бурятии, там я ещё не был.
И спасибо стадиону Курумкана. Очень хорошее, новое поле, было жарко и ходил по нему босиком.
Приезжайте в Курумкан! Только минимум на неделю, а пока готовитесь и решаетесь посмотрите другие публикации по Курумканскому району и Баргузинской долине:
Здесь подробно описаны все автобусы и маршруты по Курумканскому району https://visit.kurumkan.info/transport/
Организатор поездки Администрация МО «Курумканский район», Леонид Будаев, Алексей Будаев.
Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!
Источник статьи: http://alexsvatov.livejournal.com/195914.html