Чувашские народные праздники для детей

Презентация «Чувашские народные праздники»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чувашские национальные праздники, обычаи и традиции

Сурхури-отрицание печали (22 декабря). Çăварни – масленица. Мăнкун – Новый год (с 21 марта по 1 апреля). Мăн чÿк (12 июля) — период созревания хлебов — Великое жертвоприношение. Чÿклеме (21-22 сентября) освящение нового урожая. Во время этого праздника принято было гадать. обряд сжигания зимы – соломенной бабы и разведение костров. С восходом солнца люди возносили молитвы о благополучии и урожае. В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные лошади, гуси… пекли хлеба, варили пиво из нового солода.

Что такое Сургури (Рождество)? Сургури – старинный чувашский праздник. Отмечался он в период зимнего солнцестояния. Сургури обычно праздновался целую неделю. Во время празднования проводились обряды, гадания.

Как же готовились к празднику ? К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). В день Сургури пекли пироги и обязательно пирог с горохом.

Манкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название манкун переводится как «великий день». После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской пасхой. По древнечувашскому календарю манкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали манкун в среду и праздновали целую неделю. В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит пританцовывая, т. е. особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. В одной из этих легенд повествуется, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преисподнюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направилась на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и наконец одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.

Мăн чÿк справляют через 2 недели после çимěк в период созревания хлебов. Мăн чÿк (учук) — Великое жертвоприношение, а не праздник, здесь нет народных гуляний. Его проводили на священном месте ичук раз в 9 лет. Обряд назывался Турă тăракан чÿклес. В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные лошади, гуси, и т.д. Участники обряда благодарили за девятилетний урожай Турă. Молодежь к обряду не допускалась.В источниках мы часто встречаем дату проведения Великого жертвоприношения 12 июля (у христиан на этот день был назначен Петров день) у марийцев этот обряд называется Сÿрем или Кÿсő.Перед обрядом три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда очищения сĕрен в деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистое и чужое, издавая шум криками и колотушками. В это время «устраивались собрания служителей культа, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений.

Масленица Другой праздник — это Масленица. Отмечают на 7 или 9 неделе после Сургури. В старину праздник длился 2 недели, затем совпал с русской Масленицей и празднуют одну неделю – от воскресенья до воскресенья. Раньше устраивали катания на лошадях.

Изгнание злых духов В народе полагали, что шум, производимый при катании на лошадях, увешанных колокольчиками, украшенных платками и лентами, изгоняет злых духов из деревень, лесов, полей

Изгнание злых духов Поджигая на горке масленичную бабу – тоже гнали злых духов.

Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-chuvashskie-narodnye-prazdniki-4341764.html

Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания»

Татьяна Смирнова
Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Радуга»

города Цывильска Чувашской республики

Проект на тему:

«Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания»

Содержание проекта

2. Анализ внешней среды

3. Анализ внутренней среды

4. Проблема проекта

5. Цель проекта

6. Задачи проекта

7. Ожидаемые результаты

8. Концептуализация проекта

9. Этапы работы над проектом, его содержание и методы

10. Мероприятия и план действия по реализации проекта

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре чуваш, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, детском саду. Это особенно важно для дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и её освоение с малых лет.

Читайте также:  Когда праздник ильинская пятница

Важность общения в работе с детьми к народному искусству определяется не только социальной значительностью, но и его национальной обусловленностью. Через приобщение детей к устному, музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную чувашскую культуру.

В течение многих десятилетий под знаменем коммунистической идеологии произошло отчуждение различных народов от своей культуры, её традиций. И сейчас приходиться заново открывать для себя собственные потерянные ценности, обретать новое осмысление культуры и культурные ориентации, соизмерять уровень национальной культуры и национального самосознания с общечеловеческими ценностями, осуществлять более тесную связь между культурой, языком и образованием.

Б.Неменский говорил: «. необходимо привязать ребенка всеми чувствами к древу культуры,» он рождается носителем этой культуры и готовым к ее присвоению. Семья, педагоги, окружающие взрослые должны создать благоприятные условия для приобщения детей к богатствам национальной куль-туры, окружающей среды и природы. Как утверждал К. Д. Ушинский, воспитание ребенка с самого раннего возраста необходимо осуществлять в особой «национальной среде», на родном языке, с применением народных обычаев, традиций, с «погружением в культуру народа» посредством разных форм общения, видов деятельности и творчества.

Важность осуществления этой проблемы еще в дошкольном детстве, прежде всего, исходит из необходимости восстановления утраченного баланса системы природа-человек, как главного инструмента культуры.

Народное искусство таит в себе огромные воспитательные возможности. Он учит искренности и бескорыстию, заинтересованности и красоте человеческого отношения к окружающей жизни, любви к родному краю и уважения к прошлому, помогает нам обрести новые жизненные силы, чтобы передать их подрастающему поколению.

Анализ внешней среды

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом написанных норм и обязанностей, но только в художественно — эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои Чувашского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Масленица и др. ,

В народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение.

Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости, скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Анализ внутренней среды

Я работаю в МБДОУ «Детский сад №5» Основной программой воспитательно-образовательной работы в ДОУ является «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. Актуальное направление воспитания в настоящее время — это формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей,интереса к национальной культуре и традициям. Их решение обеспечивается за счет обучения ребенка языкам использования краеведческого материала в содержании воспитания и произведений национальной культуры.

Тема моего проектавытекает из проблемы ДОУ: «Становление личности ребенка средствами чувашской культуры». В наше время приобщение детей к народному творчеству искусству непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Ценность праздников,досугов и развлечений во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных мероприятий. Но к сожалению, проведенная мною диагностика,опрос родителей показал, что у детей и родителей недостаточное знание и представление о национальной культуре традиции, искусстве. Все эти наблюдения и размышления побудили меня к использованию в работе праздников и развлечений, так как они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. И в конечном итоге обусловило выбор темы моего проекта: «Народные праздники как средство нравственного воспитания детей».

Читайте также:  Сценарий открытия праздника гто

Анализ внешней и внутренней среды позволил выявить проблему для педагогического проекта.

Проблема педагогического проекта

Недостаточное знание, представление детей о национальной культуре, традиции и искусства.

Цель проекта

Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства.

Выявить эффективность использования народных праздников в нравственном воспитании дошкольников.

Задачи проекта

1. Разработать систему занятий познавательного цикла, направленных на развитие эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

2. Изучить чувашские народные обряды и праздники, определить их роль в нравственном воспитании детей.

3. Подобрать игры.

4. Разработать модель взаимодействия взрослых и детей.

5. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной проблемой.

6. Подобрать диагностирующий инструментарий.

У детей формируется:

— уважительное отношение к истории и культуре чувашского народа;

— представление, что у чувашского народа есть свой особенный праздник «Масленица»;

— уважительное и доброе отношение к людям других национальностей;

— чувство гордости за национальную культуру и искусство. Непосредственное участие детей в праздниках

воспитывает в них нравственные чувства;

— развивает художественное мировоззрение, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение;

— формирует эстетический вкус.

-повышение собственной профессиональной компетентности по данной теме.

— появление интереса к истории и культуре чувашского народа;

— желание приобщать детей к истокам чувашской народной культуры;

— расширение представление о традициях и обычаях чувашского народа;

— желание оказать помощь в создании предметно- развивающей среды, в изготовлении наглядных пособий.

Участники проекта:

1. Группа «Звездочка» — 26 детей

2. Егорова Г И — воспитатель МБДОУ

3. Родители воспитанников.

Оригинальность проекта,его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику работы с детьми 6 года жизни следующих идей:

— организация в развивающей среде сборников произведений устного народного творчества, «музыкальный уголок», оснащённый народными музыкальными инструментами;

— в воспитательно-образовательном процессе реализация проекта предусматривает интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в проектепредполагает взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой.

— активизация родителей воспитанников при решении проблемы приобщения детей к истории и культуре своего народа.

Этапы работы над проектом, его содержание и методы

1 этап – подготовительный

Содержание проекта

— анализ пространственной предметной среды группы;

— аналитический обзор литературы по проблеме развития детей;

— создание творческой группы родителей и план ее работы;

— разработка концепции проекта;

— поиск критериев эффективности деятельности по проекту и разработка методики мониторинга.

2 этап — деятельный

Содержание проекта

— ознакомление родителей со специализацией работы;

— формирование у родителей воспитанников личной заинтересованности;

— внедрение проекта в воспитательно- образовательный процесс.

3 этап — оценочный

Содержание проекта

— проведение мониторинга результативности работы по проекту;

— обработка результатов диагностирования;

— оформление материала по результатам проекта.

Чувашский танец с полотенцами

Весенний вальс «Подснежники»

Мероприятия и план действия по реализации проекта

Работа с детьми 1 блок. Специально организованный блок

1. Цикл занятий познавательного характера.

2. Цикл музыкально- развлекательных занятий

№ Мероприятия содержание сроки

1. Ждем весну готовимся к масленице Рассказ о праздновании масленицы у чувашей, народных приметах, наблюдениях и обычаях. Пение народной песни «Масленица». Февраль

2. «Открывающий путь вешним водам» Рассказ об обычае прокладывания санного пути, катания с гор.

Разучивание приговорки «Пусть салазки наши прокатятся». Февраль

3. Секреты национальной кухни. Блины. Рассказ о традиции выпекать блины на масленицу

— Загадки о блинах;

— выпечка блинов детьми и родителями;

— конкурс на самый лучший и вкусный блин. Февраль

-4. «Масленичные ряженые» Загадывание загадок о солнце.

Рассказ о масленичных бабках, масленичных

дедках, обычае изгнания болезней из

5. Масленица Организация и проведение праздника, посвященного проводам зимы и встречи весны. Февраль

2 блок. Совместная деятельность

Разделы Речевая деятельность Музыкальная деятельность Игровая деятельность

1. Чтение сказки «Как весна зиму провожала», пословиц, ,поговорок, загадок,легенд Разучивание песен: «Масленица идёт» «Сурхи хавслах» «улталакран килен пёр Саварни»

«Суна синчен анас сук» «Саварни юрри» «Катаччи» Разучивание народных игр: «Передача платочка» «Приглашение на игру»

«Разорви цепь» «Каравай» «Крута гора» и т. д.

2. Разучивание масленичных приговорок, обрядов, стихов Разучивание хороводов и т. д. Спортивные состязания

3. Приметы, связанные с Масленицей и т. д. Шуточные сценки, юморески Подвижная игра «Баба яга»

3 блок. Самостоятельная деятельность детей

1. Подвижные игры Февраль

2. Игры — аттракционы Февраль

3. Игры — хороводы Февраль

Читайте также:  Когда был праздник день комсомола

2. Работа с родителями

1. Анкетирование Февраль

2. Консультация Февраль

3. День открытых дверей Февраль

4. Организация и проведение праздника Февраль

3. Взаимодействие с социальными институтами

№ Наименование социального института Мероприятия сроки

1. Таутовская модельная библиотека Экскурсии с детьми группы с целью подбора книг о масленице Февраль

2. Рассказ библиотекаря с показом слайдов «Народные праздники и традиции» Февраль

Проект реализуется с детьми 6 года жизни, педагогами, родителями.

Для реализации проекта необходимо:

— наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды, альбомы).

— создание развивающей предметно-пространственной среды.

— изготовление декорацией, атрибутов, костюмов.

— информационные средства обучения: компьютерная техника, видеопроектор, экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат и т. д.

Основные показатели для определения уровня овладения родным

языком и представлений детей о национальной культуре

1. Активный интерес и любовное отношение ребенка к своей семье, родному городу, краю, стране, объектам и создателям культурных ценностей.

2. Характер представлений индивида о самом себе, своих особенностях и возможностях, интересах и потребностях.

3. Степень владения родным языком и познания национальной культуры, традиций и обычаев, сформированность элементов национального самосознания, социальной ориентированности, осознания своей национальной принадлежности.

4. Уровень самостоятельности при выполнении норм и правил поведения в семье и обществе, умение применять их в определенных ситуациях; понимание и оценка другого человека, сформированное эмоциональной культуры.

5. Уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям, их культуре, традициям и обычаям.

6. Умение самостоятельно использовать содержание национальной культуры своего народа и других национальностей в разнообразной деятельности ребенка, активное его участие в традиционных праздниках, тематических вечерах, экскурсиях,

выставках, ярмарках и т. д.

Реализация проекта стимулировало повышению уровня сформированности и приобщенности к национальной культуре.

-система работы по реализации проблемы;

-составленный перспективный план проведения праздников; развлечений и тесное сотрудничество с родителями, библиотекой;

-создание предметно-развивающей среды;

-подобранная методическая литература;

-профессиональное мастерство педагога.

Я могу с уверенностью сказать, что использование праздников, развлечений, дают большую возможность в познании основ национальной культуры.

Участия на праздниках совместно со взрослыми вызывает яркие положительные эмоции, оставляют глубокий след на всю жизнь, воспитывают в них нравственные чувства.

Состязания не только дарят радость детям, но и дают возможность продемонстрировать свою ловкость, быстроту, смекалку.

1. Богатеева Е. А. «Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья». Чебоксары — 2003г;

2. Волков Г. Н. «Народная педагогика».;

3. Егоров И. И «Чувашские праздники и обряды».;

4. Захарова Г. Г., Захаров Л. Л. «Чаваш музыки ача саденче» 1995г;

5. Кузьмина Р. Б, Капустина М. А. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР» Чебоксары — 1998г;

6. Кузьмина Р. Б. «Праздники на земле Улыпа»;

7. Михайлова И. В., Николаева Е. И. «Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа». Чебоксары — 2003г.

8. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. ,

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для.

Консультация «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к Родине» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Педагогический проект «Русские народные праздники в детском саду» Срок реализации:первая- вторая неделя марта. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: фронтальный. Участники проекта: дети.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2016 Проект «Новогодние.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-na-temu-chuvashskie-narodnye-prazdniki-kak-sredstvo-nravstvenogo-vospitanija.html

Оцените статью
Adblock
detector