Что за праздник семик перед троицей

Семик 2020: что такое Троица умерших, традиции, обряды и гадания, что нельзя делать 4 июня

Семик, Зеленые святки, Русалии, Троица умерших — народные названия праздника, символизирующего окончательное наступление лета. Эти древнеславянские празднования в 2020 году начинаются 4 июня и связаны с Троицей.

Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи за три дня до Троицы. На Руси в этот день было принято поминать «заложных покойников», то есть тех, кто умер неестественной смертью и даже в могиле не нашел успокоения. Люди верили, что неотмоленные покойники ходят по земле, принимая участие в делах людей. Поминовение таких покойников на Руси считалось языческим обрядом, совершаемым как бы тайно, до «официального» церковного поминовения умерших, совершаемого в Троицкую субботу.

Традиции Троицы умерших

По традиции на Троицу умерших «заложных» покойников «кормили», выставляя за порог угощение, а также посещая кладбища и оставляя там еду и напитки. Могилы украшали зеленью, в основном ветками березы — главного троицкого дерева. Церковь обряд «кормления покойников» и отмечание Троицы умерших не одобряет, но в некоторых областях обычай жив до сих пор.

Обряды, привороты и гадания на Семик

Семик, как и Троица — на Руси был традиционным праздником девушек и женщин. В это время подросших девочек «посвящали» во взрослую девичью компанию. После девочка наравне со старшими подругами принимала участие в общих развлечениях незамужних девушек — посиделках, гаданиях и других обрядовых действах. Допуск до участия в традиционных обрядах означал, что девушка созрела для замужества, к ней можно засылать сватов.

В это время девушки совершали различные обрядовые действия с березой и другими растениями и, конечно, гадали на суженого. Плели венки, пуская их по воде, чтобы узнать, откуда приедут сваты. Завивали березки (плели косички из березовых веток), у кого с Семика до Троицы не расплетется, та и замуж выйдет первой.

В это время водили хороводы, а также колядовали, изображая разную нечисть, в первую очередь русалок, которые, как считалось, просыпались перед Троицей и даже выходили из воды на берег.

Растения, собранные на Троицу и в ближайшие к ней дни, считались целебными. Из них делали отвары, их сушили и хранили в тайных местах, а также толкли и добавляли в пищу. Такая «приправа» считалась отличным приворотным зельем. Девушки старались добавить толченые сухие троицкие растения в угощение тому, кому хотели понравиться; женщины — в пищу мужьям, чтобы те были добрыми, непьющими и работящими.

Что нельзя делать 4 июня, как задобрить русалок

В период Зеленых святок существовало много запретов, в основном касающихся женщин. Запрещалось сильно беспокоить природу, копая огороды и работая в поле (все полевые и огородные работы к этому времени должны были завершиться).

Строжайше запрещалось ходить в лес поодиночке, а также пасти в лесу скотину. Женщинам запрещалось рукодельничать, так как можно ненароком «уколоть» спицей или иголкой мертвых.

Особенно строгие запреты были относительно водоемов, поскольку обидеть русалку считалось очень опасным. Поэтому запрещалось стирать в открытых водоемах и, конечно, купаться. Самое страшное время — в полдень и в полночь: согласно поверью, именно в этот момент русалки выходили на берег. В это время даже подходить к водоемам считалось опасным.

Чтобы русалки не лютовали, их принято было задабривать, бросая в воду лакомства и полевые цветы. Девушки иногда бросали в реку свои скромные украшения, поскольку русалки имели славу больших модниц.

Как следует отгуляв Семик, на Руси начинали проводить поминальные обряды, связанные с Троицкой родительской субботой, когда происходило церковное поминовение умерших христиан.

Источник статьи: http://riafan.ru/1281906-semik-2020-chto-takoe-troica-umershikh-tradicii-obryady-i-gadaniya-chto-nelzya-delat-4-iyunya

Семик

Дата в 2021 году: 17 июня , четверг (четверг перед Троицей)
Другие названия: Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг
Традиции: Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2021 году он выпадает на 17 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

Читайте также:  Эссе праздники республики казахстан

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/semik

Семик

Эту статью предлагается разделить на несколько других статей.
Семик
«Семик». Лубок. XIX век.
Тип народно-православный
иначе Зелёные Святки, Русалии
Отмечается восточными и южными славянами, православными народами России
Дата с четверга 7-й недели после Пасхи, по День воды
В 2012 году с 18 (31) мая по 23 мая (5 июня)
В 2013 году с 7 (20) июня по 12 (25) июня
Празднование хороводы, молодёжные гулянья
Традиции посещение кладбищ, поминальные трапезы, установка и украшение берёзы, кумление
Связан с Троицей

Семи́к (Зелёные Святки) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню, и распространённый у восточных славян повсеместно. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника [1] ) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи [2] (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета.

Также, Семик — седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и название. День поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки («Троицкое дерево»), а девушки «кумились». Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (белор. Сёмуха ) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.

Содержание

Другие названия

Праздничный комплекс: Зелёные Святки, Русалочья неделя [3] , Русалии, Великая неделя [4] , польск. Stado [5] , чеш. Králový týždeň [6] .

Главный день: Велик четверг [7] , Великоденный четверг [7] , Тюльпа [8] , белор. Сёмуха .

Читайте также:  Конспект занятия семейные праздники старшая группа

Символика праздника

Семик, как и Троица считался девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках. Также и в природе Мать — Сыра Земля готовилась к плодоношению — на пролетье колосились рожь и овёс:

— «Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать Купальница,
Ты на чём приехала?»
— «На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!»

Как и другие большие праздники, перед Семиком (Троицей) поминали умерших.

Русалии

Русалии, русальные дни — праздник в память умерших у древних славян [9] , поминальные дни [10] . По свидетельству Стоглава, на Русалии сходились «мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание». Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Согласно Этимологическому словарю Макса Фасмера, слово Русалия (ст.-слав. рѹсалиѩ , др.-серб. и др.-рус. русаліа , болг. русалия , сербохорв. русаље ) образовано путём заимствования из лат. rosālia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков [11] . Слово русалка произошло от названия праздника [11] . В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами [12] .

На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле [13] . Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.

Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова [14] и Богоявления [15] (зимние Русалии), на неделе после Троицы [15] (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала [14] ). Судя по летописям, главным сроком Русалий был летний, привязанный уже в XII веке к христианской Троице, и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Ивана Купалы.

Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы и Духова дня.

Поминальная обрядность

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недили, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки» [1] ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они оставаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям. [16]

Читайте также:  Как правильно говорить с прошедшими праздниками или наступившими

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.

Обряды с берёзой

На Семик девушки шли в лес «завивать берёзу» [17] (ср. песню «Во поле берёза стояла»). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле [18] . Из веток заплетали венки [19] . При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления [20] : на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

Когда заканчивались чисто девичьи обряды, к участницам гуляний присоединялись парни с угощением и выпивкой. Песни и хороводы затягивались далеко заполночь, и гуляния нередко приобретали разнузданный характер. Поэтому Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гуляния:

Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания. [21]

Берёзонька белая,
Берёзонька кудрявая
На чём приехала?
На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате.
У кого же ты гостила?
У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек.
Хотят берёзоньку срубить,
И её в речке утопить.

Завиванием и кумлением обряды с берёзой не ограничивались. Берёза — это вообще центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы. После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку. [17]

Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы. [17] [23] Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям [24] .

Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе — яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!

Семик у нерусских народов

Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины. Коми-пермяки в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть своих умерших. Поминают чаще всего рыбным пирогом (чери нянь), пекут и другие пироги, например, шаньги из крупы (шыгдöса пирöг). В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители, в подавляющем большинстве русские, идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажжённой свечой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с варёных куриных яиц.

Подобные обычаи встречаются и у других финно-угорских народов России, в том числе у мордвы, марийцев (Семык) и удмуртов, а также чувашей (Симек). В отличие от русских у них, как и у коми-пермяков, праздник носит преимущественно и почти исключительно поминальный характер.

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/140137

Оцените статью
Adblock
detector