Этапы создания народного праздника

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА КАК СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из приоритетных направлений в социально-культурной деятельности учреждений культуры является возрождение и популяризация традиционной народной культуры. Проведение традиционных народных праздников решает многие социальные проблемы и задачи, поставленные программой государственной политики и самим обществом: передачи социокультурного опыта предшествующих поколений; приобщение подрастающего поколения к ценностям народной культуры; духовно-нравственное воспитание; воспитание высоких эстетических и моральных качеств и многое другое. Традиционные праздники для народа – это особое явление неповторимой культуры, проведение содержательного свободного времени. Это всегда интересное театрализованное действие, где артисты и участники – единое целое, где как бы само собой происходит перевоплощение, где участники накапливают практический опыт культурного досуга в результате постоянного участия в игровых упражнениях (силовых, состязательных, танцевальных и песенных). Народные праздники содержат в себе жизнь народа, создают миниатюру картины мира,заставляют подчиниться правилам игры, вводят в реалии этой картины. Поэтому народный праздник является хорошей почвой для снятия напряженности, психологической разрядки участников, агрессивности, разрушительности и тому подобное. Участники традиционного народного действия – взрослые и дети. По оценке специалистов и дети, и взрослые участники народного праздника, выполняя любые простые творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении. За неточность выполняемых заданий или за недостаток необходимых сил никто никого не осуждает. Здесь создается атмосфера взаимопомощи, не ставят оценки. Стихийное стремление победить на шуточных поединках и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет потребность в самоутверждении, проверке сил среди сверстников, признании собственной личности.

При подборе и разработке оптимальной формы проведения мероприятий работники культуры должны учитывать то, что у всех категорий посетителей свои предпочтения и вкусы. Если мероприятие понравится, то посетитель будет снова приходить и активно участвовать во всех мероприятиях понравившейся тематики.

Проведенное исследование на территории села Вознесеновка Ивнянского района Белгородской области показало, что технологии проведения традиционных народных праздников используются в недостаточном объеме, что обусловило разработку проекта народного праздника для детей и подростков. Еще одним из оснований для разработки проекта также является востребованность и огромный потенциал праздника как средства популяризации традиционной народной культуры.

Актуальность проекта обусловлена тем, что с развитием цивилизации фонд свободного времени населения резко сократился, поменялись приоритеты в проведении досуга. Русский народ зачастую забывает об истоках своего бытия, о традициях, культуре своего народа. И лишь небольшой контингент человечества, а это в основном лица преклонного возраста популяризируют опыт народной художественной культуры. Другие всё меньше и меньше продолжают создавать культурную среду в народе. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.

Одной из задач учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением.

Вознесеновки центр культурного развития, функционирующий в условиях сельской социально-культурной среды, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в сохранении и возрождении традиций народной художественной культуры.Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры в стенах культурно-досугового учреждения. Ведь именно учреждения культуры являются частью культурного достояния страны, источником духовности, центрами распространения национальной и мировой культуры, школой патриотизма.

Читайте также:  Названия русских народных праздников список

Проведение традиционного народного праздника с привлечением мастеров декоративно-прикладного творчества и самодеятельных коллективов народного творчества будет способствовать популяризации местных традиционных ремесел и песенно-танцевальных жанров, что соответствует стратегии социально-экономического развития Белгородской области и основным задачам национальной культурной политики.

Проблемазаключается в поиске оптимальной формы деятельности в учреждениях культуры сельской социально-культурной среды для осуществления задачи возрождения традиционной народной культуры.

Цель проекта заключается в воспитании патриотизма, приобщении аудитории учреждений культуры к истокам народной культуры и духовности на основе традиционного народного праздника.

Задачи: сформировать у населения сельских территорий устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; активизировать представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; способствовать развитию эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; познакомить аудиторию учреждений культуры с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов; воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Для решения данной проблемы необходима обновление и модернизация материально-технической базы, приобретение нужных костюмов, традиционных народных шумовых музыкальных инструментов.

Предлагаемый проект возрождение праздника –Троица позволит активизировать социально-культурную активность населения, территории. С помощью оформления площадки Дома культуры декорациями в старорусском стиле (деревянные качели, частокол), соответствующего музыкально оформления, ярмарки мастеров изделий традиционного прикладного творчества, игровой программы с элементами русских народных игр и хороводов, возможно создание атмосферы старорусской деревни, которая будет являться для подрастающего поколения интересным зрелищем, в котором можно поучаствовать. Праздник может стать брендовым мероприятием села и повысить престиж и финансовую привлекательность для спонсоров, а также активизировать коммерческую деятельность.

Эта форма организованного досуга предполагает социально-культурную деятельность, включающую художественное творчество, а так же сочетающую отдых, личное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность деятельности, направленной на гармоничное развитие личности.

По существу, социально-культурная деятельность не исчерпала всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный культурный потенциал, заключенный в традиционных формах социально-культурной деятельности.

Для реализации проекта необходима соответствующая ресурсная база. Больший объем ресурсов предоставляет Вознесеновский Центр культурного развития (Белгородская область) , среди них: площадка, микрофоны, звукоусиливающая аппаратура, методические разработки и другое. Также в процессе реализации проекта необходимо взаимодействие со средствами массовой информации, потенциальными спонсорами проекта.

Одним из главных условий осуществления проекта выступает финансовый и материально-технический ресурс. ять тысяч рублей). Средства планируется получить от спонсоров.

Материально-техническую базу предполагается укомплектовать за счет приобретения необходимого музыкального оборудования, костюмов и декораций. Прежде всего, предполагается закупить музыкальные шумовые инструменты, яркие этнические костюмы. Наличие декораций, создающих вид старой русской деревни, является необходимым условием проведения праздника. Предполагается приобретение деревянных качелей и забора. При использовании выше указанного материально-технического обеспечения возможно проведение яркого и красочного традиционного народного праздника Троица.

Предполагаемый результат от реализации проекта состоит в следующем: формирование у населения устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; активизация представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; развитие эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; знакомство с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов; активизация патриотических чувств.

Таким образом, можно резюмировать вышеизложенное. Праздник, как форма организованного досуга предполагает социально-культурную деятельность, включающую художественное творчество, а также сочетающую отдых, личное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. По существу, социально-культурная деятельность не исчерпала всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный культурный потенциал, заключенный в традиционных формах социально-культурной деятельности.

Читайте также:  Сценарий праздник белорусской кухни

Учреждение культуры, функционирующее в условиях сельской социально-культурной среды, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в сохранении и возрождении традиций народной художественной культуры.

Популяризация традиционной народной культуры посредством праздника с яркими запоминающимися образами позволит активизировать внимание населения сельской территории к организованным формам досуга; активизирует процесс приобщения подрастающего поколения к ценностям народной культуры.

Дюков М.Л. Культуротворческие технологии как художественно-педагогический инструмент развития творческих способностей (креативности) в художественном самодеятельном коллективе / М. Л. Дюков // Социально-культурная деятельность: инновационные подходы развития : матер. заоч. междун. науч.-теорет. конф. – Челябинск : изд-во ЧГАКИ.  2009. – С. 48-53.

Некрылова А.Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках и / А.Ф. Некрылова // Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. / ред.-сост. В. И. Соболев. – Новосибирск, 1997. – С. 66-85.

Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы) : учеб. пособие / О.В. Первушина. – Барнаул : АГИИК, 2002.  180 с.

Источник статьи: http://scienceforum.ru/2020/article/2018020557

Основные стадии подготовки народного праздника.

Методика работы педагога дополнительного образования над созданием сценария народного праздника.

Немаловажную роль в успешном проведении народного праздника, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Для детей необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.

Сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются праздник.

Первым шагом в организации народного праздника является определение темы.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранных педагогом дополнительного образования.

Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу педагог должен подвести участников и зрителей в финале программы.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.

В драматургии народного праздника вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов».

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы возникает единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество — драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность времен. Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический материал, от пластического к музыке, от музыки — к слову и т.д.

И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Сюжетный ход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии народного праздникасостоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным. Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие.

Читайте также:  Праздник урожая древняя греция

Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из былины, фрагмент обрядового действа, они чередуются с массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку.

Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций – основное действие т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт.

Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации, бесспорно, должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе.

Основные стадии подготовки народного праздника.

1. Предварительная подготовка.На этой стадии необходимо определить целевую аудиторию (возраст детей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идей праздника.

Прежде всего, необходимо создать инициативную группу. Нужно конкретно определить, кто войдёт в состав инициативной группы, с какой целью, кто будет руководить организацией праздника.
Последующим шагом является разработка подробного плана проведения праздника, где четко будет обозначено какие мероприятия нужно осуществлять, к какому сроку и кто персонально за это отвечает.

2. Разработка сценария. Сначаланеобходимоизучить историю народного праздника и включить в сценарий необходимые традиционные элементы. Продумать соответствующие костюмы. Предусмотреть конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых), а также необходимый инвентарь.

3. Подготовка праздника.На этой стадии нужно привлечь необходимые

кадры для реализации сценария, составить графики репетиций, распределить

обязанности в инициативной группе. Предусмотреть возможность

взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Последующим шагом проводится:

— работа с творческими коллективами;

— подбор исполнителей, проведение рабочих, монтировочных и генеральных репетиций;

— подготовка сценических площадок и их оформление;

— звуковое оформление – поиск музыкального решения, замысла и работа с техническими средствами;

В то же время согласно разработанному сценарию необходимо определить материальные ресурсы и источники их получения. Для привлечения зрителей и участников праздника, а также единомышленников, желающих вам помочь, распространите информацию о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления.

4. Проведение праздника.На этой стадии идет осуществление

замысла. Необходимо собирать фото и

видеоматериалы о ходе праздника. Это поможет в дальнейшем

проанализировать деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости), подготовить материалы в прессу.

5. Коллективное подведение итоговпроведения народного праздника.

Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа стоит отметить, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, вклад каждого члена команды в общий результат работы.

9. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно сказать, обычай – это стереотипное поведение в стереотипных условиях.

10. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы: событие. Коллектив людей, связанных с этим событием, «сопереживающих» ему, и особая знаковая система.

11. Ритуал – (от лат. ritualus – обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s9221t4.html

Оцените статью
Adblock
detector