Экологические праздники это определение

Формирование экологической культуры дошкольников средствами экологических праздников и досугов

Содержание

  • Педагогическая значимость экологических праздников и досугов…3
  • Методика проведения, организация экологических праздников и досугов………………………………………………………………………..7
    • Этапы подготовки к экологическим праздникам и досугам………. 7
    • Требования к организации и проведению экологических праздников
    • Тематикаэкологических праздников и досугов……………………..12
  • Заключение …………………………………………………………….14.
  • Список литературы……………………………………………………..15

и досугов с детьми дошкольного возраста. 10

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная тревожная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды,воспитании экологической культуры всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической культуры личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

Экологическая культура — одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность. Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа — необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Учитывая всё выше сказанное, считается, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Формирование основ экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе происходит в процессе организации разных форм работы: на занятиях, в повседневной жизни, при проведении природоохранных акций, праздников и досугов.

Одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников является организация и проведение экологических праздников, досугов так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание

  • Педагогическая значимость экологических праздников и досугов. Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Значение праздников и досугов в системе экологического воспитания детей трудно переоценить.Они должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Экологический досуг — эта форма организации деятельности дошкольников. Экологический досуг включает в себя: организацию театрализованной деятельности, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии экологических сказок, литературно-музыкальные развлечения, посвященные временам года.
  • Методика проведение, организация экологических праздников и досугов.
    • Этапы подготовки к экологическим праздникам и досуга.
  • Заключение
  • Список литература: 1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург. Детство-пресс 2001г.

Экологические праздники — это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников — пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

Гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Поскольку экологические праздники и досуги — наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе экологических праздников и досугов, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение, что экологический праздник — это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате.

Данным вопросом занимались такие исследователи как С.Д. Дерябо, М.Б. Зацепина, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин и др. Экологические праздники и досуги дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники и досуги углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Читайте также:  С великим праздником октября открытка

Так как роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, то важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараться вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на воспитание экологической культуры в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае .

В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок, но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца.

Экологические праздники в детском саду — важная составляющая часть образовательного процесса.Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ — подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников — посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания — одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника — 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В раннем возрасте и младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль». В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально — физиологической нагрузки.

Читайте также:  Как оформлять праздники тканью

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним. В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.Оформление детского сада должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

  • рисунков «Береги лес от огня»,
  • поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,
  • кормушек «Птичий городок»,
  • веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.

Экологические праздники в раннем возрасте и младших группах организуют силами сотрудников детского сада. В этом случае дети будут только зрителями. Оптимальный вариант – это показ кукольного театра, театра на ширме. Малыши очень эмоционально реагируют на такой показ. Вместе с тем, как показывает практика, дети младшей группы не очень воспринимают переодевание взрослых и старших детей в сказочных и других персонажей. Но во второй половине года дети могут уже участвовать, играть в несложные игры и исполнять роли. Но для героев следует привлекать всё-таки детей старших групп, а не взрослых. Эмоциональная отзывчивость детей будет больше.

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара.Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

2.2. Требования к организации и проведению экологических праздников и досугов с детьми дошкольного возраста

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д .Для старших дошкольников длительность его увеличивается и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).Но, конечно, нужны и новые номера.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения — в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика , структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника , определении тематики , отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Читайте также:  Верба праздник что делать с вербой

2.3. Тематикаэкологических праздников и досугов.

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.В основе каждого праздника, досуга экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, — привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: — экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески. Тематика экологических праздников может быть посвящена временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли («Наш дом — Земля», «Зелёная планета»); он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части.

Праздник Нового года можно организовать вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жизни — прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубки елей.

Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода — это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям — праздник дает возможность это почувствовать.

Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (С.А. Есенина Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина) — дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства. В старшем дошкольном возрасте праздники могут быть построены на произведениях А.Л. Барто, В. Бианки, С.Я. Маршака, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы — их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепитие с ними). Например, досуг «Ёлка для кукол» может быть проведён в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит ёлку для кукольного уголка, дети украшают её, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

Возможные темы экологических праздников и развлечений: День Земли (22 апреля); Всемирный день моря (29 сентября); Международный день защиты животных (4 октября); Синичкин праздник (12 ноября); День домашних животных (30 ноября) и другие.

Экологические праздники и досуги в детском саду — важная составляющая часть в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявлять свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Экологические праздники и досуги углубляют усвоение экологических знаний, , знаний о природе, её причинно-следственных связей, формируют экологическую культуру, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей.

Все экологические праздники и досуги, входящие в единую систему экологического воспитания дошкольников, воспитывают в детях чувство патриотизма,прививают любовь к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

2.Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 1994 — №3. — С. 7-11.

3. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Коломина Н.В. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с. 4. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» Мозаика-синтез 2000г. 5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». «Просвещение» 2002г. 6. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». «Просвещение» 2002г..

Источник статьи: http://infourok.ru/user/mazaeva-lyubov-lavrentevna/blog/formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-doshkolnikov-sredstvami-ekologicheskih-prazdnikov-i-dosugov-143452.html

Оцените статью
Adblock
detector