Эвен праздник встреча солнца
Живые традиции народов России запись закреплена
ПРАЗДНИК «ЭВИДЕК» – ОБРЯД ВСТРЕЧИ СОЛНЦА ПО ЭВЕНКИЙСКОМУ ТРАДИЦИОННОМУ КАЛЕНДАРЮ
В дни летнего солнцестояния с 21 по 24 июня эвены проводят главный календарный праздник «Эвидек» — праздник Нового Солнца и Нового года. Этот цикл обрядов связан с их хозяйственно-бытовой деятельностью: рыболовством, оленеводством. Ритуальные действия обряда: танец по кругу (по солнцу) «Кын’гылн’ы», ритуальные действия с огнем (очищение). В этот период эвены встречаются со своими родичами, угощают друг друга ритуальными блюдами, веселятся и проводят различные ритуальные игры. По традиции, во время празднества, было принято девушкам приглядывать себе женихов, а юношам невест. После этого праздника часто совершали свадьбы.
Эвены — народ родственный эвенкам, происхождение которого также связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири и этнокультурным взаимодействием с автохтонным населением.
Эвены – представители коренных малочисленных народов Севера, которые проживают в Хабаровском и Красноярском краях, в Магаданской области, в Якутии, на Чукотке и Камчатке. Эвены – это одна из уникальных этнических групп, сохранившая до нынешних дней кочевой образ жизни, язык, относящийся к тунгусо-маньчжурской группе, традиции и обычаи.
Традиционные занятия эвенов — охота и содержание оленей, которых они использовали для верховой езды и под вьюк. Культура эвенов близка эвенкийской, вместе с которой она образует мощный неповторимый пласт в культурной традиции народов Северной Азии.
Народное творчество эвенов многообразно и уникально, оно отражает трудолюбие, неиссякаемую волю и желание народа сохраниться на земле, его богатый духовный мир, тесную связь с окружающей средой и донесла до наших дней элементы древней языческой культуры.
Материальная и духовная культура прошлых и нынешних поколений неотделимы между собой и уходят корнями в глубокую древность. Человек и Природа, Искусство и Природа – неразрывное целое. Природные северные условия определяют ряд особенностей кочующего народа. Их жизнь протекает на огромных пространствах с непонятными для непривычного глаза ориентирами, условиями, требует в качестве необходимого условия способности человека выживать в этих экстремальных условиях, ориентироваться в пространстве в любую погоду.
Человек опирается не только на свой богатый опыт: умение читать следы зверей, знание повадок животных и привычных мест их обитания, но и на собственный, чувственный, эмоциональный мир, который помогает проникнуть в психологию животного, учитывая его характер, своеобразно перевоплощаться в него, соображать, как мог бы «соображать» отыскиваемый или преследуемый им зверь. В этом случае в силу вступает не только личный опыт человека, но и опыт многих поколений, запечатленный в народном творчестве – мифологии, сказках, обычаях и традициях северных народов.
К первой половине XIX-го и в начале XX-го веков эвены сумели сохранить в своем творчестве этнические традиции, проявившиеся в исключительной зрительной памяти, наблюдательности, способности художника охватить наиболее характерное и передать его в развитом чувстве цвета.
Впервые фольклорный праздник «Нургэнэк» (с эвенского языка «Праздник танца») проводился в июне 1989 года и, с тех пор этот праздник проходит ежегодно. Если первые праздники включали в себя в основном театрализованные действия, концертные программы и конкурсы для команд, то жители сел Эссо и Анавгая становились потенциальными зрителями. И, как положено, в памяти зрителя не остается каких-либо впечатлений.
Анализируя прошедший праздник, организаторы старались что-нибудь изменить в лучшую сторону, чтобы после каждого праздника оставались в памяти только позитивные воспоминания.
Праздник «Нургэнэк» длится не менее 3-х дней. В программу входят обязательные мероприятия: детский фольклорный праздник «Нургэнэкэкэн» в детском саду «Родничок» с различными темами («Веселая камлеечка», «Здравствуй, Нюльтен! (Солнце)», «Колокольчики детства», «Цветы жизни», «Папа, мама плюс Я», конкурс воспитанников «Мут дю» (Мой дом), выставка изделий декоративно-прикладного искусства, национальные танцевальные марафоны, командные состязания («Дюлипки», конкурс костровищ, семейные конкурсы и т.д.) и обязательное угощение ухой или оленьим супом и чаем с лепешками.
В 2001 году организаторы праздника возродили обряд встречи Нового Солнца и Нового года, используя материал преподавателя Якутского государственного университета Анатолия Алексеева.
С давних пор у эвенов существовала традиция в пору пробуждения природы организовывать встречи родственников с песнопениями, угощениями, игрищами. Со встречи родственников в мае начинался целый цикл весенне — летних праздников. Он продолжался до окончания летнего солнцестояния. Завершал его главный календарный праздник «Эвидек» — праздник Нового Солнца и Нового года, происходил он с 21 по 24 июня.
Праздник начинается с проведения обряда очищения по эвенскому обычаю, который в стародавние времена проводили эвенские шаманы. Их задачей было очистить, отделить души соплеменников от различных болезней и скверны. Каждый человек, чтобы предстать перед новым Солнцем и Верховным божеством с чистой душой, поджигает веточку можжевельника и обкуривает себя, затем веточку бросает в огонь, перешагивает его и отряхивается. Только в этом случае у него, у членов его семьи и рода все будет благополучно. Можжевельник, по представлениям эвенов способен изгонять болезни, злой дух, нехорошие помыслы из человека.
После обряда очищения под звуки бубнов все участники направляются к большой поляне, где начинается празднество.
В полночь начинается ритуал встречи Нового Солнца и Нового года. Для проведения обряда должно быть выбрано место, чтобы рядом стояли две лиственницы. Два дерева означают священных птицу-мать и птицу-отца. Между ними натягивается веревка – гилбэр, на которую прежде чем привязать разноцветный лоскуток материи надо загадать самое заветное желание с надеждой его исполнения в Новом году, и оно должно обязательно исполниться. По представлениям эвенов, эти две лиственницы и гилбэр символизируют небесные ворота, открываются они только с 21, 22, 23 и 24 июня – в дни солнцестояния. Возле священных деревьев разжигаются два ритуальных костра и женщины подкладывают в огонь веточки можжевельника, дым которого очищает от скверны.
По древним верованиям эвенов, огонь является воплощением доброго духа, семейного счастья и благополучия. Культ огня, очага широко распространен у народов Севера. Функции очага – отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей – обусловили особое отношение к нему как к сакральному центру жилища. В прошлом очаг у народов Севера имел открытую форму, и хранительницей очага считалась женщина. Многие народы Севера традиционно добывали огонь трением.
Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки и эвены перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение.
Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение, – крюк над очагом и некоторые виды посуды.
Народы Севера считали огонь живым существом, имеющим душу. Дух-хозяин огня представлялся чаще в виде старой женщины, у якутов, якутизированных эвенков, эвенов, отчасти долган – в виде старика, иногда с семьей. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и вином, к нему обращались с различными просьбами.
На свадьбах молодую жену, вводя в дом мужа, обводили вокруг очага: она «кормила» огонь, прикасалась к почитаемым предметам, имеющим к нему отношение. Культ огня неотделим от культа предков.
Перешагивая через первый ритуальный костер, прощаемся со старым годом, оставляем в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, переходим к рождающемуся Новому году. Это означает пробуждение природы, а с ней и обновление жизни человека, рождение лучших надежд.
Все участники обряда мысленно обращаются к Солнцу: «Пусть Новый год принесет мне счастья. » Подходят к гилбэр и привязывают свой лоскуток, загадывая заветное желание.
Потом все берутся за руки и образуют большой круг: круг символизирует Солнце, а руки — его лучи. Эвенский круговой танец «Кын’гылн’ы» посвящается Новому Солнцу и Новому году.
По всей поляне горят костры, у которых суетятся хозяева. Каждый хозяин приглашает гостей к своим кострам, чтобы гости отведали угощения. По древним поверьям, если у твоего костра побывает больше народу, то Новый год будет благополучным.
На рассвете гилбэр с желаниями обвивают вокруг ствола лиственницы, так как сила и энергия дерева будет способствовать исполнению заветных желаний участников ритуала.
На празднике всегда присутствует много молодых девушек, и в праздничные дни наступает пора для юношей выбрать невесту. Если молодой человек, сделал свой окончательный выбор, то он должен подать особый знак — коснуться рукой девушки и пригласить ее на национальный танец «Кын’гылн’ы», участвовать в игрищах рядом с ней.
В зимнее время женщины и девушки в преддверии весенней встречи шьют или дополняют новыми украшениями свою праздничную одежду. Основной функцией эвенской одежды была естественная практическая направленность – защита от холода, снега, дождя. Так же одежда защищает человека от нежелательных воздействий не только природной среды, но и от злых глаз.
Одежда еще выполняет знаковую систему, позволяющую различать людей по полу, возрасту, а также по территориальной, родовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Во время праздников, когда все одеты в национальные костюмы, можно четко отличить эвенов: из какого они стойбища, района или региона.
Эвенская одежда различается и по назначению: ритуальная, праздничная и будничная. Так же существовали одежды для погребальных обрядов, свадебных обрядов, обрядов кормления огня, обрядов прощания с родной землей, обрядов встречи со священным местом.
Эвенская одежда еще раскрывает душу человека. Поэтому женщины за изготовлением и украшением костюма все время напевают какую-нибудь мелодию. Песни бывают разные, в зависимости от того, какой костюм шьют и какое у него предназначение. Мелодии могут быть веселые, праздничные, или песни-воспоминания о ком-то, песни — плач, когда вспоминают умерших сородичей.
Эвенский фольклорный праздник «Нургэнэк» и обряд встречи Эвенского нового года (Нового Солнца и Нового года — Эвидек) в 2009 году получил статус краевых праздников Камчатского края.
Банаканова Л.Е. Камчатский центр народного творчества.
1. Краски северного сияния в узорах мастериц: (Прикладное искусство эвенов Березовки) / Авт.-сост. М.Е.Роббек. — Новосибирск: Наука, 2004.-88с.- (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов СС и ДВ: Т.4).
2. Экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-194.
3. Новикова К.А. Эвенский фольклор. Магадан, 1958
Источник статьи: http://vk.com/wall-144961270_4370