Чувашский национальный праздник по окончании весенней посевной

История праздника «Акатуй»

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ . Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.
Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу — борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

Акатуй — весенний праздник чувашей , посвященный земледелию. Этот праздник обьединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ ( суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сапан «плуг»).

После великого дня ( мăнкун ) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво , готовятся сьестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Пряготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначлет одного знаюшего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствуюших подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель залевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов.

Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шăрттан и, разумеется, пиво . Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце (селкĕ), резное ведерко с пивом (чĕрес) также покрывали вышитым полотенцем. Все участники ритуала в праздничном одеянии. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая.

В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.

После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, т.е. положение, в котором хоронят покойников.

После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Нарушителям от сельского общества не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Игнорирование традиций, по представлениям чувашей , навлекало беду на все сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие.

Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальский значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т.п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй» часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалась нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т.п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.

Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».

Читайте также:  Праздник день матери для детей с овз

Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, то и всей округой.

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования проходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя).

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания-бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т.д. Как правило, состязание начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т.п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.

Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и мет-кости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.

Источник статьи: http://www.yadrin.cap.ru/deyateljnostj/activity/seljskoe-hozyajstvo/rajonnij-prazdnik-pesni-truda-i-sporta-akatuj/2011-god/istoriya-prazdnika-akatuj

В июне по всей стране прошли весенние праздники – Акатуй, Учук, Уяв…

ПРАЗДНИК – ДУША НАРОДА

В июне почти по всей России прошли так называемые весенние праздники – Акатуй, Учук, Уяв… В них, уходящих корнями в глубь веков, – самобытная культура, традиции, мировосприятие чувашского народа. И, как отмечают гости этих торжеств, региональные СМИ, такие праздники очень важны для сохранения общей культуры, так как они дают возможность познакомиться с различными видами и жанрами искусства народов России – инструментальным, музыкально-песенным, танцевальным, игровым, обрядовым, декоративно-прикладным. А атмосфера самих праздников помогает людям разных национальностей лучше узнать и, главное, понять друг друга. В наше время это особенно актуально.

УЯВ КАК БРЕНД
Праздником веселых хороводов называют Уяв, проводимый после окончания посевной. Отмечают его сегодня в Ульяновской и Самарской областях. Но особую популярность в статусе Всероссийского праздника чувашской культуры приобрел он в Республике Татарстан.
В основе Уява лежат молодежные весенне-летние игрища и хороводы. Слово буквально означает «соблюдение» (от уя – блюсти). Первоначально им обозначали соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество.
Начинался Уяв со времени появления первых всходов и праздновался до поры сенокоса. Взрослое население в это время соблюдало обряд =ин=е (обряд бережения земли) и воздерживалось от любых работ на земле, а молодежь водила хороводы, причем каждый день, и особенно торжественно по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения меняли. Часто на эти праздники приходила молодежь и из соседних деревень со своими песнями и играми. Именно на Уяве парни и девушки приглядывались друг к другу, выбирая себе будущего супруга. А осенью это знакомство заканчивалось свадьбой.
Чуваши Татарстана возродили праздник еще в 1993 году, сначала в статусе республиканского он проходил в разных районах республики, а с 2006 года «прописался» в Нурлате. По признанию гостей, хоть раз побывавших там, Уяв – это величие и красота самобытного торжества, в котором гармонично соединяются народные традиции и современность. А средства массовой информации назвали его культурным брендом города.
Хотя каждый год Уяв удивляет чем-то новым, в его проведении сложился определенный порядок. Прибывших, к примеру, всегда встречают фольклорные коллективы гостевой песней и национальным напитком сара. А праздник открывают ритуалом вбивания березового колышка в землю, что означает начало хорошего, доброго дела. Рассказывают, что в старину для этого специально в лесу срубали молодую березу и украшали ленточками.
Молитва старейшины о даровании хорошего урожая и мира сопровождается «салютом» из воздушных шаров, а вслед за ними в небо выпускаются белые голуби.
Многочисленные подворья, знакомящие с культурой и бытом чувашского народа, выставка изделий народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, спортивные состязания, конкурсы и игры, концерт коллективов художественной самодеятельности – все вроде привычное и знакомое по другим праздникам. Но и привычное, по словам очевидцев, на Уяве каждый раз находит, чем удивить. Так, нынче – Уяв в Нурлате прошел 27 июня – там «были» и легендарный Чапаев, и бессмертные Нарспи и Сетнер. А одно из подворий знакомило с творчеством прима-балерины Большого театра, народной артистки Чувашии и СССР Надежды Павловой, другое – с изделиями знаменитой вышивальщицы, народного художника Чувашской Республики и заслуженной художницы РСФСР Екатерины Ефремовой (уроженки села Егоркино Нурлатского района).
По рассказам очевидцев, одной из изюминок праздника в последние годы стал конкурс юных красавиц «Уяв пики» (Красавица Уява). И нынче девушки в национальных костюмах демонстрировали свои умения и таланты в приготовлении традиционных чувашских блюд, исполнении песен и танцев. Сверстники к ним пристально присматривались – чем не случай выбрать спутницу жизни? Аплодисменты зрителей тоже сыграли свою роль – титул заслужила Юлия Еликова из Алькеева.
Кульминацией же праздника является общий хоровод в несколько колец – знак бесконечности, гармонии, солнца и плодородия. Нынче в него, не считая многочисленных гостей-зрителей, встали более сотни творческих коллективов из Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Самарской, Ульяновской, Свердловской областей, городов Москва и Санкт-Петербург.
В торжествах принял участие и временно исполняющий обязанности Главы Республики Татарстан Рустам Минниханов. Приветствуя гостей, он отметил, что Уяв – это общий праздник для всех татарстанцев: «Этот праздник позволяет нам увидеть, как красив чувашский народ и какие есть традиции у этого народа. Люди одеты в свою национальную одежду, они исполняют свои песни и танцы, приготовили свою национальную еду. Если бы не было таких праздников, мы бы потеряли ту культуру, которая есть в нашей стране».

СПРАВКА «СЧ»
Сегодня в Татарстане действуют около 120 чувашских театральных, фольклорных и вокальных коллективов. В 19 районах и городах функционируют 95 чувашских общеобразовательных школ, где более 3,5 тыс. детей обучаются на родном языке, почти 6 тыс. детей изучают чувашский язык.

ПИР ДЛЯ ВСЕЙ ГУБЕРНИИ
Своими праздниками продолжают удивлять сибиряков и красноярские чуваши. Акатуй нынче они демонстрируют всему Красноярью.
Как рассказал президент краевой национально-культурной автономии чувашей Геннадий Храмов, Акатуй нынче уже отгулял в поселке Козулька (20 июня) – для южных и западных районов и городов губернии, в селе Шуваево Емельяновского района (4 июля), а 11 июля пройдет в чувашской деревне Казанка Казачинского района, где будут гулять жители северных районов и городов.
Особенно впечатлил чувашский праздник жителей города Канска, нынешней культурной столицы Красноярья (она ежегодно определяется на конкурсной основе). Акатуй 27 июня гулял там во всей красе, еще раз подтвердив свою славу праздника дружбы и единения.
Подворья рядом с чувашскими раскинули и жители города и поселений районов. «Это одно из самых замечательных и душевных явлений народных гуляний, когда люди, невзирая на национальности, объединяются в одну большую семью», – отмечают канские СМИ, подчеркивая, что в Канском районе сегодня проживают около 6 тыс. чувашей.
Запомнился Акатуй не только различными играми, состязаниями, концертом коллективов художественной самодеятельности, дегустацией национальных блюд, но и чествованием самых старших гостей Акатуя. Самой почтенной оказалась жительница Канска 91-летняя Агафья Егоровна Трясугина. На праздник она пришла вместе с детьми и внуками. Растроганная оказанной честью, Агафья Егоровна поведала, что родом она из Шумерлинского района Чувашии, училась в школе в Ходарах, которую открыл Илья Николаевич Ульянов вместе с просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым. «Спасибо Акатую, – все повторяла ветеран Великой Отечественной войны. – Будто на родине побывала…»

Читайте также:  Дошкольник сценарии осеннего праздника

ДРЕВНИЙ УЧУК В НОВОМ ФОРМАТЕ
Самый экзотичный праздник, пожалуй, Учук – открытый фестиваль чувашей Закамья «прописался» в Альметьевском районе Татарстана.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Есть в Альметьевском районе уникальное село Старое Суркино – в нем и сегодня живут некрещеные чуваши. Легенда гласит, что село возникло более трех веков назад, основал его чуваш Сурке, бежавший вместе с дочерью, девятью сыновьями с женами от насильственного крещения из своей родной деревни под Казанью. Глухое безлюдное место около речушки, берущей начало из множества родников, понравилось беглецам, и прожили они там, молясь своим богам и поклоняясь духам природы, почти сто лет, пока их не обнаружили…
«Основатель нашей деревни смотрел далеко вперед, – рассказывает глава Старосуркинского сельского поселения Инна Альмукова. – Место не только удобное, но и красивое. За селом Макарова гора, с двух его сторон бьют родники, а один из них втекает в речку прямо посреди деревни».
По словам Инны Ивановны, окрестить жителей деревни власти пытались не раз, но всякий раз сельчане прогоняли попов. Так и остались некрещеными. Правда, со временем в Старом Суркино появились и мусульмане, и чуваши-христиане. Но основная часть населения и сегодня живет, придерживаясь системы традиционных представлений и обрядности. Один из них – обряд Учук – полевое моление (уй чуке). Проводят его в начале лета после окончания весеннего сева.
Подготовка начинается с совещания старейших жителей села, которые определяют день проведения. Обсуждается, сколько нужно средств на покупку жертвенного животного (бычка, овец). Каждый двор дает сборщикам столько денег, сколько может. Раньше собирали крупу, масло, муку, яйца – теперь все это покупается на общественные деньги. В назначенный день варится «каша дождя», а после моления о богатом урожае, здоровье скота, благополучии жителей устраивается совместная трапеза…
Однажды все это было решено представить и народам Татарстана, и сородичам из других регионов России. «Чтобы показать, что некрещеные чуваши – люди очень открытые, что мы можем жить в мире и согласии рядом с людьми любой национальности и веры, – говорит Инна Альмукова. И добавляет: – Учук проводили и в советское время, правда, тайком. В основном просто молились: старики считали, что если не проводить обряд, то все будет плохо».
Так родился в 2007 году Открытый фестиваль чувашей Закамья «Учук», который с каждым годом приобретает все большую известность. Прикоснуться к древней культуре и своими глазами увидеть старинные обряды съезжаются многочисленные гости и из соседних регионов. Причем приезжают не только чувашские коллективы, но и мордовские, русские и так далее. Получается большой многоэтничный праздник.

Читайте также:  Матрешки праздник как прошел

ЧТОБ СВЕТИЛО СОЛНЦЕ И ЛИЛИ ДОЖДИ

Сегодня Учук – не просто земледельческий обряд, а большой праздник с песнями, играми, конкурсами и хороводами. Проходит он каждый год на одном и том же месте, которое когда-то выбрали для моления предки нынешних жителей села. И начинается праздник, как и триста лет назад.
На рассвете с молитвами закалывается бычок, из жертвенного мяса варится бульон, на котором готовят «кашу дождя» из картошки и трех круп – пшена, гречки, риса. Рецепт ритуального блюда передается из поколения в поколение. Варится оно на кострах в огромных котлах.
В обряде «Каша дождя» участвуют только женщины. Одни помешивают кушанье, другие возносят молитвы, при этом одна из них держит в руках мужскую шапку, на плечах у нее мужской пиджак в знак того, что когда-то этот обряд проводили мужчины.
Считается, что обрядовое блюдо непременно должен попробовать каждый гость, и тогда боги обязательно услышат молитвы. А молитвы такие же, как у людей всех времен и религий, – о благоденствии, о том, чтобы ветер развеял все несчастья, вода унесла все печали, чтоб над полями светило солнце и лили дожди, взошло посеянное зерно и осень принесла богатый урожай, сытую зиму.

НОВЬ И СТАРИНА – ЭТО ЗДОРОВО

Пока варится каша, по другую сторону родника начинает свою работу фестиваль. Кстати, и в старину, пока старейшины проводили обряд моления, молодежь туда не подпускали. Ей играть, водить хороводы и петь народные песни (в ожидании каши) можно было чуть в стороне.
Начался праздник (нынче он прошел 21 июня), как и принято, с приветствий, слов благодарности и подарков. А потом вылился в грандиозное действо, сопровождаемое старинными песнями и танцами. По словам организаторов (Совет и исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, Министерство культуры, Чувашская национально-культурная автономия Татарстана), нынче в празднике чувашской культуры приняли участие 20 коллективов художественной самодеятельности из районов Татарстана, Чувашии, Самарской области.
Ежегодно старосуркинцы стараются придать празднику новую форму, показать что-то интересное, то, чего не было раньше. К примеру, в один год это был обряд «семейные династии», в другой – «имянаречение», в третий – «чувашская свадьба». Нынче Учук продемонстрировал так называемые календарные обряды, которые проводятся с весны до поздней осени, – калам, ута сулни, кер сари и так далее.
Изюминкой нынешнего фестиваля стала и площадка под названием «Спортивный Татарстан». Там можно было увидеть не только выступления альметьевских любителей воркаута (упражнения на брусьях и турнике), но и сдать нормы ГТО – отжаться, поднять гирю, подтянуться и прыгнуть в длину. Рассказывают, что желающих оказалось немало.
Пока гости фестиваля участвовали в конкурсах, наслаждались концертной программой, подоспела и каша. Досталась она всем – дочиста подобрали 12 сорокалитровых и семидесятилитровых котлов. Затем гулянья продолжились.
Как отмечают татарстанские СМИ, Открытый фестиваль чувашей Закамья «Учук» – одно из лучших мероприятий, где переплетается дружба народов. А девиз праздника «Живите в мире и согласии, приумножая свой род, сохраняя национальную культуру и родной язык» полностью соответствует духу праздника.

Инна Альмукова, глава Старосуркинского сельского поселения:
– Мы чтим наши традиции, они для нас очень важны, это уважение младших к старшим, уважение к нашим предкам, чтобы ничто не забывалось и чтобы вся история чувашского народа жила в наших рассказах и в наших семьях.

ГУЛЯТЬ ТАК ГУЛЯТЬ!
«Здорово, что два дня рождения соединили в один, – вспоминают жители села Караульный Яр Тюменской области прошедший на прошлой неделе праздник. – Юбилей чувашского ансамбля «Пилеш» плюс День села, торжество получилось не только с размахом, но и душевным».
Караульный Яр – село многонациональное, но около половины населения – чуваши. Нынче оно отмечало 436-й день рождения. О том, когда там впервые появились наши соплеменники, история умалчивает, селение же существовало еще во времена Сибирского ханства. Рассказывают, что около урочища, получившего позднее это название, располагался таможенный пост – узкое русло реки и высокий берег (яр) способствовали контролю над прохождением торговых караванов. Русло Тобола в этом месте было перетянуто цепью. При появлении торговых судов цепь натягивали и брали с купцов таможенную пошлину.
Как гласит Кунгурская летопись, 29 июня 1581 года к таможенному посту подошла дружина Тимофея Ермака. Цепь подняли, и казаки вынуждены были высадиться на берег. Здесь их настиг один из военных отрядов хана Кучума. Состоялось кровопролитное сражение, которое длилось три дня. По популярной в здешних местах легенде, одолеть врага помогла хитрая тактика атамана. Он нарядил чучела в казачьи одежды и посадил на струги, а сам с основным отрядом сошел на берег и ударил по врагу с тыла. Одержав победу, дружина Ермака последовала дальше. Но часть казаков осталась и стала обживать щедрую землю…
Рассказ об истории села 27 июня в Караульном Яре звучал параллельно с рассказом о чувашском ансамбле «Пилеш» (Рябинушка) – он праздновал свой 35-летний юбилей. Вспоминали историю создания, первых артистов, первые концерты. И не только. Чуть ли не каждый выступающий подчеркивал, что «Пилеш», руководит которым Зоя Васильевна Беспалова, – визитная карточка села и ни одно мало-мальски значимое мероприятие и в Ярковском районе, и в самой области не обходится без чувашских песен в его исполнении.
В заслугу ансамблю поставили и то, что его участницы знают свои традиции, обычаи, родословную, фольклор и все это передают молодым поколениям. «Поют в ансамбле молодые, а потому есть надежда, что образный чувашский язык уверенно будет звучать в районе и в быту, и на праздниках!» – единодушны с сельчанами и активисты Ассоциации чувашей Тюменской области, специально приехавшие поздравить сородичей.
Тронутые теплыми словами и овациями, артисты в долгу не остались – одаривали односельчан старинными и современными мелодиями так, что те невольно подпевали или даже пускались в пляс.
Но не только песнями радовал «Пилеш» гостей – в фойе Дома культуры были оформлены выставки предметов и изделий декоративно-прикладного творчества, накрыты щедрые столы. «Наверное, есть земли краше, – говорили русские, татары, немцы, с аппетитом пробуя чувашский хуплу, – но нам другой не надо».

Источник статьи: http://sovch.chuvashia.com/?p=139511

Оцените статью
Adblock
detector