Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия
Главная лента
Первая борозда народов Юждага
О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов
Раздел: Главная лента / Культура
В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.
Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана — зороастрийцев.
Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.
В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» — «первая борозда».
Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.
Эбелцан — это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан — символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.
Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.
Яран Сувар/Эбелцан — это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер — это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.
Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.
Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.
Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.
Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.
На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.
ФЛНКА на празднике в Хиве
Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.
В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.
Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.
Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.
Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в наших статьях . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.
Праздник прошел очень живо, ярко, красочно, оставив в сердце каждого самые приятные впечатления и надежду на то, что все неприятности остались в прошлом, а в новом году всех будет ждать только хорошее.
Мы уверены, что подобная традиция активного участия ФЛНКА в празднованиях в Хивском и других районах, а также совместные празднования начала весны и нового года народами Южного Дагестана, также впервые инициированные Лезгинской автономией в этом году, станут постоянными и будут и впредь служить духовному единению наших народов.
Источник статьи: http://flnka.ru/glav_lenta/5958-prazdnik-vesny-i-obnovleniya.html
Что за праздник день первой борозды
Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.
Историки предполагают, что раньше он был распространен по всей горной территории, но впоследствии на юге под влиянием персов был вытеснен Новрузом. Горцы верили, что для хорошего урожая землю надо оплодотворить. Этот обряд лакцы называли свадьбой поля, даргинцы – оплодотворением пашни, а аварцы — выведением быка или бычьей свадьбой. Бык как символ плодородия был «женихом» земли.
Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.
С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».
Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.
У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.
Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.
В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.
После бега за селом устраивают скачки.
Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.
Завершается праздник песнями и танцами.
Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…
Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.
Значит: их нужно уважать и беречь.
В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.
Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.
Источник статьи: http://www.kavkazr.com/a/29876996.html
Сегодня праздник! День первой борозды
В каждом уголке мира есть десятки различных праздников. Все они уникальны по своим традициям и истории! Узнавайте новое вместе с нашей рубрикой «Сегодня праздник!»
Ежегодный Тайский Праздник Первой борозды отмечается уже с древних времен и происходит от брахман. Каждый год правители проводят праздник на главной площади роскошного парка Санам Луанг, который находится недалеко от Большого Королевского Дворца (историческая часть Бангкока).
В древности принц Будда принимал непосредственное участие в празднике, он сам проводил церемонию, а лучший день для этого определялся придворными брахманами астрологами.
Сегодня таиландские короли больше не принимают такого активного участия в празднике, но чтят своим присутствием организаторов. Специально для церемонии монарх выбирает Главного Пахаря, который будет исполнителем и представителем короля. Задача этой необычного обряда – спрогнозировать обильность дождя в грядущем году.
Представитель короля вытягивает из большой кучи отрезок ткани и смотря, какой он будет длины, определяется, насколько много будет дождей в этом сезоне. После Главного Пахаря одевают в национальную одежду — панунг. Затем он распахивает участок земли, засеянный рисом, священным плугом из золота, который окрашен в красный цвет с изображениями белых буйволов. За Пахарем следуют четыре юные девы, с золотыми корзинами с рисом. По сторонам от мужчины идут брахманы, которые играют на чудесных раковинах из моря и поют.
В празднике Первой борозды могут участвовать и настоящие животные. Так, в прошлом году, два священных белых буйвола были впряжены в плуг. Животные в данной церемонии несут также и роль предсказателей. Буйволам предлагают на выбор 7 чаш: самогон из риса, кунжут, свежая трава, соя (бобы), кукуруза, рис и вода. Выбор буйволов, как говорится в поверьях, означает успешность будущего сезона. А если священный буйвол выбирает рис, то и урожай злака будет хорошим.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/guruprazdnika/segodnia-prazdnik-den-pervoi-borozdy-5eba8f2f34fef71215127286
Первая борозда
Празднование первой борозды проводится по инициативе руководителей сельскохозяйственных предприятий.
Праздник первой борозды традиционно большой праздник для всех регионов России. Ежегодно в эти дни закладывается основа богатства, которое будет кормить нас в течение года.
Праздник Первой борозды отмечается с давних пор обрядовая вспашка, весь ритуал, которого «насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер», начинались с молитвы – благопожелания. Она посвящена будущему урожаю и содержит пожелания богатого урожая зерновых, а сорняки, чтоб выросли очень слабыми среди толстых, стеблей пшеницы. Пожелание это подчинено практической нужде крестьянина: чем меньше сорняков, тем богаче урожай и меньше работа хозяину поля, а также высказаны пожелания благоприятной погоде. Произнося эти пожелания в день проведения первой борозды, крестьянин хочет заранее уберечь свои посевы от природных катаклизмов. «Смысл празднования первой борозды- желание воздействовать на природу всевозможными иррациональными магическими приемами»
Таким образом, ежегодное торжество, отмечавшееся весной и заключавшееся в проведении первой борозды, было актом превращения девственной земли в землю-мать, производительницу всех плодов земли.
Весенняя страда — волнующее событие в жизни земледельца, наполненное радостными надеждами на высокие урожаи. Сельскохозяйственное производство имеет большое значение для процветания и благополучия района. Год из года труженики села трудятся в сельском хозяйстве, вкладывают свои силы в его развитие, стремясь получить хорошие результаты в растениеводстве и животноводстве.
© 2021 «АДМИНИСТРАЦИЯ МО «ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»»
671260, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Ленина, д.67
Источник статьи: http://pribajkal.ru/economy/1_borosda.php