Это подарок кого коли

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Падеж имен существительных»

Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. Этому и служат педагогические технологии, которые учителя русского языка и литературы применяют на своих уроках.

Предлагаемый урок по теме «Падеж имен существительных», построен на групповой работе и работе в парах. Класс разделен был на 6 групп (по 4 человека в каждой) в соответствии с шестью падежами имен существительных, и каждая группа выполняла свое задание.

Парты в кабинете были расставлены нетрадиционно, так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников. На столах, кроме тетрадей и учебников, лежали заранее приготовленные листы бумаги формата А-3, фломастеры, маркеры, карандаши.

Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроке позволила всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету. В итоге каждый ученик получил по две оценки (одну — в тетрадь за словарную работу, другую — в журнал за работу в группе).

Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению грамотности, интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности.

Цели:

учебно-познавательные:

  • закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
  • повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением;

интеллектуально-развивающие:

  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;

социальные:

  • развивать умение работать в паре, группе;
  • учить адекватно оценивать себя и других;

эстетические:

  • учить эстетично воспринимать слово. речь, овладевать средствами выразительности
  • собственной речи;

здоровьесберегающие:

  • контроль за осанкой учащихся;
  • физкультминутка;

Оборудование урока: репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Работа по теме.

1. Орфографическая пятиминутка.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Взаимопроверка. (Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
  • Работа над ошибками.

2. Повторение теории.

  • Слова какой части речи вы записали в орфографической работе?
  • Какая часть речи называется именем существительным?
  • Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
  • Сколько падежей в русском языке?

3. Сообщение учителя. «Это интересно».

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии — 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.

Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

«Приди ко мне, брате, в Москов»,- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово «брате» стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

Читайте также:  Поздравление для подарка ключница

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

4. Работа в группах. (6 падежей — 6 групп)

Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе «Наши результаты».

Задание для групп:

1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово «дело» стоит в . падеже. Определить, каким членом предложения является слово «дело».

2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.

3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

4. Представить выступление и оформить на доске таблицу.

Падежи Вопросы Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) — ватрушка!
На заборе спит (кто?) — старушка!
С неба нам летит (что?) — игрушка!
Соловьем свистит (кто?) — подружка!
На сосне сопит (кто?) — хрюшка!
Рассказала (кто?) — врушка!

Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!

Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!

А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)

«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО —
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад —
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

Читайте также:  Подарки по случаю окончания школы

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.

Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!

Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я — художник! Я — творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.

Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!

Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ
(Лист оценок за работу в группах)
№ группы Устный ответ Оформление Грамотность Итог
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6

Итог работы учащихся по группам:

Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 198)

5. Полминутки для шутки.

Чтение учеником стихотворения Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

  • За что Лежебокин не любит падежи?
  • А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) ?

6. Определение синтаксической роли имени существительного в предложении.

Шумят потоки вешние и жгут снега последние (4).

7. Лингвистическая задача.

Митя и Коля — близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись — «Подарок Мити», на втором — «Подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля — пакет с надписью «Подарок Мити», оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, — перочинный ножик, а Митя — масляные краски, о чем мечтал Коля.

Читайте также:  Поиск подарка по запискам примеры записок

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

— Понравились вам мои подарки?

— Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, — ответили Митя и Коля в один голос.

— Да вот же они, — сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

А почему оно произошло, как вы думаете?

Объясните смысл словосочетаний:

  • подарок Коле
  • подарок Коли

8. Творческая работа. Контроль за темой.

Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.

Итог урока.

Д/з параграф 97, упр. 523.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/551548

Детский час

для детей и родителей

Викторина по рассказу Осеевой «Случай» с ответами

Мальчишке Коле из рассказа Осеевой «Случай» повезло – мама подарила ему цветные карандаши. Можно рисовать по делу и для души. Твори, пробуй, выдумывай! Но ничего этого у Коли не вышло. По одному, по два раздарил Коля свои карандаши друзьям и знакомым. А сам остался с пустой коробкой. Правильно ли поступил Коля, не сумев сохранить мамин подарок? Нет. Конечно, Коля не жадный, великодушный. Но если по тому или иному случаю надо будет что-то нарисовать, то Коля не сможет этого сделать. Карандашей-то нет! Покупать новые?

Вопросы и ответы к рассказу Осеевой «Случай»

1. Какой подарок получил Коля?
Ответ: цветные карандаши

2. Кто сделал Коле подарок?
Ответ: мама

3. Сколько карандашей в коробке обнаружил Витя, пришедший порисовать к Коле?
Ответ: три

4. Зачем Коля раздал подаренные мамой карандаши?
Ответ: они были нужны другим детям

5. Кто стал обладателем розового и голубого карандашей?
Ответ: девочка из двора

6. Кто добавил в свою копилку черный и желтый карандаш?
Ответ: Петя

7. Кому нужно было раскрасить крышу дома?
Ответ: подружке сестры

8. Чему был удивлен Витя, увидев три оставшихся карандаша в коробке?
Ответ: тому, что Коля сам остался без нужных ему карандашей

9. Какое объяснение дал Коля Вите, зачем он раздал карандаши?
Ответ: были такие «случаи»

10. Сколько карандашей забрал Витя?
Ответ: три

11. Какой аргумент привел Витя Коле, забирая у него последние карандаши?
Ответ: что тот все равно их раздаст

12. Были ли у Вити свои цветные карандаши?
Ответ: нет

13. Почему рассказ называется «Случай»?
Ответ: потому что Коля раздал все карандаши по тому или иному «случаю»

14. Какой «случай» был у Вити?
Ответ: у того не было ни одного цветного карандаша

15. Правильно ли поступил Коля, раздарив направо-налево мамин подарок?
Ответ: нет

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник статьи: http://detskiychas.ru/victorina/victorina_oseeva_sluchay/

Оцените статью
Adblock
detector