Петров день: традиции и приметы на 12 июля
В народном календаре 12 июля – Петров день, Петры и Павлы, Петровки, Петровские гуляния, праздник солнца, играние солнца, навозница. В этот день устраивали народные гуляния, а вечером молодежь ходила в поле «караулить» солнце.
Православная церковь 12 июля совершает празднество апостолов Петра и Павла, которых за особо ревностное распространение христианской веры еще называют первоверховными. Церковь их почитает как первых проповедников христианской веры. В этот день перенесли реликвии апостолов из Рима в Сан-Себастьян.
Апостол Петр, один из ближайших учеников Христа, проповедовал в разных странах Слово Божие и при этом совершал великие чудеса – исцелял больных, воскрешал мертвых. Он написал два Соборных Послания, был первым епископом Римским. За христианскую веру его распяли в 67 году на кресте вниз головой.
До обращения в веру апостол Павел назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь призвал его к апостольству. За распространение в разных странах веры Христовой Павел перенес много страданий. В 67 году он был обезглавлен в Риме. Его перу принадлежат 14 Посланий.
Апостолы Петр и Павел на Руси занимали особое место. Наиболее чтили святого Петра, который, по народным поверьям, владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая.
Этот праздник почитался рыбаками, потому что святого апостола они считали своим покровителем, оттого еще этот день называли «ловецким» праздником. 12 июля с населения собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечу», которую ставили в храме перед иконой святого, на рыболовецких угодьях устраивали крестные ходы и молебны. Рыбаки ходили в церковь, молились святому о сохранении жизни и о богатом улове.
12 июля: традиции и обычаи дня
День Петра и Павла на Руси считался одним из самых важных «годовых» праздников. К нему заранее готовились: соблюдали Петров пост, убирали и чистили избы, готовили обетные угощения, в желтый цвет красили яйца, запасали хмельные напитки, варили пиво. Обычно день Петра и Павла, как и другие большие праздники, отмечали несколько дней. Вечером в деревнях устраивали застолье, приглашали родственников и гостей, проведывали крестников. В народном календаре этот день вместе с праздниками Аграфены Купальницы (6 июля) и Ивана Купала (7 июля) составляет общий праздничный цикл полного рассвета сил природы и празднуется как его завершающий этап.
К празднику отнесено поверье об игре солнца. В старину верили, что в Петров день на восходе солнце раскидывает ленты, однако увидеть это дано не каждому.
Магическими свойствами обладает «петровская водица». Считалось, что купание в водоемах очищает от «любодейных» грехов. А чтобы человеку всегда везло, нужно умыться водой из трех ключей.
В ночь накануне праздника боялись разгула нечистой силы, злодеяний ведьм и колдунов. Верным средством защиты от них были костры. На перекрестке зажигали костер и бросали в него остатки нового колеса, которое сначала надевали на палку и катали вокруг села, чтобы узнать, в каком доме живет ведьма или колдун. По поверью, напротив жилья чародея колесо разлеталось на части, и в этот момент можно было услышать его крики.
Еще в Петров день «заклинали ведьм»: девушки забирались на крыши «нечистых» построек (сараи, бани, овины), усаживались там и пели песни.
Наши предки связывали этот праздник с летним солнцестоянием. В рощах устраивались игрища (обязательно сооружали качели, напоминающие оборот солнца), водили хороводы, символизирующие солнце. Молодежь вечером уходила в поля солнце «караулить». Ждали восхода солнца и присматривались к нему – кто больше различит цветов в его сиянии, тот будет счастливее всех.
Петров день – последние проводы весны.
В Петровское заговенье в северных регионах «хоронили» весну: изготавливали чучело весны, клали его на носилки и несли в поле, где трепали.
На дворе в это время стоит настоящее лето, день идет на убыль, о чем говорят и поговорки:
Как придет Петро, так будет и тепло.
Петр-Павел жару прибавил.
День убывает, жар прибывает. Однако худое порося и в Петровки зябнет.
В Петровки сухо и день велик.
Петр и Павел час убавил, а Илья пророк (2 августа) два уволок.
12 июля начинается разговенье с Петрова поста. На Руси устраивали ярмарки. «У мужика в июле один праздник – Петров день». В народе недаром июль назывался «страдень»: крестьянам не покладая рук приходилось работать от зари до заката. С этого времени на поля начинали вывозить навоз, потому эту дату еще называли навозницей.
Гадания на день Петра и Павла
Девушки вечером плели венки, которые надевали на голову лошади любимого парня. Если венок не падал и хозяин, вернувшись утром, видел его на голове коня, то осенью девушка смело могла ждать сватов.
Еще девушки на Петра и Павла собирали с 12 полей 12 цветов и клали под подушку с такими словами:
«Двенадцать цветов, двенадцать молодцов! Суженый-ряженый, покажись, ко мне во сне явись».
Во сне девушка должна увидеть будущего супруга.
12 июля: приметы и поверья
- На Петров день ясно – год будет хорошим.
- Если дождь льет, то еще сорок дней будет ненастье.
- Смотрели на хлебное поле: если хлеба выдались, то будет отменный урожай.
- Если утром есть роса, то день будет солнечным. Отсутствие утренней росы предвещает дождь.
- Белые облака против ветра поднимаются – к дождю, по ветру идут – к вёдру.
- Желтые облака – к осадкам.
- Дождь на Петра – к мокрому сенокосу. Сено будет жесткое, зато урожай неплохой: два дождя – хороший, три – богатый.
- На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (с этого дня певчие птицы перестают петь).
- Если кукушка перестала куковать до Петрова дня – зима будет ранней, а если после – осень затяжной.
- С нижних ветвей берез опадают желтые листья – к скорому листопаду.
- Сон с 11 на 12 июля вещий, может исполниться на седьмой день. Если днем 12 июля вам приснилось что-то дурное, то будьте осторожны, потому что вас подстерегают неприятности.
Люди, родившиеся 12 июля, твердо стоят на земле. В качестве талисмана им подходит халцедон.
Источник статьи: http://katun24.ru/news/614265
«Записки без начала». 11 июля. Солнцекараул
В ночь с 11 на 12 июля в Орловской области празднуется Солнцекараул.
Под видом ожидания восхода солнца молодёжь всю ночь занимается хулиганством: шумит, шатается по улицам, тащит на дорогу всё, что плохо лежит, возводит из всего собранного баррикады.
В основном действо это проходит в сельской местности, где нет полиции, а взрослое население сквозь пальцы глядит на подобные шалости молодых людей.
Надо отметить, что в орловской деревне нет ничего лишнего, что можно было бы вот так махом стащить на дорогу, – у всякой вещи есть свой хозяин. Поэтому даже перемещение бревна с одного места на другое по факту является его воровством и совершается оно в основном в отношении самых беззащитных жителей деревни: одиноких супругов или стариков, неспособных постоять за себя.
Почему же именно в Орловской области, да и в нескольких прилагающих районах Тульской, Калужской, Курской областей сохранился этот варварский обычай, по времени совпадающий с окончанием праздника Ивана Купалы и днём Апостолов Петра и Павла (так называемым Петровым днём)?
Указанная территория издавна относится к так называемым Верховским княжествам – Новосильскому, Одоевскому, Воротынскому, Карачевскому, находящихся в верховьях Оки. Исторически эта местность является границей Полесья и дикой степи, вятичсй и степняков, Московии, Крима и Литвы. Пользуясь этим, верховские князья постоянно переходили из одного подданства к другому. Долгое время они находились в подчинении языческой Литвы и только после присоединения в начале XVI века к Москве последними на Руси приняли христианство, всего лишь 500 лет назад, поэтому здесь сохранили многие языческие традиции – «бесовской» праздник Ивана Купалы, снохачество и Солнцекараул.
Если заглянуть в историю глубже, то можно найти там и причины этой «особости» орловцев. Как известно, русская равнина – это первая суша, показавшаяся из глубин мирового океана 500 миллионов лет назад, а средне-русская возвышенность – остатки древних 20-километровых гор, превращённых со временем водой и ветром в пологие холмы. Эти холмы не позволили леднику 15 тысяч лет назад проникнуть южнее.
Поэтому Орловщина – самый северный район, где находят стоянки первобытного человека. К тому же она, находясь на пересечении древних торговых путей из варяг в греки и из Европы в Китай, всегда была местом слияния разных языков и рас. Какие только племена ни бродили по её просторам – даки и кельты, киммерийцы и римляне, скифы и готы, кипчаки и половцы, вятичи и хазары. Здесь остановились воины Александра Македонского, здесь остановились орды Тамерлана и Гудериана.
Пути всех самозванцев сходились на Оке, оставив орловцам клички «воров» и «проломленных голов».
«У нас в Орле первое правило – чуйкой по голове и под лёд» –предупреждал Лесков.
«Орловский мужик низок ростом, глядит исподлобья», – вторил ему Тургенев.
«Деревянные люди, деревянны мысли и чувства», – сокрушался Андреев.
«Мы кочевники, любим дали», – утверждал наш земляк, композитор Осокин.
Возможно, причина живучести на Орловщине языческих традиций и обычаев в наличии Курской природной аномалии? Но именно благодаря этому и сложился здесь особый орловско-курский диалект, легший в основу современного русского литературного языка.
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/zapiski-bez-nachala-11-iyulya-.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.
Источник статьи: http://www.infoorel.ru/news/zapiski-bez-nachala-11-iyulya-.html
Солнцекараул. Забытые традиции
В средней полосе России до сих пор кое-где отмечают праздник «Солнцекараул». Вернее, это не совсем праздник, это ночь перед днем святых апостолов Петра и Павла, который празднуется 12 июля. Это тот случай, когда христианские традиции переплетаются с языческими. В старину Петров день был «верхушкой лета». С него начинали сенокос, и им заканчивалась свадебная летняя пора. Недолгий отдых перед покосом, сбором урожая и осенним забоем скота. В ночь солнцекараула все выходили на гулянья. Жгли костры, водили хороводы, пели песни и ждали солнца. По поверьям, если дождаться рассвета, то в первых лучах солнца можно увидеть, как оно играет — переливается радугой. Веселиться должны были все. Тем, кто в эту ночь оставался дома спать, старались отомстить — могли «завязать» или подпереть чем-нибудь дверь, навести беспорядок во дворе — раскидать дрова из поленницы, устроить кучу-малу из всего, что найдут, утащить со двора телеги, сани, открыть сараи и выпустить скотину. Поэтому те, кто пропустил хоть один солнцекараул в остальные годы уже в эту ночь не спали — либо отправляли молодежь гулять на ночь, либо сами сторожили свои дворы от пакостников. В моем детстве нас, северных детей, отправляли на все лето к бабушке в деревню в Курской области, и мы караулили солнце каждый год. Хотя увидеть как оно играет, мне лично не удалось ни разу. Да и бабушка вспоминала, что видела это за всю жизнь лишь раз или два.
Откуда взялось поверье об «игре солнца на рассвете»? Можно предположить только одно — люди видели довольно редкое для лета явление солнечного гало. С Петрова и до Ильина дня (2 августа) обычно устанавливалась ясная и очень жаркая погода. Перемену погоды как раз и предвещало гало, поэтому его ждали, гадая, удастся ли заготовить сено без дождей.
Сейчас этот праздник отмечают в некоторых областях — Курской, Орловской, Тульской, Калужской. Но чаще из доброй традиции он превращается в ночь анархии, когда молодежь громит все, что попадается ей на пути. На форумах в сети иногда можно встретить описания погромов, учиненных недалекими людьми. Вероятнее всего, они не понимают, что в первую очередь это праздник, а не ночь вседозволенности.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5dc2af7d4e057700b2a31823/solncekaraul-zabytye-tradicii-5e1824c678125e00b1ea7449
Праздник «Солнце Караул»
В Орловской области существует праздник под названием «Солнце Караул». Его празднуют в ночь с 11 на 12 июля. Ещё с вечера собираются шумные компании детей, подростков или взрослых. Суть этого праздника заключается в том, что в эту ночь люди веселятся, шутят, устраивают соседям или прохожим мелкие пакости, проводят время у костра. А утром – наблюдают восход солнца (хотя дожидаются его не многие), которое «играет» всеми цветами радуги. Таковы исконные традиции этого необычного праздника.
Мы побеседовали с нашими учениками и предложили им рассказать о том, как они, их родственники и знакомые празднуют Солнце Караул. Вот что нам рассказали дети:
«Вечером 11 июля у нас на улице собираются почти все соседи. Даже бабушки и дедушки. Накрывают большой стол, жарят шашлыки, поют под гармошку и под гитару. Взрослые вместе с детьми играют в догонялки и в «Выше ножки от земли». Однажды мы с братом и с дядей досидели до 3 часов утра, а потом заснули и не видели, как играет солнце.»
«Один раз я видел, как «играет солнце». Все говорят, что оно переливается всеми цветами радуги. Это не так. Всё вокруг становится блестящим, как будто золотым. Видны длинные солнечные лучи, которые будто бы поворачиваются из стороны в сторону. Это очень красиво.»
«Нас папа учил ставить стукалочку на окно. Это когда на нитку привязывают булавку и гайку. Потом вставляют булавку в окно, дёргают за нитку, и гайка стучит по стеклу.»
«У нас с подружками был смешной случай. На Солнце Караул мы перелезли через сетку-забор к моему двоюродному брату и чёрной гуашью замазали ему окно. Всё старались делать тихо и быстро, чтобы нас не заметили. Когда закончили, вздохнули с облегчением и только хотели уйти, как из-за угла дома вышел мой брат с ведром и тряпками и сказал: «Ну что ,художники, нарисовали, теперь смывайте своё творение!» Мы от неожиданности завизжали, две девочки побежали и стали через забор перелезать. Так вот одна из них зацепилась брюками за сетками и порвала их. Мы потом заплатку на штаны пришивали и смеялись. Мы столько эмоций пережили: азарт, испуг, веселье. Теперь, когда собираемся, всегда эту историю вспоминаем.»
«Один раз на Солнце Караул у нас в деревни устроили прыжки через костёр. Мы смотрели, как взрослые прыгают. Нам сказали, что надо желание загадать, потом прыгнуть, иначе не сбудется.»
А где ещё существует такой праздник? И как его празднуете Вы? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.ник
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b14eef5d7bf219ead09c8f8/prazdnik-solnce-karaul-5b45e02f9f388701f878be95
Солнцекараул
КРОМЫ. 11.07.2017. В ночь с 11 июля на 12 июля — Солнцекараул. То ли караулить Солнце, то ли кричать «караул». В Кромах ребята уже стали взрывать тишину после обеда. Раньше безобразничали больше, теперь кромская культура выросла. И если кто-то что-то «нахулиганит», то в пределах правил. Орловские гордятся, что они по-особому встречают Солнце. И что нигде нет такого праздника. Полистал я Интернет, и должен признать, что и туляки, и калужане, и липецкие, и воронежские, и курские жители считают, что Петров день — только у них. Это говорит об одном: об утрате общего пространства, о потере корней праздника. Хорошо, что он ещё кое-где сохраняется, локально, местами. И выродился в той же Орловщине в «погромы и хлопушки». А может, не выродился?! Почему с таким упорством именно в эту ночь пугают взрывами кромскую публику?! Стоп: в Калуге и Туле вспоминают о «колотушках». Ясно одно, что в эту ночь нужно было громко шуметь, прогонять «нечистую силу» и встречать Солнце. А встречают полновесным Хлебом-солью и первым снопом.
Колотушки и взрывы петард — это как сигнал горна: пора вставать в строй и спасать хлеб, чтобы зиму встретить во всеоружии.
Не будем забывать о том, что раньше Россия была в основном крестьянской, а значит, сельскохозяйственной. Крестьяне жили за счёт земли. И, следовательно, думали, в первую очередь, об урожае. А он ещё созревает. Вернее, дозревает.
Мы писали о том, что на Купалу поливали урожай и девушек водою, вызывая таким магическим образом дожди. И купировали желания вернуться к весне. В Петров день тоже думали о созревании урожая, о свадьбах. И энергетика июля этому способствовала. Русалки портили посевы, поля нужно было охранять, наступала последняя стадия битвы за урожай. Колотили, взрывали — отгоняли нечистых от посевов. Возможно, что крестьяне и дороги возле полей перегораживали, чтобы не топтали посевы. Недаром же считается, что проехать на лошади или тем паче на машине по полю с пшеницей или рожью, — это преступление. Правда, потом такое перегораживание выродилось в перегораживание дорог в деревне, а не в поле.
ПЕРУН = ПИР ГОРОЙ?! Думаю, что нет. ПЕРУН — это ещё не мужчина, а только ПАРЕНЬ, ищущий себе ПАРУ, чтобы сПАРИться.
Крестьяне готовили и ПАРЫ’ — поля для засева озимыми.
Петров день = Перунов день. День пошёл на убыль, а жара прибывает. Торопитесь насладиться летним теплом — 2 августа Пророк Илий в речку «нассыт», и после этого купание не рекомендуется.
Ясно одно, что мы должны возродить свои праздники, чтобы с ними сверять свои мысли и заботы. Без этих праздников — мы живём неполноценной жизнью. И душе будет легче.
11.07.2017, 23:19, пгт. Кромы
*
Хранитель огня, или солнцекараул.
Василий Иванович Агошков
О, Княже, хранитель Огня, –
Начальник славянского рода!
Поставь в карауле – меня,
Чтоб Солнце стеречь для народа.
В окно я окликну коня,
Детинец под утро оставлю.
Дорогою Царской, звеня,
Зарю золотую прославлю.
Под звуки божественных струн
Холмы одолею и мары…
– «Тпру!» –
сыплет в долину Перун (*)
Гром-камни, лучи-лукозары!
На празднике всех деревень
Амурами прыгают ярки.
Петров приближается день. –
И Солнце всё ярче и ярче!
Восток озорует, ярит!
И скроет Звенигород пары:
И девушку уговорит
Сегодня настойчивый парень.
– «И замуж, – ей скажет, – беру!»
И та не промедлит с ответом. –
Напомнил Перун-Берегун
Любовной стрелой им об этом.
О, Княже, хранитель Огня
И славного рода Начальник!
И ныне зовёшь ты меня
К кострам,
на Перуновый праздник… .
1993г, ХII.2005г,
пгт.Кромы.
.
(*) Слова «князь, огонь» – одного корня (от КЪN – начало), посему у ОГНЯ сидела не женщина, а КНЯЗЬ! Он – «окно, икона, книга».
Начальник – от «начало».
Детинец= Кремль.
Царская, или Царёва дорога, шла от Болхова к Орлу, пересекала Звенигородское княжество, устремлялась к г.Кромы (восточнее) и к истоку Оки. Местами действует и до сих пор.
Перун – бог грозы, покровитель князя.
Лучи-лукозары – заря в виде лука, лучезарная.
Перунов день=Петрунов= Петров день. Оружие его – камни (любовные). Отсюда – Пётр! Парень= Пётр= Перун= Парун=Берун, поэтому «пары, беру»!
Тпру! – от Перун: тогда ПТРУ! Или Перун звучал, как Теперун=ДеБерун. Не значит ли это, что город Брянск=Прянск — это город Перуна?!
Ярит – от Перун-Ярун-Ярило.
Ярки – молодые овцы.
Источник статьи: http://proza.ru/2017/07/12/231