Что значит светские праздники

Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Жизнь современного человека настолько наполнена различными событиями, что порой очень сложно остановится и заметить что-то значимое. Дела и повседневная суета настолько поглощают нас, что часто возникает ощущение потерянности жизни. Как будто жизнь проходит мимо, а мы не успеваем уловить главное. Часто в таких ситуациях человеку нужно передохнуть, перезагрузиться. И очень хорошо в этом помогают различные праздники. Как и что празднуют православные христиане? В чем различие христианских памятных дат от мирских? Попробуем разобраться.

Классификация православных праздников

Многие люди, кто еще не знаком близко с православной верой, ошибочно считают, что это скучная и строгая религия запретов и законов. На самом деле, весь богослужебный год строится на праздниках, а каждая воскресная литургия в храме — торжественна и величественна.

Действительно, если взять годовой цикл богослужений, можно увидеть, что службы выстраиваются в зависимости от тех или иных памятных дат, которых в православии великое множество. Попробуем их классифицировать.

Пасха

Во главе угла нашей Церкви, как и всего христианства в целом, положена благая весть о Воскресении Христовом. Поэтому Пасха — это главный день в году любого верующего христианина. Это день великой радости, день надежды на вечную жизнь с Богом. Если бы мы не имели этого праздника — пропадал бы смысл всех остальных, да и самой нашей православной веры.

Дата отмечания Пасхи каждый год меняется и зависит от лунного календаря. Одной точной даты нет по той причине, что во времена Христа летоисчисление велось по-иному. Пасхалию (даты празднования Пасхи на несколько лет вперед) можно увидеть в большинстве православных календарей.

Двунадесятые праздники

В их число входит 12 самых значимых христианских дат, не включая Пасху. Все они рассказывают нам о каких-то важных эпизодах из земной жизни Христа или Его Пречистой Матери. Среди них есть неподвижные даты, которые не меняются из года в год, а есть те, что зависят от дня празднования Пасхи.

Интересный факт! До 1925 года в России все праздники, называемые двунадесятыми, были торжественными днями не только в православной церкви, но и в светской жизни.

На сегодняшний день государственным праздником из двунадесятых считается только лишь Рождество Христово.

Читайте о других двунадесятых праздниках:

Великие недвунадесятые праздники

Это следующая ступенька иерархии, куда входят такие дни:

Эти даты также очень важны для православного человека, но в церковной традиции они имеют свои богослужебные особенности и отмечаются не столь торжественно, как двунадесятые.

Другие памятные дни

Большими и важными датами не ограничивается круг торжественный дней в православном году. Следом за основными датами, в каждом храме служат службы в память о православных святых, мучениках, исповедниках веры. Их в нашей Церкви великое множество, поэтому каждый день воспоминается кто-то из их числа.

Если храм освящен в честь какого-либо святого, то его день памяти является престольным праздником в данном приходе. Во многих храмах в этот день не только служится пышная и торжественная литургия, но и организовывается угощение для прихожан.

Читайте о праздниках в честь почитаемых святых:

Чем церковные праздники отличаются от мирских

Вступая на путь христианства, многие люди задумываются о том, как теперь поменяется их жизнь. Действительно, многие аспекты повседневности приобретают совсем иные смыслы. Также происходит и с праздниками.

По словам апостола Павла, христианин призван «всегда радоваться». Поэтому совершенно беспочвенно считать православие унылой религией запретов и правил. Чему радуются христиане? Прежде всего, возможности быть с Богом.

Глубинная суть любого христианского праздника сводится к тому, что Христос подарил каждому человеку ни с чем не сравнимое счастье — возможность вечной жизни с Ним. Празднуя Пасху, мы славим святое Воскресение Христово и радуемся, что нам отныне дарована возможность обрести Бога навечно. Празднуя день памяти какого-либо святого, мы видим пример, как обычный человек сумел так прожить свою жизнь, что достиг святости и навеки соединился с Богом.

Важно! Поэтому можно сказать, что любой христианский праздник — это прославление Христа и благодарение Его за ту великую Жертву, которую Он принес за каждого человека.

Глубокий духовный смысл православных праздников позволяет постоянно напитываться Божественной благодатью. Исчерпать резервы Бога невозможно, поэтому каждый человек из года в год может примыкать ко всеобщей церковной радости в различные памятные дни.

Читайте также:  Открытки с октябрьскими праздниками

Что же касается праздников мирских, то их наполнение никогда не будет столь глубоким. Отмечая ту или иную светскую дату, мы не имеем неисчерпаемого источника благодати, который есть в Церкви. Поэтому и мирская радость всегда временная, проходящая. Прошел праздник, отметили его, и на этом все закончилось. Нет связи с Вечностью, нет пути к Богу.

Это вовсе не означает, что православный христианин должен отказать себе во встречах с близкими и друзьями за праздничным столом на каких-то общих светских мероприятиях. Вполне можно и уместно разделить празднование с близкими, если повод не противоречит православной вере и не требует отказаться от каких-либо норм, принятых христианином.

Как отмечать православные праздники

Помимо внутреннего духовного смысла, важные христианские даты должны иметь и подобающее внешнее выражение. Очень часто новоначальные христиане по инерции и привычке пытаются очень шумно и бурно отмечать христианские даты, что часто противоречит их смыслу.

Наверняка многим знакома картина, когда по окончании Великого поста, на светлый праздник Воскресения Христова, многие люди, которые даже считают себя верующими, настолько активно начинают отмечать эту дату, что просто забывают о ее сути. Празднование превращается в шумное застолье, где люди впадают в грехи обжорства, пьянства и многие другие.

Но если помнить, какие великие события происходили в этот день два века назад, разве сможем мы превратить этот день в потакание плоти? Православные праздники тем и отличаются, что проходят тихо, спокойно, со внутренним созерцанием духовного мира.

Интересно! Вполне можно в важный для христиан день и накрыть стол, и позвать гостей, если это не противоречит Уставу на этот день.

Главное — не превращать день глубокого духовного смысла в обычное застолье, которых вполне хватает на других, мирских, мероприятиях.

Конечно, очень желательно в праздничный день посетить храм, побыть на службе, исповедаться, причаститься. Особенно часто верующие стараются придерживаться благочестивой традиции причащаться на престольные праздники, поэтому в эти дни храмы особенно полны.

В дни, когда службы служатся ночью (например, на Пасху), многие люди не идут в храм, думая, что выстоять ночью богослужение очень тяжело и у них не хватит сил. На самом деле, человек таким образом лишает себя огромной Божией благодати, дарованной на соборной молитве в торжественный день.

Конечно, в болезни, немощи или других трудных обстоятельствах действительно может не быть возможность посещать поздние праздничные богослужения. В таких случаях желательно усугубить домашнюю молитву, постараться проникнуться торжеством важного события.

Всем же, кто находится в здравии, важные христианские даты желательно отмечать в храме, на службе. Очень важно постараться на это время забыть обо всех мирских суетливых делах и полностью свой ум сосредоточить в Господе. Именно тогда человек способен почувствовать неизъяснимую радость и неземное торжество, которое никак нельзя сравнить ни с одним земным праздничным днем.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/otlichie-pravoslavnyh-prazdnikov-ot-svetskih.html

Воскресная школа

Электронная версия журнала ВШ

Современное общество, в котором вынуждены существовать православные христиане, вряд ли можно назвать христианским. Особенно это касается традиций и обычаев, праздников, да и всего уклада жизни. Наиболее остро различия ощущаются в типе и способе отмечания праздников. В этой сфере жизни православная и светская культура находятся порой в состоянии конфликта, доходящего иногда до взаимоисключения друг друга. Суть конфликта, который нередко приходится переживать в особенности неофиту, а также отчасти и каждому члену Церкви, заключается в следующем: я думаю, что большинство людей, выросших в России и говорящих на русском языке, считают себя носителями той культуры, в которой происходило и происходит их развитие, воспитание и собственно их жизнь. Такой человек отождествляет себя с данной культурой, т.е. может назвать эту культуру своей, той, которая есть у него самого как у отдельной личности. Но в случае воцерковления такого человека происходит и постепенное вхождение его в другую культуру – православную. На данном этапе человек стоит перед выбором: чтобы стать православным христианином, он должен что–то изменить в своей жизни. И надо сказать, что вопрос о том, какие привычки, традиции и обычаи человек должен отбросить или изменить, а какие нет, не всегда может быть решен однозначно.

Все дело в том, что православный мирянин по определению должен существовать в том мире и среди тех людей, которые вокруг него, таков его крест. Маргинализация, диаспоризация, капсуляция есть явление глубоко чуждое духу православия, так как суть христианства заключается в Благовествовании, в проповеди миру, в освящении и просвещении мира: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Читайте также:  Когда будет праздник гсвг

Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную – из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как о церковных праздниках пишет Преп. Иустин (Попович): «Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом – всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее – прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения». Подводя итог, можно сказать, что в церковном празднике мы сопереживаем и соприсутствуем тем событиям, которые происходили в истории Церкви, и переживаем их как происходящие «здесь и сейчас», сливаясь воедино со всей Святой Церковью и ее главой – Иисусом Христом.

В данной статье мы не будем обсуждать основные церковные праздники, а более подробно остановимся на праздниках светских, так как нас интересуют именно они.

Новый год. Традиции празднования новолетия достаточно древние и восходят еще к дохристианским временам. В современной России этот праздник принято отмечать либо в семейном кругу, либо в кругу друзей: салат оливье, бокалы с шампанским, тосты с пожеланиями всевозможных благ и счастья в Новом году, новогоднее обращение президента по телевизору, салют, новогодняя елка, подарки, Дед Мороз. В прошлые времена отмечание нового года связывалось с солнцеворотом: световой день после постоянного сокращения наконец начинал увеличиваться, что означало, что темнота и холод отступают и дело потихоньку идет к весне. Само по себе это событие является радостным, ведь мало найдется людей, которым нравится жить в постоянной темноте и холоде. Поэтому радость человека вполне естественна. В сознании же современного человека Новый год – это как бы еще одна точка на графике его жизненного пути. Здесь присутствует и радость от того, что прожит еще один год, и радостное ожидание чего–то нового и хорошего в году следующем.

В дореволюционной России Новый год отмечался после Рождества, его отмечание было менее торжественным, главным праздником было Рождество Христово, однако в Православной Церкви есть молебен на начало Нового года, который раньше служился и сейчас служится во многих храмах. В наше время основной конфликт возникает из–за того, что при нынешнем положении вещей празднование Нового года выпадает на время Рождественского поста, и это вызывает желание у ревностного христианина и вовсе отказаться от празднования Нового года. В Православной Церкви нет единого мнения насчет того, можно или нельзя отмечать этот праздник, однако большинство считает, что даже если и можно отмечать этот праздник, то только не нарушая при этом поста. В то же время считается, что если соблюдение поста будет сопряжено с тем, что вы таким поступком обидите ваших родственников, то лучше их не обижать и есть то, что дают, так как тем самым вы проявите любовь к вашим ближним, но не забыв после этого покаяться.

23 февраля – День Защитника Отечества. История возникновения этого праздника весьма печальна. Изначально этот день был днем образования Красной Армии. 23 февраля 1918 года был разбит сводный матросский отряд в 1000 штыков под командованием народного комиссара по морским делам Дыбенко, посланный против немцев под Псков и Нарву. После короткого столкновения под Ямбургом матросы покинули позиции и бежали до Гатчины, что в 120 километрах от линии фронта. В тот же день в Петрограде состоялось заседание ЦК РСДРП(б) по вопросу о предъявлении германским командованием ультиматума. Значительное большинство проголосовало за немедленное подписание германских условий. В ночь на 24 февраля ВЦИК и Совнарком РСФСР сообщили об этом германскому правительству. Такую бесславную дату имеет в своей основе этот праздник. Разумеется, никто из нашего народа не знал и не знает об этом событии. Люди наполнили праздник своим содержанием, и сделали это те люди, которые фактически не имели никакого отношения к своим предшественникам. В конце концов светский праздник – это праздник не тех, кто был, а тех, кто есть, то есть теперешних, сегодняшних защитников Отечества. Хотя и здесь наблюдаются различные нестыковки. В современном обществе проходит службу в армии лишь небольшая часть молодых людей, основная же масса практически никакого отношения к защите Отечества не имеет. Таким образом, праздник на данном этапе своего развития превратился в день, когда поздравляют просто всех мужчин. Наиболее серьезно этот праздник отмечают те, чья судьба связана или в прошлом была связана с Вооруженными Силами. Для тех же, кто не имеет отношения к Вооруженным силам, этот день попросту является выходным днем. На мой взгляд, называть любого человека мужского пола защитником Отечества не всегда корректно (особенно это касается юношей призывного возраста, которые отнюдь не горят желанием таким образом послужить Родине).

Читайте также:  Праздник курбан байрам описание для детей

8 марта – Международный Женский День. Возникновение его также печально как дня «женской эмансипации», начала вовлечения женщин в революционную борьбу. Однако, как и в случае с 23 февраля, наш народ наполнил его совершенно другим содержанием, сделав его днем женщины, днем матери. В этот день женщинам дарят первые цветы, говорят приятные слова. 8 марта стал еще одним поводом для внимания к женщине. Считается, что православное 8 марта – это неделя Святых Жен–Мироносиц, во второе воскресение после Пасхи. Но стоит признать, что этот праздник пока еще не совсем прижился даже в нашей православной культуре. Но пока что 8 марта является выходным днем, и ничто не мешает наполнить этот день (если он не выпадает на Великий Пост) христианской любовью хотя бы к тем коллегам по работе или учебе, которые не знают о существовании православного женского дня.

9 мая – День Победы. Пожалуй, это единственный праздник, который имеет в себе смысл, объединяющий нашу страну в одно целое. День Победы – день, который наступает после Беды. В случае с нашей страной беда была очень большая. Бабушки и дедушки помнят и до самой смерти не забудут ту радость, которую испытала вся наша страна в тот день, когда наконец объявили: ВСЕ! ЗАКОНЧИЛОСЬ! Закончился тот кошмар, который длился 4 года. В этом празднике сочетается одновременно и радость, и скорбь всего нашего народа. Пожалуй, что каждый, кто считает себя принадлежащим к русской культуре, может назвать этот день своим праздником, потому что в подавляющем большинстве семей есть кто–то, кто воевал и вернулся или погиб в той войне. Пожалуй, что этот праздник единственный, который православный человек должен отмечать вместе со всей страной и может назвать его действительно своим в полном смысле этого слова. Этот праздник объединяет всех и вся в нашей стране – православных и не православных, старых и молодых. Здесь действительно будет уместно слово МЫ.

По недавней традиции в День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение «воинов, за Веру и Отечество жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». О способе отмечания православным человеком этого праздника говорить сложно – какой–то традиции нет, отмечают в зависимости от традиций семейных, естественно, при этом руководствуясь нравственными принципами.

Итак, светские и церковные праздники имеют совершенно разную глубину: светские – это душевные праздники, церковные же праздники – Духовные, они вводят нас в Вечность. Соответственно и значение, и смысл у этих праздников различный. Очевидно, что для православного человека на первом месте должно быть духовное, а потом уже и душевное. Как известно, непосещение главных церковных праздников без уважительной причины является грехом, чего не скажешь о светских праздниках. Но у любого человека помимо духовной жизни есть и должна быть какая–то душевная жизнь, и это же касается и православного христианина. Понятно, что в силу других нравственных ценностей душевная жизнь православного христианина должна быть несколько иной. Возможно, что, празднуя светские праздники по мере возможности и внутренней или внешней необходимости, мы будем вносить в их празднование наш христианский смысл, тем самым преображая и освящая светскую культуру нашего народа, делая ее более духовной. Быть может, в том и будет заключаться наше Благовествование.

Источник статьи: http://www.hramilias.ru/school/journal/id.2/p.1/art.10/

Оцените статью
Adblock
detector