- Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр» методическая разработка (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сценарий чувашского развлечения «Улах» план-конспект занятия (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Развлечение «Чувашский праздник» в детском саду
Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр»
методическая разработка (средняя группа)
Материал знакомит детей с чувшскими народными играми,хороводами,стихами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskie_igry-stsenariy.docx | 118.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Радужный»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«ПРАЗДНИК ЧУВАШСКИХ ИГР»
в средней группе «Красная шапочка»
Александрова Тамара Ивановна
I квалификационная категория
Новочебоксарск, 2020 г
Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетаются с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны, создается эмоциоально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Познакомить с чувашскими народными играми, их правилами.
Укреплять и охранять здоровье детей, создать условия для формирования и совершенствования умений и навыков основных движений.
Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны.
Создавать эмоциоально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности своей Республике.
Чувашские национальные костюмы для детей и воспитателя, больших платка, канат, шапочки медведля, 2 петухов,тухья, барабан, большой обруч, произведения по выбору музыкального руководителя.
Дети входят в зал, держась за руки, под чувашскую мелодию песни «çêмêрт çеçки çурãлсан» и встают полукругом.
Вед: Ырã кун, хаклã хãнасем!
Добрый день, дорогие гости!
Сегодня мы вас приглашаем на «Праздник чувашских игр».
Реб: Эпир маттур ачасем,
Пêр ушкãнпа пухãнар.
Выляр, ташлар, савãнар,
Унтан киле саланар.
Реб : Атьãр вãйã пуçлар-и?
Вãйã кêвви калар-и?
Вãйã кêвви пêр сумлãх,
çамрãк êмêр пêр сумлãх.
Хоровод «Илемлê». Взявшись за руку идут по кругу, потом в середину круга, потом зигзагом и садятся на места..
Вед: Мы с вами знаем много русских народных игр. Но у каждого народа есть еще свои игры. Я сейчас предлагаю поиграть в некоторые из этих игр.
Игра «Пÿртле» (Изба). Игроки делятся на 4 команды по 4 человека. На площадке 4 стула, на которых лежат по одному большому платку. Дети под музыку выполняют движения в середине площадки. С концом музыки дети бегут к своим стульям, берут платок за четыре угла и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее построит «избу».
— На народных праздниках мужчины часто мерились своими силами: поднимали гири, боролись, тянули канаты.
Реб : Эпир вайлã ачасем
Эпир маттур ачасем.
Пурте пêрле тãрãпãр,
Туртãпãр та çêнêпêр.
Вед : И сейчас игра для ловких — для вас, мальчики. Игра «Шыв упи» («Водяной медведь»).
Выбирается медведь, он становится в «яму» (круг из каната). Остальные бегут вокруг ямы, забегая и выбегая из нее. Медведь должен поймать игрока. Пойманный ребенок становится водящим — медведем. Игра продолжается.
-Арçыначасем, тухãр вãйа!
-Ай, маттур, арçыначасем! Молодцы, мальчики!
-А сейчас игра для девочек. Хêрачасем, тухãр выляма!
Игра «Тухья тãхãн» (Надень тухью).
Девочки встают в круг. В средине на стульчике лежит тухья (головной убор девочек). Под музыку девочки двигаются по кругу, танцуя. С концом музыки бегут к стульчику. Кто быстрее возьмет тухью, та исполняет сольный танец.
Вед: Хêрачасем те маттур паян.
— На праздниках не только играют, но и песни поют.
Реб : Я в Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
В праздник пляшет и поет.
Реб : Алла тытрãм параппан , (Берет барабан в руки)
Патлатартãм пур вãйран.
Эй, параппан, янãра,
Эпир кунта вãйãра.
Песня «Параппан» (Барабан). (Поют все дети).
-Так громко играли в барабан, что разбудили и петуха и нашу Машу.
Реб: Автан тус, автан тус!
Хêрлê çêлêк, ылтãн пуç.
Мêншêн эсê ир тãран?
Мана ирех вãратан?
Игра «Автансем» (Петухи). На полу круг из каната или из большого обруча. Играют 2 ребенка . Надевают шапочки петухов. Стараются вытолкнуть друг друга плечом со «двора», руки у детей за спинами. Победитель кукарекает.
— А теперь приглашаю вас на танец.
Реб: Взяться за руки нам нужно,
Танцевать мы будем дружно.
Танец наш для всех друзей.
Реб: Акã вãл, акã вãл,
Ача ташши çакã вãл.
Ача ташша тухнã чух,
Алã çапни питê чух.
Общий танец. (Группа мальчиков встают напротив группы девочек ).
— Здорово танцевали наши дети.
А теперь еще одна игра «Й ê ппе ç ип» («Иголка и нитка»).
Дети встают в круг, берутся за руки. Два игрока – иголка и нитка бегут по кругу: нитка ловит иголку. Если иголка вбегает в круг, то дети не пускают туда нитку. Если же нитка успеет войти в круг или поймает иголку, то игра начинается с начала, но уже с другими игроками.
_-Ай, маттур, ачасем! М ê нле лай ã х выля ççê !
-Долго мы играли. Понравилось вам играть? А теперь нам и домой пора.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/04/05/stsenariy-razvlecheniya-prazdnik-chuvashskih-igr
Сценарий чувашского развлечения «Улах»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Сценарий чувашского развлечения предназначен для музыкальных руководителей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_ulah.odt | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи: -продолжать знакомить детей с обычаями и традициями чувашского народа;
-развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
-дать представление о различном характере чувашских песен, танцев, игр,хороводов;
-доставить детям радость.
В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы , рукодельничали. Тихо кружила прялка. С песнею и работа спорилась.
Хозяйка: ( ждет гостей ).
Ох-ха, без вечерок плохо.
Приготовлена изба: чисто выметена,
А хозяюшка принаряжена,
А вот и гости уже у ворот стучат.
У ворот стучат, себя веселить велят.
Под чувашскую народную музыку входят гости.
Гости: Ыра кун пултар! ( Кланяются)
Хозяйка: Ыра кун пултар, ханасем!
Гости: Здравствуйте, хозяюшка! ( Кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости! Доброго вам здоровьица! Проходите, проходите, будьте и вы гостями. Народ собирается, посиделки начинаются. Садитесь на лавки, да не делайте давки!
Песня «Мулкач ларать»
Ребенок: Мастерицы хороши,
Вышивают от души,
Ну и мы не отстаем,
Мы сейчас стихи прочтем.
Идет перекличка между гостями:
- Как у нашего соседа весела была беседа.
- Гуси в гусли, утки в дудки, тараканы в барабаны.
- Атте паян пасартан илсе килче параппан,
Пан-пан параппан, пантартатать пит аван.
- Как у нас-то козел, что за умный был,
Сам и по воду ходил, сам и кашу варил,
Сам и кашу варил, деда с бабой кормил.
- Савак кунсем ситсессен, саванма та пелмелле,
Сак синче шутлемелле, сак айенче йемелле.
- Патоку с имбирем варил дядя Симеон,
Тетушка Арина кушала-хвалила.
А дедушка Елизар все пальчики облизал.
- Кукамипе кукаси кукаль песерессе.
Кукаль песерессе сар супа серессе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
А сороки прилетели
И тебе водить велели.
Игра «Узнай по голосу»
В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:
Ларать, ларать, Мишша ларать
Шешке теме айенче.
Сиет, сиет, Мишша сиет
Шешкен сара майарне.
Вахат ситсен тарас пулать,
Ятне терес калас пулать.
По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.
Хозяйка: А теперь ребята, отгадайте загадки ( тупмалли юмахсем).
Пер самхана пин йеп чикне.
В один клубок воткнуто тысяча иголок.
Хелле шура, сулла сара.
Зимой белый, летом серый.
Кам сухалла суралать?
Кто рождается бородатым?
Урла ура утаман.
Сулла та, хелле те пер сар.
Зимой и летом одним цветом.
Хырпа чараш. Елка.
Кайак килче, сунат сарче,
Семерт йывас кусне усре.
Прилетела птичка, расправила крылья,
Черемуха глаза открыла.
Сар ачи килет- сар хер пытанать, сар хере килет- сар ачи пытанать.
Светлый юноша придет- светлая девушка спрячется, светлая девушка придет- ссветлый юноша спрячется.
Уйахпа хевел. Солнце и луна.
Гости: Сейчас мы посмотрим, кто сильнее- Солнце или Луна?
Игра «Солнце и луна»
В зал входит дед со связкой лаптей на плече. Злоровается со всеми.
Хозяйка: Мучи, эсе аста кайма пустаранна? Дед, куда ты собрался? Присядь, расскажи, как живешь?
Дед: Я на ярмарку тороплюсь, лапти продовать.
Хозяйка: Хороши лапти ( рассматривает ). Почем продаешь?
Дед: ( загадочно и лукаво улыбаясь ).
Мои лапти хороши,
Плел я их от души.
Отдам не за десять, не за пять,
А мастеру поиграть.
Хозяйка: Что ж, ребята, эта цена нас устраивает, давайте поиграем с лаптями.
Хозяйка: Славно мы повеселились,
А теперь пришла пора
Угощать вас, детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения о Родном крае.
Сценарий театрализованной деятельности по мотивам чувашского рассказа И,Я.Яковлева «Мышонок на прогулке» с детьми младшей группы.
Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского .
Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной к школе группы. В празднике могут участвовать дети всех подготовительных групп дошкольного учреждения.
Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ.
Сценарий чувашской народной сказки «Пылающий огонь».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/05/02/stsenariy-chuvashskogo-razvlecheniya
Развлечение «Чувашский праздник» в детском саду
Ольга Старшая
Развлечение «Чувашский праздник» в детском саду
Цели: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским национальным музыкальным фольклором. Закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
Предшествующая работа: Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях. Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.
Ведущая:На берегу великой Волги живет и трудится чувашский народ. Народ со своей интересной историей, своими обычаями, самобытной культурой.
Трудолюбием, усердием достиг чувашский народ больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересней, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа.
У центральной стены стоит береза. Выходит петух, машет крыльями.
Петушок: Ку-ка–ре-ку! Ку-ка–ре-ку!
Потягиваясь и протирая глаза, выходит мальчик Митюк.
Ах, дружок, петушок, золотой гребешок,
Что так рано поешь? Что мне спать не даешь?
Очень рано сегодня ты будешь зарю.
Слышишь, Петя, тебе говорю
Ку-ка–ре-ку! Не сон одолел тебя- лень.
Позабыл, видно, ты, какой нынче день?
Как какой? А… Я вспомнил. Постой, погоди!
День рождения у деда Михея, поди.
Ну и ну, засмеют тебя мне на беду!
Ныне праздник, Уяв, в нашем детском саду!
Уяв! Ну про это я знаю, не думай что нет.
Чтоб я позабыл? Мне же целых шесть лет!
Мне давно уже дома «большой» говорят,
Одеваться сегодня красиво велят.
Праздник, веселый, собирай друзей.
Будут шутки, будет смех. Этот праздник наш для всех.
Митюк и петушок идут к ребятам.
Только-только рассвело, праздник празднует село.
В старину, празднуя Уяв, парни и девушки выбирали дерево — символ праздника, а девушки украшали его цветами, венками и лентами. И у нас красавица – березка давно заждалась своего наряда.
Выходят девочки, встают полукругом, держа в руках венки.
Йрс хурн, шур хурн сет какнт умнче
Нумай ул хушши эс пурн, Шур хурн р инче.
(Белая березка, стройная березка растет под моим окном.
Много-много лет красуйся белая березка на земле)
Врманти уланкра хитрее Шур лпшсем.
лти касри вйра ытарайми Сар хрсем.
(На лесной опушке красивые белые бабочки
А на улице, в хороводе девицы- красавицы)
Эпир кам, эпир кам? Асанне мнуксем!
Эпир кам, эпир кам? Юр, таш стисем.
(Кто мы, кто мы? Мы бабушки внучата!
Кто мы, кто мы? Мы песни пляски мастера)
ХОРОВОД «Хурн трри хумханать» (Качается макушка березы. Чувашская народная песня)
В конце хоровода девочки украшают березку. Садятся на стульчики.
Ведущая: Вот и место для музыкантов готово. Выходите, музыканты.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР «Ачасем ташши» (Детский танец. Чувашская народная)
Музыканты садятся. Звучит чувашская мелодия, заходит девушка.
Эп Илемпи ятл. Ыр кун пултр!
(Меня Илемпи зовут. Добрый день) .
Ыр кун пултр! Илемпи.
(Добрый день, Илемпи)
Пришла я к вам на праздник с загадками и играми.
Первая загадка: Белый снег тает, поле оживает.
Зеленая трава вырастает, когда это бывает?
Шур юр ирлет, еен хир чрлет,
Ешл курк сет. Вл хан пулать ши?
(Тает белый снег, оживают луга, зеленеют поля. Когда это бывает)
Ведущая: Илемпи, послушай песню о весне, а исполняют ее для тебя наши ребята.
Дети встают полукругом.
Дети: А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс.
ЧУВАШСКИЙ ТАНЕЦ (чувашския плясовая)
Вы ребята молодцы, танцуете умело. Предложить я вам хочу чувашскую игру «Тутр», что в переводе означает «платочек».
Дети встают в круг. Девушка ходит за кругом, подходит к двум детям и разбивает сцепленные руки. Девушка заходит в круг, поднимает платочек, а двое детей, обежав круг, стараются схватить платочек. Кто быстрее.
Девушка: Предлагаю поиграть вам еще в одну игру. Игра называется «Почтальон».
Дети в кругу дерутся за руки, ребенок — почтальон выходит за круг.
Тук, тук, тук! Ур –ха, тархасшн.
Дети: Кам унта? (Кто там)
Почтальон: Хуларан. (Из города)
Почтальона впускают в круг.
Мен тва хулара? Мен ле?
(Что в городе делают? Как Работают)
Почтальон: ле… ., врене … ., выля, юрла…
(Работают, учатся, играют, поют)
Игроки застывают в тех движениях, которые называет почтальон. Движения должны быть разнообразны. Почтальон выбирает понравившегося и меняется с ним ролями.
Ведущая: Какой же праздник без гостей из соседних русских деревень. Мы порадуем гостей танцем «Сударушка».
После танца садятся.
Девушка: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат».
Для игры выходят по три мальчика.
ИГРА «Перетяни канат»
Ведущая: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.
Ведущая: Мальчики молодцы, показали свою силу, смелость, и станцевали замечательно. Элемпи, а для девочек нет ли у тебя игры?
Девушка: С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тхн» (Надень тухью»)
Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки танцуют, с окончанием музыки,ведущий говорит: «Тухья тхн». Кто первый, исполняет сольный танец, остальные хлопают.
Девушка: Поиграли мы на славу. Молодцы.
Выходят два мальчика.
Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.
Мы танцуем и поем- вот как весело живем.
Туп – туп- тупата, ик урара пта.
Атя, Ванюк, урама, ура хуса ташлама.
(Топ-топ-топоток, на ножках лапти.
Выходи Ванюша танцевать от души)
Дети встают полукругом.
ТАНЕЦ «Тух-ха, Ванюк» (Выходи, Ванюк)
Девушка: Спасибо вам, ребята, за веселый праздник
Ведущая: Вставайте, ребята в хоровод, попрощаемся с красавицей — березкой.
Дети под музыку выходят из зала.
Физкультурное развлечение «Олимпиада в детском саду». Цель: формировать и развивать интерес к спорту, истории создания олимпийских игр. Задачи: Формировать эмоциональный настрой на развитие.
Летнее развлечение в детском саду для средней группы «Пропавшее лето» Цели: создание положительного эмоционального настроения, вовлечь детей в совместную деятельность. Задачи: закрепить знание русских народных.
Развлечение на тему «День рождения в детском саду» (зал украшен шарами, цветами в середине зала стоит кресло украшенное детскими игрушками для именинника). Под музыку дети в ходят в зал.
Развлечение по хореографии «Дискотека в детском саду» Развлечение по хореографии «Дискотека в детском саду» Тип занятия: развлечение Цель: умение воплощать музыкально – двигательный образ..
Развлечение в детском саду «Пираты Карибского моря», посвященное 23 Февраля Развлечение в детском саду «Пираты Карибского моря» посвященное 23 Февраля Ход Вед : Завтра наша страна будет отмечать замечательный.
Развлечение в детском саду к Дню знаний для детей 4–6 лет Развлечение для детей «ДЕНЬ ЗНАНИЙ — 1 СЕНТЯБРЯ» Действующие лица: (взрослые) ведущий, Незнайка. Атрибуты: мячи, портфель, шары, цветы,.
Сценарий праздника в детском саду ко Дню города Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №111» Праздничный концерт «С Днем Рожденья, милый.
Сценарий праздника в детском саду «Сагаалган» Цель: Помочь детям в освоении понятий бурятской национальной культуры. Познакомить с историей и смыслом праздника Сагаалган. Воспитывать.
Сценарий выпускного праздника в детском саду Дети под музыку вбегают в зал и рассаживаются на стульчики, стоящие по всему залу в производном порядке. Ведущий: Кто на стульчиках сидел,.
Спортивное развлечение для детей 5–7 лет «Один день в детском саду» Спортивное развлечение для детей 5-7 лет «Один день в детском саду» Цель: Создать радостное настроение от подвижных игр и увлекательных.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-chuvashskogo-prazdnika-v-detskom-sadu.html