Добрый король есть лучший подарок который небо может дать земле

§ 17. Идеи эпохи Просвещения

Постановка проблему урока

Из высказываний просветителя Вольтера

«Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле. Самое большое счастье для людей, когда государь — философ».

«Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также прощающего небольшие проступки, является для человеческого рода самой полезной верой. Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Из высказывания просветителя Ж.Ж. Руссо

«Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь короля, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

Сравни взгляды двух представителей одной философии Просвещения: 1. Какую форму правления каждый из этих просветителей считает наилучшей? 2. Каково их отношение к простому народу? Сравни свои выводы об различиях идей Вольтера и Руссо с представлениями о том, что они являлись главными представителями единой философии Просвещения. Какое наблюдается противоречие? Сформулируй проблемный вопрос об идеях философии Просвещения (авторский вариант — с. 303.)

Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
• Объясни значение понятий: наука, религия, искусство, светский.
• Как изменялись представления европейцев о мироустройстве и роли человека? (§ 1, 6) Вспомни сюжет и основную тему трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». (Уч-к литературы «Путь к станции “Я”», 7-й класс.)

Философия Просвещения — «царство Разума»

Прочитай текст, используя продуктивное чтение (см. пример на с. 18-22), и заверши составление таблицы «Изменения в мировоззрении европейцев XV—XVIII веков» (см. Введение). Сделай вывод по проблеме урока.

После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Их взгляды во многом различались. Но были идеи, которые они заимствовали друг у друга, развивая их и распространяя по Европе. Так сложилась особая философия — Просвещение, представителей которой называли просветителями.

Все просветители считали, что мир устроен по законам Разума, за что их воззрения получили название «рационализм» (от лат. ratio — «разум»). Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире. Одни считали, что, создав мир и его разумные законы, Он не вмешивается в его жизнь. Другие утверждали, что Бог — это не некая личность, а сама природа с её естественными законами — Вселенский Разум. Третьи утверждали, что Бога вообще не существует и Он был выдуман людьми, когда им недоставало знаний, чтобы объяснить законы мира. Такое отрицание Бога получило название «атеизм» (от греч. atheos — «отрицаю Бога; безбожный»). На смену веротерпимости просветители выдвинули идею свободы совести, то есть свободного выбора любой веры или атеизма. Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на Земле, так как только человек наделён разумом и способен познать законы природы. Всё движение времени (человеческой истории) просветители рассматривали как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира. Само слово «просвещение» немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) понимал как выход человека из состояния «несовершеннолетия», то есть «неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». В конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о «всеобщем благе». Это и есть цель жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему получило название общественный прогресс.

В своих представлениях о самом обществе просветители Джон Локк, Шарль Монтескьё и другие основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. Но при этом «никто не имеет права вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого». Г осударство же, по мнению просветителей, возникает потому, что люди заключают между собой общественный договор. Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы. Чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей. В соответствии с ней законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная (исполнение законов) — королю и правительству, судебная — судьям, выдвинутым населением.

Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор из университета Глазго (Шотландия) Адам Смит (1723—1790). В своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям. Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику; гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий.

Наиболее известным философом-просветителем стал Франсуа-Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778). Побывав в молодости в Англии, он был восхищён её порядками (конституционной монархией, соблюдением прав граждан). Вернувшись во Францию, Вольтер стал писать философские повести, драмы, стихи, в которых прославлял идеи Просвещения и громил средневековые традиции. Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. В ответ Вольтер не раз писал о Церкви своим друзьям: «Раздавите гадину!» Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно. Однако при этом Вольтер писал: «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные. является для человеческого рода самой полезной верой». Поэтому, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещённого правителя — «мудреца на троне», который провёл бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей.

Источник статьи: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_7_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2/17.html

Великие просветители Европы — Юдовская, Ванюшкина 7 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

1. Прочитайте высказывание немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), письменно выполните задание и ответьте на вопросы

1) Почему XVIII век получил название «век Просвещения»?

Человек стал развивать свои умственные способности

2) Что понимает И. Кант под «несовершеннолетием человека»?

Неспособность мыслить без чьей-либо помощи

3) Приведите примеры, кто «руководил рассудком человека» в период его «несовершеннолетия»

Когда Петр вступил на престол, вместо него правила София

4) Какой смысл вкладывает И. Кант в понятие «Просвещение»?

Это время, когда разум человека «расцветает»

2. Заполните таблицу

— создал учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность

— говорил о необходимости расзделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной

— изложил политические взгляды в книге «О духе законов»

— развил учение Локка о разделении властей

— выступал за свободу торговли землей

— утверждал, что главным источником богатства является труд

3. Установите соответствие между именами просветителей и идеями, высказанными ими: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: одному и тому же простветителю могут принадлежать две идеи

Мыслители эпохи Просвещения Основные идеи их учения и главные ценности
Джон Локк (1632-1704)
Шарль Луи Секонд барон де Монтескье (1689-1755)
Вольтер (1694-1778) — положил начало «вольтерьянству» — свободомыслию и вольнодумству
Жан-Жак Руссо (1712-1778) — учение о том, что власть принадлежит всему народу
Адам Смит (1723-1790)

1) «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле»

2) «Люди являются. по природе свободными, равными и независимыми»

3) «Что касается богатства — ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя»

4) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»

5) «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью»

6) «Самое счастливое для людей, когда государь — философ»

7) «труд есть неизбежная обязанность общественного человека»

8) «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении. были соединены эти три власти. «

Источник статьи: http://poistorii.ru/7-klass/rabochaya-tetrad-po-vseobshhej-istorii-novogo-vremeni-dlya-7-klassa-chast-2-a.ya.-yudovskaya-l.m.-vanyushkina/velikie-prosvetiteli-evropy.html

Добрый король

Просветители Высказанные ими идеи
« Я хочу, чтобы каждый крестьянин в моем королевстве был в состоянии по воскресеньям сварить курицу в горшке. [1] . »
— Король Франции Генрих (Анри) IV Бурбон

Представьте, перед вами он — добрый король. Он силён, но миролюбив, мудр, но не циничен, справедлив, но милосерден, бережлив с казной, но щедр с народом. А ещё он не ведёт войн и на его страну не нападают враги. И ещё он верный супруг и прекрасный отец. И вредных привычек не имеет. И на лицо пригож… Идеал правителя, не правда ли? Как любой идеал — абсолютно несовместим с реальной жизнью.

В реальной жизни доброго короля едва ли получится найти: слишком уж часто от короля требуется принимать непопулярные решения и жёсткие меры, и не потому, что власть — это зло, а потому, что выбора другого нет. Король может, конечно, демонстративно устраниться от таких поступков, но это всего лишь означает, что он оставляет грязную работу другим; и это уже будет не столько «добрый», сколько «трусливый король».

Мало того, даже в сюжетах проблематично найти историю про доброго короля. Просто о нем рассказывать неинтересно! Если же добрый правитель появляется в сюжете, то обычно лишь в виде упоминания.

В прошлом: «когда-то давным-давно страной правил добрый король». Если это не просто фигура речи — здесь будет рассказ о «золотом веке» и «эпохе благоденствия»; обычная историческая мифология, дающая надежду, что не всё в этом мире является ужасом и кошмаром! Как вариант, история как раз может начинаться с того, что законный «добрый король» свергнут или убит и трон занимает «злой король»-узурпатор.

Может относиться и к будущему: зло побеждено, герой по праву занимает трон и становится — правильно, добрым королём. Точка, история завершена, и рассказчик избавлен от необходимости приводить практические примеры доброты.

В настоящем добрый король тоже может фигурировать, но тогда, как правило, просто как декоративная фигура, никак на сюжет не влияющая. Пример: жил-был сказочный добрый король, была у него дочь-красавица, король женился на королеве, а та оказалась злой и выкинула дочку из дворца на мороз. Детям очень жаль бедняжку, но любой взрослый призадумается: что же за «добрый» папа-король, что за родную дочь не заступился?

Или, как вариант, добрый король правит вместе с женой, всем хорошо, но тут непонятно откуда на царство-государство нападают ОНИ. И далее добрый монарх, чтобы дать отпор ИМ, собирает рыцарей, магов и вообще сам рвется в бой.

Если посмотреть на вопрос немного шире, то прозвание Доброго вполне может заслужить «искусный государь». Если он правит успешно, в стране порядок, да ещё вокруг сплошь примеры «злых» и «глупых королей» — народ вполне может считать его Добрым. Особенно посмертно. Никто не захочет задуматься о том, что тишина и порядок обычно обеспечиваются своевременным устранением или устрашением всех, кто этот порядок способен поколебать, что позволит обойтись без показательных процессов.

Также данный троп может, с другой стороны, смыкаться с «глупым» по уму или малолетству королем. Решение простое — его к серьёзным вопросам просто не допускают. Такой король может иногда раздавать подарки или подписывать указы о помиловании — за это его в народе охотно провозгласят Добрым. А решающих конкретные практические моменты советников — злыми.

А может быть и такой вариант — после смерти сурового и воинственного короля на трон восходит его добродушный и слабовольный сын. Благодаря наведённому твёрдой рукой отца порядку король вместе с подданными наслаждается миром и экономическим развитием, поощряет искусства и не изнуряет народ тяжелыми повинностями и поборами. А при следующем правителе выясняется, что заложенный его железным дедом запас прочности истощился — осмелевшие соседи снова идут войной, отвыкшие от строгости чиновники разворовали казну, войска давно не получали жалованья, крепости обветшали без регулярной починки. Разумеется, что с точки зрения простонародья Добрым будет зваться второй король — при нем же все было хорошо по сравнению с предшественником и преемником!

Наивный монархизм построен как раз на концепции «доброго короля». Впрочем, чтобы было на кого спихнуть все проблемы, плохими объявляются приближённые самодержца.

А вот при тоталитаризме иногда бывает обратная ситуация — Плохой царь, хорошие бояре… по словам «бояр», которые приказами злобного «царя» оправдывают свои художества.

Но может ли в принципе монарх совмещать свойства доброго государя и эффективного менеджера? Да, может. Если он понимает, что процветание государства зависит от того, насколько развиты сельское хозяйство, промышленность, торговля, науки… да и искусство. Если он не будет драть с третьего сословия шкуру, а предпочтёт создать условия, при которых оное сословие создаст больше объектов для стрижки. Если он будет организовывать университеты и школы, финансировать учёных и давать заказы художникам и писателям. Если он будет ценить в армии не пафосность, а боеспособность. И главное — если наказания по закону будут умеренными для своего времени, а сами законы будут соблюдаться.

Содержание

Примеры [ править ]

Литература [ править ]

Русскоязычная [ править ]

  • «Сивилла — волшебница Кумского грота» — Сервий Туллий. Проглядел заговор в собственной семье и окружении, так что наглядный пример, почему царю лучше бы все-таки не быть слишком уж добрым.
  • Иван Лажечников, «Последний Новик» — Пётр I, чьим фанатом был автор, предстаёт не только как сабж статьи, но и как крутой король и искусный государь, что, согласитесь, уникальный случай.
  • «Волшебник Изумрудного города» — добрые волшебницы Стелла и Виллина, которые правят Розовой и Жёлтой странами. Упоминается, что подданные очень довольны.
    • Да и Страшила с Железным дровосеком неплохо подпадают под троп.
  • Евгений Пермяк, «Вечный король». Этот король, конечно, невелик ростом, да и армия его совсем крошечная, и его даже не называют «Ваше Величество». И тем не менее самым популярным королём на свете является именно он — шахматный король!
  • У Макса Фрая — король Гуриг VIII. Скорее даже «свой-в-доску король», но звания доброго вполне заслуживает, т. к. ничего плохого никому не делает. А разгадка проста — всю грязную работу в Ехо выполняют маги из Тайного Сыска и Ордена Семилистника. Вроде бы для нормального функционирования государства монархия особо и не нужна… Но в повести «Чуб Земли» выясняется, что это не совсем так: одна важная функция у короля всё-таки есть. Это прикладное шаманство с договорами с духами земли, которые обеспечивают землям короля отсутствие неурожая и относительно малое количество стихийных бедствий. Но к своей личной пользе он это обернуть не может.
    • Более того, противоположного эпитета за всю историю Соединённого Королевства ни один монарх не заслужил, даже крутой, как варёные яйца Чака Норриса Гуриг VII. А это о чём-нибудь да говорит.
  • «Хроники странного королевства» — Орландо.
    • Судя по рассказам Шеллара и Элмара таким королём был Деимар XII, отец Элмара, дядя Шеллара и предыдущий король Ортана.
  • Метавселенная Рудазова — периодически проскальзывает. Стандартный рудазовский сабж обычно имеет вид доброго дядюшки средних лет.
    • «Рыцари Пречистой Девы» — король Кнегздека Лестрендор Благочестивый, чёрный лучший друг лода Гвэйдеона. Весёлый и непоседливый дядька, хлебосольный хозяин, балагур, потаскун и один из немногих монархов, с которыми у Креола и Ко не возникло никаких проблем. С их же подачи первым на Каабаре завёл себе придворного мага (раз святой Креол благословил, значит, не грешно), а потом стал инициатором разгона экзорцистов. На момент эпилога «Зари над Бездной» вышел на пенсию, отрёкся в пользу наследника и отправился в турне по всему Каабару. Осесть, судя по всему, планирует в Кахале.
      • «Серая чума» — Заричи Третий Миролюбивый, отец нынешнего рокушского короля Обелезнэ, старательно пытался отыгрывать троп. Получилось… то, что получилось.
    • Цикл «Яцхен» — король Дотембрии Ягдош Второй, отец королевны Лорены и тесть принца Сигизмунда. Как-то раз даже цитирует вынесенный в эпиграф пассаж о курице в супе. Или хотя бы крысе. Варёной.
      • Король Франции ГастонПервыйВеликолепный отыгрывает троп целенаправленно. Он, конечно, крутой идиот и путает правое с левым, но нравиться публике умеет гениально: к примеру, тем, кто его не узнаёт, дарит золотую монету с собственным чеканным (во всех смыслах) профилем.
    • «Властелин» — император Гарии Лерармео Девятый, отец принцессы Дарен. Помимо прочего, неглуп и хорошо осведомлён об истинном характере Бельзедора.
    • «Арифмоман» — король Парибула Флексиглас Первый. Ему отыгрывать троп заметно проще, чем всем предыдущим — вся его держава вмещает с десяток тысяч человек.

На других языках [ править ]

  • «Пертская красавица» — Роберт III Простосердечный, король шотландский, историческое лицо. Короновался уже в преклонном возрасте. Очень слабый правитель, а политик вовсе никакой. Изображён мягкосердечным человеком, который совершенно не умеет удержать ситуацию в стране (так и было). Что характерно, и не пытается. И не то чтобы глупый король (прекрасно осознаёт свою бесполезность) — просто старая, ветхая тряпка. В дни его царствования — язык не поворачивается сказать «правления» — лорды и чиновники пустились во все тяжкие. По отношению к нему изображают почтение, ибо он патриарх самого знатного из кланов — а ему и довольно.
  • Марк Твен, «Принц и нищий» — и лжекороль Том Кенти, и занявший после него своё законное место Эдуард.
  • Оскар Уайльд, «Звездное Дитя» — главный герой после всех передряг становится добрым и справедливым королем (ещё бы, после такого-то катарсиса…)! Но Уайльд не был бы Оскаром Уайльдом, если б не закончил сказку суровой и безнадежной фразой: And he who came after him ruled evilly .
  • Януш Корчак, «Король Матиуш Первый» — собственно, Матиуш.
    • Отчасти и Грустный король.
  • «Маленький принц» — король с первого астероида в открытую назван добрым. Доброта проявляется в том, что он не отдает приказов, которые заведомо не могут быть исполнены. Потому что он ещё и мудрый король.
  • «Сага о Форкосиганах» — Грегор Форбарра. Тот случай, когда его предшественники (дед Эзар и регент Эйрел Форкосиган) сделали всю чёрную работу, и на долю юного императора достались лишь мелкие проблемки да продолжение прогрессивных реформ.
  • Терри Пратчетт, цикл о Плоском Мире — в череде анк-морпоркских королей упоминается Лоренцо Добрый. Прозвище ироническое — был самым жестоким правителем в истории. Ну, шутники они, анк-морпорцы, такие шутники…
  • ПЛиО — Джейхейрис I Миротворец aka Старый Король. Взошёл на трон после своего дяди — Мейгора Жестокого. Описывается действительно мудрым и достойным человеком, много сделавшим для Вестероса: мирным путём прекратил восстания церкви, восстановил Семь Королевств после междоусобных войн, вместе со своей супругой Алисанной реформировал Ночной Дозор, дав тому вторую жизнь. Его долгое правление стало «Золотым веком» Вестероса.
    • Эйгон V Невероятный туда же.
    • И дедушка Эйгона король Дейрон II Добрый.
    • Внук Джейхейриса, Визерис I, деконструкция тропа. Был добродушным человеком, который ненавидел конфликты и не держал обиды. При нём продолжился «Золотой век» и Вестерос был на пике своей мощи. При этом был слишком мягким по характеру, и не отличался решительностью с выбором наследника. Именно это привело к тому, что после его смерти разразилась опустошительная гражданская война, известная как «Танец Драконов», во время которой Вестерос утонул в крови.
    • Эйрис II Безумный ВНЕЗАПНО имел такую репутацию в простонародье. Потому что тиранил и гнобил в основном тех, кто попадался на глаза, то есть лордов и дворню, а на всех остальных чхал с высокого трона и, как следствие, не мешал им жить по своему разумению.
    • Его сын Рейгар, по воспоминаниям современников, имел шанс стать полноценным сабжем без никаких скидок, если бы не один ревнивый боров.
    • Который, угнездившись на престоле, тоже принялся отыгрывать сабж, но получалосьиз рук вон плохо.
  • Беовульф — таким были Скильд и его потомок Хродгар, а также и сам Беовульф.
  • «Властелин колец» — таким королём в конце книги становится Арагорн. Он же искусный государь. Он же крутой король. Далеко не тряпка. Своеобразный эталон, идеальный государь в представлении Толкина, известного своими монархическими взглядами.
  • «Белгариад» — молодой Белгарион (выросший в крестьянской семье) после своей коронации в Райве. В эпопее-сиквеле «Маллорион» — начал стремительно и на глазах прокачиваться до искусного государя.

Кино [ править ]

  • «Золушка» 1947 г. — Король в исполнении Эраста Гарина. Действительно — добрый! Он сказочный, ему можно. Даже при таких условиях окружающие относятся к чудаку-королю слегка покровительственно. А то и не совсем слегка…
  • «Не покидай. » — ядовитое издевательство над тропом. Сатирическая песня, которую исполняют господа-студенты, называется «Замечательный король» и повествует о государе, жившем в самом лучшем королевстве, в самом самом лучшем замке. Он лично играл и в салки, и в прятки с местными детьми, и вообще никогда их не обижал… Только вот за проступки детишек порол, сажал и казнил их родителей.
  • «Вкус халвы» — только не король, а эмир. Добрый, но наивный, в результате чего визирь (и не только он) крутит им как хочет.
  • Black Panther — отец в виде́нии говорит Т’Чалле, что для короля тот слишком добр и мягкосердечен.

Телесериалы [ править ]

  • Game of Thrones — король Севера Джон Сноу. Не раздать земли своих врагов, наградив ими своих союзников, поступок очень добрый и вместе с тем очень неразумный, поскольку лорды могут воспринять это как: его можно предать без последствий, а своих союзников он не ценит.
    • С другой стороны, оставшихся врагов на тот момент представляли собой фактически дети (а их отцы, предавшие Старков, погибли в бою), которые наверняка ожидали нищеты или смерти. Да, Мартин очень добрый автор, но реакция лордов Севера на «суд», в общем-то, была положительной.
  • «Однажды в сказке» — король Леопольд, отец Белоснежки.
  • «Нереальная история», сюжетная ветка «Артем Добрый». Заглавный герой от вида крови падает в обморок, а от мысли о казни бледнеет. Со временем от доброты постепенно избавляется — местные бояре своим казнокрадством и нежеланием что-то делать для страны и святого выведут из себя.

Мультфильмы и мультсериалы [ править ]

  • «Аладдин» — Султан Аграбы. Почти один в один с вышеупомянутым эмиром: добр, но мягкосердечен и по детски наивен, в первом мультфильме им без особого труда вертит визирь Джафар. Не раз намекается, что несмотря на доброту, он практически ничего не знает о происходящем в своём городе, за стенами его дворца (например, в одной из серий мультсериала он удивляется, когда узнаёт, что в Аграбе есть бедняки).
  • Avatar: The Last Airbender — Царь Земли Куэй. С фитильком, ибо (поначалу) он лишь марионетка на троне, а реальная власть принадлежит агентам Дай-Ли.
    • Царь Буми, правитель города Омашу тоже. Не смотря на явное безумие, (не несущее, однако опасный характер, и сочетающееся с немалой проницательностью) его город выглядит вполне благополучным, а население своего царя как минимум уважает.
  • «My Little Pony» — король оборотней Торакс, сместивший с престола королеву Кризалис.
  • «Amphibia» — король Амфибии Андриас Левиафан. Он же деятельный правитель, так как готов сам поработать с архивами, чтобы помочь девочкам вернуться домой.

Аниме и манга [ править ]

  • «Свет и тень»: правящий король Уствальда Кайден, искусный государь, любящий брат и муж, готовый умереть бездетным, лишь бы трон отошёл к его племяннику — истинному наследнику трона.

Видеоигры [ править ]

  • Неоднократно встречаются в серии Dragon Quest.
    • Dragon Quest V — король Панкрац, всю жизнь посвятивший поиску похищенной жены.
    • Dragon Quest VIII — тут целых три. Один из главных героев король Трод, превращённый в гоблина, король Павн и король Клавиус.
  • Undertale — Субверсия. Король Подземного Мира Азгор Дриимурр. Он и вправду крайне добрый и желает для своего народа только добра. Все монстры в подземелье говорят о нём как о добром короле. Тем не менее он собственными руками убивал человеческих детей чтобы разрушить барьер и освободить свой народ от заточения в подземелье .
  • World of Warcraft — Андуин Ринн.
  • Darkest Dungeon: судя по комиксу, им был Прокажённый — когда он уходит в изгнание, подданные провожают его, рассыпая цветочные лепестки, и многие из них плачут — видать они любили своего правителя.
  • Horizon: Zero Dawn — Авад, Четырнадцатый Король-Солнце, правитель Меридиана.
  • AFK Arena — Торан. До превращения в нежить.

Настольные игры [ править ]

  • Warhammer Fantasy Battle — император Карл Франц, король Бретонии Луан Леонкур и король-феникс высших эльфов Финубар. Настолько это возможно для столь мрачного сеттинга.
    • Ещё у высших эльфов был король Карадриэль Миротворец, который остановил бессмысленную войну с гномами и не стал мстить им за смерть предыдущего неразумного короля.

Музыка [ править ]

  • Наутилус Помпилиус, «Князь тишины»: аверсия и пародия на троп. Князь — ещё и мистическое существо! — «добр» только по названию (вероятно, ему принято так льстить).
« По лунному свету
Блуждаю посвистывая,
Но только оглядываться
Мы не должны.
Идет… идет вслед за мной
Вышиной в десять сажен
Добрейший князь
— Князь тишины.
Мой князь
— Князь тишины.
И горе мне, если впал я в безмолвие,
Или уставился на лик луны.
Стон-треск растоптал
Стон-треск
Растоптал бы меня,
Растоптал моментально
Добрейший князь
— Князь тишины.
»
— Сарказм
  • Гражданская Оборона «Хороший царь и знакомая вонь» — в основном, стёб над имперскостью.

Реальная жизнь [ править ]

Точнее, не столько реальная, сколько запечатлённая в летописях и жизнеописаниях.

  • Нума Помпилий — древнеримский царь, второй после основателя Рима Ромула. За 80 лет царствования ни разу не воевал. Упразднил человеческие жертвоприношения (по легенде — заговорив зубы самому богу Юпитеру, которому вздумалось их потребовать).
  • Император Тит Флавий Веспасиан в «Жизнеописании 12 цезарей» назван «отрадой рода человеческого» — и далее сплошное перечисление добродетелей. Вспомнив, что за прошедший день никому не помог, он произнес «Друзья мои, я потерял день». Справедливости ради, он принял империю от своего отца (полного тёзки Тита Флавия Веспасиана, в хрониках, чтобы различать, его просто именуют Веспасианом, а сына — Титом) в прилично отлаженном состоянии, а тот империю буквально вытащил из бардака, оставшегося после правления Нерона. Самому же Титу выпало править лишь три года, так что напортить он просто не мог успеть (зато успел его наследник — младший брат Домициан).
  • Римский император Антонин Пий, в чью честь назвали династию. Двадцать лет без войны. Двадцать лет справедливых законов, умеренных налогов и разумного, мирного правления.
  • Король Норвегии Хакон I Добрый. Прозвище получил за свержение отмороженного брата по прозвищу Эйрик Кровавая Секира (третий брат имел погоняло Серая Шкура) и отмену грабительского налога на унаследованную собственность, введённого отцом.
  • Король Сицилии Вильгельм II Добрый. А его отцом был Вильгельм I Злой. При том, что его правление считают Золотым Веком, на самом деле он искусным королём отнюдь не был [2] , а просто получил хорошее наследство от отца и деда. И даже двадцатилетний мир в стране, за который его и прозвали «добрым», он получил по той причине что его отец по прозвищу Злой просто беспощадно вырезал под корень всех кто мог противостоять королевской власти.
  • К печальной истории Роберта Третьего Шотландского (см. выше Литература) надлежит добавить, что он, во-первых, был сторонником замирения с Англией, а во-вторых, действительно был скромен, смиренен и любил самокритику. Она у него даже зашкаливала — умирая от инфаркта (на почве происков той самой Англии), напоследок распорядился выбить на своём надгробном камне следующую эпитафию: «Здесь лежит наименее искусный из королей и несчастнейший из всех шотландцев».
  • Король Франции Иоанн II Добрый. Был не добрее прочих королей, более того, был известен не добродушием, а тем, что легко сердился. Прозвище «Добрый» получил за то, что в начале своего правления, подступив к одной из крепостей, находившихся под контролем англичан, не стал её атаковать, а сначала вступил в переговоры. Когда же они не принесли результата, вызвал английского коменданта крепости на рыцарский поединок, утверждая, что желает обойтись малой кровью. Придворные льстецы превратили незначительный эпизод в пример благородства. По иронии судьбы победил и заточил короля Наваррского по прозвищу Карл Злой, печально прославившегося кровавой резнёй, устроенной восставшим крестьянам. Для народа Франции же его правление обернулось настоящей катастрофой — битва при Пуатье привела к гибели цвета французского рыцарства и попадания самого короля с двумя сыновьями в плен, после чего англичане и завоевали надолго перевес в Столетней войне. За освобождение короля пришлось обещать уплатить 3 миллиона экю и передать англичанам множество земель на западе Франции — но когда остававшийся в плену сын Иоанна Людовик сбежал, король из чувства чести немедленно отправился в Англию заменить его, где вскоре и скончался.
  • Александр I Добрый, господарь Молдавии. Был довольно неплохим правителем, взял под контроль торговлю, дабы лучше использовать географическое положение своего княжества, находящегося на пересечении торговых путей; покровительствовал православной церкви, добившись предоставления молдавской церкви статуса митрополии.
  • Король Богемии и Венгрии Владислав II Ягеллон aka «Добже» aka «Bene», что по-русски дословно «Добре». Заслужил своё прозвище тем, что на любые предложения аристократии он отвечал «Добже». А вот для народа он добрым не был. Но крупнейшее крестьянское восстание аристократы подавили самостоятельно без его участия — вот уж действительно выглядело «король — добрый, магнаты — злые». Королём Богемии он стал в 15 лет, в разгар войны с крутым венгерским королём Матьюшом Корвином, а при помощи воевавших за него магнатов из Польши и Литвы (потому что он был сыном польского короля, являвшегося ещё и великим князем литовским), смог удержаться на престоле — предыдущий король Богемии назначил наследником именно его, а не своих сыновей, именно с целью получить военную помощь от Польши и Литвы. Через двенадцать лет после окончания войны с Венгрией, он стал избран королём Венгрии. Дело в том, что покойный король Венгрии не оставил законных наследников, а единственного бастарда аристократы не захотели признать королём.
  • Федор Иванович, последний царь из рода Рюрика. Сферический добряк в вакууме. Особенно по сравнению с отцом. Отличался на редкость миролюбивым нравом. Государственными делами интересовался мало, вел почти монашеский образ жизни. Несмотря на это, годы правления царя Федора прошли на удивление мирно(в немалой степени благодаря Борису Годунову), без крупных потрясений и кровопролитных конфликтов. Был популярен в народе, в духовенстве. Ни о каком другом князе/царе/императоре Православная церковь, ее летописцы, историки не отзывались с такой любовью и обожанием. После кончины был в рекордные сроки канонизирован.
  • Король Франции Генрих IV Бурбон. «Жил-был Анри Четвёртый. Он славный был король!». Прозвища «Добрый» и «Великий» получил за то, что был искусным государем.
  • Царь Московский и всея Руси Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. «Судя по его собственным письмам, отзывам иностранцев и отношению его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером» (Википедия). Поди разбери, правда или нет… хотя, учитывая, что ещё вполне жива была память о правлении Ивана IV («прозванного за жестокость Васильевичем») — любого бы государя «добрым» прозвали.
    • Бывал и вспыльчивым, мог в сердцах надавать неугодному боярину затрещин личной царской дланью. Однако, в отличии от всех предидущих и подавляющего большинства следующих монархов, остывши, сам извинялся, что для современников действительно было серьёзным срывом шаблона.
  • Людовик Бонапарт, король Голландии во времена Наполеона. Интересно, что когда он начал хвастаться перед своим знаменитым братом, что его, Людовика, в Голландии все любят, Наполеон произнёс одну из своих знаменитых фраз: «Когда о каком-нибудь короле говорят, что он был добр, значит, царствование его не удалось». Сквозь пальцы смотрел на контрабанду, считая неверным лишать голландцев источников дохода, пока Наполеон попросту не подчинил Нидерланды себе.
  • Карл XIV Юхан Бернадот, король Швеции, а до того — наполеоновский маршал. С точки зрения шведов, был именно сабжем. Сформировал принципы шведского нейтралитета (нейтралитет в мирное время и неучастие в альянсах в военное), развивал образование и сельское хозяйство. Даже серьёзнейший конфликт с Норвегией, из тех, какие в те времена решались исключительно большой кровью, кое-как спустил на тормозах (война длилась меньше месяца, за это время наполеоновский маршал наглядно показал норвежским воякам, что они ему не ровня, и в итоге удалось найти взаимно приемлемое решение; офигевшие норвежцы после его смерти даже назвали его именем центральную улицу Осло). Задокументирован единственный бунт против него, начавшийся из-за ареста журналиста за оскорбление величества, и тот удалось «слить» без серьёзной эскалации насилия. Любил поспать (из-за чего был прозван современниками «постельным монархом»), так и не смог полюбить шведскую кухню (хотя честно пытался) и толком выучить шведский язык, но подданные его всё равно ценили. Наконец, ввёл в шведскую высокую кухню белые грибы (которые шведы так и называют — Karljohanssvamp).
  • Австрийский император Фердинанд I Добрый. Врождённый гидроцефал и эпилептик, который полностью устранился от государственных дел (не считая амнистии для политзаключённых), переложив их на канцлера Меттерниха. Тем не менее, в самом деле был добрым и мягким человеком и имел большую популярность в народе, особенно в Чехии. В качестве хобби изучал ботанику. Также стал уникальным случаем, когда во время венгерской революции, превратившей Австрийскую империю в Австро-Венгерскую, у восставших не было никаких личных претензий к монарху (тем не менее он добровольно отрёкся от престола в пользу племянника, так как без Меттерниха, чьей отставки потребовали восставшие, чувствовал себя абсолютно беспомощным).
  • Вильгельм I (король Вюртемберга в 1816-64) после извержения вулкана Тамбора, которое привело к похолоданию, неурожаям и голоду, «вместе с супругой Катариной проводит серьезные социально-политические реформы. Весной 1817 года открываются бесплатные столовые и больницы для бедных, для фермеров организуют кассы взаимопомощи. В министерстве внутренних дел создают специальную комиссию по оказанию помощи неимущим. Ничего подобного раньше не было. Он делает все, чтобы избежать повторения продовольственного кризиса. В 1818 году он учреждает „сельскохозяйственную лабораторию“. Ее задача — изучение и внедрение передовых методов земледелия. Вскоре эта лаборатория преобразуется в штутгартский Университет Хоэнхайм — ведущий европейский центр агрономии. Каждый год здесь проводятся сельскохозяйственные выставки, на которых фермеры обмениваются новаторскими идеями». Вулкан, который изменил мир.
  • Итальянский король Умберто I, прозванный Добрым. Глупый король, объявивший обнищание крестьян «…неизлечимыми чертами итальянского характера», устроивший резню в Милане. Лично храбрый, но отнюдь не крутой король, так как воевал он из рук плохо, получив звездюлей от эфиопов и сомалийцев, что сделало его всеобщим посмешищем в глазах всей Европы. В общем, личность из разряда «слабоумие и отвага», непонятно каким образом получивший прозвище «добрый».

Источник статьи: http://posmotre.li/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C

Читайте также:  Yves rocher подарки ко дню рождения
Оцените статью
Adblock
detector