Праздники и обычаи шорского народа
Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.
С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников — праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.
Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.
Один из шорских праздников – «Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья. Он также проводится специально для детей, чтобы они знали праздники и обычаи своего народа. Праздник отмечается 19 января и посвящен охотникам. Мальчиков и юношей посвящают и рассказывают, как раньше собирались на охоту и как охотились. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению был приурочен праздник «Мылтык». На празднике все повязывают на березу ленточки. И просят при этом благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье; красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка; голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Традиционные состязания этого праздника – перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня, а также стрельба из лука – определяли самого меткого. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего.
В нашей республике есть праздники, схожие с шорскими. Один из таких праздников – ысыах и мы празднуем его в июне. Жители радуются наступлению лета и готовятся к сенокосу. Ысыах еще называется якутский новый год. К нему все готовятся заранее и приезжают семьями с детьми и бабушками, дедушками. Также как и у шорцев, наш праздник начинается с обряда благословения, который проводит белый шаман. Он зажигает огонь, бросает в него оладушки и льет священный напиток кумыс. Все собравшиеся на праздник встают в круг, берутся за руки и танцуют танец осуохай. Также как на шорском празднике «Пайрам», на нашем празднике ысыах проводятся конные скачки. Они всегда очень интересные и захватывающие. А еще на празднике проводятся спортивные соревнования. Одно из них – борьба хапсагай, в которой участвуют даже мальчишки.
1. Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 — 1975 гг. Л., 1981. 100 с./Андерсон Т.В. (сост.)
2. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с./Кимеев В.М.
3. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12./Соколова З.П.
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/02/14/prazdniki-i-obychai-shorskogo-naroda
Албаа-пайрам. Праздник радости и света
В стародавние времена к Ульгеню прилетел журавль, выпросил у повелителя духов огонь и подарил его жителям тайги. С той поры много воды утекло, немало легенд и песен сложено, и в каждой из них живет вера в будущее шорского народа. Очередной областной шорский праздник «Албаа-Пайрам» прошел 16 июня в селе Сарбала Калтанского городского округа. В своеобразном подведении итогов, демонстрации достижений и этнографических находок, встрече единомышленников приняли участие делегации общественных шорских организаций Новокузнецка, Междуреченска, Мысков, Осинниковского и Калтанского округов, Таштагольского района. На поляне перед сельским домом культуры раскинулись шорские станы. На сцене выступали мастера горлового пения – кайчи. Детские и взрослые фольклорные коллективы. Яркие, самобытные, талантливые. Не обошлось без шуток – в составе таштагольской делегации, победившей во всех конкурсных номинациях, приехала семья Йети. Добродушные, располагающие к туризму веселые существа. Национальная виды спорта «Куреш» и стрельба из лука не уступали друг другу в количестве зрителей. Перетягивание каната превратилось в силовое шоу. В конкурсе национальных костюмов традиционные наряды сменяли стилизованные, с переплетением мотивов шорского орнамента и монгольского кроя. О ценности происходящего рассказала Мария Ахрановна Идигешева, паштык обшественной шорской организации Таштагольского района, солистка ансамбля «Чылтыс»:
-При современной индустриализации очень важно чтобы уникальная культура шорского языка не угасла, чтобы шорский язык звучал. Когда народ исчезает, вместе с ним на земле исчезает частица духовности. Поэтому мы стремимся сохранить дух нашего народа, обычаи, традиции и передать их своим детям.
Вместе со старшими активистами общественных организаций в Сарбалу приехало много молодежи. И пайрам, праздник радости и света состоялся.
Ольга ШВЕЦОВА
Источник статьи: http://kuzbass85.ru/2012/06/18/albaa-payram-prazdnik-radosti-i-sveta/
Областной шорский онлайн праздник «Ольгудек-Пайрам-2020».
Подведены итоги Областного шорского онлайн праздника «Ольгудек-Пайрам-2020» , посвященного Международному дню коренных народов. В этом году из-за пандемии коронавирусной инфекции праздник прошел с 9 по 15 августа в онлайн-режиме. Всего на «Ольгудек-Пайрам-2020» было подано 20 заявок и наши талантливые конкурсанты радовали нас своим творчеством в видеоформате в трех конкурсах: «Лучший традиционный свадебный обряд» (Марыш«Чақшы шор тойының чозақтары»), «Лучшая авторская коллекция шорского костюма» (Марыш «Авторлардың «Чақшы шор кеби») и «Шорская старинная песня» (Марыш «Тадар узақ сарыны»). Оценивало конкурсные выступления конкурсантов жюри под председательством Чайковской Елены Николаевны — руководителя Центра языков и культур народов Сибири НФИ КемГУ. Зрители также приняли активное участие в интернет голосовании в социальной сети Инстаграм и в каждом конкурсе был определен ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.
Победителями Областного шорского онлайн праздника «Ольгудек-Пайрам-2020» стали:
Конкурс «Лучший традиционный свадебный обряд» ( Марыш«Чақшы шор тойының чозақтары»):
Диплом 1 степени — Таштагольский район — Шорский свадебный обряд — «Шор-Тадар қалықтың тойы»
Диплом 1 степени — г.Мыски- Свадебный обычай -«Чозак» (Обычай), народный самодеятельный коллектив, шорский фольклорный ансамбль «Отчагаш» (МАУ МГО «Городской центр культуры»)
Диплом 1 степени и Приз зрительских симпатий — Междуреченский городской округ, Междуреченское общество коренного населения «Алтын Шор» — Обряд «Сватовство»
Диплом 2 степени — СДК с. Безруково Новокузнецкий муниципальный район, хореографический коллектив «Шанс»-Театрализованный отрывок свадебного обряда
Конкурс «Лучшая авторская коллекция шорского костюма» (Марыш
«Авторлардың «Чақшы шор кеби»):
Диплом 1 степени — Коллекция «Наа сагыштар» (Современная Шория) и коллекция «Чаш паллар» (Молодёжная) автор-Мельникова Лариса Николаевна (Мысковский городской округ)
Диплом 2 степени — Коллекция «Оганнар» (Ребята) , автор- Челбогашева Светлана Владимировна (Таштагольский район)
Диплом 3 степени и Приз зрительских симпатий — Коллекция «Мотивы Шории родной», автор — авторский коллектив «Детский ансамбль песни и танца шорской культуры «Чалын» под руководством Кирсановой Светланы Владимировны (МБУК ГДК «Романтик», Междуреченское городское общество коренного населения «Алтын Шор», Междуреченский городской округ)
Специальный приз жюри – Коллекция «И корни, и ветви», автор-Южакова Наталья Васильевна, Театр моды «Наа тэм» (Новое время), СДК с. Безруково (Новокузнецкий муниципальный район)
Конкурс «Шорская старинная песня» (Марыш «Тадар узақ сарыны»):
Диплом 1 степени — Идигешева Мария Ахрановна (г.Таштагол) — Песня «Кӧкӧк» («Кукушка»)
Диплом 2 степени — Новикова Вера Моисеевна (народный самодеятельный коллектив, шорский фольклорный ансамбль «Отчагаш», Мысковский городской округ МАУ МГО «Городской центр культуры») — « Песня матери»
Диплом 3 степени — Шорский фольклорный ансамбль «Ойун» (ДК имени В.И. Ленина, Междуреченский городской округ) — Песня «Мен сағыжим» («Мои страдания»)
Диплом 3 степени – Санженакова Раиса Сергеевна (г.Таштагол) — Песня «Ундутпесем сене» («Не забуду тебя»)
Приз зрительских симпатий — Бечевина Лариса (детский ансамбль песни и танца шорской культуры «Чалын»(МБУК ГДК «Романтик», г. Междуреченск) — Песня «Туруна» («Журавль»)
Поздравляем всех участников и победителей Областного шорского онлайн праздника «Ольгудек-Пайрам-2020»! О церемонии награждения будет сообщено дополнительно.
Источник статьи: http://tashtagol.bezformata.com/listnews/shorskiy-onlayn-prazdnik-olgudek/86600579/
Масштабный шорский праздник Абалар-Пайрам прошел в Новокузнецке
Арт-пространства с концертами, конкурсами и мастер-классами традиционных шорских ремесел, выступления творческих фольклорных коллективов, спортивные соревнования по национальной борьбе куреш, стрельба из лука, метание камня и перетягивание каната — так в Новокузнецке отметили «Абалар-Пайрам-2019» — шорский национальный праздник, который традиционно проводится в дни летнего солнцестояния.
Делегации из Калтана, Междуреченска, Мысков, Новокузнецка, Осинников и Таштагольского района расположились национальными шорскими станами на территории ДК им. Дзержинского. Каждый стан отличался особым традиционным убранством с национальными блюдами и экспозицией декоративно-прикладного творчества.
Более 400 участников и гостей Абалар-Пайрама окунулись в праздничную атмосферу. Семейный конкурс «Мой счастливый род» познакомил зрителей с семейными традициями и обычаями, знатоки шорского языка продемонстрировали лингвистические познания в конкурсе художественного слова. Также были подведены итоги конкурсов на лучшее оформление шорского национального стана и лучшую визитную карточку делегации. А для гостей и зрителей Абалар-Пайрама была подготовлена концертная программа с участием национальных творческих коллективов.
В мероприятии принял участие заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики областного Совета Николай Мухин . Депутат отметил, что Кузбасс славен не только мощной индустрией, но и многонациональной культурой.
“Красочное разнообразие традиций и обычаев народов, населяющих нашу землю, создаёт прочный фундамент для процветания Кузбасса”, — подчеркнул депутат.
По поручению главы кузбасского парламента Вячеслава Петрова Николай Мухин вручил благодарственные письма Совета народных депутатов Кемеровской области активистам шорских общественных организаций и поблагодарил их за сохранение и развитие культуры своего народа.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c4ebaf4e418a700ad770681/masshtabnyi-shorskii-prazdnik-abalarpairam-proshel-v-novokuznecke-5d1c124710155d00ac3ede24
Мылтык-пайрам: шорский праздник охотников
В этот раз праздник проходил в спортивном комплексе «Юбилейный». Участники вспоминали старые традиции, лепили большие шорские пельмени с сюрпризом, играли в национальные игры. На празднике состоялся концерт, старейшины провели мастер-класс для молодежи по изготовлению пельменей по старинным шорским рецептам.
Мылтык (усредненное тюркское: multuk переводится на русский как «мушкет» или «ружье») — это праздник, который уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. В канун этого праздника во всех семьях коренных жителей обязательно стряпали большие шорские пельмени с сюрпризами, в которые вкладывали крохотные предметы — символы.
Шорцы верили, что миниатюрные ружья и топорики из дерева, монетки, черные и белые нитки, соль, сахар и прочие предметы в пельменях предсказывают судьбу: ружье — человек станет хорошим охотником, топорик — крепким хозяином, монетки означали богатство и благополучие, белые и черные нитки — счастливую или тяжелую жизнь в будущем, сахар — достаток, соль — бедность. Традиционно по дворам ходили ряженые, совершая кочаган с благопожеланиями хозяевам, а девушки гадали.
Шорцы — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай. Общая численность шорцев составляет около 14 тыс. человек. Они делятся на две этнографические группы: южную, или горно-таёжную (в начале XX в. область проживания южных шорцев получила название «Горная Шория»), и северную, или лесостепную (абинцы). На современном этапе этот тюркский народ находится под угрозой полного исчезновения путем обрусения.
Источник статьи: http://www.turantoday.com/2012/01/shor-bayram-myltyq.html