Духовно нравственное воспитание детей через народные праздники

Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками
проект

Педагогический совет — круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»

Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Скачать:

Вложение Размер
duhovno-nravstvennoe.docx 21.89 КБ
duhovno-nravstvennoe.pptx 2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39

Педагогический совет — круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»

Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Крылова Надежда Николаевна

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Определила следующие задачи:

  • знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры;
  • формировать представления детей об основах православной культуры;
  • привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.

Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

  • знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
  • знакомство детей с бытом русского народа;
  • знакомство с декоративно – прикладным искусством;
  • знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Определила формы работы с детьми:

  • тематические занятия, беседы;
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);

➢ чтение и обсуждение произведений разных жанров;

➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;

➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.

Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:

  • методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.)
  • Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.)
  • иллюстрированный материал;
  • подборка фольклорного материала;
  • экспозиции предметов русского быта;
  • подборка дидактических игр;
  • атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;

Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее «Русской избы». При посещении такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом — это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером.

В группе оформлен мини-музей декоративно-прикладного искусства.

В своей работе очень часто я использую русские народные сказки. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.

Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм, в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, сказок, считалок позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.

Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Своих воспитанников знакомлю с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Пасха, Троица и др. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.

В преддверии любого мероприятия ведется предварительная работа. Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты в простой, доступной для детей форме.

Активно использую информационно-коммуникативные технологии ИКТ. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину. Для проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.

Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.

Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют.

Знакомство с русским фольклором, традициями и обычаями не только помогает современным детям окунуться в прошлое и узнать, как проводили досуг наши предки, но и воспитывает гостеприимство, умение отдыхать и добросовестно трудиться. Этим качеством на протяжении многих веков и славится русский народ.

С 1998 года «День Российских матерей» является государственным праздником. Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама.

Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Дети с удовольствием превращаются в участников той волшебной ночи. Воплощение библейского сюжета обыгрывается в разных формах: это музыкально-поэтические вечера, театрализованные представления, колядки, досуги, развлечения, праздники. Наши девочки выступали на «Рождественских чтениях» в ДК «Солнечном».

Праздник всех праздников и торжество торжеств — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.

За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма отец Александр. Ребята и их родители уже знакомы с батюшкой и ждут встречи с ним.

Отмечаем день «Любви, семьи и верности». Создали вместе с родителями альбом «Моя семья».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица».

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

Для меня очень важно, что у детей с каждым праздником уже существуют свои ассоциации: свой цвет, своя музыка и даже свой запах. На Рождество — колядки, Вифлеемская звезда, запах хвои; на Пасху — куличи, крашеные яйца, праздничное величание «Христос Воскрес»; в Вербное Воскресенье — веточки вербы и т.д. И если сегодня, в раннем возрасте на уровне ощущений, эти ассоциации ими воспримутся, тогда это останется с ними на всю жизнь.

А еще хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/12/20/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-cherez

Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции
материал (средняя группа) на тему

На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Скачать:

Вложение Размер
Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших с 17.59 КБ
narodnye_prazdniki_doklad.docx 17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того , чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и многое другое. Опыт расширялся, обогащался за счёт более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Любой праздник начинается с ожидания его: детей радует праздничная атмосфера, подарки, красивая одежда и гости. Поэтому дети точно должны знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый из них будет делать, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости. Они дают возможность в процессе их подготовки объединять весь коллектив детского сада, детей, взрослых, родителей

В каждом празднике мы используем народные традиции .

Рождество с калядками, так мы провели этот праздник, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья.

Дети с нетерпением ждут такие моменты используя старинный обряд. Они пели Калядки не только с добрыми пожеланиями, но ещё бросали горсть зерна для пожелания благополучия.

Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.

Первый месяц весны-март с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц!

У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами — карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. Масленица — встреча Солнца и Весны. Вот где простор для фантазий. Этот праздник у нас проходит особенно весело, с песнями, играми, сказочными героями. . А с первым блином и весну закликали.

Приди, приди, Солнце Красное,

Солнце Красное, Солнце доброе.

Вот масленица пришла,

Вот широкая пришла

С пирогами, со весельем.

Вот с такими песнями и встречали дети этот великий праздник добра! Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа

Этот праздник можно назвать семейным. Так как он способствует укреплению семейных уз. Ведь именно этого нам всем так не достаёт сейчас: внимания к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия

Ушинский писал: Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

Светлое Христого Воскресенье, Пасха -такого название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Вот это мы и доносим до детей готовясь к этому празднику. Поём песни , танцуем танцы, а игры с крашеными яйцами приносят детям радость и знание того, что все эти игры не просто развлечение, но и имеют смысл способствовать возрождению и расцвету природы.

Мы рассматриваем праздники как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Привлекаем родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, — показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Не только эти, но и каждый любой праздник мы делаем в духе воспитания детей любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.

Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и «Осенины», «День матери» и «Выпускной» это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.

Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?

Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того , чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и многое другое. Опыт расширялся, обогащался за счёт более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.

Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Любой праздник начинается с ожидания его: детей радует праздничная атмосфера, подарки, красивая одежда и гости. Поэтому дети точно должны знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый из них будет делать, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости. Они дают возможность в процессе их подготовки объединять весь коллектив детского сада, детей, взрослых, родителей

В каждом празднике мы используем народные традиции .

Рождество с калядками, так мы провели этот праздник, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья.

Дети с нетерпением ждут такие моменты используя старинный обряд. Они пели Калядки не только с добрыми пожеланиями, но ещё бросали горсть зерна для пожелания благополучия.

Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.

Первый месяц весны-март с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц!

У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами — карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. Масленица — встреча Солнца и Весны. Вот где простор для фантазий. Этот праздник у нас проходит особенно весело, с песнями, играми, сказочными героями. . А с первым блином и весну закликали.

Приди, приди, Солнце Красное,

Солнце Красное, Солнце доброе.

Вот масленица пришла,

Вот широкая пришла

С пирогами, со весельем.

Вот с такими песнями и встречали дети этот великий праздник добра! Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа

Этот праздник можно назвать семейным. Так как он способствует укреплению семейных уз. Ведь именно этого нам всем так не достаёт сейчас: внимания к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия

Ушинский писал: Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

Светлое Христого Воскресенье, Пасха -такого название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Вот это мы и доносим до детей готовясь к этому празднику. Поём песни , танцуем танцы, а игры с крашеными яйцами приносят детям радость и знание того, что все эти игры не просто развлечение, но и имеют смысл способствовать возрождению и расцвету природы.

Мы рассматриваем праздники как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Привлекаем родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, — показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Не только эти, но и каждый любой праздник мы делаем в духе воспитания детей любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.

Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и «Осенины», «День матери» и «Выпускной» это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.

Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/01/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-narodnye-prazdniki

Читайте также:  Лофты для детских праздников свао
Оцените статью
Adblock
detector