РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»
Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор», несмотря на маленький объем, — пожалуй, один из лучших в творчестве писателя. История о том, как известный врач-профессор Пирогов в Рождественский сочельник спас бедную многодетную семью от голода, холода и нищеты, никого не оставляет равнодушным.
С первых строчек автор рисует страшное горе, которое обрушилось на Мерцаловых в Рождественский праздник. В то время как состоятельные жители веселились у нарядной елки за вкусным ужином, они голодали, мерзли и болели в грязном подвале. Более того, никто не откликнулся на униженные мольбы отца семейства и его детей о помощи. Поражает, как в такой большой, светлый, радостный праздник люди забыли о горе ближних. Бедный Мерцалов так измучился, что у него мелькнула мысль о самоубийстве. Он отправился в парк, где стояла необычайная тишина. Торжественная, умиротворяющая обстановка как бы предшествовала чуду и предвещала его.
И в самом деле, в момент отчаяния Мерцалова в темноте (дело происходило ночью) вспыхнул маленький огонек сигары. А затем появился незнакомец, который неожиданно присел рядом с Мерцаловым. В руках он нес подарки для ребятишек своих знакомых – маленькая деталь, которая подготавливает читателей к тем необычайным переменам, которые в ближайший час произошли в семье Мерцаловых.
Неизвестный заговорил с Мерцаловым о празднике, восхитительной погоде, русской зиме. Но тот в отчаянии сорвался и озлобленно поведал ему о своих несчастьях. Доктор не обиделся и тотчас вызвался ему помочь. Он дал ему денег на еду, дрова и лекарства для больной малышки, выписал ей рецепт.
С тех пор дела в семье Мерцаловых чудесным образом наладились. Отец семейства нашел приличную работу, мать поправилась, ребятишки пошли учиться в гимназию на казенный счет. А один из них стал видным служащим банка и с тех пор никогда не оставался глухим к нуждам бедных.
Так одно доброе дело, совершенное в Рождественский сочельник, повлекло за собой цепь удивительных и радостных перемен в жизни этих простых людей. Память об этом удивительном человеке не изгладилась из сердец Мерцаловых. Один из сыновей, Григорий, со слезами на глазах поведал рассказчику эту изумительную историю.
Хотя действие рассказа происходит в дореволюционное время, история актуальна и в наши дни. Она учит в счастье не забывать о горе тех, кто не имеет своего угла и куска хлеба. А чудесная атмосфера Рождественского праздника умиляет и располагает к взаимопомощи в трудную минуту.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d5aa8e53f548700ade592e7/rojdestvenskoe-chudo-v-rasskaze-a-kuprina-chudesnyi-doktor-600fada6052efe27df688d02
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
Часть 1 Ответы на вопросы содержат от одного до трех-четырех слов.
В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?
Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?
Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов?
При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?
Где жила семья Мерцаловых?
Кем раньше, год назад, работал отец семейства?
Почему отца уволили с хорошей должности?
Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?
Какой он — настоящий запах нищеты?
Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?
Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?
Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?
Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?
Какие слова прохожего привели его в бешенство?
Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?
Кем по профессии был встреченный прохожий?
Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»?
Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?
Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве
Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»?
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Считаете ли вы себя добрым человеком?
Проверочная работа по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
(6 класс)
1. В каком году был написан рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
а) 1879 б) 1860 в) 1897
2. Чудесный доктор» это рассказ
а) юмористический б) святочный в) исторический
3. Цель таких рассказов
а) помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие;
б) для того, чтобы познать окружающий мир, законы развития общества, учиться на ошибках предков;
в) описать пороки современного общества.
4. В каком городе происходят события, описанные в рассказе
а) в Москве б) в Киеве в) в Петербурге
5. Главные герои рассказа — семья
а) Мерцаловых б) Алексеевых в) Михайловых
6. Почему глава семьи потерял работу?
а) заболел брюшным тифом; б) его обвинили в краже в) на его место приняли молодого работника
7. О чем были мысли главного героя?
а) о грабеже б) о самоубийстве в) о голодной семье
8. Где встретил главный герой незнакомца с «умным, серьёзным лицом с седыми баками»?
а) в церкви б) на мосту в) в общественном саду
9. О чем они говорили?
а) о погоде б) о подарках в) вспоминали молодость
10. Почему главный герой «без малейшей утайки…передал свою историю» незнакомцу?
а) испугался незнакомца б) лицо незнакомца внушало доверие в) от своей безысходности
11. Чем закончилась беседа главного героя с незнакомцем?
а) главный герой получил новую работу б) они поссорились в) незнакомец познакомился с семьей главного героя
12. Что оставил незнакомец под блюдцем
а) рецепт и деньги б) направление на лечение в) рождественскую открытку
13. Кем оказался незнакомец?
а) родственником Мерцалова б) профессором Пироговым в) доктором Афросимовым
14. Почему незнакомец не назвал своего имени?
а) не считал свой поступок достойным восхищения б) не услышал вопрос главного героя в) торопился
15. Как изменилась жизнь семьи главного героя после визита незнакомца?
а) не изменилась б) стало тяжелее жить в) изменилась к лучшему
16. В каких словах звучит отношение автора к одному из героев рассказа (слова — характеристика, которыми он наградил своего героя высокой оценкой)?
17. Какое пожелание произнес незнакомец, прощаясь с семьей главного героя?
18. В каком учреждении работал старший сын главного героя, когда стал взрослым?
19. Где и при каких обстоятельствах семья главного героя видела незнакомца в последний раз?
20. Назовите первоначальное название рассказа.
Часть 2. Напишите развернутый ответ на вопрос. (не менее 5 предложений).
Приходилось ли вам встречать доброго человека?
Инструкция для учителя
Проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 включает в себя вопросы с кратким ответом, выявляющие знание прочитанного текста. Часть 2 требует написания развернутого ответа на поставленный вопрос (5-8 предложений). В зависимости от уровня подготовки класса Часть 2 можно предложить для домашней работы.
Критерии оценивания ответа на задания
Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.
Часть 2 оценивается по пяти критериям:
— наличие тезиса — 1 балл, отсутствие тезиса — 0
— глубина раскрытия темы и убедительность аргументов — 1//0,
— уровень владения теоретико-литературными понятиями — 1//0,
— композиционная цельность и логичность изложения — 1//0,
— следование нормам речи (наличие или отсутствие речевых ошибок) — 1//0
Максимальное количество – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 25.
Ключи.
Задание Ответы ВАРИАНТ 1
1 В Киеве
2 Поросенок
3 Яблоки, апельсины, мандарины
4 Елка
5 В подземелье
6 Управляющий домом
7 Заболел брюшным тифом
8 Нечем разогреть
9 Запах керосина, грязного белья и крыс
10 Чтобы найти деньги на лекарство Машутке.
11 Летняя одежда //без калош//глаза провалились //был похож на мертвеца
12 Просить милостыню
13 Старика
14 «Очень уж здесь хорошо»
15 Внушал доверие
16 Врач
17 Три рубля
18 Рецепт и кредитные билеты
19 Пирогов
20 Отец нашел работу, матушка встала на ноги, мальчишек устроили в гимназию.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов Оценка
Менее 12 ответов 2 (неудовлетворительно)
12-18 3(удовлетворительно)
19-22 4(хорошо)
23-25 5 (отлично)
Источник статьи: http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-rasskazu-ai-kuprina-chudesniy-doktor-2721669.html
А. И. Куприн «Чудесный доктор»: анализ рассказа
Краткое содержание:
Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.
История создания
25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.
Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.
«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.
Смысл названия
Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.
Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.
Жанр и направление
«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.
Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.
Композиция
Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.
Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.
В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.
В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.
Герои и их характеристика
Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.
Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
Гриша. Старший сын Мерцалова, мальчику 10 лет. Именно от него, когда он уже стал взрослым, автор узнал эту историю.
Володя. Один из сыновей Мерцалова, он немного младше Гриши.
Мама. Елизавета Ивановна, мать четверых ребятишек, недавно потерявшая пятого. Работает прачкой на другом конце города в одной из семей.
Машутка. Девочка примерно семи лет, находящаяся при смерти, но которой помог доктор Пирогов и вылечил её.
Швейцар. Савелий Петрович, швейцар. Не захотел брать письмо для барина от Гриши с Володей, а Володе ещё и дал по шее.
Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.
Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.
Проблемы
А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.
Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.
Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.
Смысл
Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.
Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные – выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.
Чему учит?
Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.
Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771094315/